Антикоррупционный контроль
Подборка наиболее важных документов по запросу Антикоррупционный контроль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Изменение цены договора подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Ссылаясь на то, что актом проверки... проведенной Главным управлением контроля и противодействия коррупции Рязанской области, установлено уменьшение объемов работ, предусмотренных контрактом, на 67 км ввиду расположения 5 водотоков за пределами Рязанской области, в связи с чем перечисленные подрядчику денежные средства в счет оплаты твердой цены контракта в размере 318266 руб. 08 коп. являются неосновательным обогащением исполнителя, Министерство природопользования Рязанской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
(КонсультантПлюс, 2025)Ссылаясь на то, что актом проверки... проведенной Главным управлением контроля и противодействия коррупции Рязанской области, установлено уменьшение объемов работ, предусмотренных контрактом, на 67 км ввиду расположения 5 водотоков за пределами Рязанской области, в связи с чем перечисленные подрядчику денежные средства в счет оплаты твердой цены контракта в размере 318266 руб. 08 коп. являются неосновательным обогащением исполнителя, Министерство природопользования Рязанской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Уменьшение объема работ по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Ссылаясь на то, что актом проверки... проведенной Главным управлением контроля и противодействия коррупции Рязанской области, установлено уменьшение объемов работ, предусмотренных контрактом, на 67 км ввиду расположения 5 водотоков за пределами Рязанской области, в связи с чем перечисленные подрядчику денежные средства в счет оплаты твердой цены контракта в размере 318266 руб. 08 коп. являются неосновательным обогащением исполнителя, Министерство природопользования Рязанской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
(КонсультантПлюс, 2025)Ссылаясь на то, что актом проверки... проведенной Главным управлением контроля и противодействия коррупции Рязанской области, установлено уменьшение объемов работ, предусмотренных контрактом, на 67 км ввиду расположения 5 водотоков за пределами Рязанской области, в связи с чем перечисленные подрядчику денежные средства в счет оплаты твердой цены контракта в размере 318266 руб. 08 коп. являются неосновательным обогащением исполнителя, Министерство природопользования Рязанской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Организация внутреннего контроля противодействия коррупции и коррупционных рисков в коммерческих организациях
(Сафонова М.Ф., Фельде Е.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3)"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3
(Сафонова М.Ф., Фельде Е.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3)"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 15.1. Граждане, претендующие на должность Председателя Банка России, должность члена Совета директоров, лица, занимающие указанные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными актами Банка России, в государственный орган (подразделение государственного органа), определяемый (определяемое) Президентом Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 15.1. Граждане, претендующие на должность Председателя Банка России, должность члена Совета директоров, лица, занимающие указанные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными актами Банка России, в государственный орган (подразделение государственного органа), определяемый (определяемое) Президентом Российской Федерации.
Приказ МВД России от 01.02.2018 N 50
(ред. от 28.08.2025)
"Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2018 N 50460)I. Должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в подразделениях уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, по контролю за оборотом наркотиков, по борьбе (организации борьбы) с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий, с преступными посягательствами на грузы, собственной безопасности (за исключением подразделений по осуществлению меры безопасности в виде личной охраны Главного управления собственной безопасности МВД России, реализации мер безопасности в подразделениях собственной безопасности территориальных органов МВД России), по противодействию экстремизму, участковых уполномоченных полиции, по обеспечению безопасности дорожного движения, патрульно-постовой службы, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (за исключением подразделений физической защиты, осуществления личной охраны Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России, физической защиты подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, территориальных органов МВД России)
(ред. от 28.08.2025)
"Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2018 N 50460)I. Должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в подразделениях уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, по контролю за оборотом наркотиков, по борьбе (организации борьбы) с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий, с преступными посягательствами на грузы, собственной безопасности (за исключением подразделений по осуществлению меры безопасности в виде личной охраны Главного управления собственной безопасности МВД России, реализации мер безопасности в подразделениях собственной безопасности территориальных органов МВД России), по противодействию экстремизму, участковых уполномоченных полиции, по обеспечению безопасности дорожного движения, патрульно-постовой службы, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (за исключением подразделений физической защиты, осуществления личной охраны Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России, физической защиты подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, территориальных органов МВД России)
Статья: Международный контроль в сфере противодействия коррупции: вчера, сегодня, завтра
(Спиридонов А.П., Мурашкин И.Ю.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 2)"Международное право и международные организации", 2024, N 2
(Спиридонов А.П., Мурашкин И.Ю.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 2)"Международное право и международные организации", 2024, N 2
Статья: Где работодатель может установить камеры видеонаблюдения, а где нет
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 32)Работница трудилась в городской поликлинике. В ней было утверждено Положение об аудио- и видеоконтроле (аудио- и видеозаписи). Им предусмотрено, что аудио- и видеоконтроль осуществляется в целях обеспечения мер по усилению антитеррористической и пожарной безопасности, внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, предотвращения противоправных действий со стороны пациентов и сотрудников, выявления ситуаций, которые являются нетиповыми в зоне осуществления контроля, обеспечения мер по противодействию коррупции, осуществления контроля за надлежащим выполнением сотрудниками своих должностных обязанностей на рабочих местах, объективного рассмотрения жалоб пациентов на действия сотрудников при оказании медицинской помощи.
