Антимонопольное законодательство в сфере закупок
Подборка наиболее важных документов по запросу Антимонопольное законодательство в сфере закупок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отмена электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Признается недействительным решение антимонопольного органа о нарушении законодательства о закупках, принятое по жалобе, поданной после отмены заказчиком электронного аукциона
(КонсультантПлюс, 2025)Признается недействительным решение антимонопольного органа о нарушении законодательства о закупках, принятое по жалобе, поданной после отмены заказчиком электронного аукциона
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор судебных дел с участием антимонопольного органа
(Вовкивская Л.В., Савостина Е.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 1)Торги, проводимые региональным оператором, не состоялись. Однако организация в нарушение антимонопольного законодательства провела закупку у единственного поставщика и заключила договор на условиях, отличающихся от конкурсной документации, тем самым ограничив возможность доступа на рынок транспортирования ТКО других хозяйствующих субъектов.
(Вовкивская Л.В., Савостина Е.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 1)Торги, проводимые региональным оператором, не состоялись. Однако организация в нарушение антимонопольного законодательства провела закупку у единственного поставщика и заключила договор на условиях, отличающихся от конкурсной документации, тем самым ограничив возможность доступа на рынок транспортирования ТКО других хозяйствующих субъектов.
Готовое решение: Может ли заказчик при проведении конкурентной закупки по Закону N 223-ФЗ проводить переговоры с участниками закупки
(КонсультантПлюс, 2025)Для проведения переговоров в ходе процедуры закупки важно, чтобы соответствующий порядок был предусмотрен положением о закупке. При этом нужно учитывать установленные законом принципы закупок и нормы антимонопольного законодательства - в некоторых случаях такие переговоры могут привести к ограничению конкуренции.
(КонсультантПлюс, 2025)Для проведения переговоров в ходе процедуры закупки важно, чтобы соответствующий порядок был предусмотрен положением о закупке. При этом нужно учитывать установленные законом принципы закупок и нормы антимонопольного законодательства - в некоторых случаях такие переговоры могут привести к ограничению конкуренции.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)Изложенное означает, что несоблюдение заказчиками отдельных требований Закона о закупках может одновременно свидетельствовать о нарушении антимонопольного законодательства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)Изложенное означает, что несоблюдение заказчиками отдельных требований Закона о закупках может одновременно свидетельствовать о нарушении антимонопольного законодательства.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- выбор способа закупки является правом заказчика, однако, это не исключает обязанности заказчика осуществлять такой выбор с учетом принципов закупки, установленных Закона 223-ФЗ, а также нормами антимонопольного законодательства, направленными на создание равных условий участия лиц в закупках;
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- выбор способа закупки является правом заказчика, однако, это не исключает обязанности заказчика осуществлять такой выбор с учетом принципов закупки, установленных Закона 223-ФЗ, а также нормами антимонопольного законодательства, направленными на создание равных условий участия лиц в закупках;
Статья: Антимонопольный комплаенс в Министерстве обороны Российской Федерации
(Зайков Д.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 1)- нарушение антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд (ограничение доступа к участию в торгах, нарушение порядка определения победителя торгов и др.) <16>.
(Зайков Д.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 1)- нарушение антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд (ограничение доступа к участию в торгах, нарушение порядка определения победителя торгов и др.) <16>.
Статья: Модель непрерывного улучшения процессов (PDCA) как возможная методологическая основа антимонопольного комплаенса
(Корниенко А.С., Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 1)По своей сути антимонопольный комплаенс является внутрикорпоративной программой компании, цель функционирования которой - предотвращение любых нарушений законодательства о защите конкуренции. Однако специалистами [1 - 3] небезосновательно отмечается необходимость классификации антимонопольного комплаенса, которая имеет не только теоретический, но и практический интерес. Действительно, во многих случаях вряд ли существует необходимость в "оберегании" хозяйствующего субъекта ото всех гипотетически возможных видов нарушения антимонопольного законодательства. Так, допустим, если конкретная организация принципиально не участвует в закупках, то отпадает потенциальная возможность нарушения ею соответствующих положений закона и привлечения такого субъекта к ответственности за нарушение специального законодательства о публичных закупках (по мнению авторов статьи, обеспечение соответствия требованиям закупочного законодательства, за нарушение которых, как известно, предусмотрены меры публичного воздействия со стороны антимонопольных органов, является частью антимонопольного комплаенса; аналогичным образом, например, нарушение антимонопольного законодательства при осуществлении закупок отнесено к комплаенс-рискам в Приказе Федеральной антимонопольной службы от 7 июня 2022 г. N 435/22). Значит, фактически отпадает и необходимость внедрения антимонопольного комплаенса применительно к этой сфере деятельности. Соответственно, основными направлениями деятельности, касающимися в той или иной степени антимонопольного законодательства, выделяют отдельные направления антимонопольного комплаенса: системы предотвращения нарушений в виде недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим положением или, например, соответствующих положений в области рекламного законодательства <2> и т.д.
(Корниенко А.С., Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 1)По своей сути антимонопольный комплаенс является внутрикорпоративной программой компании, цель функционирования которой - предотвращение любых нарушений законодательства о защите конкуренции. Однако специалистами [1 - 3] небезосновательно отмечается необходимость классификации антимонопольного комплаенса, которая имеет не только теоретический, но и практический интерес. Действительно, во многих случаях вряд ли существует необходимость в "оберегании" хозяйствующего субъекта ото всех гипотетически возможных видов нарушения антимонопольного законодательства. Так, допустим, если конкретная организация принципиально не участвует в закупках, то отпадает потенциальная возможность нарушения ею соответствующих положений закона и привлечения такого субъекта к ответственности за нарушение специального законодательства о публичных закупках (по мнению авторов статьи, обеспечение соответствия требованиям закупочного законодательства, за нарушение которых, как известно, предусмотрены меры публичного воздействия со стороны антимонопольных органов, является частью антимонопольного комплаенса; аналогичным образом, например, нарушение антимонопольного законодательства при осуществлении закупок отнесено к комплаенс-рискам в Приказе Федеральной антимонопольной службы от 7 июня 2022 г. N 435/22). Значит, фактически отпадает и необходимость внедрения антимонопольного комплаенса применительно к этой сфере деятельности. Соответственно, основными направлениями деятельности, касающимися в той или иной степени антимонопольного законодательства, выделяют отдельные направления антимонопольного комплаенса: системы предотвращения нарушений в виде недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим положением или, например, соответствующих положений в области рекламного законодательства <2> и т.д.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Таким образом, для исполнения антимонопольного законодательства и принципов конкуренции требованиями описания объекта закупки ст. 33 Закона N 44-ФЗ изначально задается возможность участникам строительства подбирать соответствующие торговые наименования материалов под заданные технические характеристики. А так как в проектной и рабочей документации уже указаны торговые наименования, из которых собраны коммерческие предложения для конъюнктурного анализа и далее указаны в сметной документации, подбор другого торгового наименования под указанные технические характеристики рассматривается как замена на аналог.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Таким образом, для исполнения антимонопольного законодательства и принципов конкуренции требованиями описания объекта закупки ст. 33 Закона N 44-ФЗ изначально задается возможность участникам строительства подбирать соответствующие торговые наименования материалов под заданные технические характеристики. А так как в проектной и рабочей документации уже указаны торговые наименования, из которых собраны коммерческие предложения для конъюнктурного анализа и далее указаны в сметной документации, подбор другого торгового наименования под указанные технические характеристики рассматривается как замена на аналог.
Статья: О практике антимонопольного регулирования (на примере субъекта Российской Федерации)
(Спирчагов Г.С.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)К практике антимонопольного регулирования, на наш взгляд, относятся: реализация и совершенствование антимонопольного законодательства, законодательства о закупках, Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее также - КоАП РФ); правовые акты, решения и практика работы различных органов власти; судебные решения; практика работы федеральных, региональных и муниципальных органов власти, органов прокуратуры и т.д.
(Спирчагов Г.С.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)К практике антимонопольного регулирования, на наш взгляд, относятся: реализация и совершенствование антимонопольного законодательства, законодательства о закупках, Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее также - КоАП РФ); правовые акты, решения и практика работы различных органов власти; судебные решения; практика работы федеральных, региональных и муниципальных органов власти, органов прокуратуры и т.д.
Готовое решение: Каким способом провести процедуру закупки заказчику по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)возбуждение ФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства, в частности ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ. Это возможно, например, в случае поступления в антимонопольную службу информации о таком нарушении или выявления такой информации ведомством самостоятельно (ч. 2 ст. 39 Закона N 135-ФЗ). По итогам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ФАС России может вынести предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе о внесении соответствующих изменений в положение о закупке (ч. 1 ст. 50 Закона N 135-ФЗ, Письмо ФАС России от 21.08.2024 N МШ/75011/24);
(КонсультантПлюс, 2025)возбуждение ФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства, в частности ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ. Это возможно, например, в случае поступления в антимонопольную службу информации о таком нарушении или выявления такой информации ведомством самостоятельно (ч. 2 ст. 39 Закона N 135-ФЗ). По итогам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ФАС России может вынести предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе о внесении соответствующих изменений в положение о закупке (ч. 1 ст. 50 Закона N 135-ФЗ, Письмо ФАС России от 21.08.2024 N МШ/75011/24);