Антикоррупционные меры в организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Антикоррупционные меры в организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 13.3 "Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции" Федерального закона "О противодействии коррупции"СТАТЬЯ 13.3 "ОБЯЗАННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИНИМАТЬ МЕРЫ
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 13.3 "Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции" Федерального закона "О противодействии коррупции"СТАТЬЯ 13.3 "ОБЯЗАННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИНИМАТЬ МЕРЫ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие меры по противодействию коррупции предусмотрены законом
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что Минтруд России определил меры по предупреждению коррупции в организациях. К ним, в частности, относятся:
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что Минтруд России определил меры по предупреждению коррупции в организациях. К ним, в частности, относятся:
Статья: "Частные" механизмы противодействия коррупции: оптимизация и пределы экспансии антикоррупционных практик
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Стратегия законодателя в части введения антикоррупционных
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Стратегия законодателя в части введения антикоррупционных
Нормативные акты
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(утв. Минтрудом России)МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Организация внутреннего контроля противодействия коррупции и коррупционных рисков в коммерческих организациях
(Сафонова М.Ф., Фельде Е.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3)На основе результатов оценки рисков разрабатывается план действий по укреплению антикоррупционных мер в организации. Он может включать проведение обучения сотрудников, улучшение методики и процедуры контроля. План мероприятий должен быть конкретным, с определенными сроками и утвержденным списком ответственных лиц [2].
(Сафонова М.Ф., Фельде Е.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3)На основе результатов оценки рисков разрабатывается план действий по укреплению антикоррупционных мер в организации. Он может включать проведение обучения сотрудников, улучшение методики и процедуры контроля. План мероприятий должен быть конкретным, с определенными сроками и утвержденным списком ответственных лиц [2].
Статья: Борьба с коррупцией на предприятии
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 5)Законодательство требует от организаций принимать меры по противодействию коррупции. В общем виде основные функции, необходимые для предупреждения незаконных фактов, прописаны в статье 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ. Они включают в себя: выделение специальных подразделений и назначение ответственных лиц, обеспечение сотрудничества с правоохранительными органами и разработку стандартов, процедур, кодекса этики и других действий.
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 5)Законодательство требует от организаций принимать меры по противодействию коррупции. В общем виде основные функции, необходимые для предупреждения незаконных фактов, прописаны в статье 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ. Они включают в себя: выделение специальных подразделений и назначение ответственных лиц, обеспечение сотрудничества с правоохранительными органами и разработку стандартов, процедур, кодекса этики и других действий.
Статья: Как работодателю предотвратить конфликт интересов
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)Не стоит забывать, что организации должны разрабатывать и принимать необходимые меры по предупреждению коррупции. В определении от 26.03.2020 N 585-О Конституционный Суд РФ подчеркнул, что указанная обязанность возложена законом на все организации вне зависимости от организационно-правовой формы и форм собственности. А Минтруд России разработал Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции <2>. Эти меры могут включать:
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)Не стоит забывать, что организации должны разрабатывать и принимать необходимые меры по предупреждению коррупции. В определении от 26.03.2020 N 585-О Конституционный Суд РФ подчеркнул, что указанная обязанность возложена законом на все организации вне зависимости от организационно-правовой формы и форм собственности. А Минтруд России разработал Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции <2>. Эти меры могут включать:
Статья: Система внутреннего контроля (комплаенс) в предупреждении коррупционных преступлений (зарубежный опыт)
(Галлямов О.О.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)Действительно, существует несовместимость ответственности юридических лиц с принципом личной вины, лежащим, например, в основе немецкого уголовного права <10>. В США, напротив, существует широкая уголовная ответственность юридического лица за преступные действия (обычных) сотрудников, которые действовали в ходе своей работы и от имени юридического лица. Закон Великобритании о взяточничестве 2010 г. допускает привлечение юридического лица к уголовной ответственности в случае коррупционного поведения обычного сотрудника при отсутствии в компании антикоррупционных мер: "Коммерческая организация подлежит судебному преследованию, если связанное с ней лицо дает взятку другому лицу, намеревающемуся получить или сохранить бизнес или преимущество в ведении бизнеса для этой организации. Как указано выше, коммерческая организация будет иметь полную защиту, если сможет доказать, что, несмотря на конкретный случай взяточничества, у нее тем не менее были приняты надлежащие процедуры для предотвращения дачи взяток лицами, связанными с ней" (разд. 7 § 33 Закона Великобритании о взяточничестве) <11>.
(Галлямов О.О.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)Действительно, существует несовместимость ответственности юридических лиц с принципом личной вины, лежащим, например, в основе немецкого уголовного права <10>. В США, напротив, существует широкая уголовная ответственность юридического лица за преступные действия (обычных) сотрудников, которые действовали в ходе своей работы и от имени юридического лица. Закон Великобритании о взяточничестве 2010 г. допускает привлечение юридического лица к уголовной ответственности в случае коррупционного поведения обычного сотрудника при отсутствии в компании антикоррупционных мер: "Коммерческая организация подлежит судебному преследованию, если связанное с ней лицо дает взятку другому лицу, намеревающемуся получить или сохранить бизнес или преимущество в ведении бизнеса для этой организации. Как указано выше, коммерческая организация будет иметь полную защиту, если сможет доказать, что, несмотря на конкретный случай взяточничества, у нее тем не менее были приняты надлежащие процедуры для предотвращения дачи взяток лицами, связанными с ней" (разд. 7 § 33 Закона Великобритании о взяточничестве) <11>.
Статья: Противодействие коррупции в организациях: неопределенность закона в вопросе необходимого и достаточного набора профилактических мер и лучшие антикоррупционные практики российских компаний
(Тухватуллин Т.А., Русецкий А.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5
(Тухватуллин Т.А., Русецкий А.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчики, работающие по Закону N 44-ФЗ, как и другие организации, обязаны применять меры по противодействию коррупции (ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции). В сфере закупок ряд таких мер предусмотрен Законом N 44-ФЗ, в том числе запрет на включение определенных лиц в состав закупочных комиссий, недопущение конфликта интересов при закупках.
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчики, работающие по Закону N 44-ФЗ, как и другие организации, обязаны применять меры по противодействию коррупции (ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции). В сфере закупок ряд таких мер предусмотрен Законом N 44-ФЗ, в том числе запрет на включение определенных лиц в состав закупочных комиссий, недопущение конфликта интересов при закупках.
Статья: Проблемы правового и организационного обеспечения антикоррупционной политики в организациях детского отдыха и оздоровления
(Ваймер Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)Стоит отметить, что с 1 марта 2023 г. вступает в силу профессиональный стандарт "Специалист в сфере предупреждения коррупционных правонарушений" <20>, предусматривающий квалификационные требования и трудовые функции, а также возможность переподготовки и обучения должностных лиц, ответственных за разработку и реализацию антикоррупционных мер в организации.
(Ваймер Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)Стоит отметить, что с 1 марта 2023 г. вступает в силу профессиональный стандарт "Специалист в сфере предупреждения коррупционных правонарушений" <20>, предусматривающий квалификационные требования и трудовые функции, а также возможность переподготовки и обучения должностных лиц, ответственных за разработку и реализацию антикоррупционных мер в организации.
Статья: Анализ коррупционных рисков в Республике Казахстан: антикоррупционная технология предупреждения и пресечения
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Сходные трудовые функции возлагаются и на специалиста антикоррупционной комплаенс-службы (комплаенс-офицера) в Республике Казахстан. Однако в отличие от российского специалиста по профилактике коррупции в организациях, позиция комплаенс-офицера независима от исполнительного органа организации и подотчетна коллегиальному органу управления организации или учредителю. К тому же комплаенс-служба периодически направляет сведения по принятым антикоррупционным мерам в организациях государственного сектора в уполномоченный орган по противодействию коррупции, в том числе принятым по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков.
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Сходные трудовые функции возлагаются и на специалиста антикоррупционной комплаенс-службы (комплаенс-офицера) в Республике Казахстан. Однако в отличие от российского специалиста по профилактике коррупции в организациях, позиция комплаенс-офицера независима от исполнительного органа организации и подотчетна коллегиальному органу управления организации или учредителю. К тому же комплаенс-служба периодически направляет сведения по принятым антикоррупционным мерам в организациях государственного сектора в уполномоченный орган по противодействию коррупции, в том числе принятым по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков.
Статья: Об экстерриториальной юрисдикции FCPA (1977 г.) и противодействии коррупции в организациях
(Есаян А.К.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2022, N 2)Следует отметить, что вышеуказанные Методические рекомендации Минтруда 2013 г. содержат примерно тот же перечень мероприятий организации по внедрению эффективного антикоррупционного комплаенса. Однако стимулирования подобных организационных действий со стороны законодателя в России не предусмотрено. Думается, что данная законотворческая работа может быть осуществлена в направлении совершенствования мер противодействия коррупции внутри организации, например, путем внесения соответствующих поощрительных норм в ст. 19.28 "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица" КоАП РФ.
(Есаян А.К.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2022, N 2)Следует отметить, что вышеуказанные Методические рекомендации Минтруда 2013 г. содержат примерно тот же перечень мероприятий организации по внедрению эффективного антикоррупционного комплаенса. Однако стимулирования подобных организационных действий со стороны законодателя в России не предусмотрено. Думается, что данная законотворческая работа может быть осуществлена в направлении совершенствования мер противодействия коррупции внутри организации, например, путем внесения соответствующих поощрительных норм в ст. 19.28 "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица" КоАП РФ.