Аэропортовые сБоры
Подборка наиболее важных документов по запросу Аэропортовые сБоры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Перевозка воздушным транспортом и сопутствующие договоры: Обслуживающая компания хочет взыскать с Перевозчика задолженность за услуги по наземному обслуживанию воздушных судов
(КонсультантПлюс, 2025)наличие и размер взыскиваемой задолженности (актами сверки, прейскурантом аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)наличие и размер взыскиваемой задолженности (актами сверки, прейскурантом аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание и т.п.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оплата VIP-зала в аэропорту для работника облагается НДФЛ и взносами
("Главная книга", 2025, N 8)При оплате работодателем расходов, связанных со служебной командировкой, не подлежат обложению НДФЛ, в частности, документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения, пересадок, на провоз багажа.
("Главная книга", 2025, N 8)При оплате работодателем расходов, связанных со служебной командировкой, не подлежат обложению НДФЛ, в частности, документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения, пересадок, на провоз багажа.
Готовое решение: Как облагаются страховыми взносами командировочные расходы, суточные, полевое довольствие
(КонсультантПлюс, 2025)оплату сборов за услуги аэропортов, комиссионных сборов. Оплата пользования залом VIP-обслуживания (бизнес-залом) в аэропорту не относится к обязательным сборам за услуги аэропортов и облагается страховыми взносами (п. 2 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ, п. 2 ст. 422 НК РФ, Письма Минфина России от 26.02.2025 N 03-04-05/18534, от 07.12.2023 N 03-15-06/118057, от 11.10.2023 N 03-15-05/96511). Исключение - случай, когда плата за пользование бизнес-залом включена в стоимость билета и ее нельзя выделить;
(КонсультантПлюс, 2025)оплату сборов за услуги аэропортов, комиссионных сборов. Оплата пользования залом VIP-обслуживания (бизнес-залом) в аэропорту не относится к обязательным сборам за услуги аэропортов и облагается страховыми взносами (п. 2 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ, п. 2 ст. 422 НК РФ, Письма Минфина России от 26.02.2025 N 03-04-05/18534, от 07.12.2023 N 03-15-06/118057, от 11.10.2023 N 03-15-05/96511). Исключение - случай, когда плата за пользование бизнес-залом включена в стоимость билета и ее нельзя выделить;
Нормативные акты
"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)Статья 64. Тарифы на услуги в области гражданской авиации и сборы за данные услуги, правила продажи перевозочных документов
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)Статья 64. Тарифы на услуги в области гражданской авиации и сборы за данные услуги, правила продажи перевозочных документов
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данный абзац (как и предыдущий) введен с 31 июля 2005 г. Федеральным законом от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ, и в его первоначальной редакции говорилось о расчетах за обслуживание воздушных судов иностранных государств, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате портовых сборов. Изменение внесено Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 267-ФЗ, разработчиками проекта которого отмечалось, что уточняется действующая норма рассматриваемого абзаца об оплате нерезидентами (уточняется субъект платежа) за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах (уточняется место обслуживания иностранных воздушных судов), а также при оплате нерезидентами (уточняется субъект платежа) аэронавигационных и аэропортовых сборов (в действующей норме указанные виды сборов отсутствуют) на территории России (уточняется место совершения расчетов в случаях, установленных рассматриваемым абзацем).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данный абзац (как и предыдущий) введен с 31 июля 2005 г. Федеральным законом от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ, и в его первоначальной редакции говорилось о расчетах за обслуживание воздушных судов иностранных государств, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате портовых сборов. Изменение внесено Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 267-ФЗ, разработчиками проекта которого отмечалось, что уточняется действующая норма рассматриваемого абзаца об оплате нерезидентами (уточняется субъект платежа) за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах (уточняется место обслуживания иностранных воздушных судов), а также при оплате нерезидентами (уточняется субъект платежа) аэронавигационных и аэропортовых сборов (в действующей норме указанные виды сборов отсутствуют) на территории России (уточняется место совершения расчетов в случаях, установленных рассматриваемым абзацем).
