Акциз на ввоз транспортных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Акциз на ввоз транспортных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 193 "Налоговые ставки" главы 22 "Акцизы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество, рассчитывая сумму акциза в отношении ввезенного транспортного средства, руководствовалось показателем мощности двигателя внутреннего сгорания. Таможенный орган, установив, что товар является гибридным транспортным средством (так как имеет двигатель внутреннего сгорания и два электрических двигателя), направил требование о перерасчете суммы акциза исходя из суммарного показателя мощности всех трех двигателей. В целях более быстрого таможенного оформления общество рассчитало сумму акциза указанным способом и после выпуска товара обжаловало требование таможенного органа о пересчете суммы акциза. По мнению налогоплательщика, для расчета акциза необходимо использовать только показатели двигателя внутреннего сгорания. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика, указав, что НК РФ не содержит норм, которые позволяли бы исключать из комплекта автомобиля электродвигатели при расчете суммы акциза. Суд также отметил, что мощность транспортного средства установлена изготовителем исходя из характеристик всех трех двигателей и покупатель, приобретая автомобиль, ориентируется именно на общую мощность двигателей. При исчислении суммы акциза в отношении гибридных транспортных средств должна использоваться суммарная мощность двигателей всех типов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество, рассчитывая сумму акциза в отношении ввезенного транспортного средства, руководствовалось показателем мощности двигателя внутреннего сгорания. Таможенный орган, установив, что товар является гибридным транспортным средством (так как имеет двигатель внутреннего сгорания и два электрических двигателя), направил требование о перерасчете суммы акциза исходя из суммарного показателя мощности всех трех двигателей. В целях более быстрого таможенного оформления общество рассчитало сумму акциза указанным способом и после выпуска товара обжаловало требование таможенного органа о пересчете суммы акциза. По мнению налогоплательщика, для расчета акциза необходимо использовать только показатели двигателя внутреннего сгорания. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика, указав, что НК РФ не содержит норм, которые позволяли бы исключать из комплекта автомобиля электродвигатели при расчете суммы акциза. Суд также отметил, что мощность транспортного средства установлена изготовителем исходя из характеристик всех трех двигателей и покупатель, приобретая автомобиль, ориентируется именно на общую мощность двигателей. При исчислении суммы акциза в отношении гибридных транспортных средств должна использоваться суммарная мощность двигателей всех типов.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2023 N 13АП-11655/2023, 13АП-11656/2023 по делу N А56-20012/2022
Категория спора: Лизинг.
Требования лизингодателя: 1) О солидарном взыскании денежных средств, уплаченных по договору; 2) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Лизингодатель указал, что переданный экскаватор-погрузчик не принадлежал на праве собственности продавцу, избранному лизингополучателем, имел поддельный заводской номер, а паспорт самоходной машины является подложным, что послужило основанием для отказа от договора купли-продажи.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части.Доводы ООО "ТА" о том, что вся необходимая документация на товар была надлежащим образом и в полном объеме передана покупателю, отклоняются апелляционным судом как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам, в том числе ответу Центральной акцизной таможни от 28.09.2021 N 36-15/2038, согласно которому указанный ПСМ и ТПО N 10009100/081020/ЭО-0768317 оформлены на другое транспортное средство не Центральной акцизной таможней, а также ответом АО "Лонмади" от 20.09.2021, согласно которому данное общество не осуществляло ввоз на территорию РФ указанного экскаватора-погрузчика, не передавало его в собственность и не получало ПСМ серии RU ТК N 437185.
Категория спора: Лизинг.
