Акт выБора лесного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Акт выБора лесного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Актуальным является вопрос о размере земельного пространства, необходимого для эксплуатации линейных объектов. По смыслу норм Закона N 341-ФЗ под таким пространством понимается площадь, охватываемая охранными зонами объекта. Анализ судебной практики показывает, что правообладатели линейных объектов не согласны с таким подходом и под размером участка, требуемого для линейного объекта, понимают (применительно к объектам электросетевого хозяйства) площадь под опорами ЛЭП. Так, как следовало из материалов дела (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 января 2018 г. N Ф08-10449/17 по делу N А20-564/2017), собственник линии электропередачи, осуществивший возведение данного объекта на арендуемых лесных земельных участках, по окончании строительства предъявил требование к арендодателю о расторжении договора, а впоследствии в связи с его отказом обратился в суд. Иск мотивирован тем, что отпала необходимость в земельных участках, которые требовались для строительства объекта. Кроме того, с момента ввода объекта в эксплуатацию в отношении его устанавливаются охранные зоны, в состав которых частично входят арендуемые участки. При этом в силу ст. 45 ЛК РФ и п. 24 Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Постановление N 160) в пределах охранных зон использование земельных участков для обеспечения безопасности линейных объектов и создания условий для их функционирования осуществляется без их предоставления, в том числе для выборочных рубок, расчистки просек и т.д. Суд отказал в удовлетворении требования, сославшись на то, что не представлено доказательства существенного нарушения договора, что является основанием для его расторжения. По мнению суда, истец выбрал ненадлежащий способ защиты. В то же время в судебном акте подчеркивается, что цель, для которой заключался договор аренды лесных земельных участков, по окончании строительства линейного объекта является достигнутой, в связи с чем собственник объекта вправе обратиться к арендодателю с заявлением о внесении изменений в договор аренды с обоснованием площади, необходимой для эксплуатации объекта, и с учетом положений ст. 45 ЛК РФ.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Актуальным является вопрос о размере земельного пространства, необходимого для эксплуатации линейных объектов. По смыслу норм Закона N 341-ФЗ под таким пространством понимается площадь, охватываемая охранными зонами объекта. Анализ судебной практики показывает, что правообладатели линейных объектов не согласны с таким подходом и под размером участка, требуемого для линейного объекта, понимают (применительно к объектам электросетевого хозяйства) площадь под опорами ЛЭП. Так, как следовало из материалов дела (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 января 2018 г. N Ф08-10449/17 по делу N А20-564/2017), собственник линии электропередачи, осуществивший возведение данного объекта на арендуемых лесных земельных участках, по окончании строительства предъявил требование к арендодателю о расторжении договора, а впоследствии в связи с его отказом обратился в суд. Иск мотивирован тем, что отпала необходимость в земельных участках, которые требовались для строительства объекта. Кроме того, с момента ввода объекта в эксплуатацию в отношении его устанавливаются охранные зоны, в состав которых частично входят арендуемые участки. При этом в силу ст. 45 ЛК РФ и п. 24 Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Постановление N 160) в пределах охранных зон использование земельных участков для обеспечения безопасности линейных объектов и создания условий для их функционирования осуществляется без их предоставления, в том числе для выборочных рубок, расчистки просек и т.д. Суд отказал в удовлетворении требования, сославшись на то, что не представлено доказательства существенного нарушения договора, что является основанием для его расторжения. По мнению суда, истец выбрал ненадлежащий способ защиты. В то же время в судебном акте подчеркивается, что цель, для которой заключался договор аренды лесных земельных участков, по окончании строительства линейного объекта является достигнутой, в связи с чем собственник объекта вправе обратиться к арендодателю с заявлением о внесении изменений в договор аренды с обоснованием площади, необходимой для эксплуатации объекта, и с учетом положений ст. 45 ЛК РФ.
