Антикоррупционное воспитание
Подборка наиболее важных документов по запросу Антикоррупционное воспитание (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Инструменты цифровизации против коррупции: экономико-правовые аспекты применения
(Рябчикова Л.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)В статье рассматриваются инструменты цифровизации, которые используются или планируются к использованию в сфере противодействия коррупции. Особое внимание автор уделяет экономико-правовым аспектам применения указанных инструментов и делает вывод о том, что нельзя позиционировать их как универсальное антикоррупционное средство. Чтобы добиться коренного перелома в борьбе с коррупцией, целесообразно активнее использовать традиционный комплексный, научно выверенный системный подход, включающий в себя такие важнейшие элементы, как патриотическое и антикоррупционное воспитание подрастающего поколения, всемерное повышение правовой культуры граждан, включая государственных служащих, усиление непрерывного антикоррупционного просвещения.
(Рябчикова Л.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)В статье рассматриваются инструменты цифровизации, которые используются или планируются к использованию в сфере противодействия коррупции. Особое внимание автор уделяет экономико-правовым аспектам применения указанных инструментов и делает вывод о том, что нельзя позиционировать их как универсальное антикоррупционное средство. Чтобы добиться коренного перелома в борьбе с коррупцией, целесообразно активнее использовать традиционный комплексный, научно выверенный системный подход, включающий в себя такие важнейшие элементы, как патриотическое и антикоррупционное воспитание подрастающего поколения, всемерное повышение правовой культуры граждан, включая государственных служащих, усиление непрерывного антикоррупционного просвещения.
Статья: Конституционное измерение и предотвращение коррупции как дефекта правовой системы
(Уваров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Это не означает, что по остальным направлениям антикоррупционной политики у нас полный порядок. Как отмечает Т.Я. Хабриева: "Сегодня противодействие коррупции - это проблема идеологическая, даже мировоззренческая. В решении подобного рода задач важная роль отводится правовому воспитанию и просвещению, а также антикоррупционной пропаганде" <8>. Огромную роль в антикоррупционном воспитании, просвещении и пропаганде играют конституционные принципы устройства государства и общества, основных прав и свобод человека и гражданина. Их фундаментальное значение для правовой системы в целом бесспорно, так же как и несомненно то, что эти принципы являются важным инструментом для предотвращения способствующих развитию коррупции дефектов в деятельности государственного аппарата (принципы народовластия, разделения властей), коррупционной деформации института основ правового положения личности (принципы гуманизма, равноправия, единства прав и свобод, неотчуждаемости, непосредственного действия, гарантированности), проявления коррупционных начал в деятельности гражданского общества (принципы идеологического разнообразия и политического плюрализма, свободы экономической деятельности, поддержка конкуренции) и др. Все эти конституционные принципы должны активно реализовываться на практике по таким направлениям противодействия коррупции, как выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), а также минимизация и ликвидация последствий коррупционных правонарушений.
(Уваров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Это не означает, что по остальным направлениям антикоррупционной политики у нас полный порядок. Как отмечает Т.Я. Хабриева: "Сегодня противодействие коррупции - это проблема идеологическая, даже мировоззренческая. В решении подобного рода задач важная роль отводится правовому воспитанию и просвещению, а также антикоррупционной пропаганде" <8>. Огромную роль в антикоррупционном воспитании, просвещении и пропаганде играют конституционные принципы устройства государства и общества, основных прав и свобод человека и гражданина. Их фундаментальное значение для правовой системы в целом бесспорно, так же как и несомненно то, что эти принципы являются важным инструментом для предотвращения способствующих развитию коррупции дефектов в деятельности государственного аппарата (принципы народовластия, разделения властей), коррупционной деформации института основ правового положения личности (принципы гуманизма, равноправия, единства прав и свобод, неотчуждаемости, непосредственного действия, гарантированности), проявления коррупционных начал в деятельности гражданского общества (принципы идеологического разнообразия и политического плюрализма, свободы экономической деятельности, поддержка конкуренции) и др. Все эти конституционные принципы должны активно реализовываться на практике по таким направлениям противодействия коррупции, как выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), а также минимизация и ликвидация последствий коррупционных правонарушений.
Нормативные акты
Приказ ФСНП РФ от 09.12.2002 N 525
"Об утверждении Инструкции об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.01.2003 N 4159)12.10. Взаимодействуют с подразделениями общественных связей в вопросах осуществления общей профилактики преступлений и правонарушений и воспитании законопослушного налогоплательщика.
"Об утверждении Инструкции об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.01.2003 N 4159)12.10. Взаимодействуют с подразделениями общественных связей в вопросах осуществления общей профилактики преступлений и правонарушений и воспитании законопослушного налогоплательщика.
Приказ ФТС России от 17.02.2016 N 294
(ред. от 30.09.2021)
"Об утверждении Положения о Центральной энергетической таможне"90) работу по подбору, расстановке, обучению и воспитанию кадров таможни и таможенных постов, разработку и реализацию мер по проверке сведений и документов, представляемых гражданами при поступлении на службу (гражданскую службу) в таможенные органы, формирование кадрового резерва;
(ред. от 30.09.2021)
"Об утверждении Положения о Центральной энергетической таможне"90) работу по подбору, расстановке, обучению и воспитанию кадров таможни и таможенных постов, разработку и реализацию мер по проверке сведений и документов, представляемых гражданами при поступлении на службу (гражданскую службу) в таможенные органы, формирование кадрового резерва;
Статья: Современная политика по противодействию коррупции за рубежом
(Баргаринов А.Р., Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 4)Противодействие коррупции является экзистенциальной международной проблемой как для всего мирового сообщества, так и для отдельного государства, его граждан. Рассматривается опыт противодействия коррупции за рубежом - в Армении. Раскрывается роль государственных институтов, бизнеса и гражданского общества в реализации мер по снижению уровня коррупции. На основе анализа принимаемых в последние годы мер по противодействию коррупции выделяются основные направления совершенствования антикоррупционной политики в Армении.
(Баргаринов А.Р., Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 4)Противодействие коррупции является экзистенциальной международной проблемой как для всего мирового сообщества, так и для отдельного государства, его граждан. Рассматривается опыт противодействия коррупции за рубежом - в Армении. Раскрывается роль государственных институтов, бизнеса и гражданского общества в реализации мер по снижению уровня коррупции. На основе анализа принимаемых в последние годы мер по противодействию коррупции выделяются основные направления совершенствования антикоррупционной политики в Армении.
Статья: Конфликт интересов как основание назначения несовершеннолетнему профессионального представителя для ведения дела в гражданском судопроизводстве
(Карпеева Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)Понятие конфликта интересов закреплено в ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (ред. от 30 декабря 2021 г.) "О противодействии коррупции", где под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
(Карпеева Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)Понятие конфликта интересов закреплено в ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (ред. от 30 декабря 2021 г.) "О противодействии коррупции", где под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Статья: Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации
(Рябцев В.П., Алексеев А.И., Бессарабов В.Г.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 3)Постепенно (при соответствующем кадровом, оргштатном и ином ресурсном обеспечении) желательно создать подразделения прокуратуры по надзору за исполнением антикоррупционного законодательства в ее основном рабочем - районном (городском) звене (начиная с наиболее крупных прокуратур).
(Рябцев В.П., Алексеев А.И., Бессарабов В.Г.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 3)Постепенно (при соответствующем кадровом, оргштатном и ином ресурсном обеспечении) желательно создать подразделения прокуратуры по надзору за исполнением антикоррупционного законодательства в ее основном рабочем - районном (городском) звене (начиная с наиболее крупных прокуратур).
Статья: Еще раз о борьбе с коррупцией
(Голик Ю.В.)
("Российский следователь", 2021, N 7)Итак, вернемся к основному вопросу: можно ли побороть коррупцию? Да! И не только можно, но и нужно.
(Голик Ю.В.)
("Российский следователь", 2021, N 7)Итак, вернемся к основному вопросу: можно ли побороть коррупцию? Да! И не только можно, но и нужно.
Статья: Концептуальные основы минимизации рисков безопасного использования беспилотных автомобилей в условиях мегаполиса: правовой аспект
(Землин А.И.)
("Транспортное право", 2023, N 4)<4> Землин А.И. О новациях и деформациях антикоррупционного просвещения и воспитания в современной России // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века - COUNTERTERRORISM. 2014. N 2. С. 47 - 53. EDN: SIAPMB; Холиков И.В. Реализация антикоррупционной политики в бизнес-сообществе: международно-правовые, социальные и гражданско-правовые аспекты // Правовые и организационные проблемы противодействия коррупции в организациях с государственным участием (на примере ОАО "Российские железные дороги"): материалы Международной научно-практической конференции: сб. науч. ст. / науч. ред. А.И. Землин. М.: Юридический институт РУТ (МИИТ), 2018. С. 48 - 55. EDN: CKDTEH.
(Землин А.И.)
("Транспортное право", 2023, N 4)<4> Землин А.И. О новациях и деформациях антикоррупционного просвещения и воспитания в современной России // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века - COUNTERTERRORISM. 2014. N 2. С. 47 - 53. EDN: SIAPMB; Холиков И.В. Реализация антикоррупционной политики в бизнес-сообществе: международно-правовые, социальные и гражданско-правовые аспекты // Правовые и организационные проблемы противодействия коррупции в организациях с государственным участием (на примере ОАО "Российские железные дороги"): материалы Международной научно-практической конференции: сб. науч. ст. / науч. ред. А.И. Землин. М.: Юридический институт РУТ (МИИТ), 2018. С. 48 - 55. EDN: CKDTEH.
Статья: Консерватизм правовой политики как гарантия прогресса в сфере административных и иных публичных правоотношений
(Старилов Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Всемерно поддерживая концепцию верховенства права как систему принципов, направленных на обеспечение благополучия общества, полноценного взаимного контроля внутри государственной власти, юридической защиты прав и свобод граждан, надлежащего экономического развития, функционирование всех ветвей государственной власти, невозможно не поставить вопрос о заложенном в глубинах самого верховенства права консерватизме - с его требованиями: обеспечивать законное, справедливое, обоснованное и правильное рассмотрение и разрешение административного или иного дела (спора); определять ограничения усмотрения (административного или судебного) пределами установленной дискреции должностных лиц и судей; детерминировать надлежащие процессуальные статусы участников как административных процедур, так и судопроизводства; внедрять в практику публичной службы дисциплинирующие государственных служащих принципы государственной службы; узаконивать в системе контрольно-надзорной деятельности выразительные и плодотворные современные принципы осуществления государственного контроля и надзора. Эти и иные основополагающие положения действующего российского законодательства непременно раскрывают потенциал верховенства права и доказывают саму возможность принятия и интеллектуального разделения доминирующих ценностей данной концепции обществом, гражданами и государственным аппаратом. Очевидно, когда речь заходит о практике осуществления верховенства права, то вновь возникает разговор об отсутствующем консервативном подходе государства к правовому воспитанию, надлежащей борьбе с коррупцией, многочисленным изъятиям из общих принципов правоприменения применительно к той или иной группе людей, организаций, отдельных граждан, использованию неформальных воздействий при принятии должностными лицами правовых решений, забвению идеалов справедливости, честности и добросовестности. Хотя равенство перед законом и сам режим законности также находятся внутри концепции верховенства права.
