Акт об изъятии ребенка
Подборка наиболее важных документов по запросу Акт об изъятии ребенка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14.11.2024 N 88-27218/2024 (УИД 63RS0039-01-2023-001741-76)
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования уполномоченных органов и лиц: 1) О прекращении права собственности; 2) Об изъятии жилого помещения для государственных, муниципальных нужд путем выкупа, определении условий изъятия; 3) О взыскании убытков.
Обстоятельства: Ответчики не согласились с предложенной выкупной суммой, выкупная стоимость определена на основании экспертного заключения.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Отсутствие в материалах дела указанного заключения не свидетельствует о незаконности правильных по существу судебных актов, поскольку у несовершеннолетних собственников принадлежащее им имущество изъято в установленном законом порядке и за цену, соответствующую рыночной стоимости.
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования уполномоченных органов и лиц: 1) О прекращении права собственности; 2) Об изъятии жилого помещения для государственных, муниципальных нужд путем выкупа, определении условий изъятия; 3) О взыскании убытков.
Обстоятельства: Ответчики не согласились с предложенной выкупной суммой, выкупная стоимость определена на основании экспертного заключения.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Отсутствие в материалах дела указанного заключения не свидетельствует о незаконности правильных по существу судебных актов, поскольку у несовершеннолетних собственников принадлежащее им имущество изъято в установленном законом порядке и за цену, соответствующую рыночной стоимости.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14.11.2024 N 88-25579/2024 (УИД 63RS0039-01-2023-001740-79)
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования уполномоченных органов и лиц: Об изъятии жилого помещения для государственных нужд.
Обстоятельства: Истец указал, что распоряжением об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для размещения линейного объекта регионального значения "Метрополитен" принято решение об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд. Ответчики не выразили согласился на заключение соглашения.
Решение: Удовлетворено в части.Отсутствие в материалах дела указанного заключения не свидетельствует о незаконности правильных по существу судебных актов, поскольку у несовершеннолетних собственников принадлежащее им имущество изъято в установленном законом порядке и за цену, соответствующую рыночной стоимости.
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования уполномоченных органов и лиц: Об изъятии жилого помещения для государственных нужд.
Обстоятельства: Истец указал, что распоряжением об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для размещения линейного объекта регионального значения "Метрополитен" принято решение об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд. Ответчики не выразили согласился на заключение соглашения.
Решение: Удовлетворено в части.Отсутствие в материалах дела указанного заключения не свидетельствует о незаконности правильных по существу судебных актов, поскольку у несовершеннолетних собственников принадлежащее им имущество изъято в установленном законом порядке и за цену, соответствующую рыночной стоимости.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административное отобрание детей из семьи: состояние и развитие законодательства
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)В п. 1 ст. 77 СК РФ указывается, что отобрание ребенка производится на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования, если органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству законом субъекта Российской Федерации (т.е. согласно ч. ч. 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <9>). Согласно разъяснению Верховного Суда Российской Федерации "основанием" для вынесения акта о немедленном отобрании ребенка и изъятии его из семьи служит "непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка" <10>. Следовательно, логичным было бы считать, что основанием для отобрания служит факт наличия такой угрозы, юридически оформленный в соответствующем акте органами опеки. Помимо этого уточнения важным видится дополнение ст. 77 СК РФ указанием на обязательность фиксации в акте и факта невозможности устранения названной угрозы ребенку иным способом, кроме как путем его отобрания из семьи.
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)В п. 1 ст. 77 СК РФ указывается, что отобрание ребенка производится на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования, если органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству законом субъекта Российской Федерации (т.е. согласно ч. ч. 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <9>). Согласно разъяснению Верховного Суда Российской Федерации "основанием" для вынесения акта о немедленном отобрании ребенка и изъятии его из семьи служит "непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка" <10>. Следовательно, логичным было бы считать, что основанием для отобрания служит факт наличия такой угрозы, юридически оформленный в соответствующем акте органами опеки. Помимо этого уточнения важным видится дополнение ст. 77 СК РФ указанием на обязательность фиксации в акте и факта невозможности устранения названной угрозы ребенку иным способом, кроме как путем его отобрания из семьи.
