Акты совета судей в области противодействия коррупции
Подборка наиболее важных документов по запросу Акты совета судей в области противодействия коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ от 28.01.2025 N ДК24-147
Категория: Споры с Квалификационной коллегией судей или Судебным департаментом при ВС РФ.
Требования: О признании незаконным решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи арбитражного суда за совершение дисциплинарного проступка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт систематического нарушения судьей Закона о статусе судей и Кодекса судейской этики, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, и наличия в ее действиях дисциплинарного проступка, влекущего дисциплинарную ответственность.В рамках проведенной комиссией совета судей Санкт-Петербурга по этике и реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулирования конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий и по вопросам дисциплинарной ответственности судей (далее - комиссия совета судей Санкт-Петербурга) в июне - октябре 2024 г. проверки установлено следующее.
Категория: Споры с Квалификационной коллегией судей или Судебным департаментом при ВС РФ.
Требования: О признании незаконным решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи арбитражного суда за совершение дисциплинарного проступка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт систематического нарушения судьей Закона о статусе судей и Кодекса судейской этики, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, и наличия в ее действиях дисциплинарного проступка, влекущего дисциплинарную ответственность.В рамках проведенной комиссией совета судей Санкт-Петербурга по этике и реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулирования конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий и по вопросам дисциплинарной ответственности судей (далее - комиссия совета судей Санкт-Петербурга) в июне - октябре 2024 г. проверки установлено следующее.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие меры по противодействию коррупции предусмотрены законом
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какое антикоррупционное законодательство применять для противодействия коррупции
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какое антикоррупционное законодательство применять для противодействия коррупции
Статья: Противодействие легализации коррупционных доходов: сравнительно-правовой анализ опыта России и Армении
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Ключевыми международными правовыми актами в области противодействия коррупции являются: Конвенция ООН против коррупции от 3 октября 2003 г., Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом должностных лиц иностранного государства при проведении международных деловых операций от 21 ноября 1997 г. Основные экстратерриториальные правовые акты в области противодействия коррупции: FCPA (США), SAPIN DEUX (Франция), UK BA (Великобритания).
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Ключевыми международными правовыми актами в области противодействия коррупции являются: Конвенция ООН против коррупции от 3 октября 2003 г., Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом должностных лиц иностранного государства при проведении международных деловых операций от 21 ноября 1997 г. Основные экстратерриториальные правовые акты в области противодействия коррупции: FCPA (США), SAPIN DEUX (Франция), UK BA (Великобритания).
Нормативные акты
Постановление Совета судей РФ от 22.05.2014 N 324
(ред. от 01.06.2017)
"Об утверждении Положения о комиссии Совета судей Российской Федерации по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликтов интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий"изучает практику применения законодательства в области противодействия коррупции в судебной системе и вносит предложения по его совершенствованию в целях правового обеспечения противодействия коррупции;
(ред. от 01.06.2017)
"Об утверждении Положения о комиссии Совета судей Российской Федерации по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликтов интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий"изучает практику применения законодательства в области противодействия коррупции в судебной системе и вносит предложения по его совершенствованию в целях правового обеспечения противодействия коррупции;
Постановление Совета судей РФ от 26.05.2016 N 379
"О внесении изменений в Положение о комиссии Совета судей Российской Федерации по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий"изучает практику применения законодательства в области противодействия коррупции в судебной системе и вносит предложения по его совершенствованию в целях правового обеспечения противодействия коррупции;
"О внесении изменений в Положение о комиссии Совета судей Российской Федерации по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий"изучает практику применения законодательства в области противодействия коррупции в судебной системе и вносит предложения по его совершенствованию в целях правового обеспечения противодействия коррупции;
Статья: Инструменты цифровизации против коррупции: экономико-правовые аспекты применения
(Рябчикова Л.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)Указом Президента РФ от 25.04.2022 N 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" закреплено положение, согласно которому названная система предназначена "для информационно-аналитического обеспечения деятельности органов публичной власти и территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус", Банка России, иных организаций по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе по проведению с использованием информационно-коммуникационных технологий анализа и проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования" <5>.
(Рябчикова Л.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)Указом Президента РФ от 25.04.2022 N 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" закреплено положение, согласно которому названная система предназначена "для информационно-аналитического обеспечения деятельности органов публичной власти и территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус", Банка России, иных организаций по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе по проведению с использованием информационно-коммуникационных технологий анализа и проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования" <5>.
Статья: Взяточничество и освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа лиц: проблема совместимости
(Анощенкова С.В.)
("Российский судья", 2021, N 9)Освобождение от уголовной ответственности является актом, свидетельствующим о констатации снижения общественной опасности содеянного. Массивный рост освобождения от уголовной ответственности говорит либо об избыточной криминализации целого ряда деяний, которые априори не носят криминального характера, либо о том, что государство склонно к достаточно частому отказу от применения мер уголовно-правового воздействия. Последнее, по моему убеждению, должно носить исключительный, строго избирательный характер. Поэтому суду как субъекту, применяющему нормы о судебном штрафе, следует проявлять особо дифференцированный подход, главным образом в случаях совершения преступлений, которые создают факторы угрозы национальной безопасности. К таковым, безусловно, относятся преступления коррупционной направленности. Деструктивность коррупции как антисоциального явления осознана на государственном и международном уровнях. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации (далее - Президент РФ) от 31 декабря 2015 г. N 683, к основным угрозам государственной и общественной безопасности относит в том числе и коррупцию. А главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности названы усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и собственности, а также совершенствование правового регулирования предупреждения преступности, коррупции (п. п. 43 и 44 Стратегии национальной безопасности <6>). Нормативно-правовой акт концептуального значения - Национальная стратегия противодействия коррупции, утвержденная Указом Президента РФ от 13 марта 2012 г. N 297 <7>, - одну из целей декларирует следующим образом: организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции (ст. 6). Выступая на заседании Совета по противодействию коррупции 26 января 2016 г., Президент РФ подчеркнул: "Среди приоритетных направлений - повышение эффективности правоприменения в антикоррупционной сфере" <8>. Вышесказанное объясняет, почему одним из принципов противодействия коррупции провозглашен принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <9>).
(Анощенкова С.В.)
("Российский судья", 2021, N 9)Освобождение от уголовной ответственности является актом, свидетельствующим о констатации снижения общественной опасности содеянного. Массивный рост освобождения от уголовной ответственности говорит либо об избыточной криминализации целого ряда деяний, которые априори не носят криминального характера, либо о том, что государство склонно к достаточно частому отказу от применения мер уголовно-правового воздействия. Последнее, по моему убеждению, должно носить исключительный, строго избирательный характер. Поэтому суду как субъекту, применяющему нормы о судебном штрафе, следует проявлять особо дифференцированный подход, главным образом в случаях совершения преступлений, которые создают факторы угрозы национальной безопасности. К таковым, безусловно, относятся преступления коррупционной направленности. Деструктивность коррупции как антисоциального явления осознана на государственном и международном уровнях. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации (далее - Президент РФ) от 31 декабря 2015 г. N 683, к основным угрозам государственной и общественной безопасности относит в том числе и коррупцию. А главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности названы усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и собственности, а также совершенствование правового регулирования предупреждения преступности, коррупции (п. п. 43 и 44 Стратегии национальной безопасности <6>). Нормативно-правовой акт концептуального значения - Национальная стратегия противодействия коррупции, утвержденная Указом Президента РФ от 13 марта 2012 г. N 297 <7>, - одну из целей декларирует следующим образом: организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции (ст. 6). Выступая на заседании Совета по противодействию коррупции 26 января 2016 г., Президент РФ подчеркнул: "Среди приоритетных направлений - повышение эффективности правоприменения в антикоррупционной сфере" <8>. Вышесказанное объясняет, почему одним из принципов противодействия коррупции провозглашен принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <9>).
Статья: Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в Республике Узбекистан: проблемы и перспективы
(Брежнев О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Задачей административно-правового регулирования в сфере противодействия коррупции является создание такого механизма воздействия норм административного права на организацию и деятельность субъектов государственного управления, который исключал бы возможность совершения коррупционных правонарушений и обеспечивал бы на этой основе устойчивый порядок функционирования соответствующих субъектов. Решение этой задачи предполагает наличие взаимосвязанной системы законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих различные меры в области противодействия коррупции, а также устанавливающих административные процедуры, обеспечивающие их применение.
(Брежнев О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Задачей административно-правового регулирования в сфере противодействия коррупции является создание такого механизма воздействия норм административного права на организацию и деятельность субъектов государственного управления, который исключал бы возможность совершения коррупционных правонарушений и обеспечивал бы на этой основе устойчивый порядок функционирования соответствующих субъектов. Решение этой задачи предполагает наличие взаимосвязанной системы законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих различные меры в области противодействия коррупции, а также устанавливающих административные процедуры, обеспечивающие их применение.
Статья: Административно-правовая регламентация электронного декларирования расходов и доходов государственных гражданских служащих
(Старовойт М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)<16> Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. N 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 2022. N 18. Ст. 3053.
(Старовойт М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)<16> Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. N 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 2022. N 18. Ст. 3053.
Статья: Система антикоррупционных административно-правовых запретов и ограничений
(Козлов В.В.)
("Административное право и процесс", 2019, N 10)Третий этап (с 2006 по 2018 год) характеризуется ратификацией международных правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией <7>, принятием в 2008 году Федерального закона "О противодействии коррупции" <8> и последующей разработкой правовых актов в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции. Так, в 2008 году в целях обеспечения системного подхода к действию антикоррупционных стандартов ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством о государственной гражданской службе, были распространены на сотрудников органов прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, военнослужащих и иные категории федеральных государственных служащих <9>. В 2017 году дополнительные антикоррупционные обязанности и требования распространены на военнослужащих <10>, сотрудников правоохранительных органов и муниципальных служащих <11>.
(Козлов В.В.)
("Административное право и процесс", 2019, N 10)Третий этап (с 2006 по 2018 год) характеризуется ратификацией международных правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией <7>, принятием в 2008 году Федерального закона "О противодействии коррупции" <8> и последующей разработкой правовых актов в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции. Так, в 2008 году в целях обеспечения системного подхода к действию антикоррупционных стандартов ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством о государственной гражданской службе, были распространены на сотрудников органов прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, военнослужащих и иные категории федеральных государственных служащих <9>. В 2017 году дополнительные антикоррупционные обязанности и требования распространены на военнослужащих <10>, сотрудников правоохранительных органов и муниципальных служащих <11>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)93. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции".
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)93. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции".
Статья: Система контрольных органов в области противодействия коррупции в Исламской Республике Иран
(Кудинов В.В., Вылцан С.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2018, N 8)Согласно ст. 11 рассматриваемого нормативного правового акта органы судебной власти обязаны предоставить органам исполнительной власти предложения по улучшению правового регулирования в сфере борьбы с коррупционными преступлениями. В данном случае имеется в виду, что эти органы на основе анализа практики рассмотрения и вынесения приговоров по административным и уголовным делам коррупционной направленности должны предоставлять компетентным инстанциям (Меджлису, отдельным министерствам) предложения по изменению или принятию нормативных правовых актов в области противодействия коррупции.
(Кудинов В.В., Вылцан С.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2018, N 8)Согласно ст. 11 рассматриваемого нормативного правового акта органы судебной власти обязаны предоставить органам исполнительной власти предложения по улучшению правового регулирования в сфере борьбы с коррупционными преступлениями. В данном случае имеется в виду, что эти органы на основе анализа практики рассмотрения и вынесения приговоров по административным и уголовным делам коррупционной направленности должны предоставлять компетентным инстанциям (Меджлису, отдельным министерствам) предложения по изменению или принятию нормативных правовых актов в области противодействия коррупции.
Статья: Международный контроль в сфере противодействия коррупции: вчера, сегодня, завтра
(Спиридонов А.П., Мурашкин И.Ю.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 2)Между тем прекращение отношений с Советом Европы в области противодействия коррупции не снизило активность органов публичной власти Российской Федерации в достижении целей минимизации воздействия коррупции на жизнедеятельность государства. В этой связи следует отметить, что среди задач достижения целей обеспечения государственной и общественной безопасности выделяются такие, как предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности, нецелевого использования и хищения бюджетных средств в органах публичной власти и организациях с государственным участием, а также возмещение ущерба, причиненного такими преступлениями, и повышение уровня ответственности за их совершение (Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. N 27 (часть II). Ст. 5351).
(Спиридонов А.П., Мурашкин И.Ю.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 2)Между тем прекращение отношений с Советом Европы в области противодействия коррупции не снизило активность органов публичной власти Российской Федерации в достижении целей минимизации воздействия коррупции на жизнедеятельность государства. В этой связи следует отметить, что среди задач достижения целей обеспечения государственной и общественной безопасности выделяются такие, как предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности, нецелевого использования и хищения бюджетных средств в органах публичной власти и организациях с государственным участием, а также возмещение ущерба, причиненного такими преступлениями, и повышение уровня ответственности за их совершение (Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. N 27 (часть II). Ст. 5351).
Статья: Проблемы организации профилактики коррупции в государственных органах
(Маркова О.А., Кошелев М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2019, N 11)Таким образом, предусмотренное законом определение коррупции нуждается в совершенствовании с учетом новых ее проявлений, прежде всего различных форм посредничества и нематериальной заинтересованности в получении ненадлежащей выгоды. При этом необходимо ориентироваться на то обстоятельство, что в международно-правовых документах содержится более широкое обязательство по криминализации соответствующих деяний. В противном случае эффективность правового заслона на пути коррупции будет снижаться. Не менее важным является вопрос об обеспечении надлежащей имплементации требований международных правовых актов в области противодействия коррупции, ратифицированных Российской Федерацией и направляемых в связи с этим международных рекомендаций. Выполнению этой задачи нередко препятствуют сложности, связанные с особенностями национальной правовой системы.
(Маркова О.А., Кошелев М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2019, N 11)Таким образом, предусмотренное законом определение коррупции нуждается в совершенствовании с учетом новых ее проявлений, прежде всего различных форм посредничества и нематериальной заинтересованности в получении ненадлежащей выгоды. При этом необходимо ориентироваться на то обстоятельство, что в международно-правовых документах содержится более широкое обязательство по криминализации соответствующих деяний. В противном случае эффективность правового заслона на пути коррупции будет снижаться. Не менее важным является вопрос об обеспечении надлежащей имплементации требований международных правовых актов в области противодействия коррупции, ратифицированных Российской Федерацией и направляемых в связи с этим международных рекомендаций. Выполнению этой задачи нередко препятствуют сложности, связанные с особенностями национальной правовой системы.
Статья: Цифровое профилирование на государственной службе: понятие и перспективы правового регулирования
(Цирин А.М.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)<27> Подробнее см. Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. N 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации".
(Цирин А.М.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)<27> Подробнее см. Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. N 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации".