Антиобщественное поведение
Подборка наиболее важных документов по запросу Антиобщественное поведение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие виды дисциплинарных взысканий могут быть применены работодателем к работнику
(КонсультантПлюс, 2025)Перед привлечением к ответственности обязательно проверьте, закреплена ли обязанность вести себя достойно, корректно, не допускать антиобщественного поведения и так далее, например, в правилах внутреннего трудового распорядка. Если такая обязанность не закреплена, то возможен риск оспаривания взыскания в суде.
(КонсультантПлюс, 2025)Перед привлечением к ответственности обязательно проверьте, закреплена ли обязанность вести себя достойно, корректно, не допускать антиобщественного поведения и так далее, например, в правилах внутреннего трудового распорядка. Если такая обязанность не закреплена, то возможен риск оспаривания взыскания в суде.
Статья: Профилактика правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности профилактики правонарушений в отдельных сферах общественных отношений определяются соответствующими федеральными законами (п. 2 ст. 3 Закона о профилактике правонарушений). В ряде исследований, посвященных анализу вопросов противодействия преступности, отмечаются в качестве одной из проблем терминологическая несогласованность и противоречивые интерпретации основных понятий в некоторых законодательных актах: неоднозначно понимается термин "пресечение"; иногда термины "противодействие", "предупреждение" и "борьба" рассматриваются как синонимы; иногда в понятия "предупреждение" и "борьба" вкладывается различное содержание и так далее. (Мигущенко О.Н. Система профилактики правонарушений в Российской Федерации: терминологическая бессистемность // Российский следователь. 2017. N 8. С. 45 - 49). На основе проведенного анализа базовых законодательных актов в сфере профилактики правонарушений, таких как ФЗ от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", ФЗ от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ФЗ от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Закон о профилактике правонарушений несовершеннолетних) и т.д., можно сделать вывод о том, что наиболее конструктивным является законодательный подход, при котором указанные термины употребляются как соответствующие различным понятиям, а термин "профилактика" является наиболее широким. Данный подход применяется в Законе о профилактике правонарушений. В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 2 указанного Закона профилактика правонарушений - это совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения; система профилактики правонарушений - совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности профилактики правонарушений в отдельных сферах общественных отношений определяются соответствующими федеральными законами (п. 2 ст. 3 Закона о профилактике правонарушений). В ряде исследований, посвященных анализу вопросов противодействия преступности, отмечаются в качестве одной из проблем терминологическая несогласованность и противоречивые интерпретации основных понятий в некоторых законодательных актах: неоднозначно понимается термин "пресечение"; иногда термины "противодействие", "предупреждение" и "борьба" рассматриваются как синонимы; иногда в понятия "предупреждение" и "борьба" вкладывается различное содержание и так далее. (Мигущенко О.Н. Система профилактики правонарушений в Российской Федерации: терминологическая бессистемность // Российский следователь. 2017. N 8. С. 45 - 49). На основе проведенного анализа базовых законодательных актов в сфере профилактики правонарушений, таких как ФЗ от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", ФЗ от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ФЗ от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Закон о профилактике правонарушений несовершеннолетних) и т.д., можно сделать вывод о том, что наиболее конструктивным является законодательный подход, при котором указанные термины употребляются как соответствующие различным понятиям, а термин "профилактика" является наиболее широким. Данный подход применяется в Законе о профилактике правонарушений. В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 2 указанного Закона профилактика правонарушений - это совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения; система профилактики правонарушений - совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений.
