Антикоррупционное законодательство РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Антикоррупционное законодательство РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 10 "Конфликт интересов" Федерального закона "О противодействии коррупции""По смыслу положений статей 10, 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" к числу выгодоприобретателей от коррупционной деятельности относятся, в том числе, граждане и организации, связанные с должностным лицом близким родством или свойством, имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Круг таких лиц не определяется действующим антикоррупционным законодательством Российской Федерации каким-либо перечнем, а напрямую зависит от факта совершения или участия в совершении коррупционного правонарушения."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1080 "Ответственность за совместно причиненный вред" ГК РФПо смыслу закона, солидарное взыскание с ответчиков в доход государства денежных средств как имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, предполагает установление судом факта аффилированности ответчиков, подконтрольность ответчиков лицу, нарушившему антикоррупционный запрет, последовательность и скоординированность их действий, направленных на извлечение незаконных доходов и обогащение."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие меры по противодействию коррупции предусмотрены законом
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какое антикоррупционное законодательство применять для противодействия коррупции
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какое антикоррупционное законодательство применять для противодействия коррупции
Статья: Антикоррупционное законодательство Российской Федерации: основные причины проблем правоприменения и латентности
(Шаманский Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1
(Шаманский Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Утвержден перечень сведений о ценных бумагах, которые держатели реестра владельцев ценных бумаг и депозитарии обязаны предоставлять при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции (06.10.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Утвержден перечень сведений о ценных бумагах, которые держатели реестра владельцев ценных бумаг и депозитарии обязаны предоставлять при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции (06.10.2025)
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции
Статья: Ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения: проблемы оптимизации модели
(Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Данная тематика исследовалась различными учеными, при этом они зачастую занимали диаметрально противоположные позиции <2>. Нет единства по этому вопросу и среди государственных органов. Так, Президиум Верховного Суда РФ дважды утверждал Обзоры практики привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков <3>. Минтруд России в письме от 21 марта 2016 г. N 18-2/10/П-1526 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения", напротив, использовал исключительно термин "ответственность за коррупционные правонарушения", нигде не называя ее дисциплинарной (хотя при этом констатируя наличие дисциплинарной практики по данной категории дел). Еще более интересную позицию заняло Управление Президента РФ по противодействию коррупции, которое в Обзоре разъяснений рекомендательного характера в 2019 г. по актуальным вопросам применения антикоррупционного законодательства Российской Федерации <4> констатировало, что за совершение коррупционных правонарушений государственные служащие привлекаются к дисциплинарной ответственности, а в 2021 г. в своих Разъяснениях рекомендательного характера по актуальным вопросам применения антикоррупционного законодательства Российской Федерации <5> указало, что "взыскания за коррупционные правонарушения имеют дисциплинарную природу, т.е. относятся к специальному виду дисциплинарной ответственности, но при этом не являются дисциплинарными взысканиями... Субъект, объект и объективная сторона коррупционного правонарушения также существенно отличаются от дисциплинарного проступка". При этом ни один из указанных государственных органов не аргументировал собственную позицию надлежащим образом.
(Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Данная тематика исследовалась различными учеными, при этом они зачастую занимали диаметрально противоположные позиции <2>. Нет единства по этому вопросу и среди государственных органов. Так, Президиум Верховного Суда РФ дважды утверждал Обзоры практики привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков <3>. Минтруд России в письме от 21 марта 2016 г. N 18-2/10/П-1526 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения", напротив, использовал исключительно термин "ответственность за коррупционные правонарушения", нигде не называя ее дисциплинарной (хотя при этом констатируя наличие дисциплинарной практики по данной категории дел). Еще более интересную позицию заняло Управление Президента РФ по противодействию коррупции, которое в Обзоре разъяснений рекомендательного характера в 2019 г. по актуальным вопросам применения антикоррупционного законодательства Российской Федерации <4> констатировало, что за совершение коррупционных правонарушений государственные служащие привлекаются к дисциплинарной ответственности, а в 2021 г. в своих Разъяснениях рекомендательного характера по актуальным вопросам применения антикоррупционного законодательства Российской Федерации <5> указало, что "взыскания за коррупционные правонарушения имеют дисциплинарную природу, т.е. относятся к специальному виду дисциплинарной ответственности, но при этом не являются дисциплинарными взысканиями... Субъект, объект и объективная сторона коррупционного правонарушения также существенно отличаются от дисциплинарного проступка". При этом ни один из указанных государственных органов не аргументировал собственную позицию надлежащим образом.
Статья: Взяточничество и освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа лиц: проблема совместимости
(Анощенкова С.В.)
("Российский судья", 2021, N 9)Уголовно-правовая политика должна быть не только внутренне сбалансированной, но и согласованной с основными направлениями общенациональной политики. В статье обозначена проблема рассогласованности подходов законодателя и правоприменителя в деле противодействия коррупции, в том числе взяточничеству. В то время как антикоррупционное законодательство России провозглашает принцип неотвратимости ответственности за преступления коррупционной направленности, правоприменитель демонстрирует весьма лояльный подход к виновным во взяточничестве, который выражается в том числе в освобождении виновных от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа.
(Анощенкова С.В.)
("Российский судья", 2021, N 9)Уголовно-правовая политика должна быть не только внутренне сбалансированной, но и согласованной с основными направлениями общенациональной политики. В статье обозначена проблема рассогласованности подходов законодателя и правоприменителя в деле противодействия коррупции, в том числе взяточничеству. В то время как антикоррупционное законодательство России провозглашает принцип неотвратимости ответственности за преступления коррупционной направленности, правоприменитель демонстрирует весьма лояльный подход к виновным во взяточничестве, который выражается в том числе в освобождении виновных от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)2. Соблюдение сроков применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание может быть применено не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка и не позднее 6 месяцев со дня его совершения (по результатам аудиторской проверки, ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности - не позднее 2 лет со дня совершения; за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции - не позднее 3 лет со дня совершения). День обнаружения проступка - день, когда лицу, которому подчинен работник по службе, стало известно о совершении проступка.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)2. Соблюдение сроков применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание может быть применено не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка и не позднее 6 месяцев со дня его совершения (по результатам аудиторской проверки, ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности - не позднее 2 лет со дня совершения; за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции - не позднее 3 лет со дня совершения). День обнаружения проступка - день, когда лицу, которому подчинен работник по службе, стало известно о совершении проступка.
Статья: Конституционализация антикоррупционного законодательства на примере Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"
(Кожевников О.А., Безруков А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3
(Кожевников О.А., Безруков А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3
Статья: Некоторые аспекты процедуры привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы к ответственности за коррупционные правонарушения
(Румянцев Н.В., Гарная О.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 3)Деятельность по выявлению коррупционных деяний, проведению проверок и привлечению виновных сотрудников УИС к юридической ответственности требует обширных и глубоких знаний антикоррупционного законодательства Российской Федерации. Так как от соблюдения процессуальных факторов зависит результат проведенных проверок и легитимность принятого по итогам решения. В противном случае нарушение процедуры проведения проверочных мероприятий может повлечь за собой возможность отмены принятого решения о привлечении сотрудника к юридической ответственности в судебном порядке.
(Румянцев Н.В., Гарная О.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 3)Деятельность по выявлению коррупционных деяний, проведению проверок и привлечению виновных сотрудников УИС к юридической ответственности требует обширных и глубоких знаний антикоррупционного законодательства Российской Федерации. Так как от соблюдения процессуальных факторов зависит результат проведенных проверок и легитимность принятого по итогам решения. В противном случае нарушение процедуры проведения проверочных мероприятий может повлечь за собой возможность отмены принятого решения о привлечении сотрудника к юридической ответственности в судебном порядке.
Статья: Проблемы выявления, предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе
(Фокина М.М.)
("Законность", 2023, N 12)Фокина Маргарита Михайловна, прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры РФ.
(Фокина М.М.)
("Законность", 2023, N 12)Фокина Маргарита Михайловна, прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры РФ.
Статья: Проблемы законодательного регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)В статье показана специфика законодательного регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения. Раскрыты основные проблемы, существующие в исследуемой области и касающиеся как юридико-технических моментов, так и содержания отдельных норм, их согласованности с положениями антикоррупционного законодательства Российской Федерации. Сделан вывод о необходимости разработки отдельного федерального закона в форме Дисциплинарного устава государственной гражданской службы Российской Федерации для систематизации соответствующих норм и устранения имеющихся пробелов в правовом регулировании этих отношений.
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)В статье показана специфика законодательного регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения. Раскрыты основные проблемы, существующие в исследуемой области и касающиеся как юридико-технических моментов, так и содержания отдельных норм, их согласованности с положениями антикоррупционного законодательства Российской Федерации. Сделан вывод о необходимости разработки отдельного федерального закона в форме Дисциплинарного устава государственной гражданской службы Российской Федерации для систематизации соответствующих норм и устранения имеющихся пробелов в правовом регулировании этих отношений.
Статья: Прекращение права собственности лица, совершившего коррупционное правонарушение
(Абабкова А.Ю.)
("Цивилист", 2025, N 4)<22> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.
(Абабкова А.Ю.)
("Цивилист", 2025, N 4)<22> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Указание на исключение введено в рассматриваемый подпункт с 4 августа 2023 г. Федеральным законом от 24 июля 2023 г. N 354-ФЗ <48>, которым и введена указанная ст. 30.4 комментируемого Закона, определяющая особенности приватизации следующих жилых помещений жилищного фонда России: жилые помещения, поступившие в жилищный фонд России на основании судебных актов, в случаях, если такие жилые помещения были признаны имуществом, полученным в результате совершения коррупционных правонарушений, или если в отношении таких жилых помещений не представлены в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы, и при этом рыночная стоимость жилого помещения на вторичном рынке жилья превышает в два раза и более денежную сумму, определенную исходя из размера общей площади, умноженного на установленный по официальным данным федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в России, показатель средней цены одного квадратного метра общей площади жилого помещения по соответствующему субъекту РФ;
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Указание на исключение введено в рассматриваемый подпункт с 4 августа 2023 г. Федеральным законом от 24 июля 2023 г. N 354-ФЗ <48>, которым и введена указанная ст. 30.4 комментируемого Закона, определяющая особенности приватизации следующих жилых помещений жилищного фонда России: жилые помещения, поступившие в жилищный фонд России на основании судебных актов, в случаях, если такие жилые помещения были признаны имуществом, полученным в результате совершения коррупционных правонарушений, или если в отношении таких жилых помещений не представлены в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы, и при этом рыночная стоимость жилого помещения на вторичном рынке жилья превышает в два раза и более денежную сумму, определенную исходя из размера общей площади, умноженного на установленный по официальным данным федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в России, показатель средней цены одного квадратного метра общей площади жилого помещения по соответствующему субъекту РФ;
Статья: Роль правового обеспечения развития современных цифровых технологий в снижении коррупциогенных рисков
(Степанов А.О.)
("Современное право", 2024, N 11)Степанов А.О., аспирант отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва.
(Степанов А.О.)
("Современное право", 2024, N 11)Степанов А.О., аспирант отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва.