Акт санитарно-Эпидемиологического обследования
Подборка наиболее важных документов по запросу Акт санитарно-Эпидемиологического обследования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административное расследование органов Роспотребнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)...учитывая отсутствие конкретного указания законодателя, следуя принципу аналогии права, если результаты санитарно-эпидемиологического обследования подлежат оформлению в виде акта обследования, то результаты санитарно-эпидемиологического расследования могут быть оформлены в виде соответствующего акта, что само по себе не может быть оценено как существенное нарушение процессуальных требований, влекущее недопустимость использования данного документа, в том числе в качестве доказательства по делу об административном правонарушении..."
(КонсультантПлюс, 2025)...учитывая отсутствие конкретного указания законодателя, следуя принципу аналогии права, если результаты санитарно-эпидемиологического обследования подлежат оформлению в виде акта обследования, то результаты санитарно-эпидемиологического расследования могут быть оформлены в виде соответствующего акта, что само по себе не может быть оценено как существенное нарушение процессуальных требований, влекущее недопустимость использования данного документа, в том числе в качестве доказательства по делу об административном правонарушении..."
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2024 N 16АП-2877/2024 по делу N А15-7243/2023
Требование: О признании незаконными действий по обработке шкур мелкого рогатого скота с нарушением санитарных норм, об обязании прекратить деятельность по обработке шкур мелкого рогатого скота.
Решение: Требование удовлетворено в части.Отсутствие акта проверки, проведенной в соответствие с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", само по себе не свидетельствует о недопустимости использования иных доказательств по делу, в том числе акта санитарно-эпидемиологического обследования, которая является одной из предусмотренных статьей 42 Закона N 52-ФЗ форм оценки соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, в целях установления соответствия (несоответствия) объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, требованиям санитарного законодательства.
Требование: О признании незаконными действий по обработке шкур мелкого рогатого скота с нарушением санитарных норм, об обязании прекратить деятельность по обработке шкур мелкого рогатого скота.
Решение: Требование удовлетворено в части.Отсутствие акта проверки, проведенной в соответствие с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", само по себе не свидетельствует о недопустимости использования иных доказательств по делу, в том числе акта санитарно-эпидемиологического обследования, которая является одной из предусмотренных статьей 42 Закона N 52-ФЗ форм оценки соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, в целях установления соответствия (несоответствия) объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, требованиям санитарного законодательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы размещения нестационарных торговых объектов на придомовой территории
(Вербицкая Ю.О.)
("Хозяйство и право", 2022, N 7)При этом судом было установлено, что НТО был размещен с разрешения собственников жилого дома, полученного в соответствии с жилищным законодательством и с соблюдением требований действующих санитарных правил и гигиенических нормативов: СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и оборота в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" <6> (в деле имеется акт санитарно-эпидемиологического обследования, составленный Роспотребнадзором).
(Вербицкая Ю.О.)
("Хозяйство и право", 2022, N 7)При этом судом было установлено, что НТО был размещен с разрешения собственников жилого дома, полученного в соответствии с жилищным законодательством и с соблюдением требований действующих санитарных правил и гигиенических нормативов: СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и оборота в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" <6> (в деле имеется акт санитарно-эпидемиологического обследования, составленный Роспотребнадзором).
Статья: Спор о признании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме незаконными (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- Перепланировка не противоречит строительным нормам и правилам, не ухудшает условия эксплуатации Помещения, не нарушает требования пожарной безопасности. Об этом свидетельствуют проект перепланировки Помещения/техническое заключение/положительное санитарно-эпидемиологическое заключение ТО Роспотребнадзора по г. Москве/заключение ГУП ГлавАПУ Москомархитектуры/акт о завершении переустройства Помещения/акт обследования технического состояния/техническое заключение о состоянии Помещения до переустройства/акт проверки технического состояния/заключение судебной строительно-технической экспертизы/предписание о необходимости проведения охранно-предупредительных мероприятий/акт проверки исполнения предписания/другие документы. Доказательства, позволяющие принять решение об удовлетворении требований Истца о признании перепланировки незаконной, обязании привести Помещение в прежнее состояние отсутствуют.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- Перепланировка не противоречит строительным нормам и правилам, не ухудшает условия эксплуатации Помещения, не нарушает требования пожарной безопасности. Об этом свидетельствуют проект перепланировки Помещения/техническое заключение/положительное санитарно-эпидемиологическое заключение ТО Роспотребнадзора по г. Москве/заключение ГУП ГлавАПУ Москомархитектуры/акт о завершении переустройства Помещения/акт обследования технического состояния/техническое заключение о состоянии Помещения до переустройства/акт проверки технического состояния/заключение судебной строительно-технической экспертизы/предписание о необходимости проведения охранно-предупредительных мероприятий/акт проверки исполнения предписания/другие документы. Доказательства, позволяющие принять решение об удовлетворении требований Истца о признании перепланировки незаконной, обязании привести Помещение в прежнее состояние отсутствуют.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Из приговора суда следует, что К., являясь ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Тюменской области), в ходе телефонного разговора с индивидуальным предпринимателем З. заявила о том, что он понесет административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. Впоследствии К. без фактического выезда и проверки по месту осуществления З. предпринимательской деятельности изготовила акт санитарно-эпидемиологического обследования, в который внесла заведомо ложные сведения о якобы имевших место фактах нарушения З. санитарно-эпидемиологических требований. Также она изготовила протокол об административном правонарушении, в который внесла заведомо ложные сведения. Далее К. сформировала в отношении З. материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ. Согласовав принятое решение с начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тюменской области, передала материалы дела об административном правонарушении в Ялуторовский районный суд Тюменской области для рассмотрения по существу. По решению суда З. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 5 суток.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Из приговора суда следует, что К., являясь ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Тюменской области), в ходе телефонного разговора с индивидуальным предпринимателем З. заявила о том, что он понесет административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. Впоследствии К. без фактического выезда и проверки по месту осуществления З. предпринимательской деятельности изготовила акт санитарно-эпидемиологического обследования, в который внесла заведомо ложные сведения о якобы имевших место фактах нарушения З. санитарно-эпидемиологических требований. Также она изготовила протокол об административном правонарушении, в который внесла заведомо ложные сведения. Далее К. сформировала в отношении З. материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ. Согласовав принятое решение с начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тюменской области, передала материалы дела об административном правонарушении в Ялуторовский районный суд Тюменской области для рассмотрения по существу. По решению суда З. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 5 суток.