Ситуация: Как усыновить ребенка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Усыновление ребенка подтверждается свидетельством об усыновлении, содержащим в том числе сведения об усыновленном ребенке и усыновителе (усыновителях). При этом на основании записи акта об усыновлении вносятся соответствующие изменения в запись акта о рождении ребенка. Если по решению суда об усыновлении ребенка изменены дата и (или) место его рождения, органом ЗАГС по выбору усыновителей (усыновителя) составляется новая запись акта о рождении ребенка. Орган ЗАГС по месту государственной регистрации усыновления ребенка выдает новое свидетельство о его рождении на основании измененной или вновь составленной в связи с усыновлением записи акта о рождении ребенка. Ранее выданное свидетельство о рождении (при наличии) изымается и уничтожается (ст. ст. 43, 44 Закона N 143-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Усыновление ребенка подтверждается свидетельством об усыновлении, содержащим в том числе сведения об усыновленном ребенке и усыновителе (усыновителях). При этом на основании записи акта об усыновлении вносятся соответствующие изменения в запись акта о рождении ребенка. Если по решению суда об усыновлении ребенка изменены дата и (или) место его рождения, органом ЗАГС по выбору усыновителей (усыновителя) составляется новая запись акта о рождении ребенка. Орган ЗАГС по месту государственной регистрации усыновления ребенка выдает новое свидетельство о его рождении на основании измененной или вновь составленной в связи с усыновлением записи акта о рождении ребенка. Ранее выданное свидетельство о рождении (при наличии) изымается и уничтожается (ст. ст. 43, 44 Закона N 143-ФЗ).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая может явиться основанием для вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главой муниципального образования акта о немедленном отобрании ребенка и изъятии его из семьи, следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра).
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая может явиться основанием для вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главой муниципального образования акта о немедленном отобрании ребенка и изъятии его из семьи, следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра).
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.05.2019 N 20-П
"По делу о проверке конституционности пункта 2.1 части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ленинградского областного суда"Пункт 2.1 части второй статьи 30 УПК Российской Федерации, будучи включенным в часть первую "Общие положения" этого кодифицированного правового акта, устанавливает правила определения предметной и персональной подсудности районного суда (гарнизонного военного суда) при рассмотрении им по ходатайству обвиняемого уголовного дела с участием присяжных заседателей, в том числе предусматривает изъятие из нее дел о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет. В то же время часть вторая статьи 325 данного Кодекса - в отступление от общего правила о свободе выбора обвиняемыми одной из законных форм судопроизводства - закрепляет для случаев возникновения между ними разногласий, когда часть из них отказывается от суда с участием присяжных заседателей, а выделение дела в их отношении в отдельное производство невозможно, приоритет рассмотрения уголовного дела именно с участием присяжных заседателей. Эта норма помещена в часть третью "Судебное производство" данного Кодекса, которая специальным образом регулирует, помимо прочего, порядок уголовного судопроизводства в суде первой инстанции (раздел IX) и с участием присяжных заседателей (раздел XII). Тем самым часть вторая статьи 325 УПК Российской Федерации, имеющая своим основанием провозглашенное статьей 47 (часть 2) Конституции Российской Федерации право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей и предназначенная для регламентации отношений в особенной сфере правового регулирования, по ее конституционно-правовому смыслу в системе норм уголовно-процессуального законодательства выступает в качестве специальной нормы по отношению к общим положениям данного Кодекса о персональной подсудности дел несовершеннолетних обвиняемых, а значит, в случае коллизии между ними она обладает приоритетом исходя из общеправового принципа lex specialis derogat generali, определяющего критерий выбора в случае конкуренции общей и специальной норм, регулирующих одни и те же общественные отношения.
"По делу о проверке конституционности пункта 2.1 части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ленинградского областного суда"Пункт 2.1 части второй статьи 30 УПК Российской Федерации, будучи включенным в часть первую "Общие положения" этого кодифицированного правового акта, устанавливает правила определения предметной и персональной подсудности районного суда (гарнизонного военного суда) при рассмотрении им по ходатайству обвиняемого уголовного дела с участием присяжных заседателей, в том числе предусматривает изъятие из нее дел о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет. В то же время часть вторая статьи 325 данного Кодекса - в отступление от общего правила о свободе выбора обвиняемыми одной из законных форм судопроизводства - закрепляет для случаев возникновения между ними разногласий, когда часть из них отказывается от суда с участием присяжных заседателей, а выделение дела в их отношении в отдельное производство невозможно, приоритет рассмотрения уголовного дела именно с участием присяжных заседателей. Эта норма помещена в часть третью "Судебное производство" данного Кодекса, которая специальным образом регулирует, помимо прочего, порядок уголовного судопроизводства в суде первой инстанции (раздел IX) и с участием присяжных заседателей (раздел XII). Тем самым часть вторая статьи 325 УПК Российской Федерации, имеющая своим основанием провозглашенное статьей 47 (часть 2) Конституции Российской Федерации право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей и предназначенная для регламентации отношений в особенной сфере правового регулирования, по ее конституционно-правовому смыслу в системе норм уголовно-процессуального законодательства выступает в качестве специальной нормы по отношению к общим положениям данного Кодекса о персональной подсудности дел несовершеннолетних обвиняемых, а значит, в случае коллизии между ними она обладает приоритетом исходя из общеправового принципа lex specialis derogat generali, определяющего критерий выбора в случае конкуренции общей и специальной норм, регулирующих одни и те же общественные отношения.