Нормативные акты
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)Статья 17.1. Официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения
(ред. от 07.04.2025)Статья 17.1. Официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения
Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ
(ред. от 07.04.2025, с изм. от 23.10.2025)
"О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"Статья 37.1. Официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения
(ред. от 07.04.2025, с изм. от 23.10.2025)
"О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"Статья 37.1. Официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения
Статья: О процессуальном обеспечении антикриминального превентивного принуждения
(Борбат А.В., Лукожев Х.М., Петровский А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Криминогенная оценка личностных характеристик, которые должны консолидироваться в соответствующих базах данных, при индивидуализации уголовного наказания судами не учитывается. Во времена тотальной автоматизации защита криминологической информации, касающейся персональных данных правонарушителей, преступников, профилактируемых лиц, является первоочередной задачей. Отсутствие законодательства, регламентирующего порядок сбора, хранения, распространения информации о лицах и криминогенных детерминантах, об ограничениях при получении и сборе таких сведений, представляется упущением. Необходимо четко регламентировать не только основания сбора и хранения, но и его пределы, т.е. до какого времени и сколько будут сохраняться данные. Надо предусмотреть право на получение материалов лицами, которых касается сбор криминологической информации, либо на ознакомление с ними при наличии определенных условий, которые следует конкретизировать. Следует обеспечить процессуальные аспекты удаления таких данных по истечении определенного срока по заявлению заинтересованных лиц либо в случае смерти профилактируемого. В противном случае информация об антиобщественном поведении лица, находящегося (находившегося) на профилактическом учете, может использоваться третьими лицами для его дискредитации или компрометации его родственников и близких.
(Борбат А.В., Лукожев Х.М., Петровский А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Криминогенная оценка личностных характеристик, которые должны консолидироваться в соответствующих базах данных, при индивидуализации уголовного наказания судами не учитывается. Во времена тотальной автоматизации защита криминологической информации, касающейся персональных данных правонарушителей, преступников, профилактируемых лиц, является первоочередной задачей. Отсутствие законодательства, регламентирующего порядок сбора, хранения, распространения информации о лицах и криминогенных детерминантах, об ограничениях при получении и сборе таких сведений, представляется упущением. Необходимо четко регламентировать не только основания сбора и хранения, но и его пределы, т.е. до какого времени и сколько будут сохраняться данные. Надо предусмотреть право на получение материалов лицами, которых касается сбор криминологической информации, либо на ознакомление с ними при наличии определенных условий, которые следует конкретизировать. Следует обеспечить процессуальные аспекты удаления таких данных по истечении определенного срока по заявлению заинтересованных лиц либо в случае смерти профилактируемого. В противном случае информация об антиобщественном поведении лица, находящегося (находившегося) на профилактическом учете, может использоваться третьими лицами для его дискредитации или компрометации его родственников и близких.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Информационные и коммуникационные технологии во многих странах мира являются необходимым атрибутом повседневной жизни, поэтому выросшие в окружении цифровых устройств дети, как правило, обладают базовыми навыками их применения и широко используют их как в образовательном процессе, так и в обиходе. Согласно данным Росстата, в 2020 г. у 96,4% детей в возрасте от 9 до 18 лет имелись навыки работы с персональным компьютером <415>. Однако свободное владение IT-технологиями в быту отнюдь не означает наличия у детей навыков их безопасного применения. Интенсивное освоение детьми цифрового пространства (98,2% российских подростков в возрасте 15 - 18 лет выходят в Сеть каждый день или почти каждый день <416>), уязвимое состояние несовершеннолетних пользователей Интернета, подверженность постороннему влиянию, воздействию медиатрендов и недостаточная осведомленность о разного рода рисках в интернет-пространстве могут оказать разрушительное воздействие на формирование личности детей и подростков, предопределив деструктивные установки на будущее. Они более подвержены манипулятивному влиянию и психологическому прессингу, обусловливающим антиобщественное поведение и вовлечение в незаконную деятельность. На социально-правовую сторону проблемы охраны личных прав граждан в связи с разработкой системы сбора и обработки социально-демографической информации обращал внимание еще А.Б. Венгеров <417>. Именно поэтому одной из важнейших задач государства в информационной сфере признано обеспечение информационной безопасности детей.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Информационные и коммуникационные технологии во многих странах мира являются необходимым атрибутом повседневной жизни, поэтому выросшие в окружении цифровых устройств дети, как правило, обладают базовыми навыками их применения и широко используют их как в образовательном процессе, так и в обиходе. Согласно данным Росстата, в 2020 г. у 96,4% детей в возрасте от 9 до 18 лет имелись навыки работы с персональным компьютером <415>. Однако свободное владение IT-технологиями в быту отнюдь не означает наличия у детей навыков их безопасного применения. Интенсивное освоение детьми цифрового пространства (98,2% российских подростков в возрасте 15 - 18 лет выходят в Сеть каждый день или почти каждый день <416>), уязвимое состояние несовершеннолетних пользователей Интернета, подверженность постороннему влиянию, воздействию медиатрендов и недостаточная осведомленность о разного рода рисках в интернет-пространстве могут оказать разрушительное воздействие на формирование личности детей и подростков, предопределив деструктивные установки на будущее. Они более подвержены манипулятивному влиянию и психологическому прессингу, обусловливающим антиобщественное поведение и вовлечение в незаконную деятельность. На социально-правовую сторону проблемы охраны личных прав граждан в связи с разработкой системы сбора и обработки социально-демографической информации обращал внимание еще А.Б. Венгеров <417>. Именно поэтому одной из важнейших задач государства в информационной сфере признано обеспечение информационной безопасности детей.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного законодательного акта профилактика правонарушений понимается как "совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений <41> или антиобщественного поведения" <42>.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного законодательного акта профилактика правонарушений понимается как "совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений <41> или антиобщественного поведения" <42>.
