Алкогольная лицензия требования к помещению
Подборка наиболее важных документов по запросу Алкогольная лицензия требования к помещению (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.11.2024 N 33-7205/2024 (УИД 86RS0008-01-2024-000358-71)
Категория спора: Аренда нежилого помещения.
Требования арендодателя: О расторжении договора аренды.
Обстоятельства: Требования истца о расторжении договора и о возврате арендованного имущества основаны на неисполнении и невозможности исполнения ответчиком (арендатором) арендуемого имущества по прямому назначению.
Решение: Удовлетворено.Суд первой инстанции при рассмотрении дела руководствуясь положениями статей 450, 450.1, 614, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от (дата) N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" Федерального закона от (дата) N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", оценив представленные в материалы дела доказательства, проанализировав условия договора аренды нежилых помещений и дополнительного соглашения к договору аренды, удовлетворил требования истца. Обратив внимание, что при определении размера арендной платы по договору ответчиком определено существенное условие - получение ответчиком лицензии на осуществление торговой деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, после получения которой изменялся размер арендной платы. Установив, что получение лицензии истцом на осуществление торговой деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в арендуемом помещении не возможно, пришел к выводу, что дальнейшее исполнение договора без изменения его условий нарушает соответствующее по договору соотношение имущественных интересов сторон.
Категория спора: Аренда нежилого помещения.
Требования арендодателя: О расторжении договора аренды.
Обстоятельства: Требования истца о расторжении договора и о возврате арендованного имущества основаны на неисполнении и невозможности исполнения ответчиком (арендатором) арендуемого имущества по прямому назначению.
Решение: Удовлетворено.Суд первой инстанции при рассмотрении дела руководствуясь положениями статей 450, 450.1, 614, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от (дата) N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" Федерального закона от (дата) N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", оценив представленные в материалы дела доказательства, проанализировав условия договора аренды нежилых помещений и дополнительного соглашения к договору аренды, удовлетворил требования истца. Обратив внимание, что при определении размера арендной платы по договору ответчиком определено существенное условие - получение ответчиком лицензии на осуществление торговой деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, после получения которой изменялся размер арендной платы. Установив, что получение лицензии истцом на осуществление торговой деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в арендуемом помещении не возможно, пришел к выводу, что дальнейшее исполнение договора без изменения его условий нарушает соответствующее по договору соотношение имущественных интересов сторон.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административные процедуры лицензирования в Великобритании
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Обязательным документом, представляемым при подаче заявления на получение лицензии на розничную продажу алкоголя, выступает план работ заявителя - operating schedule, в котором указываются список и место оказания предоставляемых услуг и продажи товара, составляющих предмет лицензионного регулирования, время работы заведения, а также меры по достижению задач лицензирования. Также в заявлении указывается соответствующее должностное лицо - назначенный контролер помещения - designated premises supervisor, обладающий персональной лицензией и ответственный за соблюдение лицензионных требований.
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Обязательным документом, представляемым при подаче заявления на получение лицензии на розничную продажу алкоголя, выступает план работ заявителя - operating schedule, в котором указываются список и место оказания предоставляемых услуг и продажи товара, составляющих предмет лицензионного регулирования, время работы заведения, а также меры по достижению задач лицензирования. Также в заявлении указывается соответствующее должностное лицо - назначенный контролер помещения - designated premises supervisor, обладающий персональной лицензией и ответственный за соблюдение лицензионных требований.
Статья: Собственная безопасность юридического лица: требования закона и ответственность
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 5)Избранный вид деятельности юридического лица может диктовать требования к помещению и материально-техническому оснащению (всегда при лицензировании, а также согласно Федеральному закону "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ и т.д.), его местонахождению (например, при торговле алкогольной продукцией в силу Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ) и т.д.
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 5)Избранный вид деятельности юридического лица может диктовать требования к помещению и материально-техническому оснащению (всегда при лицензировании, а также согласно Федеральному закону "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ и т.д.), его местонахождению (например, при торговле алкогольной продукцией в силу Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ) и т.д.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)3. До 1 января 2017 года в отношении юридических лиц (лицензиатов или соискателей лицензий на розничную продажу алкогольной продукции), сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", а также в отношении юридических лиц (лицензиатов или соискателей лицензий на розничную продажу алкогольной продукции), которые были созданы до 1 января 2015 года в Республике Крым или в городе федерального значения Севастополе, не применяются положения абзаца седьмого пункта 2, абзацев первого и второго (в части требования иметь стационарные торговые объекты и складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более), абзаца третьего (в части требования к организациям иметь стационарные торговые объекты и складские помещения) пункта 6 статьи 16, подпункта 3 пункта 3.2 статьи 19, абзаца девятого пункта 3 статьи 20 (в части повторного в течение одного года сообщения недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей) настоящего Федерального закона.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)3. До 1 января 2017 года в отношении юридических лиц (лицензиатов или соискателей лицензий на розничную продажу алкогольной продукции), сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", а также в отношении юридических лиц (лицензиатов или соискателей лицензий на розничную продажу алкогольной продукции), которые были созданы до 1 января 2015 года в Республике Крым или в городе федерального значения Севастополе, не применяются положения абзаца седьмого пункта 2, абзацев первого и второго (в части требования иметь стационарные торговые объекты и складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более), абзаца третьего (в части требования к организациям иметь стационарные торговые объекты и складские помещения) пункта 6 статьи 16, подпункта 3 пункта 3.2 статьи 19, абзаца девятого пункта 3 статьи 20 (в части повторного в течение одного года сообщения недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей) настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 31.12.2014 N 490-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"15) пункт 5 статьи 23.2 дополнить предложением следующего содержания: "Предметом внеплановой выездной проверки организации, обратившейся за получением лицензии на производство, хранение и поставки произведенных вина, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, являются сведения, содержащиеся в заявлении и документах, представленных для получения лицензии, а также помещения, лаборатории химического и технологического контроля производства алкогольной продукции, оборудование в целях оценки соответствия таких сведений, помещений, лабораторий, оборудования лицензионным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.";
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"15) пункт 5 статьи 23.2 дополнить предложением следующего содержания: "Предметом внеплановой выездной проверки организации, обратившейся за получением лицензии на производство, хранение и поставки произведенных вина, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, являются сведения, содержащиеся в заявлении и документах, представленных для получения лицензии, а также помещения, лаборатории химического и технологического контроля производства алкогольной продукции, оборудование в целях оценки соответствия таких сведений, помещений, лабораторий, оборудования лицензионным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.";
Статья: Избыточное регулирование торговли на розничных рынках: направления совершенствования законодательства
(Кириенко Г.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Представляется, что исключение вышеуказанных запретов на розничную продажу алкогольной продукции на рынках должно происходить при сохранении действующих требований к продаже алкогольной продукции в объектах торговли согласно ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ:
(Кириенко Г.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Представляется, что исключение вышеуказанных запретов на розничную продажу алкогольной продукции на рынках должно происходить при сохранении действующих требований к продаже алкогольной продукции в объектах торговли согласно ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ:
Вопрос: О направлении лицензирующим органом уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений при рассмотрении заявления о продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
(Письмо Минфина России от 23.08.2024 N 27-05-07/79885)Перечень оснований для направления лицензирующим органом в рамках рассмотрения заявления о выдаче (продлении) лицензии на осуществление одного из видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ, уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений (далее - Уведомление) установлен пунктом 5.2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ. Так, согласно положениям подпункта 2 пункта 5.2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ одним из оснований для направления соискателю лицензии (лицензиату) Уведомления является выявление в представленных документах недостоверной, искаженной, а также неполной информации, в случае если такая неполная информация не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями в том числе статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, либо представление заявителем неполного комплекта документов, предусмотренных для выдачи соответствующей лицензии.
(Письмо Минфина России от 23.08.2024 N 27-05-07/79885)Перечень оснований для направления лицензирующим органом в рамках рассмотрения заявления о выдаче (продлении) лицензии на осуществление одного из видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ, уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений (далее - Уведомление) установлен пунктом 5.2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ. Так, согласно положениям подпункта 2 пункта 5.2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ одним из оснований для направления соискателю лицензии (лицензиату) Уведомления является выявление в представленных документах недостоверной, искаженной, а также неполной информации, в случае если такая неполная информация не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями в том числе статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, либо представление заявителем неполного комплекта документов, предусмотренных для выдачи соответствующей лицензии.
Статья: Анализ судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности за розничную продажу алкогольной продукции без лицензии
(Новикова Е.И., Пашкеев Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Прокуратурой совместно с ОИАЗ (Отдел по исполнению административного законодательства) УМВД России проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в торговом помещении, в котором деятельность осуществляет предприниматель на основании договора субаренды нежилого помещения.
(Новикова Е.И., Пашкеев Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Прокуратурой совместно с ОИАЗ (Отдел по исполнению административного законодательства) УМВД России проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в торговом помещении, в котором деятельность осуществляет предприниматель на основании договора субаренды нежилого помещения.
Статья: Установлены особенности реализации алкоголя в новых регионах РФ
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 3)Оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, соответствующие установленным регулирующим органом требованиям складские помещения, являющиеся объектами недвижимого имущества
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 3)Оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, соответствующие установленным регулирующим органом требованиям складские помещения, являющиеся объектами недвижимого имущества
Статья: Актуальные вопросы судебной практики рассмотрения дел, связанных с оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции
(Докшина А.Ю., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Необходимо отметить, что согласно пункту 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ с 1 июня 2024 года разрешена продажа алкогольной продукции в розницу в сезонных залах (зонах) обслуживания посетителей, расположенных на территории, прилегающей к ресторанам, барам и кафе, или примыкающих к ним либо к зданию (помещению), в котором расположены такие объекты. При этом место нахождения стационарного объекта должно быть указано в лицензии. Также должны соблюдаться условия розничной продажи алкогольной продукции и иметься документ, подтверждающий соответствие сезонных залов (зон) требованиям к их размещению и обустройству <4>.
(Докшина А.Ю., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Необходимо отметить, что согласно пункту 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ с 1 июня 2024 года разрешена продажа алкогольной продукции в розницу в сезонных залах (зонах) обслуживания посетителей, расположенных на территории, прилегающей к ресторанам, барам и кафе, или примыкающих к ним либо к зданию (помещению), в котором расположены такие объекты. При этом место нахождения стационарного объекта должно быть указано в лицензии. Также должны соблюдаться условия розничной продажи алкогольной продукции и иметься документ, подтверждающий соответствие сезонных залов (зон) требованиям к их размещению и обустройству <4>.
Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль.
Учитывается ли в расходах арендная плата за объекты, которые не используются в деятельности, направленной на получение дохода
(КонсультантПлюс, 2025)Суд разъяснил, что обязательным требованием для получения лицензии на хранение алкогольной продукции является указание местонахождения организации и ее обособленных подразделений, в которых будет храниться данная продукция. Именно в целях получения лицензии общество заключило договор аренды. Следовательно, инспекция неправомерно исключила из состава расходов платежи за аренду складского помещения, которое общество не использует в предпринимательской деятельности в связи с отсутствием соответствующей лицензии.
Учитывается ли в расходах арендная плата за объекты, которые не используются в деятельности, направленной на получение дохода
(КонсультантПлюс, 2025)Суд разъяснил, что обязательным требованием для получения лицензии на хранение алкогольной продукции является указание местонахождения организации и ее обособленных подразделений, в которых будет храниться данная продукция. Именно в целях получения лицензии общество заключило договор аренды. Следовательно, инспекция неправомерно исключила из состава расходов платежи за аренду складского помещения, которое общество не использует в предпринимательской деятельности в связи с отсутствием соответствующей лицензии.
Вопрос: О регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части выдачи лицензии с 01.03.2025 и соблюдения ее условий.
(Письмо Минфина России от 11.04.2025 N 27-05-09/36406)2. В соответствии с положениями пункта 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ срок аренды стационарных торговых объектов и складских помещений, арендуемых организацией и используемых с целью осуществления розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), должен определяться договором и составлять один год и более.
(Письмо Минфина России от 11.04.2025 N 27-05-09/36406)2. В соответствии с положениями пункта 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ срок аренды стационарных торговых объектов и складских помещений, арендуемых организацией и используемых с целью осуществления розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), должен определяться договором и составлять один год и более.
Вопрос: Об отказе в выдаче и приостановлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и розничной продаже этой продукции при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания.
(Письмо Минфина России от 15.03.2024 N 27-05-09/23510)Положениями пункта 6 Правил проведения оценки соответствия заявителя лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям в рамках предоставления исполнительным органом субъекта Российской Федерации государственной услуги, предусмотренной статьей 19 (в части лицензирования) Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 N 541, предусмотрено, что выездная оценка проводится посредством оценки соответствия помещений, зданий, строений, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать заявителем при осуществлении лицензируемого вида деятельности, лицензионным требованиям, предусмотренным в том числе пунктом 10 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
(Письмо Минфина России от 15.03.2024 N 27-05-09/23510)Положениями пункта 6 Правил проведения оценки соответствия заявителя лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям в рамках предоставления исполнительным органом субъекта Российской Федерации государственной услуги, предусмотренной статьей 19 (в части лицензирования) Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 N 541, предусмотрено, что выездная оценка проводится посредством оценки соответствия помещений, зданий, строений, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать заявителем при осуществлении лицензируемого вида деятельности, лицензионным требованиям, предусмотренным в том числе пунктом 10 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
Готовое решение: Как получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы хотите получить лицензию, убедитесь, что нет оснований, предусмотренных п. 22 ст. 19 Закона N 171-ФЗ, по которым вам могут отказать в ее выдаче. Требований к соискателю лицензии много, мы обратим внимание на основные.
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы хотите получить лицензию, убедитесь, что нет оснований, предусмотренных п. 22 ст. 19 Закона N 171-ФЗ, по которым вам могут отказать в ее выдаче. Требований к соискателю лицензии много, мы обратим внимание на основные.
Статья: Правовые средства регулирования производства и оборота алкогольной продукции в России: понятие и виды
(Сурин И.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)- введение лицензирования такой деятельности (ст. 19 Закона N 171-ФЗ);
(Сурин И.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)- введение лицензирования такой деятельности (ст. 19 Закона N 171-ФЗ);