Анализ внутреннего финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Анализ внутреннего финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принципы организации и осуществления внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Результаты. В данной статье раскрыты известные в нормативном регулировании и научной литературе подходы к выделению состава и систематизации принципов контрольной деятельности, обоснована совокупность принципов внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений исходя из его специфических особенностей по сравнению с внешним контролем. Проведен сравнительный анализ отличительных особенностей внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений от внешнего, систематизированы известные подходы к определению принципов контрольной деятельности, что позволило выделить совокупность принципов внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений, формирующих основу для его эффективной организации и осуществления.
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Результаты. В данной статье раскрыты известные в нормативном регулировании и научной литературе подходы к выделению состава и систематизации принципов контрольной деятельности, обоснована совокупность принципов внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений исходя из его специфических особенностей по сравнению с внешним контролем. Проведен сравнительный анализ отличительных особенностей внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений от внешнего, систематизированы известные подходы к определению принципов контрольной деятельности, что позволило выделить совокупность принципов внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений, формирующих основу для его эффективной организации и осуществления.
Статья: Определение этапов внешнего и внутреннего финансового контроля
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)В конечном итоге проведенное исследование позволило акцентировать внимание на особенностях выделения этапов внешнего и внутреннего финансового контроля, проанализировать содержание нормативно-правовых актов и известные подходы специалистов по данному вопросу, а также предложить и обосновать состав и содержание этапов внутреннего финансового контроля и проводимых в его рамках контрольных мероприятий, что следует рассматривать как методические рекомендации по организации внутреннего финансового контроля в экономических субъектах, может быть ими использовано при разработке локальных нормативных актов по внутреннему финансовому контролю. Полученные результаты способствуют развитию организационно-методических положений финансово-хозяйственного контроля.
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)В конечном итоге проведенное исследование позволило акцентировать внимание на особенностях выделения этапов внешнего и внутреннего финансового контроля, проанализировать содержание нормативно-правовых актов и известные подходы специалистов по данному вопросу, а также предложить и обосновать состав и содержание этапов внутреннего финансового контроля и проводимых в его рамках контрольных мероприятий, что следует рассматривать как методические рекомендации по организации внутреннего финансового контроля в экономических субъектах, может быть ими использовано при разработке локальных нормативных актов по внутреннему финансовому контролю. Полученные результаты способствуют развитию организационно-методических положений финансово-хозяйственного контроля.
Статья: Проблемы правового регулирования внутреннего финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)В настоящем исследовании проанализирован опыт реализации внутреннего финансового контроля в отдельных органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе принятых ими правил внутреннего финансового контроля в рамках отдельного органа. Автором выявлены проблемы разного понимания целей, задач, предмета, организации внутреннего финансового контроля, в связи с чем сделан вывод о необходимости на федеральном уровне обеспечить принятие норм, позволяющих более четко определить ключевые характеристики внутреннего финансового контроля, поскольку различное их понимание существенно снижает качество и не позволяет достичь целей, для достижения которых он вводился.
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)В настоящем исследовании проанализирован опыт реализации внутреннего финансового контроля в отдельных органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе принятых ими правил внутреннего финансового контроля в рамках отдельного органа. Автором выявлены проблемы разного понимания целей, задач, предмета, организации внутреннего финансового контроля, в связи с чем сделан вывод о необходимости на федеральном уровне обеспечить принятие норм, позволяющих более четко определить ключевые характеристики внутреннего финансового контроля, поскольку различное их понимание существенно снижает качество и не позволяет достичь целей, для достижения которых он вводился.
Статья: Правовое регулирование санкционирования операций
(Логвенчева А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Принимая во внимание данные изменения, можно констатировать, что в настоящее время в бюджетном законодательстве санкционирование не считается методом контроля, а определяется исключительно как этап в процессе исполнения бюджета. В связи с этим следует вернуться к ранее обозначенному вопросу о соотношении видов и методов бюджетного контроля, в процессе исследования которого было установлено, что санкционирование обеспечивало проведение предварительного контроля. В новой редакции ст. 267.1 БК РФ представлены три метода бюджетного контроля: проверка, ревизия и обследование. Анализ федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля <13> позволяет заключить, что данные способы ориентированы на проверку предшествующей деятельности, в силу чего обосновано утверждение, что они являются методами последующего контроля. Таким образом, поскольку в Кодексе отсутствует легальное закрепление методов предварительного бюджетного контроля, а осуществление контрольной деятельности невозможно без реализации ее методов, в настоящее время предварительный контроль в бюджетной сфере не проводится.
