Антикоррупционные действия
Подборка наиболее важных документов по запросу Антикоррупционные действия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Конфликт интересов на муниципальной службе
(КонсультантПлюс, 2025)"...Кассационный суд, усмотрев в действиях О. нарушение антикоррупционного законодательства, не учел, что она, будучи депутатом на непостоянной основе, участвуя в заседаниях Совета депутатов, никакой материальной выгоды не имела, представляла интересы избирателей, проголосовавших за нее на выборах... никаким образом не создавала и не могла создать преимущество для сестры - кандидата на должность главы муниципального округа и на должность исполняющего полномочия главы названного муниципального образования - главы администрации.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Кассационный суд, усмотрев в действиях О. нарушение антикоррупционного законодательства, не учел, что она, будучи депутатом на непостоянной основе, участвуя в заседаниях Совета депутатов, никакой материальной выгоды не имела, представляла интересы избирателей, проголосовавших за нее на выборах... никаким образом не создавала и не могла создать преимущество для сестры - кандидата на должность главы муниципального округа и на должность исполняющего полномочия главы названного муниципального образования - главы администрации.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка аренды по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...УФАС... в ходе рассмотрения заявления регионального антикоррупционного центра... выявило в действиях Законодательного Собрания... признаки нарушения... Закона... о защите конкуренции... выразившегося в закупке способом у единственного поставщика... у... ГБАУ... услуг по аренде легковых автомобилей с водителем...
(КонсультантПлюс, 2025)...УФАС... в ходе рассмотрения заявления регионального антикоррупционного центра... выявило в действиях Законодательного Собрания... признаки нарушения... Закона... о защите конкуренции... выразившегося в закупке способом у единственного поставщика... у... ГБАУ... услуг по аренде легковых автомобилей с водителем...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как действовать заказчику для противодействия коррупции в сфере закупок
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как действовать заказчику для противодействия коррупции в сфере закупок
Статья: "Частные" механизмы противодействия коррупции: оптимизация и пределы экспансии антикоррупционных практик
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Действие антикоррупционного законодательства по кругу лиц
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Действие антикоррупционного законодательства по кругу лиц
Нормативные акты
Распоряжение РАН от 06.12.2017 N 10105-972
"Об утверждении Антикоррупционной политики федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук"5. Область применения антикоррупционной политики
"Об утверждении Антикоррупционной политики федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук"5. Область применения антикоррупционной политики
Статья: Меры профилактики коррупции в предпринимательской сфере
(Ковалева О.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Данная статья посвящена теме профилактики коррупции в предпринимательской сфере. Автор исследует коррупцию в предпринимательской деятельности, которая часто выражается в незаконном обороте бюджетных денежных средств, предоставлении услуг, предоставлении грантов, заключении государственных контрактов. Перечисляет виды коррупции в предпринимательской деятельности. Анализирует меры антикоррупционной профилактики действий предпринимателя и должностных лиц, которые способствуют устранению коррупциогенных факторов, и предлагает совершенствовать законодательство.
(Ковалева О.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Данная статья посвящена теме профилактики коррупции в предпринимательской сфере. Автор исследует коррупцию в предпринимательской деятельности, которая часто выражается в незаконном обороте бюджетных денежных средств, предоставлении услуг, предоставлении грантов, заключении государственных контрактов. Перечисляет виды коррупции в предпринимательской деятельности. Анализирует меры антикоррупционной профилактики действий предпринимателя и должностных лиц, которые способствуют устранению коррупциогенных факторов, и предлагает совершенствовать законодательство.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Если же законодатель не склонен к расширению действия Закона о противодействии коррупции, то выход судов за его рамки в отдельных делах, повторим, наносит неприемлемо больший вред публичным интересам. Ведь коррупция, т.е. порча, негодность, состоит, как известно, не только в корыстных деяниях, но и вообще в неправильном осуществлении публичной службы, в том числе нарушении закона или неумении его применять.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Если же законодатель не склонен к расширению действия Закона о противодействии коррупции, то выход судов за его рамки в отдельных делах, повторим, наносит неприемлемо больший вред публичным интересам. Ведь коррупция, т.е. порча, негодность, состоит, как известно, не только в корыстных деяниях, но и вообще в неправильном осуществлении публичной службы, в том числе нарушении закона или неумении его применять.
Статья: Ротация кадров в системе государственной гражданской службы
(Рузаева Е.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Д.Ю. Яковлев отмечает: "Превентивной мерой борьбы с преступлениями, совершаемыми против интересов государственной власти, безусловно, остается такая технология кадрового менеджмента, как ротация, которая является одним из действенных механизмов организационно-правового действия борьбы с коррупцией" <4>. Эффективность данной меры признают как отечественные теоретики и практики, так и все мировое сообщество. Сам механизм ротации направлен на то, чтобы государственный служащий не мог занимать одну и ту же должность длительное время. Таким образом, одна из ключевых составляющих коррупционных правонарушений - наличие коррупционных связей - значительно минимизируется, что позволяет проценту коррупционных правонарушений стремиться к нулю.
