Антикоррупционные запреты
Подборка наиболее важных документов по запросу Антикоррупционные запреты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1080 "Ответственность за совместно причиненный вред" ГК РФПо смыслу закона, солидарное взыскание с ответчиков в доход государства денежных средств как имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, предполагает установление судом факта аффилированности ответчиков, подконтрольность ответчиков лицу, нарушившему антикоррупционный запрет, последовательность и скоординированность их действий, направленных на извлечение незаконных доходов и обогащение."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 235 "Основания прекращения права собственности" ГК РФИз смысла закона следует, что имущество, полученное вследствие нарушения установленных антикоррупционным законодательством запретов и ограничений, подлежит обращению исключительно в доход Российской Федерации и не может являться легальным объектом гражданского оборота, быть законным средством платежа и погашения обязательств перед кредиторами, а также находится у кого-либо на законных основаниях."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие требования предъявляют к государственным гражданским служащим
(КонсультантПлюс, 2025)3. Какие запреты установлены для государственных гражданских служащих
(КонсультантПлюс, 2025)3. Какие запреты установлены для государственных гражданских служащих
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 12.1. Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 12.1. Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В Законе N 44-ФЗ предусмотрен ряд положений, направленных на противодействие коррупции:
(КонсультантПлюс, 2025)В Законе N 44-ФЗ предусмотрен ряд положений, направленных на противодействие коррупции:
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Примером превалирования целей национальной, в том числе информационной, безопасности над задачами обеспечения антикоррупционных стандартов служат положения Указа Президента РФ от 29 декабря 2022 г. N 968 "Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции". Указ закрепляет основания для непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, неразмещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов и организаций сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, и непредставление таких сведений общероссийским средствам массовой информации.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Примером превалирования целей национальной, в том числе информационной, безопасности над задачами обеспечения антикоррупционных стандартов служат положения Указа Президента РФ от 29 декабря 2022 г. N 968 "Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции". Указ закрепляет основания для непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, неразмещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов и организаций сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, и непредставление таких сведений общероссийским средствам массовой информации.
Статья: "Методичка" по применению антикоррупционных стандартов для участников СВО
(Данилова В.В.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В конце прошлого года Президент РФ издал Указ от 29.12.2022 N 968 (далее - Указ) об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции. Минтруд России Письмом от 21.03.2023 N 28-6/10/П-2161 утвердил инструктивно-методические материалы по применению Указа (далее - "методичка"), в которых ответил на вопросы государственных органов и служащих, в частности о том, какие антикоррупционные стандарты могут не соблюдаться в период СВО. Об этом - в статье.
(Данилова В.В.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В конце прошлого года Президент РФ издал Указ от 29.12.2022 N 968 (далее - Указ) об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции. Минтруд России Письмом от 21.03.2023 N 28-6/10/П-2161 утвердил инструктивно-методические материалы по применению Указа (далее - "методичка"), в которых ответил на вопросы государственных органов и служащих, в частности о том, какие антикоррупционные стандарты могут не соблюдаться в период СВО. Об этом - в статье.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Названным Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" согласно ч. 1 его ст. 1 (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ <148>) в целях обеспечения национальной безопасности России, упорядочения лоббистской деятельности, расширения инвестирования средств в национальную экономику и повышения эффективности противодействия коррупции устанавливается запрет лицам, принимающим по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности России, и (или) участвующим в подготовке таких решений, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, определяются категории лиц, в отношении которых устанавливается данный запрет, порядок осуществления проверки соблюдения указанными лицами данного запрета и меры ответственности за его нарушение. Указание на исключение - случаи, предусмотренные названным Законом, - введено в ч. 1 комментируемой статьи в связи с его принятием Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ <149>.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Названным Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" согласно ч. 1 его ст. 1 (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ <148>) в целях обеспечения национальной безопасности России, упорядочения лоббистской деятельности, расширения инвестирования средств в национальную экономику и повышения эффективности противодействия коррупции устанавливается запрет лицам, принимающим по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности России, и (или) участвующим в подготовке таких решений, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, определяются категории лиц, в отношении которых устанавливается данный запрет, порядок осуществления проверки соблюдения указанными лицами данного запрета и меры ответственности за его нарушение. Указание на исключение - случаи, предусмотренные названным Законом, - введено в ч. 1 комментируемой статьи в связи с его принятием Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ <149>.