Статья: Исполнение решения суда об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей
(Горожанкина Е.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 7)В мае 2020 года Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации предпринимал попытку устранить указанный пробел путем закрепления в законодательстве права судебного пристава-исполнителя физически передавать ребенка от одного родителя к другому <7>. К сожалению, законопроект получился крайне неоднозначным и вызвал много критики со стороны общественности. "На необходимость соблюдения интересов ребенка как одну из задач исполнительного производства указывают и практики" <8>. Использование судебными приставами-исполнителями "грубой силы" в отношении детей, правом на которую предлагал наделить их законопроект, могло бы обернуться для этих детей достаточно серьезной психологической травмой в дополнение к травме, вызванной самим фактом развода родителей. Такие методы, возможно, отвечают интересам родителей, но никак не интересам детей. Данный законопроект был не единственным, тремя годами ранее, в 2017 г., в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации несколькими депутатами Государственной Думы во главе с О.В. Пушкиной и членом Совета Федерации А.А. Клишасом был внесен законопроект N 156687-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <9> в части передачи судебными приставами-исполнителями обнаруженного ребенка, в отношении которого объявлен розыск, в рамках исполнения требований исполнительных документов об отобрании и (или) о передаче ребенка, органам опеки и попечительства при невозможности немедленной передачи ребенка лицу, которому он по решению суда должен быть передан <10>. Законопроект предлагал наделить судебных приставов-исполнителей правом временно помещать такого ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании акта органа опеки и попечительства. Также предполагалось, что данный законопроект в качестве поправок будет дополнен законопроектом о праве приставов принудительно изымать детей в целях исполнения решения суда. Законопроект вполне логично был отклонен, поскольку он не отвечал интересам детей.
(Горожанкина Е.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 7)В мае 2020 года Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации предпринимал попытку устранить указанный пробел путем закрепления в законодательстве права судебного пристава-исполнителя физически передавать ребенка от одного родителя к другому <7>. К сожалению, законопроект получился крайне неоднозначным и вызвал много критики со стороны общественности. "На необходимость соблюдения интересов ребенка как одну из задач исполнительного производства указывают и практики" <8>. Использование судебными приставами-исполнителями "грубой силы" в отношении детей, правом на которую предлагал наделить их законопроект, могло бы обернуться для этих детей достаточно серьезной психологической травмой в дополнение к травме, вызванной самим фактом развода родителей. Такие методы, возможно, отвечают интересам родителей, но никак не интересам детей. Данный законопроект был не единственным, тремя годами ранее, в 2017 г., в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации несколькими депутатами Государственной Думы во главе с О.В. Пушкиной и членом Совета Федерации А.А. Клишасом был внесен законопроект N 156687-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <9> в части передачи судебными приставами-исполнителями обнаруженного ребенка, в отношении которого объявлен розыск, в рамках исполнения требований исполнительных документов об отобрании и (или) о передаче ребенка, органам опеки и попечительства при невозможности немедленной передачи ребенка лицу, которому он по решению суда должен быть передан <10>. Законопроект предлагал наделить судебных приставов-исполнителей правом временно помещать такого ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании акта органа опеки и попечительства. Также предполагалось, что данный законопроект в качестве поправок будет дополнен законопроектом о праве приставов принудительно изымать детей в целях исполнения решения суда. Законопроект вполне логично был отклонен, поскольку он не отвечал интересам детей.
Статья: Вопросы изъятия ребенка из семьи: сравнительный анализ систем защиты прав ребенка в некоторых скандинавских странах и России
(Болурова З.Л.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Как и для стран Европы, для Российской Федерации защита прав детей является преимущественным направлением. Затруднительно умалить ценность традиционной семьи, где в приоритете у родителей - достойное воспитание своих детей, а также защита от посягательств на физическое и психологическое здоровье ребенка. Но, как ранее отмечалось в статье, субъектом противоправного отношения к несовершеннолетнему могут выступать сами родители. Юридическим основанием для отобрания (изъятия) ребенка из семьи признана ст. 77 СК РФ. Отечественное законодательство в качестве основополагающего фактора для изъятия ребенка из семьи предусматривает наличие непосредственной угрозы здоровью, жизни ребенка, исходящей от членов семьи. Российская правовая система уполномочила орган опеки и попечительства правом отобрания ребенка из семьи на основании акта органа местного самоуправления.
(Болурова З.Л.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Как и для стран Европы, для Российской Федерации защита прав детей является преимущественным направлением. Затруднительно умалить ценность традиционной семьи, где в приоритете у родителей - достойное воспитание своих детей, а также защита от посягательств на физическое и психологическое здоровье ребенка. Но, как ранее отмечалось в статье, субъектом противоправного отношения к несовершеннолетнему могут выступать сами родители. Юридическим основанием для отобрания (изъятия) ребенка из семьи признана ст. 77 СК РФ. Отечественное законодательство в качестве основополагающего фактора для изъятия ребенка из семьи предусматривает наличие непосредственной угрозы здоровью, жизни ребенка, исходящей от членов семьи. Российская правовая система уполномочила орган опеки и попечительства правом отобрания ребенка из семьи на основании акта органа местного самоуправления.
Статья: Основания и порядок производства выемки. Комментарий к ст. 183 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Выемка может быть добровольной и принудительной уже потому, что в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 182 УПК РФ "в протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах" были изъяты "предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно". А согласно ч. 2 ст. 183 УПК РФ "выемка производится в порядке, установленном статьей 182" УПК РФ, "с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей". А в ст. 183 УПК РФ отсутствует запрет производства выемки принудительно. Именно поэтому в других ведомственных актах пишут о возможности производства выемки принудительно (п. 4 разд. III Методических рекомендаций по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей)) <49>.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Выемка может быть добровольной и принудительной уже потому, что в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 182 УПК РФ "в протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах" были изъяты "предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно". А согласно ч. 2 ст. 183 УПК РФ "выемка производится в порядке, установленном статьей 182" УПК РФ, "с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей". А в ст. 183 УПК РФ отсутствует запрет производства выемки принудительно. Именно поэтому в других ведомственных актах пишут о возможности производства выемки принудительно (п. 4 разд. III Методических рекомендаций по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей)) <49>.
Вопрос: Какой установлен порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. п. 28, 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44) под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая может явиться основанием для вынесения органом исполнительной власти субъекта РФ либо главой муниципального образования акта о немедленном отобрании ребенка и изъятии его из семьи, следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. п. 28, 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44) под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая может явиться основанием для вынесения органом исполнительной власти субъекта РФ либо главой муниципального образования акта о немедленном отобрании ребенка и изъятии его из семьи, следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<3> Происходит от лат. confiscatio - отобрание в казну - принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества. См.: Порядок оказания сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, а также при розыске на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина-ответчика (утвержден Приказом Минюста России и МВД России от 29 августа 2018 г. N 178/565).
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<3> Происходит от лат. confiscatio - отобрание в казну - принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества. См.: Порядок оказания сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, а также при розыске на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина-ответчика (утвержден Приказом Минюста России и МВД России от 29 августа 2018 г. N 178/565).
Статья: Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией как гарантия предупреждения торговли детьми
(Смирных С.Е.)
("Российская юстиция", 2020, N 12)В статье рассматриваются вопросы международного сотрудничества в борьбе с коррупцией как гарантии предупреждения торговли детьми. Торговля детьми связана с применением силы, мошенничества, обмана или злоупотреблениями властью или полномочиями. Детей продают для изъятия органов, трудовой и сексуальной эксплуатации, попрошайничества, детских браков, содействия в совершении преступлений. Коррупция является неотъемлемым условием торговли детьми и эксплуатации. При этом в научной литературе и международных правовых актах закреплены различные определения понятия коррупции. Для эффективного противодействия коррупции в сфере торговли детьми государствам необходимо поощрять и укреплять меры по предупреждению коррупции и борьбе с ней.
(Смирных С.Е.)
("Российская юстиция", 2020, N 12)В статье рассматриваются вопросы международного сотрудничества в борьбе с коррупцией как гарантии предупреждения торговли детьми. Торговля детьми связана с применением силы, мошенничества, обмана или злоупотреблениями властью или полномочиями. Детей продают для изъятия органов, трудовой и сексуальной эксплуатации, попрошайничества, детских браков, содействия в совершении преступлений. Коррупция является неотъемлемым условием торговли детьми и эксплуатации. При этом в научной литературе и международных правовых актах закреплены различные определения понятия коррупции. Для эффективного противодействия коррупции в сфере торговли детьми государствам необходимо поощрять и укреплять меры по предупреждению коррупции и борьбе с ней.
Статья: Сравнительный анализ правовых статусов несовершеннолетних в отдельных государствах Европейского союза, являющихся членами семьи граждан третьих государств
(Полякова Н.В., Ситников К.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Предусмотрены изъятия из общих правил депортации. Если в соответствии со сводным актом должно быть принято решение о высылке несовершеннолетнего иностранного гражданина, положение принимается по запросу квестора Судом по делам несовершеннолетних. Возможно это лишь при условии, однако, что само решение не связано с риском причинения серьезного вреда несовершеннолетнему.
(Полякова Н.В., Ситников К.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Предусмотрены изъятия из общих правил депортации. Если в соответствии со сводным актом должно быть принято решение о высылке несовершеннолетнего иностранного гражданина, положение принимается по запросу квестора Судом по делам несовершеннолетних. Возможно это лишь при условии, однако, что само решение не связано с риском причинения серьезного вреда несовершеннолетнему.
Статья: Правовые основы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с представителями общественных организаций по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с несоблюдением ограничений в сфере реализации табака и никотиносодержащей продукции
(Шарлова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Тем не менее очевидно, что несовершеннолетние граждане - это наиболее уязвимая часть общества, требующая пристального внимания по вопросам защиты их здоровья от последствий потребления табака или потребления никотиносодержащей продукции, в связи с этим сотрудники полиции в соответствии с положениями КоАП РФ в достаточной степени наделены полномочиями по пресечению административных правонарушений, в том числе предусмотренных и ч. 3 ст. 14.53 КоАП РФ, при их непосредственном обнаружении. В данном случае сотрудники полиции обязаны составить все необходимые административно-процессуальные документы (к примеру, рапорт, объяснения свидетелей, протоколы осмотра, изъятия, акт закупки и т.д.), после чего передать их на рассмотрение должностным лицам Роспотребнадзора.
(Шарлова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Тем не менее очевидно, что несовершеннолетние граждане - это наиболее уязвимая часть общества, требующая пристального внимания по вопросам защиты их здоровья от последствий потребления табака или потребления никотиносодержащей продукции, в связи с этим сотрудники полиции в соответствии с положениями КоАП РФ в достаточной степени наделены полномочиями по пресечению административных правонарушений, в том числе предусмотренных и ч. 3 ст. 14.53 КоАП РФ, при их непосредственном обнаружении. В данном случае сотрудники полиции обязаны составить все необходимые административно-процессуальные документы (к примеру, рапорт, объяснения свидетелей, протоколы осмотра, изъятия, акт закупки и т.д.), после чего передать их на рассмотрение должностным лицам Роспотребнадзора.
Статья: Перераспределение компетенции как оптимальный подход к обеспечению доступности правосудия
(Каратаев И.А.)
("Мировой судья", 2024, N 11)Как известно, брак может быть расторгнут в административном (ст. 19 СК РФ) и судебном (ст. 21 СК РФ) порядках. В 2023 г. в суды было подано 552 634 исковых заявления о расторжении брака <26>. Дела указанной категории подлежат разрешению в порядке искового производства, несмотря на отсутствие какого-либо спора о праве. При этом сам факт наличия несовершеннолетнего ребенка, даже в случае согласия мужчины и женщины на расторжение брака и отсутствия между ними каких-либо споров, обязывает их обращаться исключительно в суд. Судебный контроль, закрепленный нормами СК РФ за указанной сферой семейных правоотношений, нам представляется излишним, в связи с чем дела о расторжении брака могут быть изъяты из судебной компетенции в полном объеме и переданы в ведение органов записи актов гражданского состояния. При этом на них также должна быть возложена обязанность по примирению супругов с целью сохранения семьи.
(Каратаев И.А.)
("Мировой судья", 2024, N 11)Как известно, брак может быть расторгнут в административном (ст. 19 СК РФ) и судебном (ст. 21 СК РФ) порядках. В 2023 г. в суды было подано 552 634 исковых заявления о расторжении брака <26>. Дела указанной категории подлежат разрешению в порядке искового производства, несмотря на отсутствие какого-либо спора о праве. При этом сам факт наличия несовершеннолетнего ребенка, даже в случае согласия мужчины и женщины на расторжение брака и отсутствия между ними каких-либо споров, обязывает их обращаться исключительно в суд. Судебный контроль, закрепленный нормами СК РФ за указанной сферой семейных правоотношений, нам представляется излишним, в связи с чем дела о расторжении брака могут быть изъяты из судебной компетенции в полном объеме и переданы в ведение органов записи актов гражданского состояния. При этом на них также должна быть возложена обязанность по примирению супругов с целью сохранения семьи.