Активное и пассивное избирательное право
Подборка наиболее важных документов по запросу Активное и пассивное избирательное право (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Активное и пассивное избирательное право: взаимосвязь и конституционное регулирование
(Маркина Л.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7
(Маркина Л.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7
Статья: Обеспечение и защита активного избирательного права в процедурах электронного голосования
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Право избирать и быть избранным (активное и пассивное избирательное право) в свою очередь гарантируется целой совокупностью избирательных прав, реализуемых всеми участниками избирательного процесса и нашедших закрепление в одноименном законе <2>. Право на участие в голосовании по выдвинутым кандидатам (спискам кандидатов) хотя и не исчерпывает права избирать, предполагающего также право на адекватный учет поданного голоса в соответствии с зафиксированным волеизъявлением избирателя и право на обжалование итогов голосования и результатов выборов <3>, тем не менее является ядром активного избирательного права. В связи с этим особое значение имеет обеспечение в процессе голосования демократических принципов свободных выборов на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Право избирать и быть избранным (активное и пассивное избирательное право) в свою очередь гарантируется целой совокупностью избирательных прав, реализуемых всеми участниками избирательного процесса и нашедших закрепление в одноименном законе <2>. Право на участие в голосовании по выдвинутым кандидатам (спискам кандидатов) хотя и не исчерпывает права избирать, предполагающего также право на адекватный учет поданного голоса в соответствии с зафиксированным волеизъявлением избирателя и право на обжалование итогов голосования и результатов выборов <3>, тем не менее является ядром активного избирательного права. В связи с этим особое значение имеет обеспечение в процессе голосования демократических принципов свободных выборов на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2 (2018)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)вопросы осуществления активного (пассивного)
(подготовлен Верховным Судом РФ)вопросы осуществления активного (пассивного)
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"11. Избирательная комиссия, комиссия референдума обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации и действуют в интересах всех граждан, как носителей активного и пассивного избирательного права, права на участие в референдуме.
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"11. Избирательная комиссия, комиссия референдума обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации и действуют в интересах всех граждан, как носителей активного и пассивного избирательного права, права на участие в референдуме.
Статья: Восстановление гарантий избирательных прав граждан и политических партий посредством конституционного правосудия
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)В настоящее время наблюдается дихотомия в развитии избирательного права. Данное явление объясняется двумя причинами. С одной стороны, закрепленные в международном и российском праве традиционные демократические стандарты в виде всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании провозглашают наличие у граждан активного и пассивного избирательного права, права на участие в управлении делами государства посредством выборов. Но с другой стороны, эти права недостаточно полно гарантированы на правовом, финансовом, материально-техническом, политическом, идеологическом и организационном уровнях, в связи с чем происходят нарушения избирательных прав как граждан, так и политических партий. Доказательствами таких нарушений являются обширная судебная практика, сложившаяся в Российской Федерации, а также жалобы кандидатов, избирательных объединений и граждан в избирательные комиссии, прокуратуру, суды.
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)В настоящее время наблюдается дихотомия в развитии избирательного права. Данное явление объясняется двумя причинами. С одной стороны, закрепленные в международном и российском праве традиционные демократические стандарты в виде всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании провозглашают наличие у граждан активного и пассивного избирательного права, права на участие в управлении делами государства посредством выборов. Но с другой стороны, эти права недостаточно полно гарантированы на правовом, финансовом, материально-техническом, политическом, идеологическом и организационном уровнях, в связи с чем происходят нарушения избирательных прав как граждан, так и политических партий. Доказательствами таких нарушений являются обширная судебная практика, сложившаяся в Российской Федерации, а также жалобы кандидатов, избирательных объединений и граждан в избирательные комиссии, прокуратуру, суды.
Статья: Особенности совершенствования защиты избирательных прав в условиях внедрения цифровых технологий
(Дудченко О.С., Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <10> электронное голосование представляет собой форму голосования, которая характеризуется применением какого-либо технического средства, в связи с чем отсутствует возможность использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе. Тем самым законодатель презюмирует, что сущностные параметры осуществления активного и пассивного избирательного права не изменяются, так как воздействию подвергнуты лишь форма или способ его реализации <11>.
(Дудченко О.С., Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <10> электронное голосование представляет собой форму голосования, которая характеризуется применением какого-либо технического средства, в связи с чем отсутствует возможность использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе. Тем самым законодатель презюмирует, что сущностные параметры осуществления активного и пассивного избирательного права не изменяются, так как воздействию подвергнуты лишь форма или способ его реализации <11>.
Статья: "Ювенильный протест" и конституционная законность
(Крусс В.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)В плане содействия конституционной модернизации института публичных манифестаций представляется целесообразным идти от достоверной конституционной установки <20> и руководствоваться той же логикой, которая предопределяет непосредственно конституционные и производные (законодательные) ограничения активных и пассивных избирательных прав граждан. Возрастные (статусные) ограничения конституционно значимой протестной активности следует, на наш взгляд, разрабатывать в рамках институциональной модели (конструкции), учитывающей, что: 1) самостоятельное, без ответственного сопровождения родителей или законных попечителей участие детей (несовершеннолетних) в публичных манифестациях не допускается, за исключением специальных мероприятий молодежного уровня; 2) участие детей (несовершеннолетних) в публичных манифестациях с сопровождением родителей или законных представителей допускается при условии, если манифестация не носит протестного характера, заявленного или установленного в ходе ее легального согласования; 3) родители или законные представители, сопровождающие участие детей (несовершеннолетних) в публичных манифестациях, обязаны незамедлительно принять меры к прекращению такого участия в случае обнаружения незаконного характера манифестации, а также приобретения (или объективной угрозы приобретения) манифестацией протестного характера, включая проявления агрессивного (немирного) поведения организаторов и участников. Адаптированная имплементация намеченной конструкции позволит провести непротиворечивую модернизацию российского административно-деликтного и уголовного законодательства, обеспечивающего конституционную законность и охрану правопорядка от рисков протестных акций.
(Крусс В.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)В плане содействия конституционной модернизации института публичных манифестаций представляется целесообразным идти от достоверной конституционной установки <20> и руководствоваться той же логикой, которая предопределяет непосредственно конституционные и производные (законодательные) ограничения активных и пассивных избирательных прав граждан. Возрастные (статусные) ограничения конституционно значимой протестной активности следует, на наш взгляд, разрабатывать в рамках институциональной модели (конструкции), учитывающей, что: 1) самостоятельное, без ответственного сопровождения родителей или законных попечителей участие детей (несовершеннолетних) в публичных манифестациях не допускается, за исключением специальных мероприятий молодежного уровня; 2) участие детей (несовершеннолетних) в публичных манифестациях с сопровождением родителей или законных представителей допускается при условии, если манифестация не носит протестного характера, заявленного или установленного в ходе ее легального согласования; 3) родители или законные представители, сопровождающие участие детей (несовершеннолетних) в публичных манифестациях, обязаны незамедлительно принять меры к прекращению такого участия в случае обнаружения незаконного характера манифестации, а также приобретения (или объективной угрозы приобретения) манифестацией протестного характера, включая проявления агрессивного (немирного) поведения организаторов и участников. Адаптированная имплементация намеченной конструкции позволит провести непротиворечивую модернизацию российского административно-деликтного и уголовного законодательства, обеспечивающего конституционную законность и охрану правопорядка от рисков протестных акций.
Статья: Партиципативная демократия как элемент гражданского общества
(Хорунжий С.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 4)Вместе с тем нормы действующего законодательства позволяют говорить о том, что конституционное право гражданина Российской Федерации участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ) может включать в себя иные формы и способы, помимо классической реализации пассивного и активного избирательного права (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ).
(Хорунжий С.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 4)Вместе с тем нормы действующего законодательства позволяют говорить о том, что конституционное право гражданина Российской Федерации участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ) может включать в себя иные формы и способы, помимо классической реализации пассивного и активного избирательного права (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ).
