Антикоррупционный стандарт
Подборка наиболее важных документов по запросу Антикоррупционный стандарт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов" Федерального закона "О противодействии коррупции"Довод о том, что действующим законодательством и локальными актами управления образования не предусмотрена обязанность по уведомлению нанимателя о назначении сына директора на вакантную должность заместителя директора по ИОП в реорганизованную СОШ N 6 (600 мест) также признан судом необоснованным, так как такая обязанность прямо предусмотрена частью 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также антикоррупционным Стандартом в деятельности управления образования Красносулинского района в сфере образования, утвержденным Постановлением Администрации Красносулинского района от 29.01.2019 N 43."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие меры по противодействию коррупции предусмотрены законом
(КонсультантПлюс, 2025)установление для соответствующей области деятельности работников антикоррупционных стандартов (стандартов и кодексов поведения), то есть единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в этой области (п. 5 ст. 7 Закона о противодействии коррупции). Антикоррупционные стандарты для работников рекомендуется закреплять в локальных нормативных актах организации. Например, можно определить, какие подарки получать допускается, как должны регулироваться иная оплачиваемая деятельность и владение ценными бумагами;
(КонсультантПлюс, 2025)установление для соответствующей области деятельности работников антикоррупционных стандартов (стандартов и кодексов поведения), то есть единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в этой области (п. 5 ст. 7 Закона о противодействии коррупции). Антикоррупционные стандарты для работников рекомендуется закреплять в локальных нормативных актах организации. Например, можно определить, какие подарки получать допускается, как должны регулироваться иная оплачиваемая деятельность и владение ценными бумагами;
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)Стандарты и кодексы поведения
(утв. Минтрудом России)Стандарты и кодексы поведения
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Примером превалирования целей национальной, в том числе информационной, безопасности над задачами обеспечения антикоррупционных стандартов служат положения Указа Президента РФ от 29 декабря 2022 г. N 968 "Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции". Указ закрепляет основания для непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, неразмещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов и организаций сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, и непредставление таких сведений общероссийским средствам массовой информации.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Примером превалирования целей национальной, в том числе информационной, безопасности над задачами обеспечения антикоррупционных стандартов служат положения Указа Президента РФ от 29 декабря 2022 г. N 968 "Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции". Указ закрепляет основания для непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, неразмещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов и организаций сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, и непредставление таких сведений общероссийским средствам массовой информации.
Статья: Распространение антикоррупционных стандартов на работников организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11
Готовое решение: Как расторгнуть служебный контракт (уволить госслужащего)
(КонсультантПлюс, 2025)При анализе этих обстоятельств учитывайте те, которые имеют причинно-следственную связь с коррупционным правонарушением. Обстоятельства, не влияющие на возможность (невозможность) соблюдения антикоррупционных стандартов, например жизненную ситуацию, не принимайте во внимание (п. 11 Обзора практики привлечения к ответственности госслужащих (версия 2.0)). Рекомендуем также ориентироваться на Обзор ситуаций, которые расценивались как значительные проступки, влекущие увольнение в связи с утратой доверия.
(КонсультантПлюс, 2025)При анализе этих обстоятельств учитывайте те, которые имеют причинно-следственную связь с коррупционным правонарушением. Обстоятельства, не влияющие на возможность (невозможность) соблюдения антикоррупционных стандартов, например жизненную ситуацию, не принимайте во внимание (п. 11 Обзора практики привлечения к ответственности госслужащих (версия 2.0)). Рекомендуем также ориентироваться на Обзор ситуаций, которые расценивались как значительные проступки, влекущие увольнение в связи с утратой доверия.
Статья: Актуальные задачи для конституционного законодательства в Конвенции ООН против коррупции 2003 г.
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Конвенция ООН против коррупции представляет собой весьма обширный и детализированный документ. Текст Конвенции включает 71 статью, которые объединены в 8 глав <3>. В фокусе нашего внимания будут нормы, которые содержатся во второй главе, посвященной профилактике коррупции. Именно среди норм этой главы Конвенция ООН против коррупции закрепляет свое видение некоторых антикоррупционных стандартов конституционно-правовых отношений <4>.
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Конвенция ООН против коррупции представляет собой весьма обширный и детализированный документ. Текст Конвенции включает 71 статью, которые объединены в 8 глав <3>. В фокусе нашего внимания будут нормы, которые содержатся во второй главе, посвященной профилактике коррупции. Именно среди норм этой главы Конвенция ООН против коррупции закрепляет свое видение некоторых антикоррупционных стандартов конституционно-правовых отношений <4>.
Статья: Административно-правовая регламентация электронного декларирования расходов и доходов государственных гражданских служащих
(Старовойт М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)С 1992 г. в Российской Федерации происходит поэтапный процесс формирования административно-правовой регламентации отношений, связанных с противодействием коррупции в публичной сфере <1>. Вместе с тем значительные институциональные изменения традиционно связывают с проведением в 2006 - 2010 гг. административной реформы <2>, которая заложила организационные и правовые механизмы противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти. За прошедшие почти 15 лет законодательство о противодействии коррупции активно развивалось: имплементировались нормы международного права, внедрялись в работу органов исполнительной власти антикоррупционные стандарты, а также стремительно повышалась роль цифровых технологий в процессах информационно-аналитического сопровождения данной работы.
(Старовойт М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)С 1992 г. в Российской Федерации происходит поэтапный процесс формирования административно-правовой регламентации отношений, связанных с противодействием коррупции в публичной сфере <1>. Вместе с тем значительные институциональные изменения традиционно связывают с проведением в 2006 - 2010 гг. административной реформы <2>, которая заложила организационные и правовые механизмы противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти. За прошедшие почти 15 лет законодательство о противодействии коррупции активно развивалось: имплементировались нормы международного права, внедрялись в работу органов исполнительной власти антикоррупционные стандарты, а также стремительно повышалась роль цифровых технологий в процессах информационно-аналитического сопровождения данной работы.
Статья: Правовая политика государства в сфере публичных финансов как средство обеспечения экономической безопасности
(Саттарова Н.А., Гараев И.Г., Гафарова Г.Р.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)В заключение можно резюмировать, что деятельность государства по реализации основных направлений совершенствования законодательства в сфере публичных финансов необходимо модернизировать; государственная политика в сфере публичных финансов должна содействовать обеспечению стабильности и устойчивости финансовой системы, для чего необходимо принять ряд важных мер путем внесения изменений в нормативные акты: разработать и реализовать систему мер по предупреждению и минимизации рисков и угроз в бюджетной и налоговой сферах в рамках антикоррупционных стандартов; необходимо на законодательном уровне обеспечить эффективный режим финансово-правового механизма денежного обращения и государственного регулирования ценообразования.
(Саттарова Н.А., Гараев И.Г., Гафарова Г.Р.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)В заключение можно резюмировать, что деятельность государства по реализации основных направлений совершенствования законодательства в сфере публичных финансов необходимо модернизировать; государственная политика в сфере публичных финансов должна содействовать обеспечению стабильности и устойчивости финансовой системы, для чего необходимо принять ряд важных мер путем внесения изменений в нормативные акты: разработать и реализовать систему мер по предупреждению и минимизации рисков и угроз в бюджетной и налоговой сферах в рамках антикоррупционных стандартов; необходимо на законодательном уровне обеспечить эффективный режим финансово-правового механизма денежного обращения и государственного регулирования ценообразования.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Нельзя не отметить и активное, даже в некотором смысле гиперактивное, развитие нормативного правового регулирования деятельности по противодействию коррупции. Т.Я. Хабриева, оценивая эту активность, справедливо указывает на негативные тенденции, возникающие вследствие недостаточной согласованности актов разной юридической силы и отраслевой принадлежности, их лоскутности и разнонаправленности <1>. Нормативное правовое регулирование довольно динамично меняется в поиске наиболее эффективных средств противодействия коррупции. Первые решения были связаны с повышением прозрачности доходов и расходов государственных служащих, усилением ответственности за коррупционные проступки, имплементацией положений актов международного права, в том числе Конвенции ООН против коррупции. Затем акценты были перенесены на разработку антикоррупционных стандартов, карт коррупционных рисков в органах исполнительной власти.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Нельзя не отметить и активное, даже в некотором смысле гиперактивное, развитие нормативного правового регулирования деятельности по противодействию коррупции. Т.Я. Хабриева, оценивая эту активность, справедливо указывает на негативные тенденции, возникающие вследствие недостаточной согласованности актов разной юридической силы и отраслевой принадлежности, их лоскутности и разнонаправленности <1>. Нормативное правовое регулирование довольно динамично меняется в поиске наиболее эффективных средств противодействия коррупции. Первые решения были связаны с повышением прозрачности доходов и расходов государственных служащих, усилением ответственности за коррупционные проступки, имплементацией положений актов международного права, в том числе Конвенции ООН против коррупции. Затем акценты были перенесены на разработку антикоррупционных стандартов, карт коррупционных рисков в органах исполнительной власти.
Статья: Понятие антикоррупционного комплаенса
(Шорохов В.Е., Шорохова А.А., Бурский И.Г., Козлова С.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)<1> См.: Автономов А.С., Голованова Н.А., Гриб В.В., Семыкина О.И. Юридические и организационные антикоррупционные меры: сравнительно-правовое исследование / отв. ред. А.С. Автономов. М.: Юрист, 2017. С. 59 - 62; Грачев Ю.А., Кежов А.А. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. N 3 (79). С. 46 - 49; Красноусов С.Д. Иностранное законодательство в сфере противодействия коррупции в частном секторе // Общество: политика, экономика, право. 2019. N 4 (69). С. 69 - 72; Писаренко А.П. Инструментарий борьбы с коррупцией в позитивном зарубежном опыте // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2019. N 1 (29). С. 75 - 79; Руденкин В.Н. Демократическая и авторитарная модели антикоррупционной политики: общее и особенное // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2018. N 4 (45). С. 4 - 10; Трунцевский Ю.В. Формирование и соблюдение антикоррупционных стандартов ведения частного бизнеса в ракурсе международного и внутригосударственного права // Международное публичное и частное право. 2021. N 6. С. 40 - 42; Филиппович А.А. Комплаенс в предпринимательской деятельности: история становления, общие положения, проблемы формирования в Российской Федерации // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2018. N 3 (43). С. 225 - 233.
(Шорохов В.Е., Шорохова А.А., Бурский И.Г., Козлова С.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)<1> См.: Автономов А.С., Голованова Н.А., Гриб В.В., Семыкина О.И. Юридические и организационные антикоррупционные меры: сравнительно-правовое исследование / отв. ред. А.С. Автономов. М.: Юрист, 2017. С. 59 - 62; Грачев Ю.А., Кежов А.А. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. N 3 (79). С. 46 - 49; Красноусов С.Д. Иностранное законодательство в сфере противодействия коррупции в частном секторе // Общество: политика, экономика, право. 2019. N 4 (69). С. 69 - 72; Писаренко А.П. Инструментарий борьбы с коррупцией в позитивном зарубежном опыте // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2019. N 1 (29). С. 75 - 79; Руденкин В.Н. Демократическая и авторитарная модели антикоррупционной политики: общее и особенное // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2018. N 4 (45). С. 4 - 10; Трунцевский Ю.В. Формирование и соблюдение антикоррупционных стандартов ведения частного бизнеса в ракурсе международного и внутригосударственного права // Международное публичное и частное право. 2021. N 6. С. 40 - 42; Филиппович А.А. Комплаенс в предпринимательской деятельности: история становления, общие положения, проблемы формирования в Российской Федерации // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2018. N 3 (43). С. 225 - 233.