Статья: Роль национальной идеи в обеспечении национальной безопасности
(Кардашова И.Б.)
("Современное право", 2025, N 1)Органами публичной власти, обеспечивающими национальную безопасность путем реализации правовых мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности (Стратегия, п. 5), разрабатываются правовые акты по патриотическому воспитанию. Так, Приказом Генерального прокурора РФ от 02.08.2018 N 471 "Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию" на прокуратуру России возложены задачи по повышению уровня правовой грамотности и развитию правосознания граждан, оказанию воспитательного воздействия на них в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения, способствующих формированию чувства патриотизма.
(Кардашова И.Б.)
("Современное право", 2025, N 1)Органами публичной власти, обеспечивающими национальную безопасность путем реализации правовых мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности (Стратегия, п. 5), разрабатываются правовые акты по патриотическому воспитанию. Так, Приказом Генерального прокурора РФ от 02.08.2018 N 471 "Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию" на прокуратуру России возложены задачи по повышению уровня правовой грамотности и развитию правосознания граждан, оказанию воспитательного воздействия на них в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения, способствующих формированию чувства патриотизма.
Статья: Противодействие насилию в отношении несовершеннолетних
(Батюкова В.Е.)
("Современное право", 2024, N 10)Л. Кругликов также отрицательно относится к учету наличия малолетних детей "в случаях, когда виновный: 1) не проживает с детьми, уклоняется от обязанности по их содержанию и воспитанию; 2) использует малолетних в целях своего антиобщественного поведения, паразитического существования (вовлекает в преступную и иную антиобщественную деятельность); 3) жестоко обращается с малолетними; 4) совершил преступные действия в отношении детей и т.п." [3, с. 49 - 57].
(Батюкова В.Е.)
("Современное право", 2024, N 10)Л. Кругликов также отрицательно относится к учету наличия малолетних детей "в случаях, когда виновный: 1) не проживает с детьми, уклоняется от обязанности по их содержанию и воспитанию; 2) использует малолетних в целях своего антиобщественного поведения, паразитического существования (вовлекает в преступную и иную антиобщественную деятельность); 3) жестоко обращается с малолетними; 4) совершил преступные действия в отношении детей и т.п." [3, с. 49 - 57].
Статья: Криминология в системе уголовно-правовых наук в изменяющихся условиях
(Зацепин А.М.)
("Законность", 2025, N 1)При указанных различиях в теоретических аспектах и методике исследований тесная связь этих дисциплин, помимо общности предмета и цели исследований, выражается также в том, что именно уголовно-правовое регулирование определяет сферу исследования криминологии. Но в криминологической литературе можно встретить и иные позиции. Это относится главным образом к американским криминологам. Определяя предмет криминологических исследований, они указывают на различные социологические и психологические факторы и совершенно игнорируют существование системы уголовно-правового регулирования <5>. Особенно характерна в этом отношении точка зрения известного американского криминолога Селлина, которая является господствующей среди американских криминологов. По его мнению, криминология не может ограничиваться преступлением как деянием, определенным в качестве такового в законе, а должна заниматься всяким антиобщественным поведением: нужно избавить себя, т.е. область научных исследований, утверждает автор, от оков, созданных уголовным правом <6>. Однако в последнее время и в зарубежной литературе можно встретить значительное число теоретических взглядов, основанных на правовой определенности.
(Зацепин А.М.)
("Законность", 2025, N 1)При указанных различиях в теоретических аспектах и методике исследований тесная связь этих дисциплин, помимо общности предмета и цели исследований, выражается также в том, что именно уголовно-правовое регулирование определяет сферу исследования криминологии. Но в криминологической литературе можно встретить и иные позиции. Это относится главным образом к американским криминологам. Определяя предмет криминологических исследований, они указывают на различные социологические и психологические факторы и совершенно игнорируют существование системы уголовно-правового регулирования <5>. Особенно характерна в этом отношении точка зрения известного американского криминолога Селлина, которая является господствующей среди американских криминологов. По его мнению, криминология не может ограничиваться преступлением как деянием, определенным в качестве такового в законе, а должна заниматься всяким антиобщественным поведением: нужно избавить себя, т.е. область научных исследований, утверждает автор, от оков, созданных уголовным правом <6>. Однако в последнее время и в зарубежной литературе можно встретить значительное число теоретических взглядов, основанных на правовой определенности.
Статья: Ошибки квалификации жестокого обращения с животными
(Попов И.В.)
("Уголовное право", 2025, N 2)В научной литературе достаточно давно отмечено, что хулиганскими являются такие побуждения, которые лишены какой-либо необходимости - они целиком проистекают из разнузданного эгоизма, связанного с неуважением к личности и человеческому достоинству, безразличным отношением к общественным интересам, пренебрежением к законам и правилам поведения. Нередко в основе такого отношения к общественным и личным интересам лежит безотчетная злоба, чувство неудовлетворенной потребности, которые порождают тупое отчаяние и связанное с ним стремление к озорству, удали, разрушению, желанию проявить и показать себя. Часто хулиганские побуждения обусловлены уродливым пониманием свободы своих действий, смысл которого очень четко выражает формула "мне все дозволено". Хулиганские побуждения означают, что субъекту доставляет удовлетворение само преступное деяние, само нарушение общественного порядка, что он получает удовлетворение от своего антиобщественного поведения <13>, <14>, <15>.
(Попов И.В.)
("Уголовное право", 2025, N 2)В научной литературе достаточно давно отмечено, что хулиганскими являются такие побуждения, которые лишены какой-либо необходимости - они целиком проистекают из разнузданного эгоизма, связанного с неуважением к личности и человеческому достоинству, безразличным отношением к общественным интересам, пренебрежением к законам и правилам поведения. Нередко в основе такого отношения к общественным и личным интересам лежит безотчетная злоба, чувство неудовлетворенной потребности, которые порождают тупое отчаяние и связанное с ним стремление к озорству, удали, разрушению, желанию проявить и показать себя. Часто хулиганские побуждения обусловлены уродливым пониманием свободы своих действий, смысл которого очень четко выражает формула "мне все дозволено". Хулиганские побуждения означают, что субъекту доставляет удовлетворение само преступное деяние, само нарушение общественного порядка, что он получает удовлетворение от своего антиобщественного поведения <13>, <14>, <15>.
Статья: Информационная безопасность в социально-гуманитарном измерении: дискурс уголовно-правовой институционализации
(Ключко Р.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)Острую научную дискуссию сегодня вызывают проблемы криминализации, правила квалификации и привлечения к уголовной ответственности по действующим нормам за различные виды информационных деяний, среди которых распространение дипфейков, демонстрация социально опасного контента (треш-стримы), распространение эмодзи-сообщений, проставление лайков, блокирование в информационно-телекоммуникационных сетях субъекта цифровой коммуникации, цифровая травля ("буллинг"), дискредитация субъектов различного уровня (от личного до государственного и международного, когда дискредитируются международные организации). Обсуждается необходимость специальных уголовно-правовых запретов на иные виды информационных деяний, например оправдание геноцида советского народа, пропаганда противоправного или аморального антиобщественного поведения. Активная научная дискуссия ведется по поводу обоснованности закрепления в целях дифференциации ответственности в отдельных составах квалифицирующего признака использования информационных и коммуникационных технологий, включая технологии искусственного интеллекта, для усиления дифференциации ответственности; определения в п. "т" ч. 1 ст. 63 УК РФ в качестве отягчающего ответственность обстоятельства совершения "умышленного преступления с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет)". Отражением социальных, политических реалий в последнее время стало пристальное внимание правоведов к вопросам использования уголовно-правового ресурса для противодействия информационным войнам <5>, распространению деструктивной идеологии в целях побуждения к различным проявлениям радикального характера <6>. Самостоятельному исследованию подвергаются не только проблемы возможности и допустимости использования уголовного "скальпеля" для отдельных информационных девиаций, но и вопросы применимости действующих сегодня правил их квалификации в пределах классических подходов к определению времени и места совершения преступления, кругу лиц, совершающих преступление, и его атрибуции, определению их роли в преступлении на основании разработанных теорий соучастия и вины. Не остаются без внимания исследователей вопросы реализации принципа неотвратимости ответственности, эффективности наказаний и иных мер уголовно-правового характера (включая меры безопасности), необходимости их корректировки либо конструирования совершенно новых по формам и содержанию, соответствующих условиям цифровой реальности.
(Ключко Р.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)Острую научную дискуссию сегодня вызывают проблемы криминализации, правила квалификации и привлечения к уголовной ответственности по действующим нормам за различные виды информационных деяний, среди которых распространение дипфейков, демонстрация социально опасного контента (треш-стримы), распространение эмодзи-сообщений, проставление лайков, блокирование в информационно-телекоммуникационных сетях субъекта цифровой коммуникации, цифровая травля ("буллинг"), дискредитация субъектов различного уровня (от личного до государственного и международного, когда дискредитируются международные организации). Обсуждается необходимость специальных уголовно-правовых запретов на иные виды информационных деяний, например оправдание геноцида советского народа, пропаганда противоправного или аморального антиобщественного поведения. Активная научная дискуссия ведется по поводу обоснованности закрепления в целях дифференциации ответственности в отдельных составах квалифицирующего признака использования информационных и коммуникационных технологий, включая технологии искусственного интеллекта, для усиления дифференциации ответственности; определения в п. "т" ч. 1 ст. 63 УК РФ в качестве отягчающего ответственность обстоятельства совершения "умышленного преступления с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет)". Отражением социальных, политических реалий в последнее время стало пристальное внимание правоведов к вопросам использования уголовно-правового ресурса для противодействия информационным войнам <5>, распространению деструктивной идеологии в целях побуждения к различным проявлениям радикального характера <6>. Самостоятельному исследованию подвергаются не только проблемы возможности и допустимости использования уголовного "скальпеля" для отдельных информационных девиаций, но и вопросы применимости действующих сегодня правил их квалификации в пределах классических подходов к определению времени и места совершения преступления, кругу лиц, совершающих преступление, и его атрибуции, определению их роли в преступлении на основании разработанных теорий соучастия и вины. Не остаются без внимания исследователей вопросы реализации принципа неотвратимости ответственности, эффективности наказаний и иных мер уголовно-правового характера (включая меры безопасности), необходимости их корректировки либо конструирования совершенно новых по формам и содержанию, соответствующих условиям цифровой реальности.
Статья: Основные детерминанты миграционной преступности
(Каменева А.Н., Абазехова З.И., Ступин Д.Д.)