Статья: О некоторых проблемах предпринимательской деятельности в сфере организации воздушного движения
(Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2024, N 1)<9> Приказ Минтранса РФ от 17 июля 2012 г. N 241 (ред. от 06.02.2017) "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и в воздушном пространстве Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2024, N 1)<9> Приказ Минтранса РФ от 17 июля 2012 г. N 241 (ред. от 06.02.2017) "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и в воздушном пространстве Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Обеспечение орнитологической безопасности. Проблемы аэропортов, убытки авиакомпаний и мнение судов при разрешении споров
(Елисеев Б.П., Власова А.В.)
("Транспортное право", 2024, N 3)Приказ Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128 (ред. от 29.05.2023) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2009 N 14645). URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 05.05.2024); Приказ МГА СССР от 26 декабря 1988 г. N 209 "Об утверждении Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГА-89)". URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 05.05.2024); Приказ Минтранса России от 17 июля 2012 г. N 241 (ред. от 06.02.2017) "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации". URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 05.05.2024).
(Елисеев Б.П., Власова А.В.)
("Транспортное право", 2024, N 3)Приказ Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128 (ред. от 29.05.2023) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2009 N 14645). URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 05.05.2024); Приказ МГА СССР от 26 декабря 1988 г. N 209 "Об утверждении Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГА-89)". URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 05.05.2024); Приказ Минтранса России от 17 июля 2012 г. N 241 (ред. от 06.02.2017) "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации". URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 05.05.2024).
Статья: Роль международных договоров и международного обычного права в правопорядке ЕС и ЕАЭС
(Энтин К.В.)
("Международное правосудие", 2021, N 1)В решении по делу ATAA данный принцип обсуждался Судом ЕС применительно к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция) <96>. Рассматривая вопрос о том, связан ли ЕС положениями данной Конвенции, Суд установил, что в рамках пункта 2 статьи 100 ДФЕС Европейский союз наделен компетенцией в сфере воздушного транспорта, и принял большое количество актов по данным вопросам. Государства-члены сохраняют полномочия лишь в небольшом количестве сфер, охватываемых данной Конвенцией, включая присуждение права на полеты, аэропортовые сборы или определение территорий, пролет над которыми запрещен. Несмотря на это, Суд пришел к выводу, что считать ЕС связанным указанным положением можно лишь в случае, если ему были переданы все полномочия, ранее осуществлявшиеся государствами, которые подпадают под данную Конвенцию <97>.
(Энтин К.В.)
("Международное правосудие", 2021, N 1)В решении по делу ATAA данный принцип обсуждался Судом ЕС применительно к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция) <96>. Рассматривая вопрос о том, связан ли ЕС положениями данной Конвенции, Суд установил, что в рамках пункта 2 статьи 100 ДФЕС Европейский союз наделен компетенцией в сфере воздушного транспорта, и принял большое количество актов по данным вопросам. Государства-члены сохраняют полномочия лишь в небольшом количестве сфер, охватываемых данной Конвенцией, включая присуждение права на полеты, аэропортовые сборы или определение территорий, пролет над которыми запрещен. Несмотря на это, Суд пришел к выводу, что считать ЕС связанным указанным положением можно лишь в случае, если ему были переданы все полномочия, ранее осуществлявшиеся государствами, которые подпадают под данную Конвенцию <97>.
Статья: Налогообложение туризма: белорусский опыт
(Киреева Е.Ф.)
("Финансы", 2023, N 10)- специальные "туристические" налоги. К ним можно отнести налоги и сборы, прямо или косвенно связанные с туристической деятельностью: налоги на проживание (иногда называемые налогами на размещение или налогами за ночь); налоги/пошлины с пассажиров воздушных и круизных судов; визовые сборы; сборы за доступ к достопримечательностям; налоги на гостиницы и рестораны; аэропортовые сборы; налоги на въезд и выезд и др.
(Киреева Е.Ф.)
("Финансы", 2023, N 10)- специальные "туристические" налоги. К ним можно отнести налоги и сборы, прямо или косвенно связанные с туристической деятельностью: налоги на проживание (иногда называемые налогами на размещение или налогами за ночь); налоги/пошлины с пассажиров воздушных и круизных судов; визовые сборы; сборы за доступ к достопримечательностям; налоги на гостиницы и рестораны; аэропортовые сборы; налоги на въезд и выезд и др.
Статья: Планы по командировке изменились: что с налогами и взносами
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 24)- если обратный билет был возвратным - плату за его переоформление, а если невозвратным - стоимость билета за минусом возвращенных сервисных и аэропортовых сборов и стоимость нового обратного билета;
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 24)- если обратный билет был возвратным - плату за его переоформление, а если невозвратным - стоимость билета за минусом возвращенных сервисных и аэропортовых сборов и стоимость нового обратного билета;
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)г) при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории РФ - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами РФ расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории РФ воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории РФ филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций (п. 6 ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании).
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)г) при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории РФ - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами РФ расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории РФ воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории РФ филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций (п. 6 ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании).
Статья: О некоторых проблемах предпринимательства в сфере аэропортовой деятельности
(Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2021, N 1)Предпринимательская деятельность аэропорта организуется главным оператором аэропорта, который осуществляет руководство деятельностью входящих в аэропорт структурных подразделений, служб и производственно-технологических участков. Крупнейшим и наиболее дорогостоящим объектом аэропорта является аэродром, который входит в состав аэропорта как его ведущее подразделение. Основные доходы аэропортов связаны с обеспечением полетов воздушных судов. При этом наиболее сложным по структуре и затратным для авиакомпаний является аэропортовый сбор за взлет и посадку воздушного судна. Этот сбор компенсирует расходы аэропортовых служб на предоставление самолету взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП), за использование рулежных дорожек и перронов; за поисково-спасательное, аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов; за управление движением воздушных судов на перроне; за предоставление места стоянки воздушному судну на аэродроме; за предоставление экипажам воздушных судов аэронавигационной информации и ряда других услуг, оказываемых авиакомпаниям. В общей сложности количество разнообразных услуг, оказываемых в аэропорту авиакомпаниям, пассажирам и грузоотправителям, приближается к сотне их различных видов. В структуре стоимости пассажирского билета и грузового тарифа расходы авиакомпаний на оплату услуг аэропортов составляют сегодня примерно 17% <4>.
(Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2021, N 1)Предпринимательская деятельность аэропорта организуется главным оператором аэропорта, который осуществляет руководство деятельностью входящих в аэропорт структурных подразделений, служб и производственно-технологических участков. Крупнейшим и наиболее дорогостоящим объектом аэропорта является аэродром, который входит в состав аэропорта как его ведущее подразделение. Основные доходы аэропортов связаны с обеспечением полетов воздушных судов. При этом наиболее сложным по структуре и затратным для авиакомпаний является аэропортовый сбор за взлет и посадку воздушного судна. Этот сбор компенсирует расходы аэропортовых служб на предоставление самолету взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП), за использование рулежных дорожек и перронов; за поисково-спасательное, аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов; за управление движением воздушных судов на перроне; за предоставление места стоянки воздушному судну на аэродроме; за предоставление экипажам воздушных судов аэронавигационной информации и ряда других услуг, оказываемых авиакомпаниям. В общей сложности количество разнообразных услуг, оказываемых в аэропорту авиакомпаниям, пассажирам и грузоотправителям, приближается к сотне их различных видов. В структуре стоимости пассажирского билета и грузового тарифа расходы авиакомпаний на оплату услуг аэропортов составляют сегодня примерно 17% <4>.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)6) при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)6) при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций;