Аэронавигационное обслуживание
Подборка наиболее важных документов по запросу Аэронавигационное обслуживание (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: По каким кодам отражаются операции в разд. 7 декларации по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)1010267 - услуги по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов (пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)1010267 - услуги по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов (пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ);
Статья: Международно-правовые аспекты управления космическим движением
(Мунтян М.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)<69> Организация воздушного движения. Правила аэронавигационного обслуживания. Doc 4444, издание шестнадцатое // Международная организация гражданской авиации. 2016. URL: https://atc.spb.ru/RD/4444.pdf. С. 1 - 11.
(Мунтян М.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)<69> Организация воздушного движения. Правила аэронавигационного обслуживания. Doc 4444, издание шестнадцатое // Международная организация гражданской авиации. 2016. URL: https://atc.spb.ru/RD/4444.pdf. С. 1 - 11.
Нормативные акты
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Вместе с тем Росреестр реализует функции по ведению ЕГРН, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Таким образом, Росреестр вместе со своими территориальными органами является "регистрирующим органом" (ч. 1 ст. 3 Закона о регистрации недвижимости), уполномоченным Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав и ведение ЕГРН.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Вместе с тем Росреестр реализует функции по ведению ЕГРН, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Таким образом, Росреестр вместе со своими территориальными органами является "регистрирующим органом" (ч. 1 ст. 3 Закона о регистрации недвижимости), уполномоченным Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав и ведение ЕГРН.
Статья: Опыт международного сотрудничества в сфере обслуживания воздушного движения в Европе: от Евроконтроля к Единому европейскому небу
(Баталов А.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 2)Во-вторых, на основании Многостороннего соглашения между Евроконтролем и его государствами-членами от 12 февраля 1981 г. <12> функционирует централизованная система установления и взимания единых сборов за маршрутное аэронавигационное обслуживание. В рамках данной централизованной системы в соответствии с формулой, установленной Постоянной комиссией, Евроконтроль рассчитывает, начисляет и взимает единый сбор за маршрутное аэронавигационное обслуживание за каждый полет в воздушном пространстве его государств-членов, а затем перераспределяет собранные суммы сборов среди государств-членов, фактически предоставлявших аэронавигационное обслуживание. Единые сборы взимаются со всех эксплуатантов воздушных судов (например, любых европейских и неевропейских авиаперевозчиков), осуществляющих авиаперевозки на территорию, с территории или транзитом через воздушное пространство государств - членов Евроконтроля. В случае неуплаты эксплуатантом воздушного судна начисленной суммы единого сбора Евроконтроль вправе инициировать административные и судебные процедуры в целях взыскания этой суммы.
(Баталов А.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 2)Во-вторых, на основании Многостороннего соглашения между Евроконтролем и его государствами-членами от 12 февраля 1981 г. <12> функционирует централизованная система установления и взимания единых сборов за маршрутное аэронавигационное обслуживание. В рамках данной централизованной системы в соответствии с формулой, установленной Постоянной комиссией, Евроконтроль рассчитывает, начисляет и взимает единый сбор за маршрутное аэронавигационное обслуживание за каждый полет в воздушном пространстве его государств-членов, а затем перераспределяет собранные суммы сборов среди государств-членов, фактически предоставлявших аэронавигационное обслуживание. Единые сборы взимаются со всех эксплуатантов воздушных судов (например, любых европейских и неевропейских авиаперевозчиков), осуществляющих авиаперевозки на территорию, с территории или транзитом через воздушное пространство государств - членов Евроконтроля. В случае неуплаты эксплуатантом воздушного судна начисленной суммы единого сбора Евроконтроль вправе инициировать административные и судебные процедуры в целях взыскания этой суммы.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)<1> В соответствии с подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ от НДС освобождены услуги по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)<1> В соответствии с подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ от НДС освобождены услуги по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов.
Статья: Организационно-правовая форма и правовой статус Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации
(Лапина М.А., Ратников Г.А., Туров С.С.)
("Современное право", 2025, N 3)Если же рассматривать образование на базе ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" государственной компании, стоит отметить, что оно было бы обусловлено реализацией такой важной государственной функции, как оказание государственных услуг в сфере авиации, так как ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" занимается аэронавигационным обслуживанием.
(Лапина М.А., Ратников Г.А., Туров С.С.)
("Современное право", 2025, N 3)Если же рассматривать образование на базе ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" государственной компании, стоит отметить, что оно было бы обусловлено реализацией такой важной государственной функции, как оказание государственных услуг в сфере авиации, так как ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" занимается аэронавигационным обслуживанием.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Впрочем, полностью исключать возможность такого влияния нельзя. В частности, следует напомнить, что ранее Приложением N 10 к Административному регламенту Федеральной аэронавигационной службы по предоставлению государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации <335> утверждались ставки сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства РФ. При этом ставки сборов за аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах для иностранных пользователей воздушного пространства РФ выше, чем для российских. Это вызывало <336> критику западных юристов, так как, по их мнению, противоречит ст. 15 Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.), согласно которой никакое договаривающееся государство не взимает каких-либо пошлин, налогов или других сборов только лишь за право транзита через его территорию любого воздушного судна договаривающегося государства. Такие утверждения, как полагает В.Д. Бордунов, расходятся с общепризнанным принципом международного воздушного права - суверенитетом государства над воздушным пространством и вытекающим из него разрешительным порядком любых полетов иностранных воздушных судов над государственной территорией, в том числе транзитных полетов. Разрешая транзитный пролет или, напротив, запрещая такие полеты, транзитное государство реализует суверенное право в отношении своего воздушного пространства, действует по своему усмотрению с учетом своих прав и законных интересов. Чикагская конвенция не ставит право транзитного пролета в исключительное, особое положение. Иное противоречило бы принципу суверенитета над воздушным пространством и разрешительному порядку полетов <337>. Транзитный пролет допускается также с разрешения суверенного государства. При этом взимание сборов при транзитном пролете должно рассматриваться в общем контексте разрешительного порядка полетов. Исходя из того, что предоставление транзитного пролета является областью суверенного усмотрения транзитного государства, факт разрешения транзитного пролета без взимания сбора требует своего подтверждения в двустороннем соглашении. Следует также учитывать, что экономическое бремя обеспечения безопасности транзитного полета лежит на транзитном государстве и требование по возмещению затрат на аэронавигационное обслуживание таких полетов является законным и обоснованным при предоставлении права транзитного пролета. Именно это обстоятельство, с точки зрения В.Д. Бордунова, не принято во внимание критиками российской позиции в отношении взимания сбора за транзитный пролет по транссибирской магистрали <338>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Впрочем, полностью исключать возможность такого влияния нельзя. В частности, следует напомнить, что ранее Приложением N 10 к Административному регламенту Федеральной аэронавигационной службы по предоставлению государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации <335> утверждались ставки сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства РФ. При этом ставки сборов за аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах для иностранных пользователей воздушного пространства РФ выше, чем для российских. Это вызывало <336> критику западных юристов, так как, по их мнению, противоречит ст. 15 Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.), согласно которой никакое договаривающееся государство не взимает каких-либо пошлин, налогов или других сборов только лишь за право транзита через его территорию любого воздушного судна договаривающегося государства. Такие утверждения, как полагает В.Д. Бордунов, расходятся с общепризнанным принципом международного воздушного права - суверенитетом государства над воздушным пространством и вытекающим из него разрешительным порядком любых полетов иностранных воздушных судов над государственной территорией, в том числе транзитных полетов. Разрешая транзитный пролет или, напротив, запрещая такие полеты, транзитное государство реализует суверенное право в отношении своего воздушного пространства, действует по своему усмотрению с учетом своих прав и законных интересов. Чикагская конвенция не ставит право транзитного пролета в исключительное, особое положение. Иное противоречило бы принципу суверенитета над воздушным пространством и разрешительному порядку полетов <337>. Транзитный пролет допускается также с разрешения суверенного государства. При этом взимание сборов при транзитном пролете должно рассматриваться в общем контексте разрешительного порядка полетов. Исходя из того, что предоставление транзитного пролета является областью суверенного усмотрения транзитного государства, факт разрешения транзитного пролета без взимания сбора требует своего подтверждения в двустороннем соглашении. Следует также учитывать, что экономическое бремя обеспечения безопасности транзитного полета лежит на транзитном государстве и требование по возмещению затрат на аэронавигационное обслуживание таких полетов является законным и обоснованным при предоставлении права транзитного пролета. Именно это обстоятельство, с точки зрения В.Д. Бордунова, не принято во внимание критиками российской позиции в отношении взимания сбора за транзитный пролет по транссибирской магистрали <338>.
Статья: О некоторых проблемах предпринимательской деятельности в сфере организации воздушного движения
(Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2024, N 1)В соответствии с руководящими документами Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО <3>) и действующими Федеральными авиационными правилами <4> под аэронавигационным обслуживанием полетов понимается обслуживание пользователей воздушного пространства, включающее организацию и обслуживание движения воздушных судов, радиотехническое обеспечение полетов и авиационную электросвязь, предоставление пользователям аэронавигационной и метеорологической информации, авиационный поиск и спасание пассажиров и экипажей, терпящих бедствие, на всех этапах полета летательных аппаратов. Указанные виды обслуживания должны обеспечивать непрерывное сопровождение воздушного судна независимо от его ведомственной принадлежности на всех этапах его движения, включая нахождение на воздушных маршрутах и диспетчерское обслуживание при движении по аэродрому <5>. При этом правоотношения с иностранными авиакомпаниями осложнены и нормами международного публичного права, под которыми в первую очередь подразумеваются нормы ИКАО, к исполнению которых Россия (тогда, еще в СССР) присоединилась <6>.
(Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2024, N 1)В соответствии с руководящими документами Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО <3>) и действующими Федеральными авиационными правилами <4> под аэронавигационным обслуживанием полетов понимается обслуживание пользователей воздушного пространства, включающее организацию и обслуживание движения воздушных судов, радиотехническое обеспечение полетов и авиационную электросвязь, предоставление пользователям аэронавигационной и метеорологической информации, авиационный поиск и спасание пассажиров и экипажей, терпящих бедствие, на всех этапах полета летательных аппаратов. Указанные виды обслуживания должны обеспечивать непрерывное сопровождение воздушного судна независимо от его ведомственной принадлежности на всех этапах его движения, включая нахождение на воздушных маршрутах и диспетчерское обслуживание при движении по аэродрому <5>. При этом правоотношения с иностранными авиакомпаниями осложнены и нормами международного публичного права, под которыми в первую очередь подразумеваются нормы ИКАО, к исполнению которых Россия (тогда, еще в СССР) присоединилась <6>.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)<31> В соответствии с подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ от НДС освобождены услуги по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов.
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)<31> В соответствии с подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ от НДС освобождены услуги по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов.
Статья: О неналоговых платежах в Российской Федерации
(Сухарев А.Н., Смирнов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 2)Платежи, устанавливаемые федеральными органами исполнительной власти. К их числу, например, следует отнести плату за обязательную поверку приборов и средств измерения, плату за установку и использование тахографов на автомобили, сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома, сбор за взлет-посадку, сбор за обеспечение авиационной безопасности, сбор за стоянку, сбор за предоставление аэровокзального комплекса, сбор за метеообеспечение и др.
(Сухарев А.Н., Смирнов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 2)Платежи, устанавливаемые федеральными органами исполнительной власти. К их числу, например, следует отнести плату за обязательную поверку приборов и средств измерения, плату за установку и использование тахографов на автомобили, сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома, сбор за взлет-посадку, сбор за обеспечение авиационной безопасности, сбор за стоянку, сбор за предоставление аэровокзального комплекса, сбор за метеообеспечение и др.