Статья: Обязанность уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям: квест для чиновника
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Во-вторых, в Федеральном законе "О противодействии коррупции" говорится все же о коррупционных правонарушениях, а не преступлениях. Между тем понятие "правонарушение" в принципе более широкое, чем "преступление", и включает в себя как минимум коррупционные административные правонарушения, гражданско-правовые деликты и коррупционные дисциплинарные проступки (последние, кстати, в законодательстве о государственной и муниципальной службе прямо и недвусмысленно называются коррупционными правонарушениями). Обязанные лица, далеко не все из которых имеют юридическое образование, редко вникают в разграничение между данными юридическими категориями и на практике чаще всего воспринимают рассматриваемую обязанность исключительно в контексте необходимости сообщать о склонении их только к совершению преступных деяний (получение взятки, злоупотребление полномочиями и др.). В результате, с одной стороны, государство не получает полную информацию о противоправных действиях третьих лиц, с другой - обязанные лица, не сообщившие о попытке склонения их, например, нарушить антикоррупционный запрет, привлекаются к ответственности, по сути именно из-за непонимания необходимости исполнения рассматриваемой обязанности в данном случае.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Во-вторых, в Федеральном законе "О противодействии коррупции" говорится все же о коррупционных правонарушениях, а не преступлениях. Между тем понятие "правонарушение" в принципе более широкое, чем "преступление", и включает в себя как минимум коррупционные административные правонарушения, гражданско-правовые деликты и коррупционные дисциплинарные проступки (последние, кстати, в законодательстве о государственной и муниципальной службе прямо и недвусмысленно называются коррупционными правонарушениями). Обязанные лица, далеко не все из которых имеют юридическое образование, редко вникают в разграничение между данными юридическими категориями и на практике чаще всего воспринимают рассматриваемую обязанность исключительно в контексте необходимости сообщать о склонении их только к совершению преступных деяний (получение взятки, злоупотребление полномочиями и др.). В результате, с одной стороны, государство не получает полную информацию о противоправных действиях третьих лиц, с другой - обязанные лица, не сообщившие о попытке склонения их, например, нарушить антикоррупционный запрет, привлекаются к ответственности, по сути именно из-за непонимания необходимости исполнения рассматриваемой обязанности в данном случае.
Статья: Сроки исковой давности по антикоррупционным искам об изъятии имущества из частной собственности: вопросы правовой квалификации
(Синицын С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Автоматизм в применении сроков исковой давности к требованиям нецивилистического характера и назначения вызывает вопросы. С одной стороны, формально применение исковой давности может быть увязано с целями обеспечения должной определенности в гражданском обороте, для чего, как отмечалось, и служит срок исковой давности, а само по себе требование, заявленное в антикоррупционном иске, как связанное с изменением формы собственности имущества, имеет внешние признаки имущественного требования. С другой стороны, возникает вопрос: должна ли, с точки зрения принципов конституционной законности и справедливости, подлежать охране неприменением сроков исковой давности определенность тех гражданско-правовых отношений, которые возникли изначально неправовым образом вопреки интересам общества и государства? Как представляется, это не согласуется с задачами, которые ставятся при обращении в доход Российской Федерации имущества, приобретенного в период замещения должности государственной службы вследствие несоблюдения антикоррупционных запретов и ограничений. А реальное содержание требования, обращенного к совершившему коррупционные деяния лицу, перерастает характеристики сугубо имущественного, так как государство истребует имущество не как ранее лишившееся его лицо, а, по существу, как носитель обязанности обеспечивать законность и справедливость, имеющий к тому же возможность обратить это имущество к общественной пользе и таким образом хотя бы частично компенсировать обществу вред от коррупционной деятельности должностного лица, в том числе бывшего. С учетом отмеченного аспекта прямое и безоговорочное применение предусмотренного в Гражданском кодексе общего срока исковой давности для защиты субъективного гражданского права к искам об обращении имущества в доход Российской Федерации за соответствующие коррупционные правонарушения вступает в коллизию с природой и предназначением тех государственных полномочий, при реализации которых предъявляются такого рода иски.