(Старилов Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Всемерно поддерживая концепцию верховенства права как систему принципов, направленных на обеспечение благополучия общества, полноценного взаимного контроля внутри государственной власти, юридической защиты прав и свобод граждан, надлежащего экономического развития, функционирование всех ветвей государственной власти, невозможно не поставить вопрос о заложенном в глубинах самого верховенства права консерватизме - с его требованиями: обеспечивать законное, справедливое, обоснованное и правильное рассмотрение и разрешение административного или иного дела (спора); определять ограничения усмотрения (административного или судебного) пределами установленной дискреции должностных лиц и судей; детерминировать надлежащие процессуальные статусы участников как административных процедур, так и судопроизводства; внедрять в практику публичной службы дисциплинирующие государственных служащих принципы государственной службы; узаконивать в системе контрольно-надзорной деятельности выразительные и плодотворные современные принципы осуществления государственного контроля и надзора. Эти и иные основополагающие положения действующего российского законодательства непременно раскрывают потенциал верховенства права и доказывают саму возможность принятия и интеллектуального разделения доминирующих ценностей данной концепции обществом, гражданами и государственным аппаратом. Очевидно, когда речь заходит о практике осуществления верховенства права, то вновь возникает разговор об отсутствующем консервативном подходе государства к правовому воспитанию, надлежащей борьбе с коррупцией, многочисленным изъятиям из общих принципов правоприменения применительно к той или иной группе людей, организаций, отдельных граждан, использованию неформальных воздействий при принятии должностными лицами правовых решений, забвению идеалов справедливости, честности и добросовестности. Хотя равенство перед законом и сам режим законности также находятся внутри концепции верховенства права.
Статья: Правовое регулирование мер по предупреждению коррупции в России и за рубежом
(Черепанова Е.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)Изучение законодательства Российской Федерации и некоторых зарубежных государств позволило выявить ряд наиболее распространенных мер, используемых в целях предупреждения коррупции. Среди них можно выделить: организацию правового воспитания и антикоррупционного просвещения граждан и должностных лиц, применение этических стандартов, проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, разработку мер для разрешения конфликта интересов, активное вовлечение институтов гражданского общества в противодействие коррупции и др.
(Черепанова Е.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)Изучение законодательства Российской Федерации и некоторых зарубежных государств позволило выявить ряд наиболее распространенных мер, используемых в целях предупреждения коррупции. Среди них можно выделить: организацию правового воспитания и антикоррупционного просвещения граждан и должностных лиц, применение этических стандартов, проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, разработку мер для разрешения конфликта интересов, активное вовлечение институтов гражданского общества в противодействие коррупции и др.
Статья: Понятие и современное состояние преступлений коррупционной направленности
(Лайпанов А.И., Зимин Л.А.)
("Российский следователь", 2023, N 2)- недостатки проводимой профилактики по антикоррупционному воспитанию граждан РФ <6>.
(Лайпанов А.И., Зимин Л.А.)
("Российский следователь", 2023, N 2)- недостатки проводимой профилактики по антикоррупционному воспитанию граждан РФ <6>.
Статья: Тенденции регулирования института конфликта интересов как инструмента контроля лояльности политических элит и механизма, гарантирующего доверие общества к власти, в отдельных государствах бывшего СССР
(Старостина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Такой подход основывается на том, что антикоррупционное правовое воспитание рассматривается в качестве фактора формирования антикоррупционного правосознания. В условиях современных процессов цифровизации в правовом регулировании конфликта интересов следует учитывать особенности антикоррупционного воспитания в сети Интернет <14>.
(Старостина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Такой подход основывается на том, что антикоррупционное правовое воспитание рассматривается в качестве фактора формирования антикоррупционного правосознания. В условиях современных процессов цифровизации в правовом регулировании конфликта интересов следует учитывать особенности антикоррупционного воспитания в сети Интернет <14>.
Статья: Антикоррупционное просвещение и пропаганда в сфере высшего образования Российской Федерации
(Поляков М.М., Мигачев Ю.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Можно согласиться с мнением П.А. Кабанова, согласно которому в современном российском региональном антикоррупционном законодательстве нет единства в понимании правовой категории "антикоррупционная пропаганда" <11>, как и категорий "антикоррупционное просвещение", "антикоррупционное воспитание".
(Поляков М.М., Мигачев Ю.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Можно согласиться с мнением П.А. Кабанова, согласно которому в современном российском региональном антикоррупционном законодательстве нет единства в понимании правовой категории "антикоррупционная пропаганда" <11>, как и категорий "антикоррупционное просвещение", "антикоррупционное воспитание".