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Ответ: Законом N 52-ФЗ на граждан возлагаются обязанности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 10). К числу таких обязательных актов относятся, в частности, постановления главных государственных санитарных врачей и их заместителей о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, о госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Ответ: Законом N 52-ФЗ на граждан возлагаются обязанности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 10). К числу таких обязательных актов относятся, в частности, постановления главных государственных санитарных врачей и их заместителей о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, о госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Законом N 52-ФЗ на граждан возлагаются обязанности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 10). К числу таких обязательных актов относятся, в частности, постановления главных государственных санитарных врачей и их заместителей о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, о госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Если гражданин, инфицированный COVID-19 или контактировавший с таким лицом и обязанный в силу вынесенного в отношении его постановления, предписания соблюдать санитарно-эпидемиологические правила, в том числе определенные ограничения, умышленно их не выполняет (зная о своем заболевании или контакте с заболевшим, нарушает режим изоляции, посещает общественные места, пользуется общественным транспортом и т.п.), то в случае наступления общественно опасных последствий, указанных в диспозиции ст. 236 УК РФ, состоящих в причинной связи с допущенными им нарушениями санитарно-эпидемиологических правил, он несет уголовную ответственность по ст. 236 УК РФ, а при создании вследствие таких нарушений реальной угрозы наступления последствий в виде массового заболевания людей - по ч. 1 этой статьи <915>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Законом N 52-ФЗ на граждан возлагаются обязанности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 10). К числу таких обязательных актов относятся, в частности, постановления главных государственных санитарных врачей и их заместителей о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, о госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Если гражданин, инфицированный COVID-19 или контактировавший с таким лицом и обязанный в силу вынесенного в отношении его постановления, предписания соблюдать санитарно-эпидемиологические правила, в том числе определенные ограничения, умышленно их не выполняет (зная о своем заболевании или контакте с заболевшим, нарушает режим изоляции, посещает общественные места, пользуется общественным транспортом и т.п.), то в случае наступления общественно опасных последствий, указанных в диспозиции ст. 236 УК РФ, состоящих в причинной связи с допущенными им нарушениями санитарно-эпидемиологических правил, он несет уголовную ответственность по ст. 236 УК РФ, а при создании вследствие таких нарушений реальной угрозы наступления последствий в виде массового заболевания людей - по ч. 1 этой статьи <915>.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок оформляются в виде экспертного заключения, акта обследования, протокола исследований (испытаний).
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок оформляются в виде экспертного заключения, акта обследования, протокола исследований (испытаний).
Вопрос: О страховых взносах и НДФЛ при оплате (возмещении) работодателем-ИП стоимости обследования работников на предмет наличия у них кори и антител к кори.
(Письмо Минфина России от 28.12.2024 N 03-04-05/133520)Исходя из положений пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в целях предупреждения в том числе инфекционных заболеваний.
(Письмо Минфина России от 28.12.2024 N 03-04-05/133520)Исходя из положений пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в целях предупреждения в том числе инфекционных заболеваний.
Статья: "Угроза массового заболевания людей" как признак преступления: новелла уголовного закона в период пандемии COVID-19
(Поспелова С.И.)
("Медицинское право", 2021, N 3)Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на граждан возлагаются обязанности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 10). К числу таких обязательных актов относятся, в частности, постановления главных государственных санитарных врачей и их заместителей о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющих опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, о госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих <6>.
(Поспелова С.И.)
("Медицинское право", 2021, N 3)Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на граждан возлагаются обязанности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 10). К числу таких обязательных актов относятся, в частности, постановления главных государственных санитарных врачей и их заместителей о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющих опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, о госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих <6>.
Статья: Уголовная ответственность в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На необходимость наступления соответствующих общественно опасных последствий обращает внимание Верховный Суд РФ. В ответе на Вопрос 15 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021) говорится, что Федеральным законом N 52-ФЗ на граждан возлагаются обязанности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 10). К числу таких обязательных актов относятся, в частности, постановления главных государственных санитарных врачей и их заместителей о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, о госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На необходимость наступления соответствующих общественно опасных последствий обращает внимание Верховный Суд РФ. В ответе на Вопрос 15 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021) говорится, что Федеральным законом N 52-ФЗ на граждан возлагаются обязанности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 10). К числу таких обязательных актов относятся, в частности, постановления главных государственных санитарных врачей и их заместителей о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, о госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.