(Логвенчева А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Принимая во внимание данные изменения, можно констатировать, что в настоящее время в бюджетном законодательстве санкционирование не считается методом контроля, а определяется исключительно как этап в процессе исполнения бюджета. В связи с этим следует вернуться к ранее обозначенному вопросу о соотношении видов и методов бюджетного контроля, в процессе исследования которого было установлено, что санкционирование обеспечивало проведение предварительного контроля. В новой редакции ст. 267.1 БК РФ представлены три метода бюджетного контроля: проверка, ревизия и обследование. Анализ федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля <13> позволяет заключить, что данные способы ориентированы на проверку предшествующей деятельности, в силу чего обосновано утверждение, что они являются методами последующего контроля. Таким образом, поскольку в Кодексе отсутствует легальное закрепление методов предварительного бюджетного контроля, а осуществление контрольной деятельности невозможно без реализации ее методов, в настоящее время предварительный контроль в бюджетной сфере не проводится.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)В качестве самостоятельного направления в системе определена интеграция и автоматизация процессов финансового контроля, что позволяет перейти к современным стандартам организации управления информацией и создает предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов. Для этих целей в единой системе "Электронный бюджет" сформирована централизованная подсистема финансового контроля. Данная подсистема предназначена для автоматизации функций органа внутреннего государственного и муниципального финансового контроля по контролю в финансово-бюджетной сфере, анализу осуществления внутреннего, ведомственного финансового контроля и аудита иными участниками бюджетного процесса, в том числе по контролю устранения нарушений, планирования и подготовки мероприятий по внутреннему контролю и мониторингу результатов устранения выявленных нарушений. Оператором подсистемы финансового контроля является Федеральное казначейство <1>. Кроме того, система обеспечивает возможность доступа органов внешнего финансового контроля для реализации их задач и функций, а также органов исполнительной власти, выполняющих функции и полномочия учредителя, для контроля подведомственных учреждений.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)В качестве самостоятельного направления в системе определена интеграция и автоматизация процессов финансового контроля, что позволяет перейти к современным стандартам организации управления информацией и создает предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов. Для этих целей в единой системе "Электронный бюджет" сформирована централизованная подсистема финансового контроля. Данная подсистема предназначена для автоматизации функций органа внутреннего государственного и муниципального финансового контроля по контролю в финансово-бюджетной сфере, анализу осуществления внутреннего, ведомственного финансового контроля и аудита иными участниками бюджетного процесса, в том числе по контролю устранения нарушений, планирования и подготовки мероприятий по внутреннему контролю и мониторингу результатов устранения выявленных нарушений. Оператором подсистемы финансового контроля является Федеральное казначейство <1>. Кроме того, система обеспечивает возможность доступа органов внешнего финансового контроля для реализации их задач и функций, а также органов исполнительной власти, выполняющих функции и полномочия учредителя, для контроля подведомственных учреждений.
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Рассмотрены цели, задачи и направления реформирования внутреннего государственного финансового контроля в целях его совершенствования и повышения эффективности контрольных мероприятий. В статье определены причины, подтолкнувшие законодательную и исполнительную власть к преобразованиям государственного финансового контроля, имеющим системный характер. Значительное место уделено функциональным формам государственного финансового контроля - внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту, осуществляемым администраторами бюджетных средств, не являющимися органами внутреннего государственного финансового контроля. На основе анализа нормативных правовых и иных актов, методических рекомендаций выявляются сущность внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, их соотношение между собой и с внутренним государственным финансовым контролем, предлагаются меры по повышению качества работы контрольных органов. Представлена система и уровни правового регулирования всех направлений финансового контроля, реализуемого органами исполнительной власти, предложены способы обеспечения независимости органов, реализующих функциональные формы финансового контроля.
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Рассмотрены цели, задачи и направления реформирования внутреннего государственного финансового контроля в целях его совершенствования и повышения эффективности контрольных мероприятий. В статье определены причины, подтолкнувшие законодательную и исполнительную власть к преобразованиям государственного финансового контроля, имеющим системный характер. Значительное место уделено функциональным формам государственного финансового контроля - внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту, осуществляемым администраторами бюджетных средств, не являющимися органами внутреннего государственного финансового контроля. На основе анализа нормативных правовых и иных актов, методических рекомендаций выявляются сущность внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, их соотношение между собой и с внутренним государственным финансовым контролем, предлагаются меры по повышению качества работы контрольных органов. Представлена система и уровни правового регулирования всех направлений финансового контроля, реализуемого органами исполнительной власти, предложены способы обеспечения независимости органов, реализующих функциональные формы финансового контроля.
Статья: К вопросу об оценке эффективности внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Выводы. Реформирование контрольно-надзорной деятельности в РФ во многом способствует развитию системы оценки эффективности контроля различных видов и форм. Следует разграничивать критерии оценки эффективности для разных видов контроля. При условии надлежащего уровня автоматизации контрольной деятельности становится возможным применение методов количественной оценки эффективности контроля, однако, учитывая современное состояние внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях, на практике более применимыми являются качественные методы оценки. Сделан вывод о необходимости анализа расширенного состава критериев оценки эффективности внутреннего финансового контроля, акцентировано внимание на том, что в рамках оценки эффективности внутреннего финансового контроля важно учитывать стадии жизненного цикла контрольной деятельности.
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Выводы. Реформирование контрольно-надзорной деятельности в РФ во многом способствует развитию системы оценки эффективности контроля различных видов и форм. Следует разграничивать критерии оценки эффективности для разных видов контроля. При условии надлежащего уровня автоматизации контрольной деятельности становится возможным применение методов количественной оценки эффективности контроля, однако, учитывая современное состояние внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях, на практике более применимыми являются качественные методы оценки. Сделан вывод о необходимости анализа расширенного состава критериев оценки эффективности внутреннего финансового контроля, акцентировано внимание на том, что в рамках оценки эффективности внутреннего финансового контроля важно учитывать стадии жизненного цикла контрольной деятельности.