Антикоррупционная проверка
Подборка наиболее важных документов по запросу Антикоррупционная проверка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых федеральными государственными служащими по предыдущим местам службы.
(Письмо Минтруда России от 25.08.2022 N 28-6/ООГ-1177)Вопрос: Исходя из содержания п. п. 4, 7, 13 и 14 Положения <1>, устанавливающего порядок проверки достоверности и полноты сведений, представляемых федеральными государственными служащими, такая проверка осуществляется соответствующей кадровой службой ФГО <2> либо кадровой службой ТО ФГО <3>, в который государственным служащим представлены сведения (при поступлении на службу или во время ее прохождения).
(Письмо Минтруда России от 25.08.2022 N 28-6/ООГ-1177)Вопрос: Исходя из содержания п. п. 4, 7, 13 и 14 Положения <1>, устанавливающего порядок проверки достоверности и полноты сведений, представляемых федеральными государственными служащими, такая проверка осуществляется соответствующей кадровой службой ФГО <2> либо кадровой службой ТО ФГО <3>, в который государственным служащим представлены сведения (при поступлении на службу или во время ее прохождения).
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"7. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых государственными гражданскими служащими и гражданами, претендующими на включение в федеральный кадровый резерв на государственной гражданской службе Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, должностей финансовых уполномоченных и руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"7. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых государственными гражданскими служащими и гражданами, претендующими на включение в федеральный кадровый резерв на государственной гражданской службе Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, должностей финансовых уполномоченных и руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)По результатам проведенной проверки региональный Комитет по противодействию коррупции установил факт несоблюдения главным бухгалтером учреждения запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Дело в том, что ИП, с которым был заключен контракт на строительство теплицы, доводился главному бухгалтеру зятем. Она очень старалась не афишировать этот факт: в частности, просила руководителя отдела кадров, присутствовавшего на свадьбе ее дочери, никому не показывать фотографии с торжественного мероприятия. Однако все усилия оказались тщетными: женщина была уволена с должности главного бухгалтера на основании п. 7.1 ст. 81 ТК РФ <11>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)По результатам проведенной проверки региональный Комитет по противодействию коррупции установил факт несоблюдения главным бухгалтером учреждения запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Дело в том, что ИП, с которым был заключен контракт на строительство теплицы, доводился главному бухгалтеру зятем. Она очень старалась не афишировать этот факт: в частности, просила руководителя отдела кадров, присутствовавшего на свадьбе ее дочери, никому не показывать фотографии с торжественного мероприятия. Однако все усилия оказались тщетными: женщина была уволена с должности главного бухгалтера на основании п. 7.1 ст. 81 ТК РФ <11>.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)О результатах проверки проинформирован Глава Республики Крым. Акт проверки направлен в Комитет по противодействию коррупции Республики Крым для рассмотрения и принятия мер соответствующего реагирования. Также информация передана в Прокуратуру Крыма и правоохранительные органы для организации следственных действий и возбуждения уголовных дел <1>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)О результатах проверки проинформирован Глава Республики Крым. Акт проверки направлен в Комитет по противодействию коррупции Республики Крым для рассмотрения и принятия мер соответствующего реагирования. Также информация передана в Прокуратуру Крыма и правоохранительные органы для организации следственных действий и возбуждения уголовных дел <1>.
Статья: Налоговые преступления и судебная налоговая экспертиза как необходимый инструмент их выявления и раскрытия
(Жильцова Ю.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 6)Государство создало специализированные правоохранительные органы, которые занимаются прямым противодействием преступности в сфере экономики. В соответствии с Федеральным законом "О полиции" <1> на Министерство внутренних дел Российской Федерации возлагаются обязанности по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений в сфере экономической деятельности. Эти функции реализуются подразделением по экономическим преступлениям и противодействию коррупции, которое осуществляет предварительную проверку и проводит оперативно-разыскные мероприятия на основе имеющейся информации.
(Жильцова Ю.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 6)Государство создало специализированные правоохранительные органы, которые занимаются прямым противодействием преступности в сфере экономики. В соответствии с Федеральным законом "О полиции" <1> на Министерство внутренних дел Российской Федерации возлагаются обязанности по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений в сфере экономической деятельности. Эти функции реализуются подразделением по экономическим преступлениям и противодействию коррупции, которое осуществляет предварительную проверку и проводит оперативно-разыскные мероприятия на основе имеющейся информации.
Готовое решение: Как к федеральным гражданским служащим применить дисциплинарное взыскание за коррупционное правонарушение
(КонсультантПлюс, 2025)В случае увольнения гражданского служащего, в отношении которого было принято решение об антикоррупционной проверке, после ее завершения и до принятия решения о применении к нему взыскания за коррупционное правонарушение составляется доклад о невозможности привлечения его к ответственности за совершение коррупционного правонарушения. Доклад подается лицу, которое принимало решение об осуществлении указанной проверки.
