Аналогия закона в административном праве
Подборка наиболее важных документов по запросу Аналогия закона в административном праве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Ярославского областного суда от 06.09.2023 по делу N 33-6158/2023 (УИД 76RS0014-01-2023-001350-18)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: 1) О взыскании вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В отношении истца был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ. Впоследствии судебным актом производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием в действиях истца признаков состава административного правонарушения. Истцом были понесены расходы, он переживал, испытывал нравственные страдания.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено.В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 ФЗ от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции" для выполнения возложенных на полицию обязанностей ей предоставляется право составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях. Аналогичное право предоставлено Госавтоинспекции подп. 5 п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утв. Указом Президента РФ от 15.06.1998 года N 711, согласно которому Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет, в том числе, право составлять протоколы об административных правонарушениях, назначать в пределах своей компетенции административные наказания юридическим лицам, должностным лицам и гражданам, совершившим административное правонарушение, применять иные меры, предусмотренные КоАП РФ.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: 1) О взыскании вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В отношении истца был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ. Впоследствии судебным актом производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием в действиях истца признаков состава административного правонарушения. Истцом были понесены расходы, он переживал, испытывал нравственные страдания.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено.В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 ФЗ от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции" для выполнения возложенных на полицию обязанностей ей предоставляется право составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях. Аналогичное право предоставлено Госавтоинспекции подп. 5 п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утв. Указом Президента РФ от 15.06.1998 года N 711, согласно которому Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет, в том числе, право составлять протоколы об административных правонарушениях, назначать в пределах своей компетенции административные наказания юридическим лицам, должностным лицам и гражданам, совершившим административное правонарушение, применять иные меры, предусмотренные КоАП РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Контекстные ограничения уголовно-правовой интерпретации
(Ларионов П.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 1)2. Запрет аналогии закона. Запрет аналогии закона установлен не только в уголовном праве, но и в иных охранительных отраслях (например, административно-деликтном праве), тем не менее сфера его применения ограничена лишь этими отраслями. Отсюда отнесение данного правила к контекстным ограничениям, свойственным именно уголовному праву, видится оправданным.
(Ларионов П.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 1)2. Запрет аналогии закона. Запрет аналогии закона установлен не только в уголовном праве, но и в иных охранительных отраслях (например, административно-деликтном праве), тем не менее сфера его применения ограничена лишь этими отраслями. Отсюда отнесение данного правила к контекстным ограничениям, свойственным именно уголовному праву, видится оправданным.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)<31> О применении аналогии закона при рассмотрении дел об административных правонарушениях см.: Нобель А.Р. Элементы принципа законности по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2022. N 1. С. 44 - 45.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)<31> О применении аналогии закона при рассмотрении дел об административных правонарушениях см.: Нобель А.Р. Элементы принципа законности по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2022. N 1. С. 44 - 45.
Нормативные акты
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 05.09.2024 N АПЛ24-313
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 11.06.2024 N АКПИ24-143, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации">Утверждение в апелляционной жалобе о том, что судьей неправильно определен предмет заявленного требования, основано на ошибочном понимании административным истцом норм административного права.
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 11.06.2024 N АКПИ24-143, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации">Утверждение в апелляционной жалобе о том, что судьей неправильно определен предмет заявленного требования, основано на ошибочном понимании административным истцом норм административного права.
Решение Верховного Суда РФ от 21.01.2019 N АКПИ18-1207
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3.5 приложения к положению "Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства", утв. Банком России 19.09.2014 N 432-П>Вопреки утверждению административного истца оспариваемое нормативное положение не противоречит статьям 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункту "б" пункта 18 статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ и не нарушает право потерпевшего на полное возмещение вреда, поскольку оно не устанавливает предписаний, которые по своему правовому содержанию препятствуют возмещению потерпевшему убытков в размере, предусмотренном приведенными законоположениями, и не наделяет страховщика, как ошибочно полагает административный истец, правом уменьшать на 10 процентов размер расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, определенный независимой технической экспертизой.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3.5 приложения к положению "Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства", утв. Банком России 19.09.2014 N 432-П>Вопреки утверждению административного истца оспариваемое нормативное положение не противоречит статьям 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункту "б" пункта 18 статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ и не нарушает право потерпевшего на полное возмещение вреда, поскольку оно не устанавливает предписаний, которые по своему правовому содержанию препятствуют возмещению потерпевшему убытков в размере, предусмотренном приведенными законоположениями, и не наделяет страховщика, как ошибочно полагает административный истец, правом уменьшать на 10 процентов размер расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, определенный независимой технической экспертизой.
Статья: Проблемы регулирования правоотношений в сфере общественного порядка и общественной безопасности
(Марченко Д.А.)
("Законность", 2021, N 8)<7> См.: Луценко С.И. Разграничение хулиганства в уголовном и административном праве // СПС "КонсультантПлюс". 2021.
(Марченко Д.А.)
("Законность", 2021, N 8)<7> См.: Луценко С.И. Разграничение хулиганства в уголовном и административном праве // СПС "КонсультантПлюс". 2021.
Статья: Дискуссионные вопросы теории административных правоотношений
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)С учетом приведенных доводов следует согласиться с высказанным в литературе мнением о формально-юридическом равенстве субъектов рассматриваемых административных правоотношений, объем прав и обязанностей которых нормативно скоординирован <19>. Сущность равенства участников административного правоотношения очень точно обозначил выдающийся русский ученый-административист А.И. Елистратов, который писал: "Публично-правовое отношение, складывающееся в правовом государстве между представителями правящей власти и гражданами, характеризуется тем, что это есть отношения равноправных членов. В публично-правовом отношении и правящая власть, и гражданин участвуют в одинаковой роли субъектов публичного права. Над гражданином в правовом государстве стоит закон - тот же закон, которому подчинены и должностные лица, облеченные властью. Таким образом, благодаря образованию административного права гражданин в публично-правовом отношении становится на одну плоскость с губернатором, с министром, с любым административным учреждением государства. Административное право ведет к установлению в области публичной такого же формального юридического равенства, какое во взаимоотношениях частных лиц между собой достигается правом гражданским" <20>.
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)С учетом приведенных доводов следует согласиться с высказанным в литературе мнением о формально-юридическом равенстве субъектов рассматриваемых административных правоотношений, объем прав и обязанностей которых нормативно скоординирован <19>. Сущность равенства участников административного правоотношения очень точно обозначил выдающийся русский ученый-административист А.И. Елистратов, который писал: "Публично-правовое отношение, складывающееся в правовом государстве между представителями правящей власти и гражданами, характеризуется тем, что это есть отношения равноправных членов. В публично-правовом отношении и правящая власть, и гражданин участвуют в одинаковой роли субъектов публичного права. Над гражданином в правовом государстве стоит закон - тот же закон, которому подчинены и должностные лица, облеченные властью. Таким образом, благодаря образованию административного права гражданин в публично-правовом отношении становится на одну плоскость с губернатором, с министром, с любым административным учреждением государства. Административное право ведет к установлению в области публичной такого же формального юридического равенства, какое во взаимоотношениях частных лиц между собой достигается правом гражданским" <20>.
Статья: О некоторых современных тенденциях развития института административной ответственности (на примере экстраординарных (особых) правовых режимов)
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)11. Попугаев Ю.И. О необходимости дифференциации размеров административных и аналогичных уголовных наказаний с учетом степени общественной опасности деяний // Административное право и процесс. 2014. N 2. С. 43 - 46.
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)11. Попугаев Ю.И. О необходимости дифференциации размеров административных и аналогичных уголовных наказаний с учетом степени общественной опасности деяний // Административное право и процесс. 2014. N 2. С. 43 - 46.
Статья: Комментарии к статьям 48, 50 Гражданского кодекса РФ
(Суханов Е.А.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 1)Эти недоразумения и противоречия вызваны допущенным в специальных публично-правовых законах необоснованным смешением публично-правового статуса организации с гражданско-правовым положением юридического лица: органы общественной самодеятельности и территориальные общественные самоуправления являются особыми субъектами публичного (конституционного и (или) административного) права, но не частного (гражданского) права, поскольку не нуждаются в постоянном участии в имущественном обороте для решения поставленных перед ними задач.
(Суханов Е.А.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 1)Эти недоразумения и противоречия вызваны допущенным в специальных публично-правовых законах необоснованным смешением публично-правового статуса организации с гражданско-правовым положением юридического лица: органы общественной самодеятельности и территориальные общественные самоуправления являются особыми субъектами публичного (конституционного и (или) административного) права, но не частного (гражданского) права, поскольку не нуждаются в постоянном участии в имущественном обороте для решения поставленных перед ними задач.
Статья: Электронные административные регламенты как основа для осуществления административных процедур органов исполнительной власти в электронной форме
(Ермаков А.О.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Не останавливаясь подробно на анализе различных доктринальных позиций, отметим, что положения настоящей статьи основаны на определении административной процедуры, предложенном Ю.Н. Стариловым, согласно которому административной процедурой является нормативно урегулированная, направленная на достижение конкретного результата формализованная деятельность уполномоченных исполнительных органов публичной власти и их должностных лиц по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел и принятию административных решений, способствующих реализации установленных в законах прав, свобод, законных интересов граждан и организаций <3>.
(Ермаков А.О.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Не останавливаясь подробно на анализе различных доктринальных позиций, отметим, что положения настоящей статьи основаны на определении административной процедуры, предложенном Ю.Н. Стариловым, согласно которому административной процедурой является нормативно урегулированная, направленная на достижение конкретного результата формализованная деятельность уполномоченных исполнительных органов публичной власти и их должностных лиц по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел и принятию административных решений, способствующих реализации установленных в законах прав, свобод, законных интересов граждан и организаций <3>.
Статья: Особенности привлечения к ответственности за административные правонарушения в Германии
(Кривельская О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)В соответствии с правовой конструкцией, закрепленной в немецком административно-деликтном праве, Закон об административных правонарушениях (Ordnungswidrigkeitengesetz, OWiG) выполняет функцию "общей части", закрепляя основные принципы, основания и процессуальные механизмы привлечения к ответственности за административные правонарушения. В то же время "особенная часть" соответствующего правового регулирования не представлена в виде единого нормативного акта, а фрагментарно распределена по многочисленным федеральным законам, число которых, по экспертным оценкам, достигает порядка одной тысячи, не считая нормативных актов земель, обладающих собственной компетенцией в установлении ответственности за правонарушения в пределах их юрисдикции. Такая диффузность источников порождает объективные риски коллизий, дублирования и параллельного регулирования.
(Кривельская О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)В соответствии с правовой конструкцией, закрепленной в немецком административно-деликтном праве, Закон об административных правонарушениях (Ordnungswidrigkeitengesetz, OWiG) выполняет функцию "общей части", закрепляя основные принципы, основания и процессуальные механизмы привлечения к ответственности за административные правонарушения. В то же время "особенная часть" соответствующего правового регулирования не представлена в виде единого нормативного акта, а фрагментарно распределена по многочисленным федеральным законам, число которых, по экспертным оценкам, достигает порядка одной тысячи, не считая нормативных актов земель, обладающих собственной компетенцией в установлении ответственности за правонарушения в пределах их юрисдикции. Такая диффузность источников порождает объективные риски коллизий, дублирования и параллельного регулирования.
