АнтиколлектОрский закон
Подборка наиболее важных документов по запросу АнтиколлектОрский закон (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Динамика состояния законности в экономической сфере
(Бут Н.Д.)
("Юрист", 2022, N 7)9. Скобликов П.А. Современная уголовная политика на примере антиколлекторского закона / П.А. Скобликов // Законодательство. 2018. N 5. С. 51 - 57.
(Бут Н.Д.)
("Юрист", 2022, N 7)9. Скобликов П.А. Современная уголовная политика на примере антиколлекторского закона / П.А. Скобликов // Законодательство. 2018. N 5. С. 51 - 57.
"Правовое положение взыскателя в исполнительном производстве: монография"
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)21 июня 2016 г. Государственной Думой РФ принят Федеральный закон N 230-ФЗ <2>. Данный Федеральный закон также именуется законом о коллекторах, "антиколлекторским" законом <3>, законом о защите прав должников-граждан <4>.
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)21 июня 2016 г. Государственной Думой РФ принят Федеральный закон N 230-ФЗ <2>. Данный Федеральный закон также именуется законом о коллекторах, "антиколлекторским" законом <3>, законом о защите прав должников-граждан <4>.
Нормативные акты
Решение Алтайского краевого УФАС России от 15.07.2019 по делу N 022/05/28-273/2019
Нарушение: п. 2 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5, ч. 1, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.
Решение: Предписание не выдавать; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе).Согласно ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований п. 2 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель, ответственность за нарушение требований установленных ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Нарушение: п. 2 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5, ч. 1, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.
Решение: Предписание не выдавать; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе).Согласно ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований п. 2 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель, ответственность за нарушение требований установленных ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Решение Смоленского УФАС России от 28.12.2011 N 66/11-РЗ
Нарушение: ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
Решение: Предписание не выдавать; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе).Деятельность в Первой Антиколлекторской Компании осуществляет ООО "П" (местонахождение: 214004, <...>). Учитывая изложенное, ООО "П" не наделено полномочиями на осуществление деятельности по государственной регистрации и ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Нарушение: ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
Решение: Предписание не выдавать; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе).Деятельность в Первой Антиколлекторской Компании осуществляет ООО "П" (местонахождение: 214004, <...>). Учитывая изложенное, ООО "П" не наделено полномочиями на осуществление деятельности по государственной регистрации и ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Статья: Правовое регулирование потребительского кредитования в свете духовно-нравственных уроков Ф.М. Достоевского в романе "Преступление и наказание"
(Решетов Г.А.)
("Российский следователь", 2010, N 4)При анализе законопроекта возникают вопросы в части передачи банком полномочий коллекторским агентствам по истребованию задолженности потребителя, специфическая деятельность которых в настоящее время остается нелегализованной. При этом нет и органа, который бы осуществлял контроль и надзор за деятельностью этих агентств. Судя по вакансиям, размещенным на сайтах в Интернете, эти структуры, как правило, представляют бывшие сотрудники правоохранительных органов и другие активисты, приоритетным методом работы которых является психологический прессинг на уже подавленных кризисом должников. Ирина Кочура, директор антиколлекторского агентства OnlyWay, рассказывает: "По Калининграду бригады по сбору долгов разъезжают на "Хаммерах". Руководители служб кричат, мол, чуть ли не под Путиным сижу, вот мои медали, бывший мент крутой, близко не подходи. Это происходит в открытую, публично, при свете дня. И город просто боится. Многие преступные группировки, с которыми власть боролась до 2000 г., закрылись, остальные ушли в тень. Ниша освободилась, и теперь ее заняли вот такие коллекторы. Закон "О коллекторской деятельности в РФ", принятия которого добиваются две наиболее крупные коллекторские ассоциации - НАПКА и АРКБ только для того, чтобы пересчитать всех по головам, ввести лицензию, начать на этом зарабатывать и контролировать свой личный бизнес. Держать нишу. И пускать в нее будут уже по своему усмотрению... Вы зайдите на коллекторские сайты в раздел услуги для банков, и посмотрите на технологии выбивания долгов. Кое-где так и пишут - "создадим вокруг должника такую психологическую атмосферу". Или "оказание информационного давления на должника и его окружение". В самих агентствах сотрудников обучают методикам, как психологически запугать человека и не нарушить при этом закон... Коллекторы не создают условия, при которых у клиента появляется желание отдать деньги. Они создают условия, при которых у него появляется желание встать на лыжи и уйти в горы. В бега податься. Вот вам и очередной мошенник" <6>. А вот выдержки из комментария гражданки Фасхутдиновой из Уфы к статье Алены Баталовой "Коллекторы при деле" на сайте "Российской газеты" N 4978 от 20 сентября 2009 г.: "Мне приходилось проводить переговоры с коллекторским агентством, и могу пояснить, что они не лучшим образом ведут себя по отношению к клиентам, можно вообразить, что вы находитесь в преступной группе, которая попросту вымогает деньги, при этом не предлагают и не могут дать совет, каким способом решить данную проблему, так как сами являются некомпетентной организацией. Тогда напрашивается вопрос: "О каком взаимодействии с гражданами можно вести речь?" Неприятно, да и нет желания вести переговоры с этой организацией... Мое мнение, что на сегодняшний день не все, но некоторые коллекторские агентства только усугубляют обстоятельства и вынуждают граждан обращать в суд и затягивать процесс по возврату долгов банку, у них есть только одна цель - заработать свои проценты по якобы проделанной работе..."
(Решетов Г.А.)
("Российский следователь", 2010, N 4)При анализе законопроекта возникают вопросы в части передачи банком полномочий коллекторским агентствам по истребованию задолженности потребителя, специфическая деятельность которых в настоящее время остается нелегализованной. При этом нет и органа, который бы осуществлял контроль и надзор за деятельностью этих агентств. Судя по вакансиям, размещенным на сайтах в Интернете, эти структуры, как правило, представляют бывшие сотрудники правоохранительных органов и другие активисты, приоритетным методом работы которых является психологический прессинг на уже подавленных кризисом должников. Ирина Кочура, директор антиколлекторского агентства OnlyWay, рассказывает: "По Калининграду бригады по сбору долгов разъезжают на "Хаммерах". Руководители служб кричат, мол, чуть ли не под Путиным сижу, вот мои медали, бывший мент крутой, близко не подходи. Это происходит в открытую, публично, при свете дня. И город просто боится. Многие преступные группировки, с которыми власть боролась до 2000 г., закрылись, остальные ушли в тень. Ниша освободилась, и теперь ее заняли вот такие коллекторы. Закон "О коллекторской деятельности в РФ", принятия которого добиваются две наиболее крупные коллекторские ассоциации - НАПКА и АРКБ только для того, чтобы пересчитать всех по головам, ввести лицензию, начать на этом зарабатывать и контролировать свой личный бизнес. Держать нишу. И пускать в нее будут уже по своему усмотрению... Вы зайдите на коллекторские сайты в раздел услуги для банков, и посмотрите на технологии выбивания долгов. Кое-где так и пишут - "создадим вокруг должника такую психологическую атмосферу". Или "оказание информационного давления на должника и его окружение". В самих агентствах сотрудников обучают методикам, как психологически запугать человека и не нарушить при этом закон... Коллекторы не создают условия, при которых у клиента появляется желание отдать деньги. Они создают условия, при которых у него появляется желание встать на лыжи и уйти в горы. В бега податься. Вот вам и очередной мошенник" <6>. А вот выдержки из комментария гражданки Фасхутдиновой из Уфы к статье Алены Баталовой "Коллекторы при деле" на сайте "Российской газеты" N 4978 от 20 сентября 2009 г.: "Мне приходилось проводить переговоры с коллекторским агентством, и могу пояснить, что они не лучшим образом ведут себя по отношению к клиентам, можно вообразить, что вы находитесь в преступной группе, которая попросту вымогает деньги, при этом не предлагают и не могут дать совет, каким способом решить данную проблему, так как сами являются некомпетентной организацией. Тогда напрашивается вопрос: "О каком взаимодействии с гражданами можно вести речь?" Неприятно, да и нет желания вести переговоры с этой организацией... Мое мнение, что на сегодняшний день не все, но некоторые коллекторские агентства только усугубляют обстоятельства и вынуждают граждан обращать в суд и затягивать процесс по возврату долгов банку, у них есть только одна цель - заработать свои проценты по якобы проделанной работе..."
"Коллекторская деятельность: основы правового регулирования"
(выпуск 23)
(под ред. В.А. Гуреева, И.А. Аксенова, А.Н. Береснева)
("Редакция "Российской газеты", 2018)<1> См.: Белобабченко М.К. Проблемы правового регулирования коллекторской деятельности // Журнал российского права. 2016. N 11. С. 30 - 36; Скобликов П. Хотели как лучше: гримасы "антиколлекторского" закона // ЭЖ-Юрист. 2017. N 41. С. 14.
(выпуск 23)
(под ред. В.А. Гуреева, И.А. Аксенова, А.Н. Береснева)
("Редакция "Российской газеты", 2018)<1> См.: Белобабченко М.К. Проблемы правового регулирования коллекторской деятельности // Журнал российского права. 2016. N 11. С. 30 - 36; Скобликов П. Хотели как лучше: гримасы "антиколлекторского" закона // ЭЖ-Юрист. 2017. N 41. С. 14.
Статья: Хотели как лучше: гримасы "антиколлекторского" закона
(Скобликов П.)
("ЭЖ-Юрист", 2017, N 41)ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ: ГРИМАСЫ "АНТИКОЛЛЕКТОРСКОГО" ЗАКОНА
(Скобликов П.)
("ЭЖ-Юрист", 2017, N 41)ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ: ГРИМАСЫ "АНТИКОЛЛЕКТОРСКОГО" ЗАКОНА
Статья: Проблемы сбора задолженности по пластиковым картам
(Тарташев В.А.)
("Банковский ритейл", 2008, N 2)Поэтапно, с примерами из жизни, нужно объяснить должнику, что обращение в суд влечет за собой немалые финансовые затраты. На сегодняшний день банк требует погасить только сумму задолженности, но в случае судебного разбирательства банк сформирует окончательную сумму по кредиту, включая пени и штрафы. После формирования заключительного требования в автоматическом режиме программное обеспечение заблокирует лицевой счет, и разблокирование его возможно только по решению суда. Это происходит преднамеренно для того, чтобы должник в случае появления денежных средств не смог погасить задолженности. Пока юридическое управление готовит исковое требование в суд, а это занимает от месяца до трех, пени и штрафы продолжают начисляться. И все это происходит в рамках закона, на основании подписанного кредитного договора. Далее нужно обязательно продемонстрировать копию решения суда по аналогичной ситуации, по пунктам вместе с должником разобрать все спорные моменты. Лучше в процессе беседы пользоваться калькулятором и наглядно демонстрировать сумму начисляемых штрафов и пени. Ко всему сказанному нужно непременно добавить, что мелкие юридические агентства, антиколлекторские бюро преследуют свою финансовую цель, ведь их услуги далеко не бесплатны. И в результате должник должен будет заплатить судебные издержки, закрыть долг перед банком и оплатить услуги конторы, которая спровоцировала эту ситуацию.
(Тарташев В.А.)
("Банковский ритейл", 2008, N 2)Поэтапно, с примерами из жизни, нужно объяснить должнику, что обращение в суд влечет за собой немалые финансовые затраты. На сегодняшний день банк требует погасить только сумму задолженности, но в случае судебного разбирательства банк сформирует окончательную сумму по кредиту, включая пени и штрафы. После формирования заключительного требования в автоматическом режиме программное обеспечение заблокирует лицевой счет, и разблокирование его возможно только по решению суда. Это происходит преднамеренно для того, чтобы должник в случае появления денежных средств не смог погасить задолженности. Пока юридическое управление готовит исковое требование в суд, а это занимает от месяца до трех, пени и штрафы продолжают начисляться. И все это происходит в рамках закона, на основании подписанного кредитного договора. Далее нужно обязательно продемонстрировать копию решения суда по аналогичной ситуации, по пунктам вместе с должником разобрать все спорные моменты. Лучше в процессе беседы пользоваться калькулятором и наглядно демонстрировать сумму начисляемых штрафов и пени. Ко всему сказанному нужно непременно добавить, что мелкие юридические агентства, антиколлекторские бюро преследуют свою финансовую цель, ведь их услуги далеко не бесплатны. И в результате должник должен будет заплатить судебные издержки, закрыть долг перед банком и оплатить услуги конторы, которая спровоцировала эту ситуацию.
Интервью: Универсального рецепта против рейдерских захватов нет
("Административное право", 2010, N 2)- Выделять определенную направленность споров, рассматриваемых нашими специалистами, думаю, не совсем правильно. Основной объем - это корпоративные споры, связанные с взысканием задолженности. Однако существует и ряд иных дел: оспаривание решений (бездействия) государственных органов, земельные споры, признание договоров заключенными и требование исполнения обязательств. В последнее время появилась интересная категория дел, связанная с антиколлекторскими услугами, то есть с противодействием незаконным действиям коллекторских агентств и противодействием фиктивному "раздуванию" задолженности перед кредитором.
("Административное право", 2010, N 2)- Выделять определенную направленность споров, рассматриваемых нашими специалистами, думаю, не совсем правильно. Основной объем - это корпоративные споры, связанные с взысканием задолженности. Однако существует и ряд иных дел: оспаривание решений (бездействия) государственных органов, земельные споры, признание договоров заключенными и требование исполнения обязательств. В последнее время появилась интересная категория дел, связанная с антиколлекторскими услугами, то есть с противодействием незаконным действиям коллекторских агентств и противодействием фиктивному "раздуванию" задолженности перед кредитором.
Статья: Коллекторам закон написан: кто выиграет?
(Санникова Л., Нестеренко А., Докучаева Е., Гальперин М., Жданухин Д., Масленникова А., Кукин А., Зайцев Р., Валуева Л.)
("Закон", 2016, N 7)Некрупным легальным коллекторским агентствам в регионах, вполне возможно, придется переквалифицироваться в управдомов, точнее, активнее заниматься коммунальным коллекторством, взысканием долгов по ЖКХ. Дело в том, что по буквальному толкованию новый Закон распространяется на работу с этими долгами, только если ее ведут не сами кредиторы - ресурсоснабжающие организации или их помощники, но агентства, которые занимаются возвратом долгов в качестве основного вида деятельности.
(Санникова Л., Нестеренко А., Докучаева Е., Гальперин М., Жданухин Д., Масленникова А., Кукин А., Зайцев Р., Валуева Л.)
("Закон", 2016, N 7)Некрупным легальным коллекторским агентствам в регионах, вполне возможно, придется переквалифицироваться в управдомов, точнее, активнее заниматься коммунальным коллекторством, взысканием долгов по ЖКХ. Дело в том, что по буквальному толкованию новый Закон распространяется на работу с этими долгами, только если ее ведут не сами кредиторы - ресурсоснабжающие организации или их помощники, но агентства, которые занимаются возвратом долгов в качестве основного вида деятельности.
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
(постатейный)
(под ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2016)Количество споров в связи с нарушением требований рассматриваемого Закона будет зависеть от жесткости позиции уполномоченного органа, которая может быть обусловлена влиянием СМИ и желанием других государственных ведомств привлечь к себе внимание в связи с актуальной коллекторской темой. Предпосылки для такой PR-активности государственных органов созданы уже в п. 4 ч. 2 ст. 18 "Федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр" комментируемого Закона. В этой статье речь идет о том, что приказ для проверки агентства может появиться в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
(постатейный)
(под ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2016)Количество споров в связи с нарушением требований рассматриваемого Закона будет зависеть от жесткости позиции уполномоченного органа, которая может быть обусловлена влиянием СМИ и желанием других государственных ведомств привлечь к себе внимание в связи с актуальной коллекторской темой. Предпосылки для такой PR-активности государственных органов созданы уже в п. 4 ч. 2 ст. 18 "Федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр" комментируемого Закона. В этой статье речь идет о том, что приказ для проверки агентства может появиться в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Статья: Новый Закон о возврате задолженности: диалектика коллекторства и антиколлекторства
(Жданухин Д.Ю.)
("Юстиция", 2016, N 3)Небольшим легальным коллекторским агентствам в регионах, вполне возможно, придется "переквалифицироваться в управдомов", точнее, активнее заниматься коммунальным коллекторством, взысканием долгов ЖКХ. Дело в том, что по буквальному толкованию новый Закон на работу с этими долгами распространяется, если ею занимаются не сами ресурсоснабжающие организации - кредиторы или их помощники, а только агентства, которые возвратом долгов занимаются в качестве основного вида деятельности.
(Жданухин Д.Ю.)
("Юстиция", 2016, N 3)Небольшим легальным коллекторским агентствам в регионах, вполне возможно, придется "переквалифицироваться в управдомов", точнее, активнее заниматься коммунальным коллекторством, взысканием долгов ЖКХ. Дело в том, что по буквальному толкованию новый Закон на работу с этими долгами распространяется, если ею занимаются не сами ресурсоснабжающие организации - кредиторы или их помощники, а только агентства, которые возвратом долгов занимаются в качестве основного вида деятельности.
Статья: Взыскание как бракоразводный процесс
(Лысенко В.)
("Банковское обозрение", 2017, N 4)Потеря бизнеса. За два нарушения любой тяжести согласно Закону 230-ФЗ коллекторское агентство исключается из реестра. Текущая формулировка Закона не классифицирует нарушения по степеням тяжести и ответственности нарушителя в зависимости от занимаемой должности. В некоторых компаниях, занимающихся взысканием, штат персонала исчисляется тысячами сотрудников, то есть из-за недобросовестности даже одного из них владелец коллекторского агентства может лишиться права на этот бизнес на три года (столько времени должно пройти до повторной подачи заявки на вступление в реестр после исключения). Кстати, штраф от ФССП одним из первых получило коллекторское агентство, которое было, по признанию коллег, умело "подставлено" антиколлекторским агентством и должником-профи. Они спровоцировали неопытного оператора колл-центра превысить установленные Законом ограничения по количеству звонков.
(Лысенко В.)
("Банковское обозрение", 2017, N 4)Потеря бизнеса. За два нарушения любой тяжести согласно Закону 230-ФЗ коллекторское агентство исключается из реестра. Текущая формулировка Закона не классифицирует нарушения по степеням тяжести и ответственности нарушителя в зависимости от занимаемой должности. В некоторых компаниях, занимающихся взысканием, штат персонала исчисляется тысячами сотрудников, то есть из-за недобросовестности даже одного из них владелец коллекторского агентства может лишиться права на этот бизнес на три года (столько времени должно пройти до повторной подачи заявки на вступление в реестр после исключения). Кстати, штраф от ФССП одним из первых получило коллекторское агентство, которое было, по признанию коллег, умело "подставлено" антиколлекторским агентством и должником-профи. Они спровоцировали неопытного оператора колл-центра превысить установленные Законом ограничения по количеству звонков.