Статья: К вопросу о праве граждан на осуществление предпринимательской деятельности
(Лебедева Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 11)В другом случае суды отмечают, что "факт государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя не является основанием возникновения нового субъекта правоотношения, обладающего самостоятельной правоспособностью. В случае приобретения физическим лицом специального статуса, позволяющего ему заниматься предпринимательской деятельностью (т.е. статуса индивидуального предпринимателя или статуса самозанятого гражданина), он в правоотношениях может участвовать в двух состояниях. С одной стороны, он может быть участником в правоотношениях как непосредственно физическое лицо (как человек и гражданин). Так, в рамках частных правоотношений он может совершать покупки товаров в розницу, получать услуги как потребитель и проч.; в рамках публичных правоотношений - может реализовывать свои активное и пассивное избирательные права и т.д. При этом, с другой стороны, данное лицо может участвовать в правоотношениях как особый субъект предпринимательской деятельности (к которому, к примеру, могут быть применены специальные нормы об ответственности без вины (ст. 401 ГК РФ и проч.). Указанный вывод подтверждается и позицией Арбитражного суда Уральского округа, согласно которой гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, хотя и обладает единой правоспособностью как субъект гражданских правоотношений, однако может выступать в гражданском обороте и как гражданин, совершающий сделки для личных и бытовых нужд, и как участник предпринимательской деятельности" <6>.
(Лебедева Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 11)В другом случае суды отмечают, что "факт государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя не является основанием возникновения нового субъекта правоотношения, обладающего самостоятельной правоспособностью. В случае приобретения физическим лицом специального статуса, позволяющего ему заниматься предпринимательской деятельностью (т.е. статуса индивидуального предпринимателя или статуса самозанятого гражданина), он в правоотношениях может участвовать в двух состояниях. С одной стороны, он может быть участником в правоотношениях как непосредственно физическое лицо (как человек и гражданин). Так, в рамках частных правоотношений он может совершать покупки товаров в розницу, получать услуги как потребитель и проч.; в рамках публичных правоотношений - может реализовывать свои активное и пассивное избирательные права и т.д. При этом, с другой стороны, данное лицо может участвовать в правоотношениях как особый субъект предпринимательской деятельности (к которому, к примеру, могут быть применены специальные нормы об ответственности без вины (ст. 401 ГК РФ и проч.). Указанный вывод подтверждается и позицией Арбитражного суда Уральского округа, согласно которой гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, хотя и обладает единой правоспособностью как субъект гражданских правоотношений, однако может выступать в гражданском обороте и как гражданин, совершающий сделки для личных и бытовых нужд, и как участник предпринимательской деятельности" <6>.
Статья: Органы публичной власти как участники избирательного процесса
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)Выборы являются ключевым каналом взаимодействия власти и общества. Именно посредством выборов происходит персонификация органов власти, запускаются императивные механизмы контроля за деятельностью депутатов, выборных должностных лиц. Главными участниками выборов являются избиратели и кандидаты в депутаты на выборные должности, реализующие соответственно активное и пассивное избирательное право. Основное содержание избирательных законов составляет описание прав и обязанностей избирателей, кандидатов и процедур их участия в выборах. В то же время демократический потенциал института выборов не может раскрываться автоматически в результате действий исключительно представителей гражданского общества и под контролем институтов гражданского общества. Проведение современных выборов требует привлечения существенных материальных, финансовых и информационных ресурсов, организационно-технических усилий, планомерной работы по подготовке и обучению организаторов выборов. Очевидно, что эти задачи невозможно решить без участия органов публичной власти. Осуществление органами публичной власти функции по организации выборов является социально оправданным и конституционно обусловленным.