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 32)Работница трудилась в городской поликлинике. В ней было утверждено Положение об аудио- и видеоконтроле (аудио- и видеозаписи). Им предусмотрено, что аудио- и видеоконтроль осуществляется в целях обеспечения мер по усилению антитеррористической и пожарной безопасности, внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, предотвращения противоправных действий со стороны пациентов и сотрудников, выявления ситуаций, которые являются нетиповыми в зоне осуществления контроля, обеспечения мер по противодействию коррупции, осуществления контроля за надлежащим выполнением сотрудниками своих должностных обязанностей на рабочих местах, объективного рассмотрения жалоб пациентов на действия сотрудников при оказании медицинской помощи.
Статья: Конфликт интересов в деятельности членов общественных советов при исполнительных органах субъектов Российской Федерации
(Ширалиев И.С., Денисов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)В статье рассматриваются отдельные проблемы, связанные с правовым статусом лица субъекта общественного контроля, а также вопросы ответственности такого лица за совершение коррупционных правонарушений. Проводится сравнительный анализ содержания понятий "конфликт интересов", закрепленных в Федеральных законах "О противодействии коррупции" и "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Выдвигаются предложения по совершенствованию российского законодательства, регулирующего отношения в сфере противодействия коррупции и общественного контроля.
(Ширалиев И.С., Денисов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)В статье рассматриваются отдельные проблемы, связанные с правовым статусом лица субъекта общественного контроля, а также вопросы ответственности такого лица за совершение коррупционных правонарушений. Проводится сравнительный анализ содержания понятий "конфликт интересов", закрепленных в Федеральных законах "О противодействии коррупции" и "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Выдвигаются предложения по совершенствованию российского законодательства, регулирующего отношения в сфере противодействия коррупции и общественного контроля.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)На развитие теории регулирования большое влияние оказали идеи управления рисками <1>. Первые работы по этой тематике в отечественной литературе связаны с организацией антимонопольного, налогового и таможенного контроля, противодействия коррупции <2>, что, вероятно, обусловлено распространением практики управления рисками в таможенных органах зарубежных стран начиная с 1995 г. (национальный стандарт Австралии и Новой Зеландии AS/NZS 4360:1995; Канады CAN/CSA Q850-97), хотя известны примеры внедрения риск-ориентированных подходов в сфере охраны окружающей природной среды <3> и здравоохранения <4>. Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации была утверждена в 1999 г. <5>. Об учете рисков в контрольно-надзорной деятельности отечественные исследователи начали говорить позже и со ссылкой на зарубежный опыт <6>. В частности, утверждается, что введение риск-ориентированного подхода к организации контрольно-надзорной деятельности позволяет обеспечить соразмерность связанных с ней издержек потребностям обеспечения соблюдения обязательных требований <7>.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)На развитие теории регулирования большое влияние оказали идеи управления рисками <1>. Первые работы по этой тематике в отечественной литературе связаны с организацией антимонопольного, налогового и таможенного контроля, противодействия коррупции <2>, что, вероятно, обусловлено распространением практики управления рисками в таможенных органах зарубежных стран начиная с 1995 г. (национальный стандарт Австралии и Новой Зеландии AS/NZS 4360:1995; Канады CAN/CSA Q850-97), хотя известны примеры внедрения риск-ориентированных подходов в сфере охраны окружающей природной среды <3> и здравоохранения <4>. Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации была утверждена в 1999 г. <5>. Об учете рисков в контрольно-надзорной деятельности отечественные исследователи начали говорить позже и со ссылкой на зарубежный опыт <6>. В частности, утверждается, что введение риск-ориентированного подхода к организации контрольно-надзорной деятельности позволяет обеспечить соразмерность связанных с ней издержек потребностям обеспечения соблюдения обязательных требований <7>.
