Акты социального партнерства
Подборка наиболее важных документов по запросу Акты социального партнерства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права" Трудового кодекса РФ"Следовательно, работодатели, исходя из основных принципов правового регулирования трудовых отношений - сочетания государственного и договорного регулирования и социального партнерства, могут определить в локальных нормативных актах условия, порядок, размер, а также характер (юридическую природу) выплат работнику помимо или сверх тех выплат, которые предусмотрены законом или вообще законом не предусмотрены."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Акты социального партнерства и их роль в реализации работниками своих прав на заработную плату
(Козина Е.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)"Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4
(Козина Е.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)"Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.
(ред. от 29.09.2025)Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.
"Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы"
(утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 12.05.2022)
(ред. от 10.06.2024)
(вместе с "Порядком временного приостановления действия отдельных положений Федерального отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ (ФОТС)")1.20. Настоящее Соглашение, как правовой акт социального партнерства в системе трудового права, регулирующий социально-трудовые и экономические отношения, вступило в силу с 1 января 2023 года и его действие согласно положениям части 2 статьи 48 ТК РФ продлено еще на один трехлетний период на 2026 - 2028 годы до 31 декабря 2028 года включительно.
(утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 12.05.2022)
(ред. от 10.06.2024)
(вместе с "Порядком временного приостановления действия отдельных положений Федерального отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ (ФОТС)")1.20. Настоящее Соглашение, как правовой акт социального партнерства в системе трудового права, регулирующий социально-трудовые и экономические отношения, вступило в силу с 1 января 2023 года и его действие согласно положениям части 2 статьи 48 ТК РФ продлено еще на один трехлетний период на 2026 - 2028 годы до 31 декабря 2028 года включительно.
Статья: Перспективы совершенствования локального нормотворчества в государственных корпорациях и корпоративных объединениях
(Потапов А.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)в) в процессе локального регулирования трудовых отношений, которое в целом зависит от решений, принимаемых уполномоченными на это органами управления головной организации (государственной корпорации), а также от содержания актов социального партнерства на внутрикорпоративном (централизованно-интегрированном) уровне <11>, подлежащих применению, в том числе при заключении коллективных договоров юридических лиц, входящих в корпоративное объединение.
(Потапов А.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)в) в процессе локального регулирования трудовых отношений, которое в целом зависит от решений, принимаемых уполномоченными на это органами управления головной организации (государственной корпорации), а также от содержания актов социального партнерства на внутрикорпоративном (централизованно-интегрированном) уровне <11>, подлежащих применению, в том числе при заключении коллективных договоров юридических лиц, входящих в корпоративное объединение.
Статья: Трудовой договор в законодательстве России и Сербии
(Новикова Ю.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Коллективный договор, указанный выше, согласно сербскому законодательству, признается актом социального партнерства, является результатом взаимодействия сторон.
(Новикова Ю.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Коллективный договор, указанный выше, согласно сербскому законодательству, признается актом социального партнерства, является результатом взаимодействия сторон.
Статья: Наставникам хотят установить надбавки
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 12)Для выполнения задач предлагается в ст. 60.2 ТК РФ установить, что допработа по другой профессии может осуществляться путем выполнения функций наставника. А в ст. 151 ТК РФ планируется ввести то, что доплаты за выполнение функций наставника, перечень и срок выполнения которых устанавливаются работодателем с письменного согласия работника, производятся с учетом гарантий, утверждаемых федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами (НПА) федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, НПА органов местного самоуправления, актами социального партнерства, а при их отсутствии - локальными нормативными актами.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 12)Для выполнения задач предлагается в ст. 60.2 ТК РФ установить, что допработа по другой профессии может осуществляться путем выполнения функций наставника. А в ст. 151 ТК РФ планируется ввести то, что доплаты за выполнение функций наставника, перечень и срок выполнения которых устанавливаются работодателем с письменного согласия работника, производятся с учетом гарантий, утверждаемых федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами (НПА) федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, НПА органов местного самоуправления, актами социального партнерства, а при их отсутствии - локальными нормативными актами.
Статья: Система управления талантами в публичном и частном секторе в условиях цифровизации экономики и повышения гибкости рынка труда
(Лескина Э.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)1) излишне строго регламентированы случаи заключения срочного трудового договора (ст. 59 ТК РФ). Представляется, что перечень оснований для заключения срочных трудовых договоров должен определяться работником и работодателем в актах социального партнерства;
(Лескина Э.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)1) излишне строго регламентированы случаи заключения срочного трудового договора (ст. 59 ТК РФ). Представляется, что перечень оснований для заключения срочных трудовых договоров должен определяться работником и работодателем в актах социального партнерства;
Статья: Директор юридического лица: на стыке гражданского и трудового права
(Егоров А.В.)
("Закон", 2022, N 10)Представители доктрины трудового права обычно подчеркивают различие между вознаграждением (его режимом) по гражданско-правовому и трудовому договорам. Так, указывается, будто оплата работы по договору возмездного оказания услуг и трудовому договору имеет существенные различия: "Дело не в том, что в гражданском праве это называется ценой договора (ст. 424 ГК РФ). Не вдаваясь в суть трудового правоотношения как имущественного либо неимущественного, отметим, что трудовой договор - возмездный, безусловно. И хотя оплата труда работников носит по большей части (кроме бюджетников) договорный характер, природа этих договоров иная. Заработная плата определяется, как правило, актами социального партнерства (коллективными договорами, тарифными и иными соглашениями), что ничего общего с оплатой по гражданско-правовому договору не имеет. При этом индивидуальное регулирование тоже не исключается. Кроме того, работодатель любой формы собственности обязан ориентироваться на минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом, что безразлично гражданско-правовому договору" <11>.
(Егоров А.В.)
("Закон", 2022, N 10)Представители доктрины трудового права обычно подчеркивают различие между вознаграждением (его режимом) по гражданско-правовому и трудовому договорам. Так, указывается, будто оплата работы по договору возмездного оказания услуг и трудовому договору имеет существенные различия: "Дело не в том, что в гражданском праве это называется ценой договора (ст. 424 ГК РФ). Не вдаваясь в суть трудового правоотношения как имущественного либо неимущественного, отметим, что трудовой договор - возмездный, безусловно. И хотя оплата труда работников носит по большей части (кроме бюджетников) договорный характер, природа этих договоров иная. Заработная плата определяется, как правило, актами социального партнерства (коллективными договорами, тарифными и иными соглашениями), что ничего общего с оплатой по гражданско-правовому договору не имеет. При этом индивидуальное регулирование тоже не исключается. Кроме того, работодатель любой формы собственности обязан ориентироваться на минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом, что безразлично гражданско-правовому договору" <11>.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Следует отметить, что кроме локальных актов деятельность организации может регулироваться также актами органов социального партнерства - прежде всего, это относится к трудовым отношениям и отношениям в рамках социального обеспечения. Среди таких актов в первую очередь следует назвать коллективное соглашение (коллективный договор).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Следует отметить, что кроме локальных актов деятельность организации может регулироваться также актами органов социального партнерства - прежде всего, это относится к трудовым отношениям и отношениям в рамках социального обеспечения. Среди таких актов в первую очередь следует назвать коллективное соглашение (коллективный договор).
Статья: К вопросу об эволюции института коллективного договора: исторические и сравнительно-правовые аспекты
(Кудрин А.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)Соответственно, понятие соглашения как еще одного акта социального партнерства закреплено в ст. 45 ТК РФ.
(Кудрин А.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)Соответственно, понятие соглашения как еще одного акта социального партнерства закреплено в ст. 45 ТК РФ.
Статья: Локальное регулирование отношений по социальному обеспечению: формирование доктринальных подходов
(Гусева Т.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Некоторые исследователи рассматривают в качества источников права социального обеспечения только договоры, принятые в порядке социального партнерства, оставляя без оценки локальные нормативные акты. Так, В.С. Аракчеев, Д.В. Агашев, Л.А. Гречук, рассматривая социально-партнерское соглашение как источник указанной отрасли права, который обладает спецификой и позволяет вести речь о существовании в праве социального обеспечения договорного способа регулирования отношений, отмечают, что это не изменяет публичный (государственный) характер социально-обеспечительных обязательств, которые приобретает государство в лице государственных органов, участвующих в отношениях по социальному партнерству. Вместе с тем они полагают, что "коллективный договор не следует относить к источникам права социального обеспечения в силу отсутствия государственного (муниципального) участия в разработке, принятии и финансировании обязательств по коллективному договору на уровне отдельных организаций" <8>. Напротив, авторы учебника "Актуальные проблемы права социального обеспечения" перечисляют среди источников права социального обеспечения акты социального партнерства всех уровней (генеральные, отраслевые, межотраслевые, территориальные соглашения и коллективные договоры) <9>. К сожалению, какой-либо аргументации в обоснование своей точки зрения авторы не приводят.
(Гусева Т.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Некоторые исследователи рассматривают в качества источников права социального обеспечения только договоры, принятые в порядке социального партнерства, оставляя без оценки локальные нормативные акты. Так, В.С. Аракчеев, Д.В. Агашев, Л.А. Гречук, рассматривая социально-партнерское соглашение как источник указанной отрасли права, который обладает спецификой и позволяет вести речь о существовании в праве социального обеспечения договорного способа регулирования отношений, отмечают, что это не изменяет публичный (государственный) характер социально-обеспечительных обязательств, которые приобретает государство в лице государственных органов, участвующих в отношениях по социальному партнерству. Вместе с тем они полагают, что "коллективный договор не следует относить к источникам права социального обеспечения в силу отсутствия государственного (муниципального) участия в разработке, принятии и финансировании обязательств по коллективному договору на уровне отдельных организаций" <8>. Напротив, авторы учебника "Актуальные проблемы права социального обеспечения" перечисляют среди источников права социального обеспечения акты социального партнерства всех уровней (генеральные, отраслевые, межотраслевые, территориальные соглашения и коллективные договоры) <9>. К сожалению, какой-либо аргументации в обоснование своей точки зрения авторы не приводят.
Статья: Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних в законодательстве России и Сербии
(Новикова Ю.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)Еще одной категорией несовершеннолетних, подпадающих под исключение из общего правила, являются спортсмены. Работа в ночное время и сверхурочная работа для них разрешаются в случаях и на условиях, предусмотренных не только законом, но и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, актами социального партнерства, а также трудовым договором, что закреплено в ст. 348.8 ТК РФ.
(Новикова Ю.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)Еще одной категорией несовершеннолетних, подпадающих под исключение из общего правила, являются спортсмены. Работа в ночное время и сверхурочная работа для них разрешаются в случаях и на условиях, предусмотренных не только законом, но и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, актами социального партнерства, а также трудовым договором, что закреплено в ст. 348.8 ТК РФ.
Статья: Правовое регулирование дистанционной работы во Франции
(Истомина Е.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Первоначально правовое регулирование дистанционного труда не было достаточно детализированным. В законодательстве содержались лишь общие положения, которыми стороны руководствовались, закрепляя условие о такой работе в трудовом договоре или в дополнении к нему. В актах социального партнерства могли закрепляться вопросы организации такого труда, в том числе методы контроля рабочего времени.
(Истомина Е.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Первоначально правовое регулирование дистанционного труда не было достаточно детализированным. В законодательстве содержались лишь общие положения, которыми стороны руководствовались, закрепляя условие о такой работе в трудовом договоре или в дополнении к нему. В актах социального партнерства могли закрепляться вопросы организации такого труда, в том числе методы контроля рабочего времени.