Анализ бюджетной сметы
Подборка наиболее важных документов по запросу Анализ бюджетной сметы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Гарантии и компенсации госслужащим
(КонсультантПлюс, 2025)...проанализировав положения коллективного договора и исходя из того, что применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора к правовому основанию получения бюджетных средств относится бюджетная смета, суды... пришли к выводу, что лимиты денежных средств, выделенных по всем статьям расходов, в том числе по статье расходов "212 Прочие выплаты", утверждены бюджетной сметой и использованы в соответствии с целями их получения, а значит, соблюдены, в связи с чем удовлетворили заявленные требования Управления, признав пункт 1 предписания Казначейства недействительным..."
(КонсультантПлюс, 2025)...проанализировав положения коллективного договора и исходя из того, что применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора к правовому основанию получения бюджетных средств относится бюджетная смета, суды... пришли к выводу, что лимиты денежных средств, выделенных по всем статьям расходов, в том числе по статье расходов "212 Прочие выплаты", утверждены бюджетной сметой и использованы в соответствии с целями их получения, а значит, соблюдены, в связи с чем удовлетворили заявленные требования Управления, признав пункт 1 предписания Казначейства недействительным..."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка казначейства
(КонсультантПлюс, 2025)...По мнению судов, производя анализ сметной документации, прошедшей проверку достоверности в органах государственной экспертизы, Управление вышло за пределы своих полномочий... При этом суды указали на то, что... Управление... не имеет полномочий на оценку соответствия проектной документации установленным требованиям, проверку достоверности определения сметной стоимости, которые являются предметом государственной экспертизы.
(КонсультантПлюс, 2025)...По мнению судов, производя анализ сметной документации, прошедшей проверку достоверности в органах государственной экспертизы, Управление вышло за пределы своих полномочий... При этом суды указали на то, что... Управление... не имеет полномочий на оценку соответствия проектной документации установленным требованиям, проверку достоверности определения сметной стоимости, которые являются предметом государственной экспертизы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Недопустимость нецелевого использования бюджетных средств как основополагающий принцип деятельности казенного и бюджетного образовательного учреждения
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)Анализируя законодательные определения, можно выявить особенности их взаимодействия с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Так, казенные учреждения финансируются из средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы; для бюджетных учреждений предусмотрено выделение субсидий из бюджетов всех уровней. Таким образом, несмотря на то что между казенными и бюджетными учреждениями имеются существенные отличия, в конечном итоге каждый из названных типов государственных учреждений оперирует бюджетными средствами.
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)Анализируя законодательные определения, можно выявить особенности их взаимодействия с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Так, казенные учреждения финансируются из средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы; для бюджетных учреждений предусмотрено выделение субсидий из бюджетов всех уровней. Таким образом, несмотря на то что между казенными и бюджетными учреждениями имеются существенные отличия, в конечном итоге каждый из названных типов государственных учреждений оперирует бюджетными средствами.
Статья: Бюджетное финансирование: принципы и анализ исполнения сметы
(Клычова Г.С., Парфенова К.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 18)Цели. Раскрытие основных принципов бюджетного финансирования, а также анализ исполнения сметы; описание принципов бюджетного финансирования, включая принцип законности, целевого использования средств, эффективности и экономичности, равенства, прозрачности и долгосрочного планирования; раскрытие процесса анализа исполнения бюджетной сметы, являющегося важным инструментом контроля за использованием бюджетных средств; описание источников информации для анализа, таких как бюджетные отчеты, отчеты о результатах работы и отчетность о финансовых результатах.
(Клычова Г.С., Парфенова К.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 18)Цели. Раскрытие основных принципов бюджетного финансирования, а также анализ исполнения сметы; описание принципов бюджетного финансирования, включая принцип законности, целевого использования средств, эффективности и экономичности, равенства, прозрачности и долгосрочного планирования; раскрытие процесса анализа исполнения бюджетной сметы, являющегося важным инструментом контроля за использованием бюджетных средств; описание источников информации для анализа, таких как бюджетные отчеты, отчеты о результатах работы и отчетность о финансовых результатах.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)пять разделов счетов бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы (разделы 1 - 5), сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, для финансового анализа исполнения бюджета, государственных заданий, бюджетных смет, планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений, а также подготовки их проектов;
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)пять разделов счетов бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы (разделы 1 - 5), сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, для финансового анализа исполнения бюджета, государственных заданий, бюджетных смет, планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений, а также подготовки их проектов;
"Договор о Евразийском экономическом союзе"
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)6) осуществляют подготовку проектов бюджета Союза и отчета о его исполнении, разрабатывают проект бюджетной сметы Комиссии и обеспечивают ее исполнение;
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)6) осуществляют подготовку проектов бюджета Союза и отчета о его исполнении, разрабатывают проект бюджетной сметы Комиссии и обеспечивают ее исполнение;
Статья: Формирование показателей для оценки эффективности ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)ФХ - исполнение плана ФХД бюджетными и автономными учреждениями, бюджетной сметы казенного учреждения (в разрезе пяти оцененных рисков);
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)ФХ - исполнение плана ФХД бюджетными и автономными учреждениями, бюджетной сметы казенного учреждения (в разрезе пяти оцененных рисков);
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Бюджет, по мнению Г. Жеза, нельзя смешивать с отчетом. Отчет - это перечень произведенных расходов и собранных доходов данного государства за истекший период времени. Отчет в противоположность бюджету не есть план деятельности, это отражение свершившихся фактов. Составление отчета означает установление того, в какой мере осуществились бюджетные предложения.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Бюджет, по мнению Г. Жеза, нельзя смешивать с отчетом. Отчет - это перечень произведенных расходов и собранных доходов данного государства за истекший период времени. Отчет в противоположность бюджету не есть план деятельности, это отражение свершившихся фактов. Составление отчета означает установление того, в какой мере осуществились бюджетные предложения.
Статья: Об эффективности использования бюджетных средств
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 5)При анализе эффективного использования бюджетных средств следует обратить внимание на содержание ст. 306.4 БК РФ "Нецелевое использование бюджетных средств", в которой в состав правонарушения входит "оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств". При нарушении целевой направленности использования бюджетных средств, что выражается в их расходовании на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, нарушается принцип эффективного использования бюджетных средств. Следовательно, действия, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, следует квалифицировать как нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств. К тому же к полномочиям получателей бюджетных средств законодатель относит обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. В связи с этим полагаем необходимым дополнить действующий БК РФ нормами, предусматривающими ответственность участников бюджетного процесса за нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств.
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 5)При анализе эффективного использования бюджетных средств следует обратить внимание на содержание ст. 306.4 БК РФ "Нецелевое использование бюджетных средств", в которой в состав правонарушения входит "оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств". При нарушении целевой направленности использования бюджетных средств, что выражается в их расходовании на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, нарушается принцип эффективного использования бюджетных средств. Следовательно, действия, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, следует квалифицировать как нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств. К тому же к полномочиям получателей бюджетных средств законодатель относит обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. В связи с этим полагаем необходимым дополнить действующий БК РФ нормами, предусматривающими ответственность участников бюджетного процесса за нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств.
Статья: Планирование, мониторинг и аудит государственных и муниципальных закупок
(Станкевич Г.В., Вильгоненко И.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 8)Важно отметить, что процесс формирования плана-графика закупок интегрирован в более широкий контекст бюджетного планирования и зависит от проектов бюджетных законов и обоснований бюджетных смет, включая расчеты и показатели. Планы-графики закупок составляются в соответствии с временными рамками, установленными федеральным бюджетом, распространяясь на все предстоящие финансовые периоды и учитывая долгосрочные закупки в соответствии с действующим законодательством.
(Станкевич Г.В., Вильгоненко И.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 8)Важно отметить, что процесс формирования плана-графика закупок интегрирован в более широкий контекст бюджетного планирования и зависит от проектов бюджетных законов и обоснований бюджетных смет, включая расчеты и показатели. Планы-графики закупок составляются в соответствии с временными рамками, установленными федеральным бюджетом, распространяясь на все предстоящие финансовые периоды и учитывая долгосрочные закупки в соответствии с действующим законодательством.
Готовое решение: Как проверяют составление, утверждение и ведение бюджетной сметы
(КонсультантПлюс, 2025)В перечень основных вопросов, которые изучает Федеральное казначейство при проведении проверок и анализа исполнения федерального бюджета по расходам, также включена проверка соблюдения порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, законности и обоснованности внесения в них изменений (п. 5.2 Стандарта, утвержденного Приказом Казначейства России от 29.12.2017 N 385).
(КонсультантПлюс, 2025)В перечень основных вопросов, которые изучает Федеральное казначейство при проведении проверок и анализа исполнения федерального бюджета по расходам, также включена проверка соблюдения порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, законности и обоснованности внесения в них изменений (п. 5.2 Стандарта, утвержденного Приказом Казначейства России от 29.12.2017 N 385).
Статья: Структура государственного бюджетного управления в Российской Федерации
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Обращает на себя внимание тот факт, что в данной модели финансы как система отношений выполняют распределительную функцию, регулирующую функцию, когда субъекты планирования пытаются косвенно через объем бюджетных прав воздействовать на подведомственные им организации, даже не показанную на рис. 4 контрольную функцию - через сбор и анализ отчетов об исполнении федерального бюджета. А вот управленческой функции, то есть создания для нижестоящих подведомственных главных распорядителей (распорядителей), а главное - для получателей средств федерального бюджета правил распределения и использования денежных фондов в виде утвержденных для них бюджетов (смет) нет.
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Обращает на себя внимание тот факт, что в данной модели финансы как система отношений выполняют распределительную функцию, регулирующую функцию, когда субъекты планирования пытаются косвенно через объем бюджетных прав воздействовать на подведомственные им организации, даже не показанную на рис. 4 контрольную функцию - через сбор и анализ отчетов об исполнении федерального бюджета. А вот управленческой функции, то есть создания для нижестоящих подведомственных главных распорядителей (распорядителей), а главное - для получателей средств федерального бюджета правил распределения и использования денежных фондов в виде утвержденных для них бюджетов (смет) нет.
"Правовое положение взыскателя в исполнительном производстве: монография"
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)Интересным представляется финансовый аспект обозначенной проблемы. В письме ФССП России от 8 декабря 2016 г. N 00087/16/103492-ВМ "О требованиях по исполнению сметы расходов федерального бюджета на 2017 год" <4> говорится, что предельные объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные на оплату почтовых расходов в 2017 - 2019 гг. из расчета на одно исполнительное производство, без учета остатка прошлых лет, составляют по исполнительным производствам, возбужденным на основании судебных актов, 35 руб. С.Ю. Гусаков, анализируя количество документов, необходимых для отправки в рамках одного исполнительного производства, делает вывод, что на одно исполнительное производство необходимо затратить 151 руб. <5>
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)Интересным представляется финансовый аспект обозначенной проблемы. В письме ФССП России от 8 декабря 2016 г. N 00087/16/103492-ВМ "О требованиях по исполнению сметы расходов федерального бюджета на 2017 год" <4> говорится, что предельные объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные на оплату почтовых расходов в 2017 - 2019 гг. из расчета на одно исполнительное производство, без учета остатка прошлых лет, составляют по исполнительным производствам, возбужденным на основании судебных актов, 35 руб. С.Ю. Гусаков, анализируя количество документов, необходимых для отправки в рамках одного исполнительного производства, делает вывод, что на одно исполнительное производство необходимо затратить 151 руб. <5>
Готовое решение: Каков порядок проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности казенных (бюджетных, автономных) учреждений
(КонсультантПлюс, 2025)правильность составления бюджетных смет (для казенных учреждений) и анализ плана финансово-хозяйственной деятельности (для бюджетных, автономных учреждений);
(КонсультантПлюс, 2025)правильность составления бюджетных смет (для казенных учреждений) и анализ плана финансово-хозяйственной деятельности (для бюджетных, автономных учреждений);
Статья: План проведения аудита: составление и утверждение на 2024 год
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 12)3) результата выполнения бюджетной процедуры, определяемой в качестве объекта ВФА. Например, "анализ бюджетной сметы";
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 12)3) результата выполнения бюджетной процедуры, определяемой в качестве объекта ВФА. Например, "анализ бюджетной сметы";
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Возмещение НДС представляет собой предусмотренную законодательством особенность исчисления данного налога, которая заключается в возврате налогоплательщику сумм НДС, ранее уже уплаченных им в бюджет. Данная выплата никак не связана с финансированием строительства объекта и не направлена на компенсацию затрат, понесенных в процессе строительства, а значит, не влечет за собой обязанности по составлению сводного сметного расчета.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Возмещение НДС представляет собой предусмотренную законодательством особенность исчисления данного налога, которая заключается в возврате налогоплательщику сумм НДС, ранее уже уплаченных им в бюджет. Данная выплата никак не связана с финансированием строительства объекта и не направлена на компенсацию затрат, понесенных в процессе строительства, а значит, не влечет за собой обязанности по составлению сводного сметного расчета.