Анонимное оказание медицинской помощи
Подборка наиболее важных документов по запросу Анонимное оказание медицинской помощи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные аспекты защиты врачебной тайны при использовании телемедицинских технологий в здравоохранении
(Федотов Н.Е.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 1)Некоторые авторы придерживаются мнения, что каждый человек должен иметь право на получение анонимной медицинской помощи в рамках использования телемедицинских технологий. Телемедицина может быть доступным вариантом, если при этом не снижается качество оказываемой медицинской помощи и отсутствуют юридические препятствия.
(Федотов Н.Е.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 1)Некоторые авторы придерживаются мнения, что каждый человек должен иметь право на получение анонимной медицинской помощи в рамках использования телемедицинских технологий. Телемедицина может быть доступным вариантом, если при этом не снижается качество оказываемой медицинской помощи и отсутствуют юридические препятствия.
Статья: Персональные данные пациента и его законного представителя: специфика электронного предоставления в контексте применения технологий "искусственного интеллекта" в digital-медицине
(Подузова Е.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)С 1 сентября 2022 г. вступили в силу изменения, внесенные в ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" <6>. Возникает проблема применения данной новеллы в случае отказа пациента дать согласие на предоставление и обработку персональных данных. При отсутствии персональных данных пациента представляется затруднительным заполнение всей необходимой медицинской документации, в том числе документации, передаваемой Фонду социального страхования для производства выплат по больничным листам. В то же время действующим законодательством в области здравоохранения допустимо оказание медицинской помощи анонимно (см., например, п. 5 ст. 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Представляется, что в тех случаях, когда медицинская помощь не может быть оказана анонимно (к примеру, при оказании телемедицинской помощи <7>), применение норм п. 4 ст. 16 Закона "О защите прав потребителей" не представляется возможным. В иных случаях медицинская организация обязана разъяснить пациенту последствия непредоставления им персональных данных и отсутствия согласия на их передачу и обработку. В частности, необходимо дать разъяснения в отношении невозможности оформления больничного листа.
(Подузова Е.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)С 1 сентября 2022 г. вступили в силу изменения, внесенные в ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" <6>. Возникает проблема применения данной новеллы в случае отказа пациента дать согласие на предоставление и обработку персональных данных. При отсутствии персональных данных пациента представляется затруднительным заполнение всей необходимой медицинской документации, в том числе документации, передаваемой Фонду социального страхования для производства выплат по больничным листам. В то же время действующим законодательством в области здравоохранения допустимо оказание медицинской помощи анонимно (см., например, п. 5 ст. 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Представляется, что в тех случаях, когда медицинская помощь не может быть оказана анонимно (к примеру, при оказании телемедицинской помощи <7>), применение норм п. 4 ст. 16 Закона "О защите прав потребителей" не представляется возможным. В иных случаях медицинская организация обязана разъяснить пациенту последствия непредоставления им персональных данных и отсутствия согласия на их передачу и обработку. В частности, необходимо дать разъяснения в отношении невозможности оформления больничного листа.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами;
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами;
Постановление Правительства РФ от 11.05.2023 N 736
"Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006"установление индивидуального поста медицинского наблюдения при оказании медицинской помощи в стационарных условиях при отсутствии медицинских показаний к установлению индивидуального поста медицинского наблюдения;
"Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006"установление индивидуального поста медицинского наблюдения при оказании медицинской помощи в стационарных условиях при отсутствии медицинских показаний к установлению индивидуального поста медицинского наблюдения;
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка расходования средств на предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в 2021 - 2022 годах"
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 12)- направить в территориальные органы Фонда рекомендацию о необходимости включения в договор положения, предусматривающего предоставление со стороны медицинской организации копий лицевых счетов расходов, осуществленных на предоставление медицинской помощи пострадавшему, в целях соблюдения положений пунктов 19 и 20 Положения N 286;
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 12)- направить в территориальные органы Фонда рекомендацию о необходимости включения в договор положения, предусматривающего предоставление со стороны медицинской организации копий лицевых счетов расходов, осуществленных на предоставление медицинской помощи пострадавшему, в целях соблюдения положений пунктов 19 и 20 Положения N 286;
"Годовой отчет для учреждений здравоохранения - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- применение медицинских изделий и лечебного питания, не предусмотренных стандартами медпомощи;
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- применение медицинских изделий и лечебного питания, не предусмотренных стандартами медпомощи;
Статья: Защита персональных данных, полученных от граждан при обращении к сервисам MedTech
(Иншакова А.О., Квициния Н.В.)
("Современное право", 2024, N 3)Обеспечение такого рода безопасности возможно посредством осуществления определенных действий, касающихся изменения правового режима персональных данных в условиях телемедицины и совершенствования требований к информационным системам, со стороны государства в лице уполномоченных органов. Прежде всего необходимо усилить степень интеграции и взаимодействия различных уровней системы телемедицины путем создания единого пространства для деятельности. Во-вторых, операторы, занимающиеся внесением сведений в информационных системах, должны осуществлять такое внесение своевременно, по мере поступления. В-третьих, возможности граждан при использовании Личного кабинета пациента на сайте Госуслуг весьма ограниченны. Соответственно, для совершенствования данного сервиса государству следует задуматься о расширении перечня предоставляемых сведений, возможностей пользователей. В-четвертых, в силу специфики предоставляемых для онлайн-консультаций сведений следует закрепить обязательное получение согласия гражданина на их предоставление на регулярной основе, а перечень необходимых к заполнению персональных данных должен корректироваться в зависимости от целевого предназначения обращения гражданина; должна быть внедрена особая форма согласия для лиц, желающих получить медицинскую помощь на анонимной основе. В-пятых, следует задуматься о возможности использования технологии блокчейн для хранения, обработки поступающей информации и контроля передачи соответствующих данных. Хорошо зарекомендовавшая себя в иных сферах технология вполне может выступить гарантией оказания высококвалифицированной медицинской помощи в дистанционном формате без опасений за сохранность персональных данных пациентов. В-шестых, важность персональных данных обуславливает необходимость закрепления особого правового статуса операторов, задействованных в информационных системах при осуществлении телемедицины. К ним должны предъявляться особые требования, позволяющие с большей долей вероятности гарантировать безопасность переданных гражданином данных. Полагаем, что осуществление указанных мероприятий позволит существенно снизить риски неправомерного распространения персональных данных, полученных от граждан при обращении к сервисам MedTech.
(Иншакова А.О., Квициния Н.В.)
("Современное право", 2024, N 3)Обеспечение такого рода безопасности возможно посредством осуществления определенных действий, касающихся изменения правового режима персональных данных в условиях телемедицины и совершенствования требований к информационным системам, со стороны государства в лице уполномоченных органов. Прежде всего необходимо усилить степень интеграции и взаимодействия различных уровней системы телемедицины путем создания единого пространства для деятельности. Во-вторых, операторы, занимающиеся внесением сведений в информационных системах, должны осуществлять такое внесение своевременно, по мере поступления. В-третьих, возможности граждан при использовании Личного кабинета пациента на сайте Госуслуг весьма ограниченны. Соответственно, для совершенствования данного сервиса государству следует задуматься о расширении перечня предоставляемых сведений, возможностей пользователей. В-четвертых, в силу специфики предоставляемых для онлайн-консультаций сведений следует закрепить обязательное получение согласия гражданина на их предоставление на регулярной основе, а перечень необходимых к заполнению персональных данных должен корректироваться в зависимости от целевого предназначения обращения гражданина; должна быть внедрена особая форма согласия для лиц, желающих получить медицинскую помощь на анонимной основе. В-пятых, следует задуматься о возможности использования технологии блокчейн для хранения, обработки поступающей информации и контроля передачи соответствующих данных. Хорошо зарекомендовавшая себя в иных сферах технология вполне может выступить гарантией оказания высококвалифицированной медицинской помощи в дистанционном формате без опасений за сохранность персональных данных пациентов. В-шестых, важность персональных данных обуславливает необходимость закрепления особого правового статуса операторов, задействованных в информационных системах при осуществлении телемедицины. К ним должны предъявляться особые требования, позволяющие с большей долей вероятности гарантировать безопасность переданных гражданином данных. Полагаем, что осуществление указанных мероприятий позволит существенно снизить риски неправомерного распространения персональных данных, полученных от граждан при обращении к сервисам MedTech.
Статья: Цивилистические основания донорства
(Киктенко К.Г., Кирилина А.А.)
("Закон", 2023, N 8)Систему сделок в донорстве и трансплантации возможно представить следующим образом: возмездные и безвозмездные, inter vivos и mortis causa, срочные и бессрочные, анонимные и неанонимные, условные и безусловные, информированные и неинформированные. В возмездные сделки внутри донорства входят купля-продажа (например, половых клеток при репродуктивных технологиях), оказание услуг (например, по подбору нужной группы крови для переливания), завещания под условием (можете воспользоваться биологическими материалами, но только выполнив условие). В безвозмездные входят завещание без условия, дарение, оказание медицинской помощи <77>.
(Киктенко К.Г., Кирилина А.А.)
("Закон", 2023, N 8)Систему сделок в донорстве и трансплантации возможно представить следующим образом: возмездные и безвозмездные, inter vivos и mortis causa, срочные и бессрочные, анонимные и неанонимные, условные и безусловные, информированные и неинформированные. В возмездные сделки внутри донорства входят купля-продажа (например, половых клеток при репродуктивных технологиях), оказание услуг (например, по подбору нужной группы крови для переливания), завещания под условием (можете воспользоваться биологическими материалами, но только выполнив условие). В безвозмездные входят завещание без условия, дарение, оказание медицинской помощи <77>.
Вопрос: О платных медицинских услугах.
("Официальный сайт ФФОМС", 2025)- на иных условиях, чем предусмотрено Программой, территориальными программами и (или) целевыми программами. Вам следует ознакомиться с важным для гражданина разделом Программы и территориальной программы "Порядок и условия бесплатного оказания гражданам медицинской помощи";
("Официальный сайт ФФОМС", 2025)- на иных условиях, чем предусмотрено Программой, территориальными программами и (или) целевыми программами. Вам следует ознакомиться с важным для гражданина разделом Программы и территориальной программы "Порядок и условия бесплатного оказания гражданам медицинской помощи";
Статья: К вопросу о возможности криминализации потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача
(Будникова А.Б.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Криминализация НПНСиПВ не согласуется и с основными принципами государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ <13>. Действительно, наркопотребители, осознавая перспективу привлечения к уголовной ответственности, вряд ли будут обращаться в больницу для прохождения лечения от наркотической зависимости. Одновременно возникнет вопрос и о существовании анонимных наркологических кабинетов, поскольку в случае включения НПНСиПВ в число преступлений действия врача, оказывающего анонимную наркологическую помощь, могут рассматриваться как укрывательство преступлений. При этом многолетний опыт работы анонимных наркологических кабинетов показывает, что такая форма оказания медицинской помощи больным наркоманией позволяет привлечь к лечению определенный круг больных, по различным причинам избегающих обращения в наркологические диспансеры на общих основаниях <14>. Можно согласиться с мнением М.В. Назарука, что установление уголовной ответственности за это деяние "способно привести к глубокому сокрытию наркотизма и отпугнуть потребителей от добровольного обращения за медицинской помощью" <15>.
(Будникова А.Б.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Криминализация НПНСиПВ не согласуется и с основными принципами государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ <13>. Действительно, наркопотребители, осознавая перспективу привлечения к уголовной ответственности, вряд ли будут обращаться в больницу для прохождения лечения от наркотической зависимости. Одновременно возникнет вопрос и о существовании анонимных наркологических кабинетов, поскольку в случае включения НПНСиПВ в число преступлений действия врача, оказывающего анонимную наркологическую помощь, могут рассматриваться как укрывательство преступлений. При этом многолетний опыт работы анонимных наркологических кабинетов показывает, что такая форма оказания медицинской помощи больным наркоманией позволяет привлечь к лечению определенный круг больных, по различным причинам избегающих обращения в наркологические диспансеры на общих основаниях <14>. Можно согласиться с мнением М.В. Назарука, что установление уголовной ответственности за это деяние "способно привести к глубокому сокрытию наркотизма и отпугнуть потребителей от добровольного обращения за медицинской помощью" <15>.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1) на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами;
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1) на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами;
Статья: Теоретическое осмысление и практическая реализация административной ответственности за побои
(Водяная М.Ю., Ляшук А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)2. Уточнить приблизительный характер и тяжесть телесных повреждений, сопровождавшихся нравственными страданиями, в случае необходимости сориентировать скорую медицинскую помощь для выезда на место.
(Водяная М.Ю., Ляшук А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)2. Уточнить приблизительный характер и тяжесть телесных повреждений, сопровождавшихся нравственными страданиями, в случае необходимости сориентировать скорую медицинскую помощь для выезда на место.