Требования лизингодателя: 1) О солидарном взыскании денежных средств, уплаченных по договору; 2) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Лизингодатель указал, что переданный экскаватор-погрузчик не принадлежал на праве собственности продавцу, избранному лизингополучателем, имел поддельный заводской номер, а паспорт самоходной машины является подложным, что послужило основанием для отказа от договора купли-продажи.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части.Доводы ООО "ТА" о том, что вся необходимая документация на товар была надлежащим образом и в полном объеме передана покупателю, отклоняются апелляционным судом как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам, в том числе ответу Центральной акцизной таможни от 28.09.2021 N 36-15/2038, согласно которому указанный ПСМ и ТПО N 10009100/081020/ЭО-0768317 оформлены на другое транспортное средство не Центральной акцизной таможней, а также ответом АО "Лонмади" от 20.09.2021, согласно которому данное общество не осуществляло ввоз на территорию РФ указанного экскаватора-погрузчика, не передавало его в собственность и не получало ПСМ серии RU ТК N 437185.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: ИП на УСН планирует купить несколько легковых автомобилей у физического лица, которое зарегистрировано и проживает в Республике Беларусь, для целей последующей перепродажи. Должен ли ИП уплатить НДС и акциз при ввозе легковых автомобилей в РФ?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)Вопрос: ИП на УСН планирует купить несколько легковых автомобилей у физического лица, которое зарегистрировано и проживает в Республике Беларусь, для целей последующей перепродажи. Должен ли ИП уплатить НДС и акциз при ввозе легковых автомобилей в РФ?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)Вопрос: ИП на УСН планирует купить несколько легковых автомобилей у физического лица, которое зарегистрировано и проживает в Республике Беларусь, для целей последующей перепродажи. Должен ли ИП уплатить НДС и акциз при ввозе легковых автомобилей в РФ?
Вопрос: Об акцизах и утилизационном сборе при ввозе автомобилей легковых из стран ЕАЭС, в том числе для продажи.
(Письмо Минфина России от 10.01.2025 N 03-13-06/617)Вопрос: Об акцизах и утилизационном сборе при ввозе автомобилей легковых из стран ЕАЭС, в том числе для продажи.
(Письмо Минфина России от 10.01.2025 N 03-13-06/617)Вопрос: Об акцизах и утилизационном сборе при ввозе автомобилей легковых из стран ЕАЭС, в том числе для продажи.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2019 N 30-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в связи с запросом Арбитражного суда Республики Карелия"Как следует из представленных Конституционному Суду Российской Федерации материалов, индивидуальный предприниматель А. в декабре 2016 года ввез в Российскую Федерацию в режиме таможенной процедуры временного ввоза (допуска) самоходное транспортное средство, арендованное у иностранной компании, подлежащее возврату арендодателю по истечении срока действия договора аренды. Центральная акцизная таможня, полагая, что любой ввоз транспортного средства, в том числе в таможенной процедуре временного ввоза (допуска), влечет за собой обязанность по уплате утилизационного сбора, 25 января 2019 года обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к индивидуальному предпринимателю А. об уплате задолженности по утилизационному сбору, исчисленной в размере 9 000 000 рублей.
"По делу о проверке конституционности положений статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в связи с запросом Арбитражного суда Республики Карелия"Как следует из представленных Конституционному Суду Российской Федерации материалов, индивидуальный предприниматель А. в декабре 2016 года ввез в Российскую Федерацию в режиме таможенной процедуры временного ввоза (допуска) самоходное транспортное средство, арендованное у иностранной компании, подлежащее возврату арендодателю по истечении срока действия договора аренды. Центральная акцизная таможня, полагая, что любой ввоз транспортного средства, в том числе в таможенной процедуре временного ввоза (допуска), влечет за собой обязанность по уплате утилизационного сбора, 25 января 2019 года обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к индивидуальному предпринимателю А. об уплате задолженности по утилизационному сбору, исчисленной в размере 9 000 000 рублей.
Решение ВАС РФ от 05.09.2005 N 4563/05
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утв. приказом ГТК РФ от 21.07.2003 N 806>Согласно преамбуле названного Приказа Инструкция утверждена на основании статьи 180 Таможенного кодекса Российской Федерации (1993 года) в целях обеспечения подтверждения таможенными органами фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации, ввоза товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, а также транзита товаров через указанную территорию для реализации права российских лиц на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и акцизам в случаях, установленных статьями 164, 165 и 183 Налогового кодекса Российской Федерации.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утв. приказом ГТК РФ от 21.07.2003 N 806>Согласно преамбуле названного Приказа Инструкция утверждена на основании статьи 180 Таможенного кодекса Российской Федерации (1993 года) в целях обеспечения подтверждения таможенными органами фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации, ввоза товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, а также транзита товаров через указанную территорию для реализации права российских лиц на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и акцизам в случаях, установленных статьями 164, 165 и 183 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья: Административно-правовое регулирование взимания таможенных платежей: особенности администрирования и применения способов обеспечения уплаты таможенных платежей, проблемы и направления совершенствования
(Казачкова К.А.)
("Таможенное дело", 2025, N 2)Таким образом, на основе проведенного исследования можно привести следующую характеристику таможенных платежей - это установленные и применяемые в соответствии с международными договорами, актами ЕАЭС и законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании обязательные платежи, взимаемые в целях финансового обеспечения деятельности государства - члена ЕАЭС, уплачиваемые участниками внешнеэкономической деятельности, признаваемыми плательщиками, и состоящие из разных видов платежей: 1) таможенных пошлин - ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина - взимаются таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС и как одно из условий помещения под таможенную процедуру; 2) таможенных сборов - носят возмездный характер, что проявляется в осуществлении таможенными органами юридически значимых действий, установленных законодательством государств - членов ЕАЭС, например: таможенные операции, связанные с выпуском товаров, таможенное сопровождение транспортных средств, хранение товаров; 3) налогов - налог на добавленную стоимость и акцизы (акцизный налог или акцизный сбор) - взимаются при ввозе товаров на таможенную территорию Союза и являются индивидуально безвозмездными.
(Казачкова К.А.)
("Таможенное дело", 2025, N 2)Таким образом, на основе проведенного исследования можно привести следующую характеристику таможенных платежей - это установленные и применяемые в соответствии с международными договорами, актами ЕАЭС и законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании обязательные платежи, взимаемые в целях финансового обеспечения деятельности государства - члена ЕАЭС, уплачиваемые участниками внешнеэкономической деятельности, признаваемыми плательщиками, и состоящие из разных видов платежей: 1) таможенных пошлин - ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина - взимаются таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС и как одно из условий помещения под таможенную процедуру; 2) таможенных сборов - носят возмездный характер, что проявляется в осуществлении таможенными органами юридически значимых действий, установленных законодательством государств - членов ЕАЭС, например: таможенные операции, связанные с выпуском товаров, таможенное сопровождение транспортных средств, хранение товаров; 3) налогов - налог на добавленную стоимость и акцизы (акцизный налог или акцизный сбор) - взимаются при ввозе товаров на таможенную территорию Союза и являются индивидуально безвозмездными.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Применительно к рассматриваемой тематике следует отметить, что ФТС России уполномочена разрабатывать различные виды форм, в том числе: постановления о наложении ареста на имущество плательщика таможенных пошлин, налогов; разрешения на владение и пользование имуществом плательщика таможенных пошлин, налогов, на которое наложен полный арест, и на владение, пользование и распоряжение имуществом такого плательщика; протокола об аресте имущества плательщика таможенных пошлин, налогов; постановления об отмене ареста имущества плательщика таможенных пошлин, налогов. Помимо этого, на ФТС России возложена разработка: перечня дел оперативного учета таможенных органов и порядок их ведения; порядка обеспечения оперативно-разыскной деятельности таможенных органов, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих таможенным органам; образцов, реквизитов и элементов защиты акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию, - по согласованию с Минфином России; порядка применения средств идентификации товаров, находящихся под таможенным контролем, транспортных средств, помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю; порядка представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд; порядка хранения в таможенных органах имеющих доказательственное значение документов, а также изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и т.п.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Применительно к рассматриваемой тематике следует отметить, что ФТС России уполномочена разрабатывать различные виды форм, в том числе: постановления о наложении ареста на имущество плательщика таможенных пошлин, налогов; разрешения на владение и пользование имуществом плательщика таможенных пошлин, налогов, на которое наложен полный арест, и на владение, пользование и распоряжение имуществом такого плательщика; протокола об аресте имущества плательщика таможенных пошлин, налогов; постановления об отмене ареста имущества плательщика таможенных пошлин, налогов. Помимо этого, на ФТС России возложена разработка: перечня дел оперативного учета таможенных органов и порядок их ведения; порядка обеспечения оперативно-разыскной деятельности таможенных органов, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих таможенным органам; образцов, реквизитов и элементов защиты акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию, - по согласованию с Минфином России; порядка применения средств идентификации товаров, находящихся под таможенным контролем, транспортных средств, помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю; порядка представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд; порядка хранения в таможенных органах имеющих доказательственное значение документов, а также изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и т.п.
Вопрос: Организация ввезла на территорию РФ транспортное средство, в отношении которого должен быть уплачен утилизационный сбор. В установленном порядке утилизационный сбор организацией уплачен не был. Подлежит ли возбуждению по данному факту таможенным органом дело об административном правонарушении?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2024)В соответствии с п. 3 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют в том числе лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, возложено на Федеральную таможенную службу.
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2024)В соответствии с п. 3 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют в том числе лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, возложено на Федеральную таможенную службу.
Вопрос: Организация на УСН приобретает для себя автомобили у белорусских физических лиц. Должна ли организация при ввозе платить НДС и акциз?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Организация на УСН приобретает для себя автомобили у белорусских физических лиц. Должна ли организация при ввозе платить НДС и акциз?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Организация на УСН приобретает для себя автомобили у белорусских физических лиц. Должна ли организация при ввозе платить НДС и акциз?
Статья: Множественные поправки в НК РФ
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Дополнительно от НДС и акцизов освобожден ввоз в РФ товаров, прибытие которых на территорию ЕАЭС состоялось в период с 30 сентября 2022 года по 10 ноября 2022 года и декларантом по которым выступает лицо, состоящее на учете в указанных субъектах РФ (статья 12 Закона).
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Дополнительно от НДС и акцизов освобожден ввоз в РФ товаров, прибытие которых на территорию ЕАЭС состоялось в период с 30 сентября 2022 года по 10 ноября 2022 года и декларантом по которым выступает лицо, состоящее на учете в указанных субъектах РФ (статья 12 Закона).
Вопрос: Как юридическому лицу ввезти транспортное средство на территорию РФ из стран, не входящих в ЕАЭС?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2025)Ввоз товаров на территорию Российской Федерации, в том числе и ввоз транспортных средств, облагается НДС. Ставка НДС - 20% (пп. 4 п. 1 ст. 146, п. п. 3, 5 ст. 164 НК РФ).
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2025)Ввоз товаров на территорию Российской Федерации, в том числе и ввоз транспортных средств, облагается НДС. Ставка НДС - 20% (пп. 4 п. 1 ст. 146, п. п. 3, 5 ст. 164 НК РФ).
Вопрос: Российская организация ввозит на территорию Российской Федерации легковые автомобили, которые одновременно имеют двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель. В каком порядке определяется мощность двигателя для целей исчисления акцизов?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2023)Вопрос: Российская организация ввозит на территорию Российской Федерации легковые автомобили, которые одновременно имеют двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель. В каком порядке определяется мощность двигателя для целей исчисления акцизов?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2023)Вопрос: Российская организация ввозит на территорию Российской Федерации легковые автомобили, которые одновременно имеют двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель. В каком порядке определяется мощность двигателя для целей исчисления акцизов?
Вопрос: Об акцизах в отношении автомобилей легковых и их дооборудовании и (или) дополнительном оснащении.
(Письмо Минфина России от 26.11.2024 N 03-13-06/118498)Согласно пункту 2 статьи 200 Кодекса налогоплательщики в общем случае имеют право уменьшить исчисленную ими сумму акциза по произведенным подакцизным товарам на суммы акциза, уплаченные ими при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации, в дальнейшем использованных в качестве сырья для такого производства подакцизных товаров.
(Письмо Минфина России от 26.11.2024 N 03-13-06/118498)Согласно пункту 2 статьи 200 Кодекса налогоплательщики в общем случае имеют право уменьшить исчисленную ими сумму акциза по произведенным подакцизным товарам на суммы акциза, уплаченные ими при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации, в дальнейшем использованных в качестве сырья для такого производства подакцизных товаров.