(КонсультантПлюс, 2025)В случае увольнения гражданского служащего, в отношении которого было принято решение об антикоррупционной проверке, после ее завершения и до принятия решения о применении к нему взыскания за коррупционное правонарушение составляется доклад о невозможности привлечения его к ответственности за совершение коррупционного правонарушения. Доклад подается лицу, которое принимало решение об осуществлении указанной проверки.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)Например, при организации надзорной деятельности в этой области важное значение имеет определение времени проведения проверочных мероприятий. Следует исходить из того, что антикоррупционное законодательство предусматривает обязанность представлять сведения о доходах а) гражданами, претендующими на замещение отдельных категорий должностей; б) лицами, замещающими такие должности. Причем, в последнем случае, определяя время начала прокурорской проверки, следует учитывать не только дату представления сведений о доходах (в том числе уточняющих), но и время, необходимое подразделению или должностному лицу органа государственной власти или местного самоуправления, в чьи обязанности входит профилактика коррупции, для проведения анализа поступивших справок о доходах, проведения антикоррупционным проверок (срок составляет до 60 дней и может быть продлен до 90 дней <1>), период рассмотрения комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов вопроса о привлечении служащего к ответственности <2>, а также время для принятия решения о привлечении к дисциплинарной ответственности. С другой стороны, следует учитывать, что в случае выявления нарушения антикоррупционного законодательства, ответственность за его совершение наступает не позднее 6 месяцев со дня выявления такого проступка <3>.
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)Например, при организации надзорной деятельности в этой области важное значение имеет определение времени проведения проверочных мероприятий. Следует исходить из того, что антикоррупционное законодательство предусматривает обязанность представлять сведения о доходах а) гражданами, претендующими на замещение отдельных категорий должностей; б) лицами, замещающими такие должности. Причем, в последнем случае, определяя время начала прокурорской проверки, следует учитывать не только дату представления сведений о доходах (в том числе уточняющих), но и время, необходимое подразделению или должностному лицу органа государственной власти или местного самоуправления, в чьи обязанности входит профилактика коррупции, для проведения анализа поступивших справок о доходах, проведения антикоррупционным проверок (срок составляет до 60 дней и может быть продлен до 90 дней <1>), период рассмотрения комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов вопроса о привлечении служащего к ответственности <2>, а также время для принятия решения о привлечении к дисциплинарной ответственности. С другой стороны, следует учитывать, что в случае выявления нарушения антикоррупционного законодательства, ответственность за его совершение наступает не позднее 6 месяцев со дня выявления такого проступка <3>.
Ситуация: В каких случаях необходимо предоставление сведений о счетах (вкладах) гражданина третьим лицам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При проведении (в рамках противодействия коррупции) проверки достоверности и полноты предоставленных сведений о доходах, расходах и имуществе отдельных граждан (претендующих, например, на замещение государственных должностей субъектов РФ), их супругов и несовершеннолетних детей справки по их счетам (вкладам) выдаются по запросу определенным должностным лицам (в частности, руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) (ч. 6 ст. 26 Закона N 395-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При проведении (в рамках противодействия коррупции) проверки достоверности и полноты предоставленных сведений о доходах, расходах и имуществе отдельных граждан (претендующих, например, на замещение государственных должностей субъектов РФ), их супругов и несовершеннолетних детей справки по их счетам (вкладам) выдаются по запросу определенным должностным лицам (в частности, руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) (ч. 6 ст. 26 Закона N 395-1).
Статья: Дискуссионные аспекты правоприменительной практики законодательства о противодействии коррупции на муниципальной службе
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Цифровые решения, направленные на повышение эффективности противодействия коррупции и, в частности, предотвращение конфликта интересов на муниципальной службе, уже находят свое применения на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Так, в г. Екатеринбурге "раньше для выявления коммерческих связей муниципальных служащих сотрудникам департамента кадровой политики мэрии приходилось вручную сверять данные на тысячу чиновников и 5 000 их родственников - 200 - 300 печатных листов. Это занимало порой несколько месяцев, теперь же антикоррупционные проверки автоматизированы: программа обнаружит подозрительные пересечения за считанные минуты... Сотруднику останется лишь оценить, действительно ли имеет место конфликт интересов" <22>.
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Цифровые решения, направленные на повышение эффективности противодействия коррупции и, в частности, предотвращение конфликта интересов на муниципальной службе, уже находят свое применения на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Так, в г. Екатеринбурге "раньше для выявления коммерческих связей муниципальных служащих сотрудникам департамента кадровой политики мэрии приходилось вручную сверять данные на тысячу чиновников и 5 000 их родственников - 200 - 300 печатных листов. Это занимало порой несколько месяцев, теперь же антикоррупционные проверки автоматизированы: программа обнаружит подозрительные пересечения за считанные минуты... Сотруднику останется лишь оценить, действительно ли имеет место конфликт интересов" <22>.
Статья: Борьба с коррупцией на предприятии
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 5)Какие недочеты могут выявить проверяющие
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 5)Какие недочеты могут выявить проверяющие