Анализ исполнения бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Анализ исполнения бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика организации бесплатной юридической помощи: опыт субъектов Российской Федерации
(Уманская В.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Анализ исполнения региональных бюджетов свидетельствует о том, что ежегодно выделяемые на оказание гражданам бесплатной юридической помощи средства осваиваются не в полном объеме. В объеме ниже 85% указанные средства осваиваются в Красноярском крае (от 67 до 83% в 2021 - 2023 гг.), Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (от 68 до 80% в 2021 - 2023 гг.), Псковской области (от 15 до 66% в 2021 - 2023 гг.), Мурманской области (64% в 2023 г.), Костромской области (от 40 до 60% в 2022 - 2023 гг.), Республике Адыгея (от 20 до 23% в 2022 - 2023 гг.), Калужской области (до 20% в 2023 г.), Республике Алтай (13% в 2023 г.).
(Уманская В.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Анализ исполнения региональных бюджетов свидетельствует о том, что ежегодно выделяемые на оказание гражданам бесплатной юридической помощи средства осваиваются не в полном объеме. В объеме ниже 85% указанные средства осваиваются в Красноярском крае (от 67 до 83% в 2021 - 2023 гг.), Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (от 68 до 80% в 2021 - 2023 гг.), Псковской области (от 15 до 66% в 2021 - 2023 гг.), Мурманской области (64% в 2023 г.), Костромской области (от 40 до 60% в 2022 - 2023 гг.), Республике Адыгея (от 20 до 23% в 2022 - 2023 гг.), Калужской области (до 20% в 2023 г.), Республике Алтай (13% в 2023 г.).
Статья: Машиночитаемое право в сфере публичных финансов: перспективы и риски
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)Нельзя не замечать сложность организации механизма контроля за искусственным интеллектом, оценки результатов исполнения бюджета техническими средствами с использованием информационных технологий, поскольку правовые нормы, определяющие порядок этой деятельности, будут изложены на "машиночитаемом", а не на "естественном" (понятном человеку) языке. Более того, тот объем данных, который обрабатывают машины (технические средства с использованием информационных систем), не доступен для обработки человеком (естественным интеллектом), что исключает принципиальную возможность осуществления "человеческого" контроля за "машинными" результатами. Так, например, в случае ошибки ввода информации вероятность ее обнаружения человеком минимальна. И разработчики современных информационных программ, реализуемых в бюджетной деятельности, и специалисты, фактически ее осуществляющие, видят определенные риски, связанные с погрешностями в расчетах, анализе, определении проблем и принятии решений. В частности, при внедрении искусственного интеллекта в бюджетный процесс допускают, что решения могут применяться на основе "черных ящиков" - моделей, внутренние механизмы которых сложно понять даже разработчикам, видят риски систематических ошибок или предвзятости. Если алгоритмы нейросети обучены на исторических данных, содержащих недочеты или искажения, это может привести к воспроизведению существующих диспропорций в распределении бюджетных средств.
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)Нельзя не замечать сложность организации механизма контроля за искусственным интеллектом, оценки результатов исполнения бюджета техническими средствами с использованием информационных технологий, поскольку правовые нормы, определяющие порядок этой деятельности, будут изложены на "машиночитаемом", а не на "естественном" (понятном человеку) языке. Более того, тот объем данных, который обрабатывают машины (технические средства с использованием информационных систем), не доступен для обработки человеком (естественным интеллектом), что исключает принципиальную возможность осуществления "человеческого" контроля за "машинными" результатами. Так, например, в случае ошибки ввода информации вероятность ее обнаружения человеком минимальна. И разработчики современных информационных программ, реализуемых в бюджетной деятельности, и специалисты, фактически ее осуществляющие, видят определенные риски, связанные с погрешностями в расчетах, анализе, определении проблем и принятии решений. В частности, при внедрении искусственного интеллекта в бюджетный процесс допускают, что решения могут применяться на основе "черных ящиков" - моделей, внутренние механизмы которых сложно понять даже разработчикам, видят риски систематических ошибок или предвзятости. Если алгоритмы нейросети обучены на исторических данных, содержащих недочеты или искажения, это может привести к воспроизведению существующих диспропорций в распределении бюджетных средств.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"Статья 19. Оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"Статья 19. Оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;
(ред. от 31.07.2025)оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)<2> Исаев Э.А. Анализ исполнения полномочий органов контроля: тенденции развития // Бюджет. 2020. N 5. С. 49.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)<2> Исаев Э.А. Анализ исполнения полномочий органов контроля: тенденции развития // Бюджет. 2020. N 5. С. 49.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета представляются пояснительная записка к нему, содержащая анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, и сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований, проект закона (решения) об исполнении бюджета, иная бюджетная отчетность об исполнении соответствующего бюджета и бюджетная отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, иные документы, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета представляются пояснительная записка к нему, содержащая анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, и сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований, проект закона (решения) об исполнении бюджета, иная бюджетная отчетность об исполнении соответствующего бюджета и бюджетная отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, иные документы, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статья: К вопросу об эффективном использовании нефтегазовых доходов Фонда национального благосостояния
(Кугаевский Д.В.)
("Юрист", 2024, N 11)Динамика экономического развития Российской Федерации показывает, что доля нефтегазовых доходов с каждым годом увеличивается по отношению к другим источникам доходов <1>. Например, согласно оценке исполнения федерального бюджета в январе - августе 2024 г. от Минфина России доля нефтегазовых доходов в федеральный бюджет составила 7 555 млрд руб., превысив показатели аналогичного периода предыдущего года (+56,2%) преимущественно вследствие роста цен на российскую нефть. Этот рост обусловлен различными факторами, включая развитие нефтегазовых отраслей и геополитическое противостояние, негативно влияющее на другие виды доходов. Однако этот рост следует рассматривать как объективную реальность <2>.
(Кугаевский Д.В.)
("Юрист", 2024, N 11)Динамика экономического развития Российской Федерации показывает, что доля нефтегазовых доходов с каждым годом увеличивается по отношению к другим источникам доходов <1>. Например, согласно оценке исполнения федерального бюджета в январе - августе 2024 г. от Минфина России доля нефтегазовых доходов в федеральный бюджет составила 7 555 млрд руб., превысив показатели аналогичного периода предыдущего года (+56,2%) преимущественно вследствие роста цен на российскую нефть. Этот рост обусловлен различными факторами, включая развитие нефтегазовых отраслей и геополитическое противостояние, негативно влияющее на другие виды доходов. Однако этот рост следует рассматривать как объективную реальность <2>.
Статья: Структура государственного бюджетного управления в Российской Федерации
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)При этом как по горизонтали, где главенствуют принципы федерализма, так и по вертикали, где практически нет никаких правил, фактически отсутствует управление государственными финансовыми ресурсами. Подобное управление есть только в рамках бюджета первого уровня, но оно получается настолько громоздким, что тоже с трудом поддается управлению. Отсюда большие потери бюджета вследствие нарушений бюджетного законодательства, значительные цифры невыполнения бюджетных назначений, существенные кассовые разрывы и неравномерность исполнения бюджета, невозможность оценить эффективность использования бюджетных средств и т.д. То есть государство само создает ситуацию неопределенности там, где возможно создание управляемой ситуации. А значит, возникают риски, с которыми необходимо бороться, привлекать для этого дополнительные ресурсы и усложнять финансовое управление [16].
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)При этом как по горизонтали, где главенствуют принципы федерализма, так и по вертикали, где практически нет никаких правил, фактически отсутствует управление государственными финансовыми ресурсами. Подобное управление есть только в рамках бюджета первого уровня, но оно получается настолько громоздким, что тоже с трудом поддается управлению. Отсюда большие потери бюджета вследствие нарушений бюджетного законодательства, значительные цифры невыполнения бюджетных назначений, существенные кассовые разрывы и неравномерность исполнения бюджета, невозможность оценить эффективность использования бюджетных средств и т.д. То есть государство само создает ситуацию неопределенности там, где возможно создание управляемой ситуации. А значит, возникают риски, с которыми необходимо бороться, привлекать для этого дополнительные ресурсы и усложнять финансовое управление [16].
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета представляются пояснительная записка к нему, содержащая анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, и сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) об иных результатах использования бюджетных ассигнований, проект закона (решения) об исполнении бюджета, иная бюджетная отчетность об исполнении соответствующего бюджета и бюджетная отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, иные документы, предусмотренные бюджетным законодательством РФ.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета представляются пояснительная записка к нему, содержащая анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, и сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) об иных результатах использования бюджетных ассигнований, проект закона (решения) об исполнении бюджета, иная бюджетная отчетность об исполнении соответствующего бюджета и бюджетная отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, иные документы, предусмотренные бюджетным законодательством РФ.
Статья: Проблемы латентного соучастия в коррупционном преступлении
(Шаманский Д.А.)
("Российский судья", 2024, N 1)Необходимо отметить, что существенный вклад в снижение существующего уровня латентности коррупционных преступлений вносит Счетная палата РФ. Проверка и анализ исполнения федерального бюджета позволяют выявить многие проблемы и нарушения. В свою очередь, не все выявленные нарушения и проблемы должным образом прорабатываются следственными органами, что зачастую обусловлено отсутствием специальных навыков, компетенций и полномочий. Ввиду отсутствия отдельно созданного и специально уполномоченного органа власти по расследованию и раскрытию коррупционных преступлений коррупционная деятельность высших должностных лиц зачастую остается неучтенной. В качестве примера представляется целесообразным привести коррупционные деяния, которые зачастую остаются латентными и имеют сегодня довольно широкое распространение. К подобным деяниям следует относить различные формы злоупотреблений в области начисления заработных плат. Например, гражданин Н., региональный министр, гражданин К., главный бухгалтер, гражданин С., руководитель кадрового подразделения, договорились о необходимости в течение года ведения практики лишения премий и т.п. за различные мелкие провинности государственных служащих. К концу календарного года Н., К. и С. начисляют оставшиеся средства себе в качестве дополнительных премий.
(Шаманский Д.А.)
("Российский судья", 2024, N 1)Необходимо отметить, что существенный вклад в снижение существующего уровня латентности коррупционных преступлений вносит Счетная палата РФ. Проверка и анализ исполнения федерального бюджета позволяют выявить многие проблемы и нарушения. В свою очередь, не все выявленные нарушения и проблемы должным образом прорабатываются следственными органами, что зачастую обусловлено отсутствием специальных навыков, компетенций и полномочий. Ввиду отсутствия отдельно созданного и специально уполномоченного органа власти по расследованию и раскрытию коррупционных преступлений коррупционная деятельность высших должностных лиц зачастую остается неучтенной. В качестве примера представляется целесообразным привести коррупционные деяния, которые зачастую остаются латентными и имеют сегодня довольно широкое распространение. К подобным деяниям следует относить различные формы злоупотреблений в области начисления заработных плат. Например, гражданин Н., региональный министр, гражданин К., главный бухгалтер, гражданин С., руководитель кадрового подразделения, договорились о необходимости в течение года ведения практики лишения премий и т.п. за различные мелкие провинности государственных служащих. К концу календарного года Н., К. и С. начисляют оставшиеся средства себе в качестве дополнительных премий.
Статья: Контроль инвестированного капитала владельцами бизнеса: организационные аспекты
(Алексеев Ю.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)На оперативном уровне осуществляется текущий мониторинг эффективности вложений, контроль исполнения бюджетов и планов, анализ отклонений по ключевым показателям эффективности и обеспечение своевременного реагирования на возникающие проблемы.
(Алексеев Ю.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)На оперативном уровне осуществляется текущий мониторинг эффективности вложений, контроль исполнения бюджетов и планов, анализ отклонений по ключевым показателям эффективности и обеспечение своевременного реагирования на возникающие проблемы.
Статья: Акты Президента Российской Федерации в бюджетной сфере
(Бочкарева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)<31> См.: приложение к подразд. 8 "Результаты проверки и анализа исполнения федерального бюджета по непрограммным направлениям, разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, ведомственной структуре расходов федерального бюджета" Заключения Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета за 2020 год (утверждено Коллегией Счетной палаты РФ. Протокол от 27.08.2021 N 57К(1500) // URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/4ae/6n98a3n86jkif859s8snyvv2l81e17g1.pdf (дата обращения: 10.05.2022).
(Бочкарева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)<31> См.: приложение к подразд. 8 "Результаты проверки и анализа исполнения федерального бюджета по непрограммным направлениям, разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, ведомственной структуре расходов федерального бюджета" Заключения Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета за 2020 год (утверждено Коллегией Счетной палаты РФ. Протокол от 27.08.2021 N 57К(1500) // URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/4ae/6n98a3n86jkif859s8snyvv2l81e17g1.pdf (дата обращения: 10.05.2022).
Статья: Управленческий учет и отчетность как инструмент повышения эффективности функционирования образовательных организаций
(Вахрушина М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)- подсистема "Финансовое планирование". В рамках этой подсистемы происходит определение аналитических разрезов системы, формирование бюджетов (планов учреждения), корректировка бюджетов, анализ исполнения плановых данных посредством формирования отчетов подсистемы;
(Вахрушина М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)- подсистема "Финансовое планирование". В рамках этой подсистемы происходит определение аналитических разрезов системы, формирование бюджетов (планов учреждения), корректировка бюджетов, анализ исполнения плановых данных посредством формирования отчетов подсистемы;