Статья: Административное принуждение, применяемое мировыми судьями в Российской Федерации
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Правовые акты, принимаемые органами судебной власти в соответствии с п. 6 ст. 4, п. 3 ст. 8 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", отвечают признакам нормативности и устанавливают полномочия судей в случаях отсутствия судьи или прекращения полномочий, а также при регулировании нагрузки. Такие решения представляют собой правовые акты, принимаемые во исполнение норм федерального законодательства и законов субъектов РФ о мировых судьях, к ним относятся постановления и распоряжения председателей районных судов, областных, краевых, верховных судов субъектов Российской Федерации. Эти акты, выполняя организационную функцию, фактически устанавливают компетенцию, регулируя подсудность, установленную законом. Регулирующее воздействие таких актов позволяет включить их в систему источников судебного административно-процессуального права, поскольку они являются правовым основанием для реализации полномочий.
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Правовые акты, принимаемые органами судебной власти в соответствии с п. 6 ст. 4, п. 3 ст. 8 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", отвечают признакам нормативности и устанавливают полномочия судей в случаях отсутствия судьи или прекращения полномочий, а также при регулировании нагрузки. Такие решения представляют собой правовые акты, принимаемые во исполнение норм федерального законодательства и законов субъектов РФ о мировых судьях, к ним относятся постановления и распоряжения председателей районных судов, областных, краевых, верховных судов субъектов Российской Федерации. Эти акты, выполняя организационную функцию, фактически устанавливают компетенцию, регулируя подсудность, установленную законом. Регулирующее воздействие таких актов позволяет включить их в систему источников судебного административно-процессуального права, поскольку они являются правовым основанием для реализации полномочий.
Статья: Аналогия закона
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- административно-процессуальное право (ч. 4 ст. 2 КАС РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- административно-процессуальное право (ч. 4 ст. 2 КАС РФ).
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Следует сказать, что вплоть до 2003 г. правила ГПК РФ широко применялись судами общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях <1>. Идея об исключении возможности применения правил ГПК РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях (в том числе по аналогии закона) <2> не поддержана многими процессуалистами (например, Т.Е. Абовой, А.Т. Боннером, Г.А. Жилиным, М.К. Треушниковым, В.В. Ярковым, Ю.А. Поповой, Г.Л. Осокиной <3>), а также представителями науки административного права (в частности, Н.А. Колоколовым <4>, О. Панковой <5>, А.И. Стаховым <6>, С.Д. Хазановым <7>). Прежде всего в данном случае сложно не согласиться с выводом о том, что рассмотрение дел об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях по своему содержанию имеет много общего с деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, их должностных лиц <8>.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Следует сказать, что вплоть до 2003 г. правила ГПК РФ широко применялись судами общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях <1>. Идея об исключении возможности применения правил ГПК РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях (в том числе по аналогии закона) <2> не поддержана многими процессуалистами (например, Т.Е. Абовой, А.Т. Боннером, Г.А. Жилиным, М.К. Треушниковым, В.В. Ярковым, Ю.А. Поповой, Г.Л. Осокиной <3>), а также представителями науки административного права (в частности, Н.А. Колоколовым <4>, О. Панковой <5>, А.И. Стаховым <6>, С.Д. Хазановым <7>). Прежде всего в данном случае сложно не согласиться с выводом о том, что рассмотрение дел об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях по своему содержанию имеет много общего с деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, их должностных лиц <8>.
Статья: Административно-процессуальное право России: состояние, проблемы и перспективы
(Севрюгин В.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 1)Аналогичным образом на автономное существование как отдельной самостоятельной отрасли российского права претендуют конституционное процессуальное право (судебный конституционный процесс) <11>, судебно-административное право [21, с. 35 - 52], налоговое процессуальное право и ряд других отраслей.
(Севрюгин В.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 1)Аналогичным образом на автономное существование как отдельной самостоятельной отрасли российского права претендуют конституционное процессуальное право (судебный конституционный процесс) <11>, судебно-административное право [21, с. 35 - 52], налоговое процессуальное право и ряд других отраслей.