(Рузаева Е.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Д.Ю. Яковлев отмечает: "Превентивной мерой борьбы с преступлениями, совершаемыми против интересов государственной власти, безусловно, остается такая технология кадрового менеджмента, как ротация, которая является одним из действенных механизмов организационно-правового действия борьбы с коррупцией" <4>. Эффективность данной меры признают как отечественные теоретики и практики, так и все мировое сообщество. Сам механизм ротации направлен на то, чтобы государственный служащий не мог занимать одну и ту же должность длительное время. Таким образом, одна из ключевых составляющих коррупционных правонарушений - наличие коррупционных связей - значительно минимизируется, что позволяет проценту коррупционных правонарушений стремиться к нулю.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Определением СКАД ВС России от 8 апреля 2015 г. N 47-АПГ15-6 <353> признан неверным вывод нижестоящего суда о том, что ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <354> имеет приоритетное значение, поскольку введена в действие Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ <355> после принятия комментируемого Закона. Как отмечено при этом, действительно, в случае коллизии правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах одного уровня, применяется предписание более позднего акта при условии, что правовое регулирование осуществляется в одной и той же сфере общественных отношений; между тем сферой деятельности комментируемого Закона являются отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ним отношения по управлению этим имуществом, а Федеральным законом "О противодействии коррупции" устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в том числе в ст. 12.1 содержатся ограничения личных прав лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, в виде запрета участвовать в управлении любыми хозяйствующими субъектами, то есть входить в состав органов управления с целью реализации личных интересов. Следует отметить, что позднее в указанную ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" внесены изменения, содержащие соответствующие оговорки, допускающие применение абз. 3 п. 1 комментируемой статьи.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Определением СКАД ВС России от 8 апреля 2015 г. N 47-АПГ15-6 <353> признан неверным вывод нижестоящего суда о том, что ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <354> имеет приоритетное значение, поскольку введена в действие Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ <355> после принятия комментируемого Закона. Как отмечено при этом, действительно, в случае коллизии правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах одного уровня, применяется предписание более позднего акта при условии, что правовое регулирование осуществляется в одной и той же сфере общественных отношений; между тем сферой деятельности комментируемого Закона являются отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ним отношения по управлению этим имуществом, а Федеральным законом "О противодействии коррупции" устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в том числе в ст. 12.1 содержатся ограничения личных прав лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, в виде запрета участвовать в управлении любыми хозяйствующими субъектами, то есть входить в состав органов управления с целью реализации личных интересов. Следует отметить, что позднее в указанную ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" внесены изменения, содержащие соответствующие оговорки, допускающие применение абз. 3 п. 1 комментируемой статьи.
Статья: Развитие учетной практики применения оценочных значений в фокусе раскрытия отчетной информации о ESG-факторах и рисках
(Сафонова И.В., Карташов В.С.)
("Аудитор", 2023, N 6)Среди исследуемых зарубежных компаний отдельно стоит рассмотреть подход к раскрытию соответствующих вопросов такими компаниями, как TotalEnergies SE, Anglo American и Enel. Например, TotalEnergies SE подробно описывает действия, направленные на борьбу с коррупцией и уклонением от налогов в рамках части годового отчета, относящейся к нефинансовым результатам деятельности. Anglo American и Enel в таблице рисков отдельно выделяют риск, связанный с коррупцией. Дополнительно Anglo American в таблице рисков отмечает риск-аппетит компании, возможности для митигации риска и его влияние.
(Сафонова И.В., Карташов В.С.)
("Аудитор", 2023, N 6)Среди исследуемых зарубежных компаний отдельно стоит рассмотреть подход к раскрытию соответствующих вопросов такими компаниями, как TotalEnergies SE, Anglo American и Enel. Например, TotalEnergies SE подробно описывает действия, направленные на борьбу с коррупцией и уклонением от налогов в рамках части годового отчета, относящейся к нефинансовым результатам деятельности. Anglo American и Enel в таблице рисков отдельно выделяют риск, связанный с коррупцией. Дополнительно Anglo American в таблице рисков отмечает риск-аппетит компании, возможности для митигации риска и его влияние.
Статья: Организация внутреннего контроля противодействия коррупции и коррупционных рисков в коммерческих организациях
(Сафонова М.Ф., Фельде Е.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3)Цели. Разработать модель выявления и оценки коррупционных рисков в организациях малого и среднего бизнеса с последующим планом действий по укреплению антикоррупционных мер в экономическом субъекте.
(Сафонова М.Ф., Фельде Е.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3)Цели. Разработать модель выявления и оценки коррупционных рисков в организациях малого и среднего бизнеса с последующим планом действий по укреплению антикоррупционных мер в экономическом субъекте.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Изменения были внесены в ст. 275 ТК РФ и Федеральный закон "О противодействии коррупции". На момент принятия действие указанного Федерального закона распространялось более чем на 200 тыс. руководителей государственных и муниципальных учреждений, в том числе 9,1 тыс. федеральных государственных учреждений, более 35 тыс. государственных учреждений субъектов Российской Федерации, 166 тыс. муниципальных учреждений.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Изменения были внесены в ст. 275 ТК РФ и Федеральный закон "О противодействии коррупции". На момент принятия действие указанного Федерального закона распространялось более чем на 200 тыс. руководителей государственных и муниципальных учреждений, в том числе 9,1 тыс. федеральных государственных учреждений, более 35 тыс. государственных учреждений субъектов Российской Федерации, 166 тыс. муниципальных учреждений.