Акт обладающий нормативными свойствами
Подборка наиболее важных документов по запросу Акт обладающий нормативными свойствами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Оспаривание нормативного правового акта в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части..."
Позиция ВС РФ: Производство по делу об оспаривании нормативного правового акта могут приостановить, если не вступило в силу решение по другому делу, которым оспариваемый акт признан недействующим
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50
Применимые нормы: п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 190 КАС РФЕсли не вступило в силу решение суда по другому делу, которым оспариваемый нормативный правовой акт или акт, обладающий нормативными свойствами, признан недействующим, суд вправе приостановить производство по делу до вступления данного решения в законную силу.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50
Применимые нормы: п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 190 КАС РФЕсли не вступило в силу решение суда по другому делу, которым оспариваемый нормативный правовой акт или акт, обладающий нормативными свойствами, признан недействующим, суд вправе приостановить производство по делу до вступления данного решения в законную силу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Глава 21. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Глава 21. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ
Нормативные акты
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)Статья 196. Опубликование решения Суда по интеллектуальным правам по делу об оспаривании нормативного правового акта или по делу об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами
(ред. от 01.04.2025)Статья 196. Опубликование решения Суда по интеллектуальным правам по делу об оспаривании нормативного правового акта или по делу об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами
Статья: Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов в институте административно-судебной юрисдикции
(Петрова В.Т.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Институт нормоконтроля можно характеризовать как деятельность уполномоченных органов по проверке соответствия нормативного правового акта положениям, имеющим большую юридическую силу, а также проверке ненормативных правовых актов, правовых процедур и действий. В данной статье будет подробно рассмотрено производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов, а также актов, обладающих нормативными свойствами.
(Петрова В.Т.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Институт нормоконтроля можно характеризовать как деятельность уполномоченных органов по проверке соответствия нормативного правового акта положениям, имеющим большую юридическую силу, а также проверке ненормативных правовых актов, правовых процедур и действий. В данной статье будет подробно рассмотрено производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов, а также актов, обладающих нормативными свойствами.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)2.2.2. Практика рассмотрения споров об оспаривании актов,
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)2.2.2. Практика рассмотрения споров об оспаривании актов,
Статья: Интерпретационные акты как предмет судебного нормоконтроля
(Никитин С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Вместе с тем если указанные разъяснения законодательства приобрели характер актов, обладающих нормативными свойствами (например, при доведении их содержания до сведения подведомственных органов и/или организаций либо размещении их на официальном сайте соответствующего органа власти), то они должны оспариваться в порядке ст. 217.1 КАС РФ <4>.
(Никитин С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Вместе с тем если указанные разъяснения законодательства приобрели характер актов, обладающих нормативными свойствами (например, при доведении их содержания до сведения подведомственных органов и/или организаций либо размещении их на официальном сайте соответствующего органа власти), то они должны оспариваться в порядке ст. 217.1 КАС РФ <4>.
Статья: О значении писем Федеральной антимонопольной службы и Банка России в правовой системе России
(Курдюмов М.Д.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 2)Письма органов власти являются значимым на практике, но критикуемым в науке правовым феноменом. Несмотря на последовательные шаги, свидетельствующие о признании государством их особого места и внедрении в правопорядок категории актов, обладающих нормативными свойствами, однозначное понимание роли писем в отечественной правовой системе не выработано, в то время как рассматриваемые письма зачастую посвящены "чувствительным" для общества вопросам. Автор определяет место писем органов власти в системе законодательства России на основе анализа практики их издания Федеральной антимонопольной службой и Банком России по вопросам обеспечения банковской конкуренции. Исследуются актуальное правовое регулирование этого вопроса и правовые позиции высших судов. Рассматриваются конкретные примеры писем органов власти, их влияние на правовую систему, воздействие на правоприменение. Автор указывает на нецелесообразность отмены писем по формальным критериям и утверждает о дальнейшем развитии практики их издания.
(Курдюмов М.Д.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 2)Письма органов власти являются значимым на практике, но критикуемым в науке правовым феноменом. Несмотря на последовательные шаги, свидетельствующие о признании государством их особого места и внедрении в правопорядок категории актов, обладающих нормативными свойствами, однозначное понимание роли писем в отечественной правовой системе не выработано, в то время как рассматриваемые письма зачастую посвящены "чувствительным" для общества вопросам. Автор определяет место писем органов власти в системе законодательства России на основе анализа практики их издания Федеральной антимонопольной службой и Банком России по вопросам обеспечения банковской конкуренции. Исследуются актуальное правовое регулирование этого вопроса и правовые позиции высших судов. Рассматриваются конкретные примеры писем органов власти, их влияние на правовую систему, воздействие на правоприменение. Автор указывает на нецелесообразность отмены писем по формальным критериям и утверждает о дальнейшем развитии практики их издания.
Статья: О некоторых проблемах правового обеспечения участия прокурора в административном судопроизводстве
(Афанасьева Т.И.)
("Российский судья", 2021, N 8)Необходимо отметить п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" <9>, в котором разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя лишь в той ситуации, когда оспариваемый акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось. При таком варианте подлежат доказыванию нарушение прав и законных интересов лиц в период действия оспариваемого акта, и, как следствие, соответствующие сведения подлежат указанию в административном исковом заявлении.
(Афанасьева Т.И.)
("Российский судья", 2021, N 8)Необходимо отметить п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" <9>, в котором разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя лишь в той ситуации, когда оспариваемый акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось. При таком варианте подлежат доказыванию нарушение прав и законных интересов лиц в период действия оспариваемого акта, и, как следствие, соответствующие сведения подлежат указанию в административном исковом заявлении.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" дано разъяснение о том, что в целях разрешения вопросов, связанных с установлением и толкованием содержания положений нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, норм иностранного права, технических норм, суд вправе привлечь к участию в деле специалиста (ч. 2 ст. 50 КАС РФ, ст. 54, ч. 1 ст. 87.1 АПК РФ). В случаях оспаривания нормативных правовых актов по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд вправе привлечь Центральную избирательную комиссию Российской Федерации к участию в деле для дачи заключения (ч. 7 ст. 243 КАС РФ). При этом следует иметь в виду, что суд не связан содержанием консультации специалиста, заключения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о толковании положений соответствующего акта и в ходе принятия решения по делу самостоятельно определяет нормы права, подлежащие применению в данном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле (ст. 178 КАС РФ, ст. 168 АПК РФ).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" дано разъяснение о том, что в целях разрешения вопросов, связанных с установлением и толкованием содержания положений нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, норм иностранного права, технических норм, суд вправе привлечь к участию в деле специалиста (ч. 2 ст. 50 КАС РФ, ст. 54, ч. 1 ст. 87.1 АПК РФ). В случаях оспаривания нормативных правовых актов по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд вправе привлечь Центральную избирательную комиссию Российской Федерации к участию в деле для дачи заключения (ч. 7 ст. 243 КАС РФ). При этом следует иметь в виду, что суд не связан содержанием консультации специалиста, заключения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о толковании положений соответствующего акта и в ходе принятия решения по делу самостоятельно определяет нормы права, подлежащие применению в данном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле (ст. 178 КАС РФ, ст. 168 АПК РФ).
Статья: Административные акты нормативного характера
(Кощеева Е.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Иными словами, административные акты нормативного характера можно разделить: на административные нормативные акты, принимаемые в рамках делегированного законодательства (так называемые подзаконные акты), которые включаются в иерархию нормативно-правовых актов, и административные правоприменительные акты, обладающие нормативными свойствами.
(Кощеева Е.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Иными словами, административные акты нормативного характера можно разделить: на административные нормативные акты, принимаемые в рамках делегированного законодательства (так называемые подзаконные акты), которые включаются в иерархию нормативно-правовых актов, и административные правоприменительные акты, обладающие нормативными свойствами.
Статья: Письма и рекомендации федеральных органов исполнительной власти как нетипичный источник трудового права России
(Ведешкина Т.П.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Статья посвящена анализу писем и рекомендаций федеральных органов исполнительной власти и их роли в системе источников трудового права. Не являясь нормативными правовыми актами в традиционном понимании, они все чаще принимаются во внимание работниками и работодателями, признаются высшими судебными инстанциями в качестве актов, обладающих нормативными свойствами, и продолжают активно применяться судебными органами при рассмотрении трудовых споров. Однако отсутствие ряда признаков, характерных для традиционных источников права, а также упоминания о таких актах в ст. 5 Трудового кодекса РФ дает основание относить такие акты к числу нетипичных источников трудового права России.
(Ведешкина Т.П.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Статья посвящена анализу писем и рекомендаций федеральных органов исполнительной власти и их роли в системе источников трудового права. Не являясь нормативными правовыми актами в традиционном понимании, они все чаще принимаются во внимание работниками и работодателями, признаются высшими судебными инстанциями в качестве актов, обладающих нормативными свойствами, и продолжают активно применяться судебными органами при рассмотрении трудовых споров. Однако отсутствие ряда признаков, характерных для традиционных источников права, а также упоминания о таких актах в ст. 5 Трудового кодекса РФ дает основание относить такие акты к числу нетипичных источников трудового права России.
Статья: Институт оспаривания нормативных правовых актов в цивилистическом процессе
(Вифлянцев А.О.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Процесс оспаривания нормативных правовых актов является некой процедурой по проверке судами нормативных правовых актов, иными словами, проверочной судебной деятельностью <12>. Эмпирические данные показывают, что государственные органы даже на высшем уровне допускают нарушения требования законности при принятии нормативных правовых актов: в 2019 г. принятием решения окончено производство по 190 административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, обладающих нормативными свойствами (гл. 21 КАС РФ), когда Верховный Суд РФ выступал первой инстанцией; из них по 22 делам требования удовлетворены <13>. Очевидно, необходим механизм коррекции таких провалов государственного регулирования.
(Вифлянцев А.О.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Процесс оспаривания нормативных правовых актов является некой процедурой по проверке судами нормативных правовых актов, иными словами, проверочной судебной деятельностью <12>. Эмпирические данные показывают, что государственные органы даже на высшем уровне допускают нарушения требования законности при принятии нормативных правовых актов: в 2019 г. принятием решения окончено производство по 190 административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, обладающих нормативными свойствами (гл. 21 КАС РФ), когда Верховный Суд РФ выступал первой инстанцией; из них по 22 делам требования удовлетворены <13>. Очевидно, необходим механизм коррекции таких провалов государственного регулирования.
Статья: Применение прокурорами процессуальных средств при обеспечении законности правовых актов
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)Общие подходы при обращении прокурора в суд с административным иском. Следует отметить, что ч. 3 ст. 208 КАС РФ связывает право прокурора оспаривать в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты и акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, с пределами его компетенции. При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 9 Постановления "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" от 25 декабря 2018 г. N 50 (далее - Постановление N 50) разъяснил, что прокурор вправе в порядке, предусмотренном гл. 21 КАС РФ, и в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1 (далее - Закон о прокуратуре), оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами (в том числе нарушающие права и свободы гражданина), издаваемые, в частности, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами (п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 22, ст. 23 и ст. 28 Закона о прокуратуре, ст. 39, ч. 3 ст. 208 КАС РФ).
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)Общие подходы при обращении прокурора в суд с административным иском. Следует отметить, что ч. 3 ст. 208 КАС РФ связывает право прокурора оспаривать в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты и акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, с пределами его компетенции. При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 9 Постановления "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" от 25 декабря 2018 г. N 50 (далее - Постановление N 50) разъяснил, что прокурор вправе в порядке, предусмотренном гл. 21 КАС РФ, и в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1 (далее - Закон о прокуратуре), оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами (в том числе нарушающие права и свободы гражданина), издаваемые, в частности, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами (п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 22, ст. 23 и ст. 28 Закона о прокуратуре, ст. 39, ч. 3 ст. 208 КАС РФ).