Акт проверки земельного надзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Акт проверки земельного надзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 21.05.2024 N 33-157/2024(33-12095/2023) (УИД 52RS0001-02-2020-009330-64)
Категория спора: Право собственности.
Требования: 1) О признании права собственности на помещение.
Требования: 2) О возложении обязанности привести самовольную постройку в соответствие с установленными требованиями.
Обстоятельства: Из материалов дела следует, что земельный участок, находящийся в долевой собственности ответчика и третьего лица, имеет смежную границу с участком, государственная собственность на который не разграничена, при этом часть возведенного ответчиком кирпичного гаража находится на землях общего пользования.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.Факт занятия подтвержден внеплановой проверкой в отношении А., о чем составлен акт соблюдения земельного законодательства органом государственного надзора гражданина N 12-2015, за что в отношении А. составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о назначении административного наказания за самовольное занятие части земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.
Категория спора: Право собственности.
Требования: 1) О признании права собственности на помещение.
Требования: 2) О возложении обязанности привести самовольную постройку в соответствие с установленными требованиями.
Обстоятельства: Из материалов дела следует, что земельный участок, находящийся в долевой собственности ответчика и третьего лица, имеет смежную границу с участком, государственная собственность на который не разграничена, при этом часть возведенного ответчиком кирпичного гаража находится на землях общего пользования.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.Факт занятия подтвержден внеплановой проверкой в отношении А., о чем составлен акт соблюдения земельного законодательства органом государственного надзора гражданина N 12-2015, за что в отношении А. составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о назначении административного наказания за самовольное занятие части земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.09.2024 N 88-18528/2024 (УИД 22RS0065-02-2023-006741-96)
Категория спора: Защита прав и интересов работодателя.
Требования работодателя: О возмещении убытков, причиненных при исполнении трудовых обязанностей.
Обстоятельства: Вина ответчика в причинении истцу убытков, противоправность его действий, причинно-следственная связь с возникновением у третьего лица убытков не установлены.
Решение: Отказано.Данные обстоятельства подтверждены актом проверки от 24 октября 2018 г. N, фототаблицей, сведениями Росреестра, протоколом об административном правонарушении от 14 ноября 2018 г., предписанием об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от 24 октября 2018 г. N. Также в материалах дела имеется акт административного обследования объекта земельных отношений от 4 сентября 2018 г. N, составленный государственным инспектором по использованию и охране земель на территории г. Барнаула, ЗАТО Сибирский, специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора, из которого следует, что в период с 3 сентября 2018 г. по 4 сентября 2018 г. проведено внеплановое административное обследование объекта земельных отношений - земельного участка по адресу: <адрес>. По результатам проверки и контрольных замеров установлено, что Б. фактически используется часть земельного участка, входящего в кадастровый квартал с номером 22:61:050115, границы которого не выделены, не имея предусмотренных законодательством прав на указанный земельный участок, площадь самовольного занятия составляет 1000 кв. м, то есть выявлены признаки нарушения ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ. Этот акт утвержден заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Алтайскому краю, заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Барнаула, ЗАТО Сибирский А.
Категория спора: Защита прав и интересов работодателя.
Требования работодателя: О возмещении убытков, причиненных при исполнении трудовых обязанностей.
Обстоятельства: Вина ответчика в причинении истцу убытков, противоправность его действий, причинно-следственная связь с возникновением у третьего лица убытков не установлены.
Решение: Отказано.Данные обстоятельства подтверждены актом проверки от 24 октября 2018 г. N, фототаблицей, сведениями Росреестра, протоколом об административном правонарушении от 14 ноября 2018 г., предписанием об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от 24 октября 2018 г. N. Также в материалах дела имеется акт административного обследования объекта земельных отношений от 4 сентября 2018 г. N, составленный государственным инспектором по использованию и охране земель на территории г. Барнаула, ЗАТО Сибирский, специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора, из которого следует, что в период с 3 сентября 2018 г. по 4 сентября 2018 г. проведено внеплановое административное обследование объекта земельных отношений - земельного участка по адресу: <адрес>. По результатам проверки и контрольных замеров установлено, что Б. фактически используется часть земельного участка, входящего в кадастровый квартал с номером 22:61:050115, границы которого не выделены, не имея предусмотренных законодательством прав на указанный земельный участок, площадь самовольного занятия составляет 1000 кв. м, то есть выявлены признаки нарушения ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ. Этот акт утвержден заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Алтайскому краю, заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Барнаула, ЗАТО Сибирский А.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы взаимодействия органов муниципального и государственного контроля (надзора) на примере контроля за землями, государственная собственность на которые не разграничена
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)2. Как правило, органы муниципального контроля в случае выявления нарушений земельного законодательства составляют акт проверки и передают материалы в органы государственного земельного надзора для принятия мер воздействия. В ряде субъектов РФ муниципальные инспектора обладают правом составления протоколов об административных правонарушениях.
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)2. Как правило, органы муниципального контроля в случае выявления нарушений земельного законодательства составляют акт проверки и передают материалы в органы государственного земельного надзора для принятия мер воздействия. В ряде субъектов РФ муниципальные инспектора обладают правом составления протоколов об административных правонарушениях.
Статья: Если земельный участок используется не по целевому назначению или с нарушением законодательства РФ
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)К таким документам (сведениям), рассматриваемым налоговым органом, в частности, могут относиться сведения, акты, постановления, предписания, представленные органами, осуществляющими государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, материалы проверок правоохранительных органов, полученные в соответствии с законодательством, сведения, содержащиеся в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения, представленные в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и т.п. По мнению Минфина, если обследования земельных участков проведены в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном для осуществления муниципального земельного контроля нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то результаты обследований и проверок, а также составленные на их основании акты, предписания об устранении выявленных нарушений могут рассматриваться налоговыми органами для подтверждения соответствующих фактов использования/неиспользования земельных участков по целевому назначению, в целях применения налоговых ставок, установленных согласно нормам Налогового кодекса (Письмо от 17.02.2022 N 03-05-04-02/11500).
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)К таким документам (сведениям), рассматриваемым налоговым органом, в частности, могут относиться сведения, акты, постановления, предписания, представленные органами, осуществляющими государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, материалы проверок правоохранительных органов, полученные в соответствии с законодательством, сведения, содержащиеся в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения, представленные в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и т.п. По мнению Минфина, если обследования земельных участков проведены в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном для осуществления муниципального земельного контроля нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то результаты обследований и проверок, а также составленные на их основании акты, предписания об устранении выявленных нарушений могут рассматриваться налоговыми органами для подтверждения соответствующих фактов использования/неиспользования земельных участков по целевому назначению, в целях применения налоговых ставок, установленных согласно нормам Налогового кодекса (Письмо от 17.02.2022 N 03-05-04-02/11500).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в п. 5 ст. 72 ЗК РФ, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (п. 6 ст. 72 ЗК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в п. 5 ст. 72 ЗК РФ, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (п. 6 ст. 72 ЗК РФ).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пп. 5, 6 ст. 72 ЗК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пп. 5, 6 ст. 72 ЗК РФ).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Безусловно, отличие будет в полномочиях контролирующих органов <1>. Так, органы муниципального земельного контроля не имеют властных полномочий по пресечению самовольного занятия земельного участка или использования его не по целевому назначению или невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. В случае выявления факта размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, контрольный орган направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт (ч. 13 ст. 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Информация о нарушении ст. 7.1, 8.8 КоАП РФ направляется в Росреестр для привлечения виновного лица к административной ответственности. Согласно ч. 4, 5 ст. 72 ЗК РФ в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее пяти рабочих дней обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления. Порядок взаимодействия органов муниципального земельного контроля с органами государственного земельного надзора определен Правительством РФ в силу прямого указания на это ч. 6 ст. 72 ЗК РФ <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Безусловно, отличие будет в полномочиях контролирующих органов <1>. Так, органы муниципального земельного контроля не имеют властных полномочий по пресечению самовольного занятия земельного участка или использования его не по целевому назначению или невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. В случае выявления факта размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, контрольный орган направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт (ч. 13 ст. 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Информация о нарушении ст. 7.1, 8.8 КоАП РФ направляется в Росреестр для привлечения виновного лица к административной ответственности. Согласно ч. 4, 5 ст. 72 ЗК РФ в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее пяти рабочих дней обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления. Порядок взаимодействия органов муниципального земельного контроля с органами государственного земельного надзора определен Правительством РФ в силу прямого указания на это ч. 6 ст. 72 ЗК РФ <2>.
Готовое решение: Как проводится государственный земельный надзор в отношении организаций и ИП
(КонсультантПлюс, 2025)В ходе мероприятия могут использоваться беспилотные авиационные системы, оборудованные средствами дистанционного зондирования Земли, а также пространственные данные, которые получены с помощью беспилотных и пилотируемых авиационных систем, космических аппаратов (п. 52 Положения о земельном надзоре).
(КонсультантПлюс, 2025)В ходе мероприятия могут использоваться беспилотные авиационные системы, оборудованные средствами дистанционного зондирования Земли, а также пространственные данные, которые получены с помощью беспилотных и пилотируемых авиационных систем, космических аппаратов (п. 52 Положения о земельном надзоре).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В число сведений, подлежащих направлению в орган регистрации прав, согласно п. 17 ч. 1 комментируемой статьи относятся сведения о результатах государственного земельного надзора, целью которого является проверка соблюдения тех требований земельного законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность (п. 2 ст. 72 ЗК РФ). Объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений (земли, земельные участки или части земельных участков), а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В число сведений, подлежащих направлению в орган регистрации прав, согласно п. 17 ч. 1 комментируемой статьи относятся сведения о результатах государственного земельного надзора, целью которого является проверка соблюдения тех требований земельного законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность (п. 2 ст. 72 ЗК РФ). Объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений (земли, земельные участки или части земельных участков), а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Готовое решение: Как проводится земельный контроль
(КонсультантПлюс, 2025)если при проверке обнаружены нарушения законодательства субъекта РФ, составляется протокол об административных правонарушениях. Это следует из п. 7 ст. 72 ЗК РФ. Если выявлены нарушения обязательных требований, органы муниципального контроля направляют копию акта контрольного (надзорного) мероприятия с соответствующей информацией в органы земельного надзора. Не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления эти органы должны принять решение, предусмотренное Законом N 248-ФЗ. Копия этого решения направляется в орган муниципального контроля (п. п. 4, 5 ст. 72 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)если при проверке обнаружены нарушения законодательства субъекта РФ, составляется протокол об административных правонарушениях. Это следует из п. 7 ст. 72 ЗК РФ. Если выявлены нарушения обязательных требований, органы муниципального контроля направляют копию акта контрольного (надзорного) мероприятия с соответствующей информацией в органы земельного надзора. Не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления эти органы должны принять решение, предусмотренное Законом N 248-ФЗ. Копия этого решения направляется в орган муниципального контроля (п. п. 4, 5 ст. 72 ЗК РФ).