Статья: О практических проблемах "лесной амнистии" при реализации процедуры на дачных участках
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)8. Некоторые судьи устно в ходе судебных разбирательств и в судебных актах указывают на неверно избранный гражданами способ защиты права. С их точки зрения, правильным будет не оспаривать отказ в прохождении процедуры "лесной амнистии", а обращаться с иском о признании права собственности на проблемный земельный участок, который имеет пересечения с гослесфондом, на котором расположены хозяйственные постройки (речь об участках, которые не находятся в частной собственности). При этом вызывает определенное недоумение подобное предложение, так как леса, как и земли лесного фонда, находятся в исключительной федеральной собственности и в законодательстве отсутствуют нормы права, позволяющие признать на подобный земельный участок право частной собственности. На текущий момент в законодательстве есть нормы, относящиеся только к административной процедуре "лесной амнистии" и позволяющие путем прохождения данной процедуры "сдвинуть лес в глубь леса", освободив тем самым площадь поверхности земли для передачи ее в собственность после завершения процедуры формирования земельного участка как объекта недвижимости.
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)8. Некоторые судьи устно в ходе судебных разбирательств и в судебных актах указывают на неверно избранный гражданами способ защиты права. С их точки зрения, правильным будет не оспаривать отказ в прохождении процедуры "лесной амнистии", а обращаться с иском о признании права собственности на проблемный земельный участок, который имеет пересечения с гослесфондом, на котором расположены хозяйственные постройки (речь об участках, которые не находятся в частной собственности). При этом вызывает определенное недоумение подобное предложение, так как леса, как и земли лесного фонда, находятся в исключительной федеральной собственности и в законодательстве отсутствуют нормы права, позволяющие признать на подобный земельный участок право частной собственности. На текущий момент в законодательстве есть нормы, относящиеся только к административной процедуре "лесной амнистии" и позволяющие путем прохождения данной процедуры "сдвинуть лес в глубь леса", освободив тем самым площадь поверхности земли для передачи ее в собственность после завершения процедуры формирования земельного участка как объекта недвижимости.
Нормативные акты
Приказ МПР РФ от 24.11.2004 N 702
"Об утверждении формы акта выбора участка лесного фонда"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.12.2004 N 6206)Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2004 г. N 6206
"Об утверждении формы акта выбора участка лесного фонда"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.12.2004 N 6206)Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2004 г. N 6206
Приказ МПР РФ от 24.11.2004 N 701
"Об утверждении Порядка подготовки и утверждения акта натурного технического обследования участка лесного фонда"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.12.2004 N 6207)В течение календарного месяца со дня утверждения акта выбора участка лесного фонда лесхоз территориального органа федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства (далее - лесхоз) обеспечивает проведение натурного технического обследования испрашиваемого участка лесного фонда и составление акта натурного технического обследования участка лесного фонда, уточняющего материалы лесоустройства. Для участия в натурном техническом обследовании при необходимости лесхозом может привлекаться специализированная лесоустроительная организация.
"Об утверждении Порядка подготовки и утверждения акта натурного технического обследования участка лесного фонда"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.12.2004 N 6207)В течение календарного месяца со дня утверждения акта выбора участка лесного фонда лесхоз территориального органа федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства (далее - лесхоз) обеспечивает проведение натурного технического обследования испрашиваемого участка лесного фонда и составление акта натурного технического обследования участка лесного фонда, уточняющего материалы лесоустройства. Для участия в натурном техническом обследовании при необходимости лесхозом может привлекаться специализированная лесоустроительная организация.
Вопрос: В каком порядке организации должны осуществлять лесовосстановление?
(Консультация эксперта, 2025)В ряде случаев организации, обязанные проводить лесовосстановительные работы, должны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации или с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в ЕГРН, со дня выдачи разрешения на строительство или со дня принятия акта о переводе земель или земельных участков направить в уполномоченный (согласующий) орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению с указанием сведений о выбранных землях (части земель) или земельном участке, где будут проводиться работы по лесовосстановлению (п. 9 Правил N 897, п. 14.1 Правил N 1024, п. 14 Правил N 1741).
(Консультация эксперта, 2025)В ряде случаев организации, обязанные проводить лесовосстановительные работы, должны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации или с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в ЕГРН, со дня выдачи разрешения на строительство или со дня принятия акта о переводе земель или земельных участков направить в уполномоченный (согласующий) орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению с указанием сведений о выбранных землях (части земель) или земельном участке, где будут проводиться работы по лесовосстановлению (п. 9 Правил N 897, п. 14.1 Правил N 1024, п. 14 Правил N 1741).
Статья: Плата за выбор использования земли или скрытый "налог" на строительство
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Если придать этим платежам за выбор разрешенного вида пользования участками целевой экономически обоснованный характер (ремонт и реконструкция объектов инфраструктуры, восстановление лесного и водного фонда и т.п.), то тогда по крайней мере возникает экономическое основание для взимания таких платежей с будущих застройщиков, которого в ст. 22 Федерального закона N 43-ФЗ от 05.04.2013, а также в нормативных правовых актах субъектов РФ (Москвы и Московской области) пока не видно.
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Если придать этим платежам за выбор разрешенного вида пользования участками целевой экономически обоснованный характер (ремонт и реконструкция объектов инфраструктуры, восстановление лесного и водного фонда и т.п.), то тогда по крайней мере возникает экономическое основание для взимания таких платежей с будущих застройщиков, которого в ст. 22 Федерального закона N 43-ФЗ от 05.04.2013, а также в нормативных правовых актах субъектов РФ (Москвы и Московской области) пока не видно.
Статья: "Безответственное" изменение вида использования земельного участка. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 01.10.2020 N 310-ЭС20-8733 и Постановлению КС РФ от 16.10.2020 N 42-П
(Савиных В.А., Краснова Т.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 7)<7> См.: подп. 3 п. 22 Порядка ведения ЕГРН (утв. Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943). Заметим, что в законодательстве по-прежнему существует проблема с регулированием оснований и порядка установления и изменения ВРИ земель, в отношении которых не производится зонирование. Из-за этого на практике встречаются различные подходы как к самой допустимости изменения ВРИ таких земель, так и к процедуре соответствующего изменения (подробнее см., напр.: Нарышева Н.Г. Проблемы установления и изменения разрешенного использования земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения // Экологическое право. 2016. N 2. С. 11 - 18; Шушняев Д.А. О практике прокурорского надзора в сфере исполнения органами местного самоуправления законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения // Российская юстиция. 2020. N 7. С. 22 - 24 и др.). Поэтому, говоря об акте уполномоченного органа, мы подразумеваем максимально широкую категорию, включая сюда любой акт, которым определяется ВРИ участка, расположенного на землях, в отношении которых не проведено зонирование. Для целей дальнейшего изложения нам важен лишь тот факт, что правообладатель земельного участка не имеет возможности свободного выбора ВРИ в тех случаях, когда не проведено зонирование.
(Савиных В.А., Краснова Т.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 7)<7> См.: подп. 3 п. 22 Порядка ведения ЕГРН (утв. Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943). Заметим, что в законодательстве по-прежнему существует проблема с регулированием оснований и порядка установления и изменения ВРИ земель, в отношении которых не производится зонирование. Из-за этого на практике встречаются различные подходы как к самой допустимости изменения ВРИ таких земель, так и к процедуре соответствующего изменения (подробнее см., напр.: Нарышева Н.Г. Проблемы установления и изменения разрешенного использования земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения // Экологическое право. 2016. N 2. С. 11 - 18; Шушняев Д.А. О практике прокурорского надзора в сфере исполнения органами местного самоуправления законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения // Российская юстиция. 2020. N 7. С. 22 - 24 и др.). Поэтому, говоря об акте уполномоченного органа, мы подразумеваем максимально широкую категорию, включая сюда любой акт, которым определяется ВРИ участка, расположенного на землях, в отношении которых не проведено зонирование. Для целей дальнейшего изложения нам важен лишь тот факт, что правообладатель земельного участка не имеет возможности свободного выбора ВРИ в тех случаях, когда не проведено зонирование.