Актуальные вопросы гос закупки
Подборка наиболее важных документов по запросу Актуальные вопросы гос закупки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: По вопросу о возможности взыскания неосновательного обогащения с госзаказчика в случае выполнения подрядчиком работ без госконтракта есть две позиции высших судов
Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2015 по делу N 308-ЭС14-2538, А77-602/2013
Применимые нормы: ст. 763, п. 1 ст. 1102 ГК РФПримечание. Верховный Суд РФ в п. п. 21 и 22 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) разъяснил, что в отсутствие государственного (муниципального) контракта в оплате не может быть отказано, если из закона следует, что поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) является обязательной для исполнителя вне зависимости от его волеизъявления либо поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) носит экстренный характер в связи с аварией, иной чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера либо угрозой их возникновения.
Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2015 по делу N 308-ЭС14-2538, А77-602/2013
Применимые нормы: ст. 763, п. 1 ст. 1102 ГК РФПримечание. Верховный Суд РФ в п. п. 21 и 22 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) разъяснил, что в отсутствие государственного (муниципального) контракта в оплате не может быть отказано, если из закона следует, что поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) является обязательной для исполнителя вне зависимости от его волеизъявления либо поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) носит экстренный характер в связи с аварией, иной чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера либо угрозой их возникновения.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Срок оплаты по договору купли-продажи
(КонсультантПлюс, 2025)Условие договора поставки о том, срок оплаты товара начинается после получения покупателем денег от государственного заказчика, не противоречит закону, но покупатель не может удерживать оплату со ссылкой лишь на это условие, если поставщик надлежащим образом исполнил свои обязательства
(КонсультантПлюс, 2025)Условие договора поставки о том, срок оплаты товара начинается после получения покупателем денег от государственного заказчика, не противоречит закону, но покупатель не может удерживать оплату со ссылкой лишь на это условие, если поставщик надлежащим образом исполнил свои обязательства
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Закупки препаратов-дженериков для государственных и муниципальных нужд на примере препаратов для контроля уровня сахара
(Лощилин К.Д.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Статья посвящена актуальным вопросам закупок препаратов-дженериков для удовлетворения потребностей государственных и муниципальных нужд в условиях предоставления принудительных лицензий отечественным производителям. Описаны пути дальнейшего развития государственных закупок критически важных фармацевтических препаратов для правообладателей патентов на оригинальные препараты и отечественных производителей. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу о создании конкурентной правовой среды для отечественных производителей в условиях санкционного давления.
(Лощилин К.Д.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Статья посвящена актуальным вопросам закупок препаратов-дженериков для удовлетворения потребностей государственных и муниципальных нужд в условиях предоставления принудительных лицензий отечественным производителям. Описаны пути дальнейшего развития государственных закупок критически важных фармацевтических препаратов для правообладателей патентов на оригинальные препараты и отечественных производителей. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу о создании конкурентной правовой среды для отечественных производителей в условиях санкционного давления.
Статья: Как участнику госзакупок проверить выданную банком гарантию
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 1)В прошлом номере мы говорили о лазейках, которые может включить банк в независимую гарантию. Этот вопрос особенно актуален, если гарантия приобретается для госзакупок. Наряду с ГК РФ требования к таким гарантиям устанавливает Федеральный закон N 44-ФЗ. Если банковская гарантия не будет соответствовать законодательству, то заказчик откажется допускать участника к торгам; или если даже и допустит, позже признает победителя уклонившимся от заключения контракта и попросит ФАС России включить его в реестр недобросовестных поставщиков. Антимонопольное ведомство, в свою очередь, может решить, что контракт заключен с нарушением, и обратиться в суд с иском о признании аукциона недействительным. Расскажем, в чем заключаются обязательные требования к банковской гарантии и какие формулировки должны быть в нее включены, а каких стоит избегать.
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 1)В прошлом номере мы говорили о лазейках, которые может включить банк в независимую гарантию. Этот вопрос особенно актуален, если гарантия приобретается для госзакупок. Наряду с ГК РФ требования к таким гарантиям устанавливает Федеральный закон N 44-ФЗ. Если банковская гарантия не будет соответствовать законодательству, то заказчик откажется допускать участника к торгам; или если даже и допустит, позже признает победителя уклонившимся от заключения контракта и попросит ФАС России включить его в реестр недобросовестных поставщиков. Антимонопольное ведомство, в свою очередь, может решить, что контракт заключен с нарушением, и обратиться в суд с иском о признании аукциона недействительным. Расскажем, в чем заключаются обязательные требования к банковской гарантии и какие формулировки должны быть в нее включены, а каких стоит избегать.
Нормативные акты
"Договор о Евразийском экономическом союзе"
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)41. Для обсуждения наиболее актуальных вопросов правоприменительной практики, обмена информацией, совершенствования и гармонизации законодательства, совместной разработки методических материалов в сфере закупок Комиссия совместно с органами государств-членов, осуществляющими функции регулирования и (или) контроля в сфере закупок, проводит по предложению этих органов или по инициативе Комиссии совещания на уровне руководителей и экспертов.
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)41. Для обсуждения наиболее актуальных вопросов правоприменительной практики, обмена информацией, совершенствования и гармонизации законодательства, совместной разработки методических материалов в сфере закупок Комиссия совместно с органами государств-членов, осуществляющими функции регулирования и (или) контроля в сфере закупок, проводит по предложению этих органов или по инициативе Комиссии совещания на уровне руководителей и экспертов.
Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699
(ред. от 26.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"5) организовывать и проводить общественную экспертизу проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел, а также принимать участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по актуальным вопросам, относящимся к сфере внутренних дел;
(ред. от 26.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"5) организовывать и проводить общественную экспертизу проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел, а также принимать участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по актуальным вопросам, относящимся к сфере внутренних дел;
Статья: Обеспечение гарантии качества товаров (работ, услуг) по государственному (муниципальному) контракту
(Чуприн М.Г.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)Обеспечение исполнения государственных и муниципальных контрактов (далее - контракт) - актуальная проблема теории и практики законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Одним из ведущих вопросов является обеспечение гарантии качества товаров, работ и услуг, поставляемых по контракту. Так, с момента принятия Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) возникла проблема обеспечения исполнения обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) в части гарантии качества товара (работы, услуги).
(Чуприн М.Г.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)Обеспечение исполнения государственных и муниципальных контрактов (далее - контракт) - актуальная проблема теории и практики законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Одним из ведущих вопросов является обеспечение гарантии качества товаров, работ и услуг, поставляемых по контракту. Так, с момента принятия Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) возникла проблема обеспечения исполнения обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) в части гарантии качества товара (работы, услуги).
Статья: Обеспечение баланса интересов заказчика и защиты конкуренции при осуществлении публичных закупок
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)4. Сочнева Е.Н., Русаков А.Г. Актуальные вопросы проверки эффективности системы государственных закупок: правовые аспекты // Высокотехнологичное право: генезис и перспективы: Материалы III Международной межвузовской научно-практической конференции, Москва - Красноярск, 24 - 25 февраля 2022 года. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет. 2022. С. 267 - 274. EDN KLISBQ. [Sochneva E.N., Rusakov A.G. Topical issues of verifying the efficiency of the public procurement system: legal aspects // High-tech law: genesis and prospects: Materials of the III International Intercollegiate Scientific and Practical Conference, Moscow - Krasnoyarsk, February 24 - 25, 2022. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University. 2022. P. 267 - 274. (In Russ.)]
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)4. Сочнева Е.Н., Русаков А.Г. Актуальные вопросы проверки эффективности системы государственных закупок: правовые аспекты // Высокотехнологичное право: генезис и перспективы: Материалы III Международной межвузовской научно-практической конференции, Москва - Красноярск, 24 - 25 февраля 2022 года. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет. 2022. С. 267 - 274. EDN KLISBQ. [Sochneva E.N., Rusakov A.G. Topical issues of verifying the efficiency of the public procurement system: legal aspects // High-tech law: genesis and prospects: Materials of the III International Intercollegiate Scientific and Practical Conference, Moscow - Krasnoyarsk, February 24 - 25, 2022. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University. 2022. P. 267 - 274. (In Russ.)]
Вопрос: О документальном подтверждении соответствия участников закупки услуг общественного питания и поставки пищевых продуктов дополнительным требованиям, а также отклонении заявок на участие в закупке.
(Письмо Минфина России от 07.11.2024 N 24-06-06/109445)такая справка содержит актуальную и достоверную информацию об отсутствии судимости у соответствующего лица, имея в виду, что выявление недостоверной информации является основанием для отклонения заявки (пункт 8 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ)).
(Письмо Минфина России от 07.11.2024 N 24-06-06/109445)такая справка содержит актуальную и достоверную информацию об отсутствии судимости у соответствующего лица, имея в виду, что выявление недостоверной информации является основанием для отклонения заявки (пункт 8 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ)).
Статья: Международные аспекты противодействия коррупции и достижение целей устойчивого развития
(Буй Ши Нам, Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 1)Среди тем, которые обсуждались на Десятой сессии, - предотвращение коррупции, возвращение активов и такие актуальные вопросы, как коррупция во время чрезвычайных ситуаций; прозрачность государственных закупок путем привлечения частного сектора и гражданского общества к мониторингу коррупционных рисков и повышению качества предоставления государственных услуг гражданам, а также предоставления надзорным органам и гражданскому обществу доступа к использованию данных о закупках; прозрачность бенефициарного владения с помощью стандартизированных центральных реестров, которые напрямую доступны целому ряду заинтересованных сторон, для лучшего предотвращения, выявления коррупции и борьбы с ней; признание и поощрение роли гражданского общества в усилиях по борьбе с коррупцией, в частности расширение доступа общественности к информации в целом для повышения прозрачности и подотчетности государственных услуг и управления путем принятия законов о доступе к информации и обеспечения их эффективного применения путем устранения любых барьеров для подачи запросов, создания или укрепления независимых надзорных органов и обеспечения упреждающей публикации информации, имеющей отношение к антикоррупционным усилиям государственных органов; гендерные аспекты коррупции; усиление защиты информаторов - всех тех, кто сообщает о коррупции и раскрывает ее, включая журналистов, правозащитников и активистов борьбы с коррупцией; обеспечение возмещения ущерба (материального, психосоциального и символического) жертвам коррупции с учетом культурных и гендерных особенностей; связь коррупции с организованной преступностью; необходимость борьбы с экологическими преступлениями, способствование прозрачности и подотчетности финансовых механизмов, связанных с изменением климата, в целях эффективного устранения коррупционных рисков, а также измерение коррупции и добросовестность бизнеса.
(Буй Ши Нам, Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 1)Среди тем, которые обсуждались на Десятой сессии, - предотвращение коррупции, возвращение активов и такие актуальные вопросы, как коррупция во время чрезвычайных ситуаций; прозрачность государственных закупок путем привлечения частного сектора и гражданского общества к мониторингу коррупционных рисков и повышению качества предоставления государственных услуг гражданам, а также предоставления надзорным органам и гражданскому обществу доступа к использованию данных о закупках; прозрачность бенефициарного владения с помощью стандартизированных центральных реестров, которые напрямую доступны целому ряду заинтересованных сторон, для лучшего предотвращения, выявления коррупции и борьбы с ней; признание и поощрение роли гражданского общества в усилиях по борьбе с коррупцией, в частности расширение доступа общественности к информации в целом для повышения прозрачности и подотчетности государственных услуг и управления путем принятия законов о доступе к информации и обеспечения их эффективного применения путем устранения любых барьеров для подачи запросов, создания или укрепления независимых надзорных органов и обеспечения упреждающей публикации информации, имеющей отношение к антикоррупционным усилиям государственных органов; гендерные аспекты коррупции; усиление защиты информаторов - всех тех, кто сообщает о коррупции и раскрывает ее, включая журналистов, правозащитников и активистов борьбы с коррупцией; обеспечение возмещения ущерба (материального, психосоциального и символического) жертвам коррупции с учетом культурных и гендерных особенностей; связь коррупции с организованной преступностью; необходимость борьбы с экологическими преступлениями, способствование прозрачности и подотчетности финансовых механизмов, связанных с изменением климата, в целях эффективного устранения коррупционных рисков, а также измерение коррупции и добросовестность бизнеса.
Статья: Правила применения национального режима при осуществлении госзакупок
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 3)"Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 3
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 3)"Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 3
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)61. Самсонов В.Н. О дифференциации уголовной ответственности за должностные преступления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд // Российский следователь. 2017. N 12. С. 52 - 56.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)61. Самсонов В.Н. О дифференциации уголовной ответственности за должностные преступления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд // Российский следователь. 2017. N 12. С. 52 - 56.
Статья: Несостоявшийся конкурс как следствие антиконкурентного соглашения
(Беляева О.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2021, N 2)На сегодняшний день мы воспринимаем как аксиому картелизацию отечественной экономики <1>. Предотвращение картельных сговоров, в том числе в сфере государственных закупок, - одна из основных задач развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики <2>. Эту проблему мы уже неоднократно анализировали ранее <3>. Однако не только картели - сговоры фирм, но и иные антиконкурентные соглашения довольно распространены в сфере государственных закупок.
(Беляева О.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2021, N 2)На сегодняшний день мы воспринимаем как аксиому картелизацию отечественной экономики <1>. Предотвращение картельных сговоров, в том числе в сфере государственных закупок, - одна из основных задач развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики <2>. Эту проблему мы уже неоднократно анализировали ранее <3>. Однако не только картели - сговоры фирм, но и иные антиконкурентные соглашения довольно распространены в сфере государственных закупок.
"Участие государства в современном цивилистическом процессе: монография"
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)<1> Панова И.В. Актуальные вопросы применения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд": административная и судебная практика // Административное право и процесс. 2014. N 12.
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)<1> Панова И.В. Актуальные вопросы применения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд": административная и судебная практика // Административное право и процесс. 2014. N 12.
Статья: "Безденежные" государственные (муниципальные) контракты
(Кичик К.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 2)Как и во время действия предшественника Закона о контрактной системе - Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <2> (далее также - Закон N 94-ФЗ; утратил силу с 1 января 2014 г.), актуальным в судебной практике остается вопрос о правомерности заключения государственных (муниципальных) контрактов <3> с ценой ноль рублей ноль копеек (далее также - "безденежные" контракты).
(Кичик К.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 2)Как и во время действия предшественника Закона о контрактной системе - Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <2> (далее также - Закон N 94-ФЗ; утратил силу с 1 января 2014 г.), актуальным в судебной практике остается вопрос о правомерности заключения государственных (муниципальных) контрактов <3> с ценой ноль рублей ноль копеек (далее также - "безденежные" контракты).
Статья: Финансовый мониторинг в сфере государственного оборонного заказа
(Фартунов Е.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)4. Гобрусенко К.И. Актуальные вопросы организации информационного обеспечения аналитических подразделений Росфинмониторинга / К.И. Гобрусенко, Ю.В. Коновалова // Правовая информатика. 2012. N 3. С. 13 - 16.
(Фартунов Е.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)4. Гобрусенко К.И. Актуальные вопросы организации информационного обеспечения аналитических подразделений Росфинмониторинга / К.И. Гобрусенко, Ю.В. Коновалова // Правовая информатика. 2012. N 3. С. 13 - 16.