("Миграционное право", 2025, N 3)Главным образом фундаментом миграционной преступности выступают преступления против собственности и различные формы хищений. Исходя из анализа статистики, представленной Судебным департаментом Верховного <2> Суда, в 2023 г. были осуждены 20,5 тыс. граждан СНГ. Вторым по числу выносимых приговоров стало преступление, предусмотренное ст. 158 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) (кража). Общее число осужденных за данное преступление выросло на 13% по сравнению с 2022 г., составляя 4,3 тыс. человек. Низкий уровень оплаты труда приезжих лиц, желание увеличить свой доход для повышения уровня жизни можно назвать основными детерминантами, определяющими посягательства мигрантов на собственность. Преступность мигрантов тесно связана с социально-экономическими факторами. Одним из ключевых моментов здесь становится социальное расслоение, которое в современных российских условиях является чрезвычайно выраженным и продолжает усиливаться. Социально-экономическая незащищенность, низкий уровень жизни, безработица и бедность, по мнению А.И. Долговой, являются одними из наиболее значимых факторов преступности во многих странах <3>. Данные обстоятельства провоцируют рост антисоциальных проявлений среди мигрантов, оказавшихся в неблагоприятных экономических условиях в стране пребывания. Чем более неблагоприятно экономическое положение мигранта, тем выше вероятность того, что он обратится к преступным способам решения возникающих жизненных проблем. Как отмечают многие исследователи, отсутствие средств к существованию становится для мигрантов не только серьезной социальной проблемой, но и фактором, подталкивающим к антиобщественному поведению <4>. Дополнительно к этому можно выделить низкую раскрываемость ряда хищений как одну из причин, обусловливающую миграционную преступность. Так, по данным, представленным Генеральной прокуратурой России <5>, за первое полугодие 2023 г. было зарегистрировано 7 819 преступлений, предусмотренных ст. 158 УК РФ. В то же время раскрыто 41,1% от общего количества. Такая раскрываемость свидетельствует о высокой латентности данного деяния. Из этого вытекает соответствующий вывод: преступнику-мигранту значительно легче решиться на кражу, отталкиваясь от мнимого ощущения безнаказанности. Дополнением к этому может служить тот факт, что объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ, не представляет собой сложное для выполнения деяние и не требует специальных преступных навыков и знаний, что значительно облегчает для преступника реализацию своего криминального умысла.
(Каменева А.Н., Абазехова З.И., Ступин Д.Д.)
("Миграционное право", 2025, N 3)Главным образом фундаментом миграционной преступности выступают преступления против собственности и различные формы хищений. Исходя из анализа статистики, представленной Судебным департаментом Верховного <2> Суда, в 2023 г. были осуждены 20,5 тыс. граждан СНГ. Вторым по числу выносимых приговоров стало преступление, предусмотренное ст. 158 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) (кража). Общее число осужденных за данное преступление выросло на 13% по сравнению с 2022 г., составляя 4,3 тыс. человек. Низкий уровень оплаты труда приезжих лиц, желание увеличить свой доход для повышения уровня жизни можно назвать основными детерминантами, определяющими посягательства мигрантов на собственность. Преступность мигрантов тесно связана с социально-экономическими факторами. Одним из ключевых моментов здесь становится социальное расслоение, которое в современных российских условиях является чрезвычайно выраженным и продолжает усиливаться. Социально-экономическая незащищенность, низкий уровень жизни, безработица и бедность, по мнению А.И. Долговой, являются одними из наиболее значимых факторов преступности во многих странах <3>. Данные обстоятельства провоцируют рост антисоциальных проявлений среди мигрантов, оказавшихся в неблагоприятных экономических условиях в стране пребывания. Чем более неблагоприятно экономическое положение мигранта, тем выше вероятность того, что он обратится к преступным способам решения возникающих жизненных проблем. Как отмечают многие исследователи, отсутствие средств к существованию становится для мигрантов не только серьезной социальной проблемой, но и фактором, подталкивающим к антиобщественному поведению <4>. Дополнительно к этому можно выделить низкую раскрываемость ряда хищений как одну из причин, обусловливающую миграционную преступность. Так, по данным, представленным Генеральной прокуратурой России <5>, за первое полугодие 2023 г. было зарегистрировано 7 819 преступлений, предусмотренных ст. 158 УК РФ. В то же время раскрыто 41,1% от общего количества. Такая раскрываемость свидетельствует о высокой латентности данного деяния. Из этого вытекает соответствующий вывод: преступнику-мигранту значительно легче решиться на кражу, отталкиваясь от мнимого ощущения безнаказанности. Дополнением к этому может служить тот факт, что объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ, не представляет собой сложное для выполнения деяние и не требует специальных преступных навыков и знаний, что значительно облегчает для преступника реализацию своего криминального умысла.
Статья: К вопросу о значимости профилактики правонарушений в области дорожного движения
(Антонов С.Н.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)В настоящее время в п. 2 ст. 2 Закона об основах профилактики правонарушений указанная профилактика понимается как "совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения" [8].
(Антонов С.Н.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)В настоящее время в п. 2 ст. 2 Закона об основах профилактики правонарушений указанная профилактика понимается как "совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения" [8].