(Синицын С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Автоматизм в применении сроков исковой давности к требованиям нецивилистического характера и назначения вызывает вопросы. С одной стороны, формально применение исковой давности может быть увязано с целями обеспечения должной определенности в гражданском обороте, для чего, как отмечалось, и служит срок исковой давности, а само по себе требование, заявленное в антикоррупционном иске, как связанное с изменением формы собственности имущества, имеет внешние признаки имущественного требования. С другой стороны, возникает вопрос: должна ли, с точки зрения принципов конституционной законности и справедливости, подлежать охране неприменением сроков исковой давности определенность тех гражданско-правовых отношений, которые возникли изначально неправовым образом вопреки интересам общества и государства? Как представляется, это не согласуется с задачами, которые ставятся при обращении в доход Российской Федерации имущества, приобретенного в период замещения должности государственной службы вследствие несоблюдения антикоррупционных запретов и ограничений. А реальное содержание требования, обращенного к совершившему коррупционные деяния лицу, перерастает характеристики сугубо имущественного, так как государство истребует имущество не как ранее лишившееся его лицо, а, по существу, как носитель обязанности обеспечивать законность и справедливость, имеющий к тому же возможность обратить это имущество к общественной пользе и таким образом хотя бы частично компенсировать обществу вред от коррупционной деятельности должностного лица, в том числе бывшего. С учетом отмеченного аспекта прямое и безоговорочное применение предусмотренного в Гражданском кодексе общего срока исковой давности для защиты субъективного гражданского права к искам об обращении имущества в доход Российской Федерации за соответствующие коррупционные правонарушения вступает в коллизию с природой и предназначением тех государственных полномочий, при реализации которых предъявляются такого рода иски.
Статья: Минтруд об антикоррупционных запретах в регионах РФ
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 5)"Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 5
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 5)"Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 5
Статья: Представление подложных документов и заведомо ложных сведений (непредставление сведений) как ограничение, дисциплинарный проступок и коррупционное правонарушение
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)В целом полагаем, что при решении вопроса о представляемых сведениях именно при поступлении на гражданскую службу целесообразно сделать привязку к заполняемой в этом случае анкете, форма которой утверждена Указом N 870, в том плане, что в качестве бесспорного нарушения рассматриваемого ограничения следует считать представление сведений, которые указываются в анкете. При этом, по нашему мнению, перечень содержащихся в ней сведений следует еще более расширить, чем это предусмотрено в настоящее время (а он и так был расширен по сравнению с предыдущей версией анкеты). Расширение должно охватить абсолютно всю возможную информацию, связанную с несоблюдением (в том числе потенциальным) ограничений и запретов, установленных в настоящее время для гражданских служащих. Так, например, в настоящее время при поступлении на службу гражданин не указывает, имеются ли в соответствующем государственном органе (его территориальном подразделении) гражданские служащие, с которыми он связан отношениями близкого родства или свойства. Между тем при отсутствии такой информации может быть нарушено ограничение, предусмотренное п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона о гражданской службе. Другой пример: анкета не требует указывать, является ли кандидат на должность поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы. В результате, если до собственно назначения на должность он этот статус не прекратит, сложится ситуация нарушения антикоррупционного запрета, установленного п. 5 ч. 1 ст. 17 Закона о гражданской службе. Представляется, что в случае появления соответствующего вопроса в анкете такая ситуация должна однозначно трактоваться как представление заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу.
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)В целом полагаем, что при решении вопроса о представляемых сведениях именно при поступлении на гражданскую службу целесообразно сделать привязку к заполняемой в этом случае анкете, форма которой утверждена Указом N 870, в том плане, что в качестве бесспорного нарушения рассматриваемого ограничения следует считать представление сведений, которые указываются в анкете. При этом, по нашему мнению, перечень содержащихся в ней сведений следует еще более расширить, чем это предусмотрено в настоящее время (а он и так был расширен по сравнению с предыдущей версией анкеты). Расширение должно охватить абсолютно всю возможную информацию, связанную с несоблюдением (в том числе потенциальным) ограничений и запретов, установленных в настоящее время для гражданских служащих. Так, например, в настоящее время при поступлении на службу гражданин не указывает, имеются ли в соответствующем государственном органе (его территориальном подразделении) гражданские служащие, с которыми он связан отношениями близкого родства или свойства. Между тем при отсутствии такой информации может быть нарушено ограничение, предусмотренное п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона о гражданской службе. Другой пример: анкета не требует указывать, является ли кандидат на должность поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы. В результате, если до собственно назначения на должность он этот статус не прекратит, сложится ситуация нарушения антикоррупционного запрета, установленного п. 5 ч. 1 ст. 17 Закона о гражданской службе. Представляется, что в случае появления соответствующего вопроса в анкете такая ситуация должна однозначно трактоваться как представление заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу.