Аннулирование лицензии на обращение с отходами
Подборка наиболее важных документов по запросу Аннулирование лицензии на обращение с отходами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 27.08.2021 N 308-ЭС21-14164 по делу N А63-4282/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об аннулировании лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, так как общество в течение длительного времени не устраняло нарушения лицензионных требований, что являлось основанием для неоднократного привлечения его к административной ответственности.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Указанное обстоятельство также подтверждает обоснованность доводов управления о неустранении обществом в течение длительного времени нарушения требований лицензионного законодательства в сфере обращения с отходами и наличии необходимых и достаточных оснований для аннулирования выданных обществу лицензий.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об аннулировании лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, так как общество в течение длительного времени не устраняло нарушения лицензионных требований, что являлось основанием для неоднократного привлечения его к административной ответственности.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Указанное обстоятельство также подтверждает обоснованность доводов управления о неустранении обществом в течение длительного времени нарушения требований лицензионного законодательства в сфере обращения с отходами и наличии необходимых и достаточных оснований для аннулирования выданных обществу лицензий.
Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2018 N 302-КГ18-10119 по делу N А74-2570/2017
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств того, что в данном случае аннулирование лицензии приведет к снижению негативного воздействия на окружающую среду, представлено не было.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Как следует из представленных материалов, основанием для обращения управления в арбитражный суд с настоящим заявлением об аннулировании лицензии общества на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности послужило неоднократное нарушение обществом природоохранного законодательства, выразившееся в невыполнении выданных предписаний.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств того, что в данном случае аннулирование лицензии приведет к снижению негативного воздействия на окружающую среду, представлено не было.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Как следует из представленных материалов, основанием для обращения управления в арбитражный суд с настоящим заявлением об аннулировании лицензии общества на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности послужило неоднократное нарушение обществом природоохранного законодательства, выразившееся в невыполнении выданных предписаний.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Совершенствование правового обеспечения лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов по утилизации отходов
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Наибольшее внимание законодатель уделил функции по лицензированию деятельности, связанной с утилизацией отходов. Основополагающими нормативными правовыми актами в указанной области являются: 1) Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ N 99-ФЗ), регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности; 2) Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N 89-ФЗ), который в силу п. 1 ч. 4 ст. 1 ФЗ N 99-ФЗ определяет особенности лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности <6> в части порядка принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии, установления срока действия лицензии, ее продления, приостановления, возобновления и аннулирования.
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Наибольшее внимание законодатель уделил функции по лицензированию деятельности, связанной с утилизацией отходов. Основополагающими нормативными правовыми актами в указанной области являются: 1) Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ N 99-ФЗ), регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности; 2) Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N 89-ФЗ), который в силу п. 1 ч. 4 ст. 1 ФЗ N 99-ФЗ определяет особенности лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности <6> в части порядка принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии, установления срока действия лицензии, ее продления, приостановления, возобновления и аннулирования.
Статья: Административные процедуры лицензирования в Великобритании
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Фискальная функция лицензирования в Великобритании выражается в установлении обязанности лицензиата периодически оплачивать государственную пошлину. В сфере продажи алкогольной продукции такая оплата производится ежегодно, в случае неуплаты государственной пошлины действие лицензии приостанавливается до погашения задолженности. В рамках лицензирования игорного бизнеса также устанавливается ежегодная оплата пошлины, однако неисполнение этой обязанности ведет не к приостановлению действия лицензии, а к ее аннулированию.
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Фискальная функция лицензирования в Великобритании выражается в установлении обязанности лицензиата периодически оплачивать государственную пошлину. В сфере продажи алкогольной продукции такая оплата производится ежегодно, в случае неуплаты государственной пошлины действие лицензии приостанавливается до погашения задолженности. В рамках лицензирования игорного бизнеса также устанавливается ежегодная оплата пошлины, однако неисполнение этой обязанности ведет не к приостановлению действия лицензии, а к ее аннулированию.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 15.06.2016 N 542
(ред. от 19.10.2021)
"О порядке организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов"
(вместе с "Положением об организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов")23. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору ежегодно, до 1 апреля, представляет в установленном порядке в Госкорпорацию "Росатом" и по запросу в Министерство внутренних дел Российской Федерации информацию об организациях, получивших лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, условиями действия которых допускается обращение с объектами государственного учета и контроля и эксплуатация пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, и об организациях, в отношении которых приостановлено действие (аннулированы) указанных лицензий, а также реестр организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.
(ред. от 19.10.2021)
"О порядке организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов"
(вместе с "Положением об организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов")23. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору ежегодно, до 1 апреля, представляет в установленном порядке в Госкорпорацию "Росатом" и по запросу в Министерство внутренних дел Российской Федерации информацию об организациях, получивших лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, условиями действия которых допускается обращение с объектами государственного учета и контроля и эксплуатация пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, и об организациях, в отношении которых приостановлено действие (аннулированы) указанных лицензий, а также реестр организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.
Решение Крымского УФАС России от 12.07.2023 по делу N 082/07/3-1250/2023
Нарушение: п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
Решение: Признать жалобу обоснованной; предписание не выдавать.Также Свод правил 325.1325800.2017, пункт 4.1а указывает на требование к организации, осуществляющей демонтаж (снос) объекта, иметь лицензию в сфере обращения с опасными отходами.
Нарушение: п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
Решение: Признать жалобу обоснованной; предписание не выдавать.Также Свод правил 325.1325800.2017, пункт 4.1а указывает на требование к организации, осуществляющей демонтаж (снос) объекта, иметь лицензию в сфере обращения с опасными отходами.
"Меры административного принуждения, применяемые к юридическим лицам в связи с нарушениями лицензионных требований: монография"
(Джамирзе Б.Ю.)
("НОРМА", 2021)Следует отметить также сложности, которые возникают в связи с приостановлением действия лицензий и их аннулированием за нарушение лицом лицензионных требований и условий. Соответственно установлениям Закона о лицензировании отдельных видов деятельности процедура приостановления действия лицензии и ее аннулирования в настоящее время связана с привлечением лица к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности в указанном порядке. Например, для того чтобы аннулировать соответствующую лицензию недобросовестной организации, нарушающей порядок захоронения опасных производственных отходов, лицензирующему органу необходимо соблюсти всю указанную процедуру временного запрета деятельности, административного приостановления деятельности, приостановить лицензию, повторно провести проверку устранения выявленных нарушений, а также второй раз обратиться в суд, который уже вынесет решение об аннулировании лицензии.
(Джамирзе Б.Ю.)
("НОРМА", 2021)Следует отметить также сложности, которые возникают в связи с приостановлением действия лицензий и их аннулированием за нарушение лицом лицензионных требований и условий. Соответственно установлениям Закона о лицензировании отдельных видов деятельности процедура приостановления действия лицензии и ее аннулирования в настоящее время связана с привлечением лица к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности в указанном порядке. Например, для того чтобы аннулировать соответствующую лицензию недобросовестной организации, нарушающей порядок захоронения опасных производственных отходов, лицензирующему органу необходимо соблюсти всю указанную процедуру временного запрета деятельности, административного приостановления деятельности, приостановить лицензию, повторно провести проверку устранения выявленных нарушений, а также второй раз обратиться в суд, который уже вынесет решение об аннулировании лицензии.
Статья: Атомная энергетика в Соединенных Штатах Америки: обзор правового регулирования
(Хаммонд Э.)
("Энергетическое право", 2014, N 1)Введенный в действие в 1982 г. этот Закон предусматривал, что МЭ рассмотрит несколько потенциальных площадок для использования в качестве хранилищ ядерных отходов, но в 1987 г. Конгресс внес в Закон поправку о том, что единственной площадкой, подлежащей разработке, может быть только площадка "Юкка Маунтин" в штате Невада. Пройдя различные технические этапы и пережив многочисленные судебные разбирательства, проект "Юкка Маунтин" приобрел черты готовности для получения лицензии на строительство. Но после вступления в должность Президент Обама приступил к выполнению своих предвыборных обещаний, начав процесс замораживания работ по этому проекту. В первую очередь Президент лишил проект финансирования, затем распорядился, чтобы МЭ США подало ходатайство об отзыве заявки на получение лицензии на строительство. Одновременно он созвал Независимую экспертную комиссию для оценки политики страны в области обращения с ядерными отходами.
(Хаммонд Э.)
("Энергетическое право", 2014, N 1)Введенный в действие в 1982 г. этот Закон предусматривал, что МЭ рассмотрит несколько потенциальных площадок для использования в качестве хранилищ ядерных отходов, но в 1987 г. Конгресс внес в Закон поправку о том, что единственной площадкой, подлежащей разработке, может быть только площадка "Юкка Маунтин" в штате Невада. Пройдя различные технические этапы и пережив многочисленные судебные разбирательства, проект "Юкка Маунтин" приобрел черты готовности для получения лицензии на строительство. Но после вступления в должность Президент Обама приступил к выполнению своих предвыборных обещаний, начав процесс замораживания работ по этому проекту. В первую очередь Президент лишил проект финансирования, затем распорядился, чтобы МЭ США подало ходатайство об отзыве заявки на получение лицензии на строительство. Одновременно он созвал Независимую экспертную комиссию для оценки политики страны в области обращения с ядерными отходами.
Статья: Об угрозе причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде
(Боголюбов С.А., Кичигин Н.В.)
("Право и экономика", 2009, N 10)Уполномоченными государственными органами не были предъявлены требования об аннулировании лицензии, выданной предприятию на обращение с опасными отходами, она не была запрещена в установленном порядке. Поэтому трудно утверждать, что угроза причинения существенного вреда была прервана принятыми мерами, не зависящими от воли причинителя вреда. Это подтверждается также тем, что нарушения экологического законодательства, которые послужили основанием для возбуждения уголовного дела, были выявлены и после начала уголовного расследования.
(Боголюбов С.А., Кичигин Н.В.)
("Право и экономика", 2009, N 10)Уполномоченными государственными органами не были предъявлены требования об аннулировании лицензии, выданной предприятию на обращение с опасными отходами, она не была запрещена в установленном порядке. Поэтому трудно утверждать, что угроза причинения существенного вреда была прервана принятыми мерами, не зависящими от воли причинителя вреда. Это подтверждается также тем, что нарушения экологического законодательства, которые послужили основанием для возбуждения уголовного дела, были выявлены и после начала уголовного расследования.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Сухова Е.А., Абанина Е.Н., Зенюкова О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)Неисполнение лицензиатами экологических и санитарно-эпидемиологических требований при утилизации отходов производства и потребления либо их ненадлежащее исполнение рассматривается как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия или аннулирования лицензии.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Сухова Е.А., Абанина Е.Н., Зенюкова О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)Неисполнение лицензиатами экологических и санитарно-эпидемиологических требований при утилизации отходов производства и потребления либо их ненадлежащее исполнение рассматривается как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия или аннулирования лицензии.
Статья: Проблемы применения норм экологического права при разрешении судами споров в области обращения с отходами
(Пономарев М.В.)
("Судья", 2019, N 6)- аннулированию лицензий на обращение с отходами и применению административного приостановления деятельности в качестве меры административного наказания <34>;
(Пономарев М.В.)
("Судья", 2019, N 6)- аннулированию лицензий на обращение с отходами и применению административного приостановления деятельности в качестве меры административного наказания <34>;
"Комментарий к Федеральному закону от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Братановский С.Н., Смушкин А.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)о) дела о приостановлении или прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства РФ в области обращения с отходами;
(постатейный)
(Братановский С.Н., Смушкин А.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)о) дела о приостановлении или прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства РФ в области обращения с отходами;