Антикоррупционная экспертиза Тюменская область
Подборка наиболее важных документов по запросу Антикоррупционная экспертиза Тюменская область (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые пределы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Надзорные функции за исполнением органами МС указанных в ст. 72 Закона N 131-ФЗ актов возлагаются на органы прокуратуры. На предупреждение ситуаций противоречия муниципальных нормативных правовых актов федеральным законам, законам субъектов РФ, Уставу МО направлена практика соглашений между органами МС и органами прокуратуры, получающая все большее распространение <23>. Такими соглашениями могут предусматриваться следующие формы взаимодействия: проведение правовой и антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов; обмен информацией о законодательстве и правоприменительной практике; консультационная поддержка; участие в рабочих группах, заседаниях комиссий; мониторинг действующих муниципальных нормативных правовых актов и др.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Надзорные функции за исполнением органами МС указанных в ст. 72 Закона N 131-ФЗ актов возлагаются на органы прокуратуры. На предупреждение ситуаций противоречия муниципальных нормативных правовых актов федеральным законам, законам субъектов РФ, Уставу МО направлена практика соглашений между органами МС и органами прокуратуры, получающая все большее распространение <23>. Такими соглашениями могут предусматриваться следующие формы взаимодействия: проведение правовой и антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов; обмен информацией о законодательстве и правоприменительной практике; консультационная поддержка; участие в рабочих группах, заседаниях комиссий; мониторинг действующих муниципальных нормативных правовых актов и др.
"Экспертиза регламентов и процедур исполнения государственных функций в системе экспертной деятельности России"
(Филатова А.В.)
(под ред. Н.М. Конина)
("ДМК Пресс", 2009)<1> См., например: Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 18 июля 2007 г. N 1285 (в ред. от 24 октября 2008 г. N 1449) "Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов Волгоградской области" // URL: http://www.garant.ru/ hotlaw/ mon/99552.htm; Постановление Правительства Саратовской области от 19 февраля 2007 г. N 48-П "О создании Экспертного совета по проведению общественной экспертизы нормативно-правовых актов при Правительстве Саратовской области". Доступ из СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Правительства Тюменской области от 11 февраля 2008 г. N 42-п (в ред. от 13 июля 2009 г. N 199-п) "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области" // Органы государственной власти Тюменской области: [сайт]. URL: http:// admtyumen.ru/ ogv_ru/ gov/ adm_reform/ more.htm?id= 10457444@cmsArticle.
(Филатова А.В.)
(под ред. Н.М. Конина)
("ДМК Пресс", 2009)<1> См., например: Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 18 июля 2007 г. N 1285 (в ред. от 24 октября 2008 г. N 1449) "Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов Волгоградской области" // URL: http://www.garant.ru/ hotlaw/ mon/99552.htm; Постановление Правительства Саратовской области от 19 февраля 2007 г. N 48-П "О создании Экспертного совета по проведению общественной экспертизы нормативно-правовых актов при Правительстве Саратовской области". Доступ из СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Правительства Тюменской области от 11 февраля 2008 г. N 42-п (в ред. от 13 июля 2009 г. N 199-п) "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области" // Органы государственной власти Тюменской области: [сайт]. URL: http:// admtyumen.ru/ ogv_ru/ gov/ adm_reform/ more.htm?id= 10457444@cmsArticle.
Нормативные акты
Паспорт проекта Федерального закона N 328707-7
"О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (об уточнении содержания понятия антикоррупционной экспертизы)"
(внесен Тюменской областной Думой)
(подписан Президентом РФ)ПАСПОРТ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 328707-7
"О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (об уточнении содержания понятия антикоррупционной экспертизы)"
(внесен Тюменской областной Думой)
(подписан Президентом РФ)ПАСПОРТ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 328707-7
Статья: Противодействие коррупции: о некоторых аспектах деятельности органов местного самоуправления
(Кирьянов А.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2011, N 9)<7> Закон Тюменской области от 25 февраля 2009 г. N 6 "О противодействии коррупции в Тюменской области" // Тюменская область сегодня. 27.02.2009. N 33.
(Кирьянов А.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2011, N 9)<7> Закон Тюменской области от 25 февраля 2009 г. N 6 "О противодействии коррупции в Тюменской области" // Тюменская область сегодня. 27.02.2009. N 33.
"Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов"
(сост. Е.Р. Россинская)
("Проспект", 2010)В некоторых субъектах Федерации также принят ряд нормативных актов, устанавливающих Правила проведения антикоррупционной экспертизы, так, например, Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2009 N 69 <1>, Постановление Правительства Москвы от 02.06.2009 N 513-ПП <2>, соответствующие акты приняты в Мурманской, Тюменской и других областях. Однако и в этих документах нет ничего общего с Методикой проведения экспертного исследования. Можно обозначить общие положения, включенные в эти акты: 1) правила производства антикоррупционной экспертизы распространяются только на акты конкретных ведомств; 2) экспертиза проводится на основании Методики, утвержденной Правительством РФ; 3) исследование проводится, как правило, сотрудниками юридического отдела, службы, комитета самого ведомства, в актах субъектов Федерации в числе субъектов указывается, например, отдел законодательства; 4) антикоррупционная экспертиза проводится в рамках правовой экспертизы; 5) срок экспертизы, как правило, составляет 10 дней с возможным продлением на 10 дней.
(сост. Е.Р. Россинская)
("Проспект", 2010)В некоторых субъектах Федерации также принят ряд нормативных актов, устанавливающих Правила проведения антикоррупционной экспертизы, так, например, Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2009 N 69 <1>, Постановление Правительства Москвы от 02.06.2009 N 513-ПП <2>, соответствующие акты приняты в Мурманской, Тюменской и других областях. Однако и в этих документах нет ничего общего с Методикой проведения экспертного исследования. Можно обозначить общие положения, включенные в эти акты: 1) правила производства антикоррупционной экспертизы распространяются только на акты конкретных ведомств; 2) экспертиза проводится на основании Методики, утвержденной Правительством РФ; 3) исследование проводится, как правило, сотрудниками юридического отдела, службы, комитета самого ведомства, в актах субъектов Федерации в числе субъектов указывается, например, отдел законодательства; 4) антикоррупционная экспертиза проводится в рамках правовой экспертизы; 5) срок экспертизы, как правило, составляет 10 дней с возможным продлением на 10 дней.
Статья: Экспертиза проектов актов представительных органов как направление правотворческой деятельности прокуратуры
(Нарутто С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2015, N 10)Обратим внимание на такую проблему, как проведение экспертизы не проектов, а уже действующих актов. Например, в Республике Бурятия, несмотря на законодательное закрепление проведения антикоррупционной экспертизы как нормативных правовых актов, так и их проектов <48>, на практике антикоррупционная экспертиза проводится только в отношении уже принятых нормативных правовых актов. Проекты законов подвергаются обязательной экспертизе в 27 регионах РФ (Ненецкий автономный округ, Смоленская область, Карачаево-Черкесская Республика, Ивановская область, г. Санкт-Петербург, Чукотский автономный округ, г. Москва, Московская область и др.), проекты подзаконных актов - в 32 субъектах РФ. В некоторых регионах обязательной антикоррупционной экспертизе подвергаются только проекты подзаконных правовых актов, но не законопроекты (Приморский край, Тюменская область, Псковская область, Волгоградская область). И это, безусловно, неправильно. Чаще всего экспертиза является обязательной лишь в отношении определенных направлений правового регулирования. Например, в Республике Бурятия - в отношении актов, затрагивающих права и свободы граждан в сфере образования и здравоохранения; в Амурской области - в отношении нормативных правовых актов и их проектов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер.
(Нарутто С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2015, N 10)Обратим внимание на такую проблему, как проведение экспертизы не проектов, а уже действующих актов. Например, в Республике Бурятия, несмотря на законодательное закрепление проведения антикоррупционной экспертизы как нормативных правовых актов, так и их проектов <48>, на практике антикоррупционная экспертиза проводится только в отношении уже принятых нормативных правовых актов. Проекты законов подвергаются обязательной экспертизе в 27 регионах РФ (Ненецкий автономный округ, Смоленская область, Карачаево-Черкесская Республика, Ивановская область, г. Санкт-Петербург, Чукотский автономный округ, г. Москва, Московская область и др.), проекты подзаконных актов - в 32 субъектах РФ. В некоторых регионах обязательной антикоррупционной экспертизе подвергаются только проекты подзаконных правовых актов, но не законопроекты (Приморский край, Тюменская область, Псковская область, Волгоградская область). И это, безусловно, неправильно. Чаще всего экспертиза является обязательной лишь в отношении определенных направлений правового регулирования. Например, в Республике Бурятия - в отношении актов, затрагивающих права и свободы граждан в сфере образования и здравоохранения; в Амурской области - в отношении нормативных правовых актов и их проектов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер.
Статья: Формирование правовых основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
(Хабриева Т.Я.)
("Журнал российского права", 2009, N 10)<16> Во многих субъектах РФ приняты собственные законы о противодействии коррупции (например, в Республике Татарстан, Свердловской, Челябинской, Калужской, Тверской, Тюменской областях).
(Хабриева Т.Я.)
("Журнал российского права", 2009, N 10)<16> Во многих субъектах РФ приняты собственные законы о противодействии коррупции (например, в Республике Татарстан, Свердловской, Челябинской, Калужской, Тверской, Тюменской областях).
"Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции"
(постатейный)
(Талапина Э.В.)
("Волтерс Клувер", 2010)Поскольку работа по внедрению антикоррупционной экспертизы была начата задолго до принятия комментируемого Закона, в ряде субъектов РФ и муниципальных образований уже утверждены собственные нормативные акты о порядке проведения антикоррупционной экспертизы. К ним относятся практически все субъекты РФ, принявшие собственные законы о противодействии коррупции (см. комментарий к ст. 2), в которых проведение антикоррупционной экспертизы хотя бы упоминается, а нередко составляет отдельную статью или главу закона. Часто для детализации порядка проведения антикоррупционной экспертизы принимаются нормативные акты подзаконного уровня. Например, Постановление от 6 июля 2007 г. N 273-п "О методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Астраханской области и проектов нормативных правовых актов"; Постановление главы администрации Волгоградской области от 18 июля 2007 г. N 1285 "Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов Волгоградской области"; Постановление Правительства Калининградской области от 29 декабря 2007 г. N 924 "Об экспертизе нормативных правовых актов органов государственной власти Калининградской области и их проектов на коррупциогенность". Некоторые субъекты РФ предусмотрели антикоррупционную экспертизу в тематических законах, не связанных с противодействием коррупции (Закон от 14 октября 2002 г. "О контрольно-счетной палате Республики Коми"; Закон от 7 марта 2002 г. "О нормативных правовых актах Томской области"; Закон от 7 марта 2003 г. "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов Тюменской области").
(постатейный)
(Талапина Э.В.)
("Волтерс Клувер", 2010)Поскольку работа по внедрению антикоррупционной экспертизы была начата задолго до принятия комментируемого Закона, в ряде субъектов РФ и муниципальных образований уже утверждены собственные нормативные акты о порядке проведения антикоррупционной экспертизы. К ним относятся практически все субъекты РФ, принявшие собственные законы о противодействии коррупции (см. комментарий к ст. 2), в которых проведение антикоррупционной экспертизы хотя бы упоминается, а нередко составляет отдельную статью или главу закона. Часто для детализации порядка проведения антикоррупционной экспертизы принимаются нормативные акты подзаконного уровня. Например, Постановление от 6 июля 2007 г. N 273-п "О методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Астраханской области и проектов нормативных правовых актов"; Постановление главы администрации Волгоградской области от 18 июля 2007 г. N 1285 "Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов Волгоградской области"; Постановление Правительства Калининградской области от 29 декабря 2007 г. N 924 "Об экспертизе нормативных правовых актов органов государственной власти Калининградской области и их проектов на коррупциогенность". Некоторые субъекты РФ предусмотрели антикоррупционную экспертизу в тематических законах, не связанных с противодействием коррупции (Закон от 14 октября 2002 г. "О контрольно-счетной палате Республики Коми"; Закон от 7 марта 2002 г. "О нормативных правовых актах Томской области"; Закон от 7 марта 2003 г. "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов Тюменской области").
Статья: Правовая и антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: к вопросу о соотношении понятий
(Ким А.В.)
("Административное право и процесс", 2017, N 5)Органы местного самоуправления также озадачены правовой и антикоррупционной экспертизой муниципальных актов. В муниципальных образованиях ведется работа по обеспечению законности муниципальных актов органов местного самоуправления. Данная деятельность осуществляется в соответствии с принятыми на муниципальном уровне нормативными правовыми актами. В качестве примера следует рассмотреть практику нескольких муниципальных образований. Так, в городе Тюмени Тюменской области правовую экспертизу муниципальных актов и их проектов выполняют специалисты правового департамента Администрации г. Тюмени <23>. Правовой и антикоррупционной экспертизе подлежат: проекты муниципальных правовых актов Тюменской городской Думы, поступившие на рассмотрение главе Администрации города Тюмени; проекты муниципальных нормативных правовых актов Администрации города Тюмени. При осуществлении правовой и антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов специалисты правового департамента Администрации г. Тюмени проводят проверку соответствия этих актов законодательству Российской Федерации, Тюменской области, муниципальным правовым актам города Тюмени и правилам юридической техники, а также анализ полноты и достоверности информации и иных документов, вносимых главой Администрации города Тюмени в Тюменскую городскую Думу в порядке контрольной деятельности Тюменской городской Думы. В городе Новосибирске юридическими службами структурных подразделений мэрии города Новосибирска (при подготовке проектов) и правовым департаментом (при осуществлении согласования проектов) осуществляется правовая и антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных актов. При выполнении правовой экспертизы проект подлежит оценке на предмет: соответствия законодательству и муниципальным правовым актам; отсутствия дублирования норм законодательства; правовых последствий применения; наличия указаний об изменении или отмене (признании утратившими силу) положений правовых актов мэрии в случае вступления представленного проекта в противоречие с ними; соблюдения правил юридической техники. Антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится при проведении правовой экспертизы таких актов <24>. В городе Барнауле антикоррупционная экспертиза муниципальных актов - в срок до 10 рабочих дней, в Волгограде - до 7 рабочих дней <25>. В итоге экспертами, ответственными за проведение правовой и антикоррупционной экспертизы муниципальных актов и их проектов, оформляется экспертное заключение. Его значение неоднозначно. В зависимости от муниципального образования оно носит как обязательный, так и рекомендательный характер. В Барнауле, Волгограде, Тюмени заключения носят обязательный характер. В городе Хабаровске - рекомендательный характер. В итоге муниципальные органы являются субъектами правовой и антикоррупционной экспертизы муниципальных актов и их проектов. В рамках экспертизы решаются задачи по выявлению противоречий действующему законодательству и коррупциогенных факторов, которые аналогичны задачам иных субъектов экспертной деятельности. Муниципальные правовые акты являются объектом экспертной деятельности районных, городских и приравненных к ним специализированных прокуратур, структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, структурных подразделений органов местного самоуправления. Сроки проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных актов устанавливаются органами местного самоуправления и отличаются от тех, в течение которых проводят исследование органы прокуратуры, территориальные органы Минюста России и структурные подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Анализ правовых основ, определяющих порядок проведения правовой и антикоррупционной экспертизы муниципальных актов и их проектов, показывает, что данные экспертизы регламентируются отдельными актами, а экспертные заключения в большей степени носят обязательный характер для нормотворческих органов.
(Ким А.В.)
("Административное право и процесс", 2017, N 5)Органы местного самоуправления также озадачены правовой и антикоррупционной экспертизой муниципальных актов. В муниципальных образованиях ведется работа по обеспечению законности муниципальных актов органов местного самоуправления. Данная деятельность осуществляется в соответствии с принятыми на муниципальном уровне нормативными правовыми актами. В качестве примера следует рассмотреть практику нескольких муниципальных образований. Так, в городе Тюмени Тюменской области правовую экспертизу муниципальных актов и их проектов выполняют специалисты правового департамента Администрации г. Тюмени <23>. Правовой и антикоррупционной экспертизе подлежат: проекты муниципальных правовых актов Тюменской городской Думы, поступившие на рассмотрение главе Администрации города Тюмени; проекты муниципальных нормативных правовых актов Администрации города Тюмени. При осуществлении правовой и антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов специалисты правового департамента Администрации г. Тюмени проводят проверку соответствия этих актов законодательству Российской Федерации, Тюменской области, муниципальным правовым актам города Тюмени и правилам юридической техники, а также анализ полноты и достоверности информации и иных документов, вносимых главой Администрации города Тюмени в Тюменскую городскую Думу в порядке контрольной деятельности Тюменской городской Думы. В городе Новосибирске юридическими службами структурных подразделений мэрии города Новосибирска (при подготовке проектов) и правовым департаментом (при осуществлении согласования проектов) осуществляется правовая и антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных актов. При выполнении правовой экспертизы проект подлежит оценке на предмет: соответствия законодательству и муниципальным правовым актам; отсутствия дублирования норм законодательства; правовых последствий применения; наличия указаний об изменении или отмене (признании утратившими силу) положений правовых актов мэрии в случае вступления представленного проекта в противоречие с ними; соблюдения правил юридической техники. Антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится при проведении правовой экспертизы таких актов <24>. В городе Барнауле антикоррупционная экспертиза муниципальных актов - в срок до 10 рабочих дней, в Волгограде - до 7 рабочих дней <25>. В итоге экспертами, ответственными за проведение правовой и антикоррупционной экспертизы муниципальных актов и их проектов, оформляется экспертное заключение. Его значение неоднозначно. В зависимости от муниципального образования оно носит как обязательный, так и рекомендательный характер. В Барнауле, Волгограде, Тюмени заключения носят обязательный характер. В городе Хабаровске - рекомендательный характер. В итоге муниципальные органы являются субъектами правовой и антикоррупционной экспертизы муниципальных актов и их проектов. В рамках экспертизы решаются задачи по выявлению противоречий действующему законодательству и коррупциогенных факторов, которые аналогичны задачам иных субъектов экспертной деятельности. Муниципальные правовые акты являются объектом экспертной деятельности районных, городских и приравненных к ним специализированных прокуратур, структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, структурных подразделений органов местного самоуправления. Сроки проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных актов устанавливаются органами местного самоуправления и отличаются от тех, в течение которых проводят исследование органы прокуратуры, территориальные органы Минюста России и структурные подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Анализ правовых основ, определяющих порядок проведения правовой и антикоррупционной экспертизы муниципальных актов и их проектов, показывает, что данные экспертизы регламентируются отдельными актами, а экспертные заключения в большей степени носят обязательный характер для нормотворческих органов.