Статья: Круг лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности: к вопросу об актуализации антикоррупционного контроля в связи с конституционной реформой 2020 года
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11
Статья: Тенденции международной практики контроля за оборотом цифровых активов в контексте политики ПОД/ФТ и антикоррупционной политики
(Криворучко С.В., Понаморенко В.Е.)
("Банковское право", 2023, N 1)Рассмотрено современное состояние международно-правовых основ ПОД/ФТ на крипторынке, а также тенденций развития национальных основ ПОД/ФТ в наиболее развитых юрисдикциях (США и ЕС) в свете отечественных перспектив формирования методологии антикоррупционного контроля за оборотом цифровых прав и цифровых валют.
(Криворучко С.В., Понаморенко В.Е.)
("Банковское право", 2023, N 1)Рассмотрено современное состояние международно-правовых основ ПОД/ФТ на крипторынке, а также тенденций развития национальных основ ПОД/ФТ в наиболее развитых юрисдикциях (США и ЕС) в свете отечественных перспектив формирования методологии антикоррупционного контроля за оборотом цифровых прав и цифровых валют.
Статья: Противодействие легализации коррупционных доходов: сравнительно-правовой анализ опыта России и Армении
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Для целей антикоррупционного контроля в России применяется компьютерная программа, разработанная на базе специального программного обеспечения "Справки БК" и "Справки ГС" для обеспечения автоматизации процесса сбора, обработки, консолидации и анализа данных о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Для целей антикоррупционного контроля в России применяется компьютерная программа, разработанная на базе специального программного обеспечения "Справки БК" и "Справки ГС" для обеспечения автоматизации процесса сбора, обработки, консолидации и анализа данных о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Статья: Конституционно-правовые основы общественного контроля в сфере противодействия коррупции
(Савицкая О.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10
(Савицкая О.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Поворотным моментом в декларировании как форме финансового контроля в сфере противодействия коррупции стало принятие Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции 2003 г. (далее - КПК ООН), в которой признается потенциал систем раскрытия информации об активах и предусматривается, что все стороны, подписавшие это соглашение, должны создать механизмы, обязывающие публичных должностных лиц сообщать соответствующим органам о своих инвестициях и активах (п. 5 ст. 8). Конвенция определяет гибкий механизм декларирования <540>.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Поворотным моментом в декларировании как форме финансового контроля в сфере противодействия коррупции стало принятие Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции 2003 г. (далее - КПК ООН), в которой признается потенциал систем раскрытия информации об активах и предусматривается, что все стороны, подписавшие это соглашение, должны создать механизмы, обязывающие публичных должностных лиц сообщать соответствующим органам о своих инвестициях и активах (п. 5 ст. 8). Конвенция определяет гибкий механизм декларирования <540>.
Статья: Дискуссионные аспекты правоприменительной практики законодательства о противодействии коррупции на муниципальной службе
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)В сложившейся правоприменительной практике наиболее животрепещущим элементом вышеупомянутой правовой конструкции является категория "личная заинтересованность". В частности, расширение круга коррупционно опасных контактеров за счет граждан, с которыми лица, указанные в ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 273, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями, существенным образом не только расширяет зону антикоррупционного контроля, куда попадают уже не только близкие родственники, прямо указанные в законе, но и устанавливает неопределенно широкие границы категории "личная заинтересованность", по сути, включая в категорию конфликта интересов потенциально возможные контакты с любыми гражданами. Так, в правоприменительной практике уже имеются примеры рассмотрения конфликта интересов с дальними родственниками, сожителями, бывшими супругами, друзьями, однокурсниками, бывшими сослуживцами, бывшим работодателем <9> и пр.
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)В сложившейся правоприменительной практике наиболее животрепещущим элементом вышеупомянутой правовой конструкции является категория "личная заинтересованность". В частности, расширение круга коррупционно опасных контактеров за счет граждан, с которыми лица, указанные в ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 273, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями, существенным образом не только расширяет зону антикоррупционного контроля, куда попадают уже не только близкие родственники, прямо указанные в законе, но и устанавливает неопределенно широкие границы категории "личная заинтересованность", по сути, включая в категорию конфликта интересов потенциально возможные контакты с любыми гражданами. Так, в правоприменительной практике уже имеются примеры рассмотрения конфликта интересов с дальними родственниками, сожителями, бывшими супругами, друзьями, однокурсниками, бывшими сослуживцами, бывшим работодателем <9> и пр.