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)Выборы являются ключевым каналом взаимодействия власти и общества. Именно посредством выборов происходит персонификация органов власти, запускаются императивные механизмы контроля за деятельностью депутатов, выборных должностных лиц. Главными участниками выборов являются избиратели и кандидаты в депутаты на выборные должности, реализующие соответственно активное и пассивное избирательное право. Основное содержание избирательных законов составляет описание прав и обязанностей избирателей, кандидатов и процедур их участия в выборах. В то же время демократический потенциал института выборов не может раскрываться автоматически в результате действий исключительно представителей гражданского общества и под контролем институтов гражданского общества. Проведение современных выборов требует привлечения существенных материальных, финансовых и информационных ресурсов, организационно-технических усилий, планомерной работы по подготовке и обучению организаторов выборов. Очевидно, что эти задачи невозможно решить без участия органов публичной власти. Осуществление органами публичной власти функции по организации выборов является социально оправданным и конституционно обусловленным.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)В ходе избирательного процесса свое выражение находят не только права, непосредственно связанные с выборами (активное и пассивное избирательное право), но и свобода слова, свобода мнений и другие. Чрезвычайно важное значение имеет и свобода деятельности средств массовой информации, которые, выполняя социальную функцию по информационному обеспечению выборов и референдумов, гарантируют их свободную и демократическую природу. Вместе с тем закон отводит средствам массовой информации сферу информирования о выборах, а не агитации, с тем чтобы гарантировать свободное волеизъявление граждан и гласность выборов. Однако, вводя такие меры, законодатель не обеспечил надлежащего, т.е. точного, ясного и недвусмысленного, разграничения информирования и агитации, что приводило к произвольному правоприменению.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)В ходе избирательного процесса свое выражение находят не только права, непосредственно связанные с выборами (активное и пассивное избирательное право), но и свобода слова, свобода мнений и другие. Чрезвычайно важное значение имеет и свобода деятельности средств массовой информации, которые, выполняя социальную функцию по информационному обеспечению выборов и референдумов, гарантируют их свободную и демократическую природу. Вместе с тем закон отводит средствам массовой информации сферу информирования о выборах, а не агитации, с тем чтобы гарантировать свободное волеизъявление граждан и гласность выборов. Однако, вводя такие меры, законодатель не обеспечил надлежащего, т.е. точного, ясного и недвусмысленного, разграничения информирования и агитации, что приводило к произвольному правоприменению.
Статья: Исторический очерк правового регулирования наказаний, не связанных с изоляцией от общества по уголовному праву России
(Сафин Л.Р.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1)В УК 1922 года конкретизируется содержание наказания в виде поражения в правах. Оно могло состоять в лишении на срок до 5 лет активного и пассивного избирательного права; активного и пассивного избирательного права в профессиональных и других организациях; права занимать ответственную должность, а равно быть заседателем в народном суде, защитником на суде, поручителем и опекуном; по особому постановлению суда - в лишении ордена Красного или Трудового знамени (ст. 40, 41).
(Сафин Л.Р.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1)В УК 1922 года конкретизируется содержание наказания в виде поражения в правах. Оно могло состоять в лишении на срок до 5 лет активного и пассивного избирательного права; активного и пассивного избирательного права в профессиональных и других организациях; права занимать ответственную должность, а равно быть заседателем в народном суде, защитником на суде, поручителем и опекуном; по особому постановлению суда - в лишении ордена Красного или Трудового знамени (ст. 40, 41).
Статья: Миграционная политика Российской Федерации как фундамент национальной безопасности
(Багдасарян С.Д., Гришина Т.М.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Обеспечиваться режим устойчивости национальной безопасности должен деятельностью органов публичной власти во взаимодействии с различными институтами гражданского общества, направленной на противодействие угрозам и вызовам. При этом под органами публичной власти подразумевается единая система, включающая в себя государственные органы (федеральные и региональные), а также органы местного самоуправления <6>. Данная категория была введена в действие конституционными новеллами 2020 г. и представляется объективно обоснованной, поскольку все органы должны в процессе деятельности осуществлять взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах народа России. При этом согласно ст. 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <7> (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) постоянно проживающие в России иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных международными соглашениями (с Арменией, Киргизией и Туркменистаном), имеют активное и пассивное избирательные права в органах местного самоуправления, а также участия в местном референдуме, что соответствует положению Европейской хартии местного самоуправления (ратифицирована РФ в 1998 г., денонсирована в 2022 г.). Российское законодательство позволяет иностранному гражданину не только стать частью общественного мнения, участником властеотношений органов местного самоуправления, но и через них воздействовать на государственные решения разного уровня правоприменения и правотворчества. До введения категории "единая система публичной власти" такую правоприменительную практику можно было объяснить большей обособленностью местного самоуправления, но во времена нарастающих глобальных вызовов право иностранного гражданина на формы демократии уже рассматривается в интеграционном процессе как слабость институциональной системы политической власти и является угрозой национальной безопасности. Следовательно, существует противоречие между действующим положением в институте избирательного права местного самоуправления и п. 1 - 2 ст. 32 Конституции РФ и нормой I Общих положений Стратегии национальной безопасности: "1) национальная безопасность Российской Федерации... - состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан".
(Багдасарян С.Д., Гришина Т.М.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Обеспечиваться режим устойчивости национальной безопасности должен деятельностью органов публичной власти во взаимодействии с различными институтами гражданского общества, направленной на противодействие угрозам и вызовам. При этом под органами публичной власти подразумевается единая система, включающая в себя государственные органы (федеральные и региональные), а также органы местного самоуправления <6>. Данная категория была введена в действие конституционными новеллами 2020 г. и представляется объективно обоснованной, поскольку все органы должны в процессе деятельности осуществлять взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах народа России. При этом согласно ст. 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <7> (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) постоянно проживающие в России иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных международными соглашениями (с Арменией, Киргизией и Туркменистаном), имеют активное и пассивное избирательные права в органах местного самоуправления, а также участия в местном референдуме, что соответствует положению Европейской хартии местного самоуправления (ратифицирована РФ в 1998 г., денонсирована в 2022 г.). Российское законодательство позволяет иностранному гражданину не только стать частью общественного мнения, участником властеотношений органов местного самоуправления, но и через них воздействовать на государственные решения разного уровня правоприменения и правотворчества. До введения категории "единая система публичной власти" такую правоприменительную практику можно было объяснить большей обособленностью местного самоуправления, но во времена нарастающих глобальных вызовов право иностранного гражданина на формы демократии уже рассматривается в интеграционном процессе как слабость институциональной системы политической власти и является угрозой национальной безопасности. Следовательно, существует противоречие между действующим положением в институте избирательного права местного самоуправления и п. 1 - 2 ст. 32 Конституции РФ и нормой I Общих положений Стратегии национальной безопасности: "1) национальная безопасность Российской Федерации... - состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан".
Статья: Конституционные гарантии реализации избирательных прав граждан и политических партий
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)С 2014 г. после принятия нового Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы обозначилась новая тенденция к отказу от пропорциональной избирательной системы и возврату к мажоритарной или смешанной системе выборов представительных органов всех уровней. Дополнение пропорциональной системы элементами мажоритарной В.В. Вискулова справедливо назвала "абсолютной гарантированностью пассивного избирательного права" <14>. Разделяя указанную выше позицию, считаем, что смешанная, или мажоритарно-пропорциональная, избирательная система является наиболее сбалансированной избирательной системой, гарантирующей активное и пассивное избирательное право граждан и легальные возможности политических партий принимать участие в выборах, самостоятельно формировать списки кандидатов с учетом собственных предпочтений <15>.
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)С 2014 г. после принятия нового Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы обозначилась новая тенденция к отказу от пропорциональной избирательной системы и возврату к мажоритарной или смешанной системе выборов представительных органов всех уровней. Дополнение пропорциональной системы элементами мажоритарной В.В. Вискулова справедливо назвала "абсолютной гарантированностью пассивного избирательного права" <14>. Разделяя указанную выше позицию, считаем, что смешанная, или мажоритарно-пропорциональная, избирательная система является наиболее сбалансированной избирательной системой, гарантирующей активное и пассивное избирательное право граждан и легальные возможности политических партий принимать участие в выборах, самостоятельно формировать списки кандидатов с учетом собственных предпочтений <15>.