Агрегатор такси
Подборка наиболее важных документов по запросу Агрегатор такси (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 346.15 "Порядок определения доходов" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогового органа правомерной, налогоплательщиком (принципал) был заключен агентский договор, по которому агрегатором такси (агентом) предоставляется доступ к сервису онлайн-заказа такси.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогового органа правомерной, налогоплательщиком (принципал) был заключен агентский договор, по которому агрегатором такси (агентом) предоставляется доступ к сервису онлайн-заказа такси.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 346.15 "Порядок определения доходов" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщику правомерно начислен налог по УСН в связи с отнесением к доходам денежных средств, перечисленных агрегаторами такси.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщику правомерно начислен налог по УСН в связи с отнесением к доходам денежных средств, перечисленных агрегаторами такси.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Гражданско-правовая ответственность агрегаторов такси
(Долгов С.Г.)
("Гражданское право", 2021, N 1)"Гражданское право", 2021, N 1
(Долгов С.Г.)
("Гражданское право", 2021, N 1)"Гражданское право", 2021, N 1
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26
"О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"18. Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если оно заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора (например, рекламные вывески, информация на сайте в сети "Интернет", переписка сторон при заключении договора и т.п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке (пункт 3 статьи 307, статья 403 ГК РФ, статьи 8, 9 Закона о защите прав потребителей).
"О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"18. Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если оно заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора (например, рекламные вывески, информация на сайте в сети "Интернет", переписка сторон при заключении договора и т.п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке (пункт 3 статьи 307, статья 403 ГК РФ, статьи 8, 9 Закона о защите прав потребителей).
Федеральный закон от 29.12.2022 N 580-ФЗ
(ред. от 24.06.2023)
"Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"Статья 29. Ответственность перевозчиков, служб заказа легкового такси, сторон договора об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси
(ред. от 24.06.2023)
"Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"Статья 29. Ответственность перевозчиков, служб заказа легкового такси, сторон договора об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси
Статья: Налоговые риски IT-компаний после отмены моратория: спорные вопросы применения льгот
(Никифоров А., Червонная С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 33)В постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.10.2023 по делу N А70-17647/2022 суд признал, что фактически налогоплательщик оказывал услуги по организации перевозки через приложение в сети Интернет (агрегатор такси).
(Никифоров А., Червонная С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 33)В постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.10.2023 по делу N А70-17647/2022 суд признал, что фактически налогоплательщик оказывал услуги по организации перевозки через приложение в сети Интернет (агрегатор такси).
Статья: Возражения против иска о понуждении к заключению договора
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 5)Так, в судебной практике встречаются споры о понуждении агрегаторов такси к возобновлению исполнения договора с водителем, которому был заблокирован доступ к сервису. Исходя из судебных актов в соответствующих договорах предусматривается, что при наличии оснований полагать, что водитель службы такси не соответствует требованиям сервиса, агрегатор вправе приостановить последнему оказание услуг по предоставлению заказов. При этом позиция относительно качества оказываемых водителем услуг формируется на основании оценки водителя, осуществляемой пассажирами. Так, в одном из дел отстранение от услуг сервиса произошло, поскольку пользователи поставили водителю 150 негативных оценок, а его общая оценка составляла 4,46 баллов. На этот случай агрегатор предоставляет водителю возможность корректировки оценки путем использования дополнительных 150 поездок. При этом в случае дальнейшего падения рейтинга доступ к сервису блокируется на полгода <35>. Как видно из приведенного дела, доказательством ненадлежащего исполнения водителем своих обязательств по договору выступает общее мнение пользователей, оценивающих оказанные услуги постфактум.
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 5)Так, в судебной практике встречаются споры о понуждении агрегаторов такси к возобновлению исполнения договора с водителем, которому был заблокирован доступ к сервису. Исходя из судебных актов в соответствующих договорах предусматривается, что при наличии оснований полагать, что водитель службы такси не соответствует требованиям сервиса, агрегатор вправе приостановить последнему оказание услуг по предоставлению заказов. При этом позиция относительно качества оказываемых водителем услуг формируется на основании оценки водителя, осуществляемой пассажирами. Так, в одном из дел отстранение от услуг сервиса произошло, поскольку пользователи поставили водителю 150 негативных оценок, а его общая оценка составляла 4,46 баллов. На этот случай агрегатор предоставляет водителю возможность корректировки оценки путем использования дополнительных 150 поездок. При этом в случае дальнейшего падения рейтинга доступ к сервису блокируется на полгода <35>. Как видно из приведенного дела, доказательством ненадлежащего исполнения водителем своих обязательств по договору выступает общее мнение пользователей, оценивающих оказанные услуги постфактум.
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)В ст. 13 Модельных правил ЕС обозначена обязанность оператора цифровой платформы информировать пользователя о том, что пользователь будет заключать договор с поставщиком, а не с оператором цифровой платформы <139>. Указанное отражает тезис о том, что оператор платформы является посредником лишь экономически, а юридически в основном договоре не участвует. В случае ненадлежащего информирования оператор отвечает перед заказчиком солидарно с исполнителем по основному договору, что закреплено в ст. 11 и 18 проекта директивы Европейского союза "Об онлайн-платформах-посредниках" (Discussion Draft of a Directive on Online Intermediary Platforms). В нормах российского права такая обязанность отсутствует, однако косвенно может быть выведена из правил о возложении ответственности на агрегатора такси (см. пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26).
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)В ст. 13 Модельных правил ЕС обозначена обязанность оператора цифровой платформы информировать пользователя о том, что пользователь будет заключать договор с поставщиком, а не с оператором цифровой платформы <139>. Указанное отражает тезис о том, что оператор платформы является посредником лишь экономически, а юридически в основном договоре не участвует. В случае ненадлежащего информирования оператор отвечает перед заказчиком солидарно с исполнителем по основному договору, что закреплено в ст. 11 и 18 проекта директивы Европейского союза "Об онлайн-платформах-посредниках" (Discussion Draft of a Directive on Online Intermediary Platforms). В нормах российского права такая обязанность отсутствует, однако косвенно может быть выведена из правил о возложении ответственности на агрегатора такси (см. пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26).
Статья: В России планируют принять законодательство о маркетплейсах
(Матвеева А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 26)Маркетплейс определяется как информационная система, сайт или программы, которые предоставляют технические, организационные и информационные возможности для взаимодействия широкого круга пользователей, включая обмен информацией, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг. Таким образом, законопроект охватывает маркетплейсы с товарами и услугами частных лиц, агрегаторы такси, платформы для размещения вакансий, образовательные (EdTech) и туристические сервисы.
(Матвеева А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 26)Маркетплейс определяется как информационная система, сайт или программы, которые предоставляют технические, организационные и информационные возможности для взаимодействия широкого круга пользователей, включая обмен информацией, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг. Таким образом, законопроект охватывает маркетплейсы с товарами и услугами частных лиц, агрегаторы такси, платформы для размещения вакансий, образовательные (EdTech) и туристические сервисы.
Статья: Правовое регулирование в сфере таксомоторных перевозок: новеллы и перспективы развития
(Тухватуллин Т.А.)
("Транспортное право", 2024, N 4)Ключевые слова: легковое такси, таксомоторные перевозки, водитель такси, агрегатор такси, перевозка пассажиров, правовое регулирование.
(Тухватуллин Т.А.)
("Транспортное право", 2024, N 4)Ключевые слова: легковое такси, таксомоторные перевозки, водитель такси, агрегатор такси, перевозка пассажиров, правовое регулирование.
"Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Наиболее активно развиваются такие интернет-сервисы, как транспортные услуги и доставка готовой еды, билетные онлайн-кассы, профессиональные и бытовые услуги. По данным РБК, объем данного рынка услуг и интернет-сервисов по итогам 2021 года вырос более чем на 40% от показателей предыдущих лет. Основную нишу при этом занимает рынок агрегаторов такси и каршеринг-сервисов, а также служб доставки еды (таких как "Яндекс. Еда" и Delivery Club), объем которого составляет 148,6 млрд руб., то есть с приростом 13% по итогам 2021 года.
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Наиболее активно развиваются такие интернет-сервисы, как транспортные услуги и доставка готовой еды, билетные онлайн-кассы, профессиональные и бытовые услуги. По данным РБК, объем данного рынка услуг и интернет-сервисов по итогам 2021 года вырос более чем на 40% от показателей предыдущих лет. Основную нишу при этом занимает рынок агрегаторов такси и каршеринг-сервисов, а также служб доставки еды (таких как "Яндекс. Еда" и Delivery Club), объем которого составляет 148,6 млрд руб., то есть с приростом 13% по итогам 2021 года.
Статья: Регулирование таксомоторной отрасли: баланс между свободой конкуренции и государственным контролем
(Назаров М.Ю.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Во-первых, для предпринимательской деятельности в условиях конкуренции важна деловая репутация. О недобросовестном поведении перевозчика быстро станет известно другим клиентом, особенно при современном развитии информационных технологий. Агрегаторы такси, также дорожащие собственной деловой репутацией, заботятся о том, чтобы о недобросовестности партнера сервисов было известно будущим пассажирам. Например, подобные сервисы создают рейтинги на основе отзывов пользователей, информация становится более объективной с увеличением числа поездок, это может в том числе обеспечить определенный уровень безопасности <12>.
(Назаров М.Ю.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Во-первых, для предпринимательской деятельности в условиях конкуренции важна деловая репутация. О недобросовестном поведении перевозчика быстро станет известно другим клиентом, особенно при современном развитии информационных технологий. Агрегаторы такси, также дорожащие собственной деловой репутацией, заботятся о том, чтобы о недобросовестности партнера сервисов было известно будущим пассажирам. Например, подобные сервисы создают рейтинги на основе отзывов пользователей, информация становится более объективной с увеличением числа поездок, это может в том числе обеспечить определенный уровень безопасности <12>.
Статья: Публичный договор в Гражданском кодексе РФ: промежуточные результаты и дальнейшие перспективы
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 6)В судебной практике также встречаются споры о понуждении агрегаторов такси к возобновлению исполнения договора с водителем, которому был заблокирован доступ к сервису. Исходя из судебных актов в соответствующих договорах предусматривается, что при наличии оснований полагать, что водитель службы такси не соответствует требованиям сервиса, агрегатор вправе приостановить последнему оказание услуг по предоставлению заказов. При этом позиция относительно качества оказываемых водителем услуг формируется на основании оценки водителя, осуществляемой пассажирами. Так, в одном из дел отстранение от услуг сервиса произошло, поскольку пользователи поставили водителю 150 негативных оценок, а его общая оценка составляла 4,46 баллов. На этот случай агрегатор предоставляет водителю возможность корректировки оценки путем использования дополнительных 150 поездок. При этом в случае дальнейшего падения рейтинга доступ к сервису блокируется на полгода <11>.
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 6)В судебной практике также встречаются споры о понуждении агрегаторов такси к возобновлению исполнения договора с водителем, которому был заблокирован доступ к сервису. Исходя из судебных актов в соответствующих договорах предусматривается, что при наличии оснований полагать, что водитель службы такси не соответствует требованиям сервиса, агрегатор вправе приостановить последнему оказание услуг по предоставлению заказов. При этом позиция относительно качества оказываемых водителем услуг формируется на основании оценки водителя, осуществляемой пассажирами. Так, в одном из дел отстранение от услуг сервиса произошло, поскольку пользователи поставили водителю 150 негативных оценок, а его общая оценка составляла 4,46 баллов. На этот случай агрегатор предоставляет водителю возможность корректировки оценки путем использования дополнительных 150 поездок. При этом в случае дальнейшего падения рейтинга доступ к сервису блокируется на полгода <11>.
Статья: Актуальные вопросы защиты социально-трудовых прав работников профсоюзами на современном этапе
(Купреев Я.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 4)Необходимо еще на стадии работы над законопроектами по регламентации таких форм занятости, как платформенная и самозанятость, решить вопрос об интеграции занятых в таких формах в российскую систему социального партнерства с целью обеспечения полноценной реализации профессиональными союзами своей защитной функции посредством, например, предоставления возможности самозанятым и платформенным занятым объединяться в профессиональные союзы системы Федерации независимых профсоюзов России. Сказанное относится не только к водителям такси, заключившим трудовой договор с перевозчиком, но и к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки посредством такси самостоятельно при наличии соответствующего разрешения, и к физическим лицам, имеющим соответствующее разрешение и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", хотя последние и осуществляют деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании гражданско-правового договора с агрегатором такси.
(Купреев Я.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 4)Необходимо еще на стадии работы над законопроектами по регламентации таких форм занятости, как платформенная и самозанятость, решить вопрос об интеграции занятых в таких формах в российскую систему социального партнерства с целью обеспечения полноценной реализации профессиональными союзами своей защитной функции посредством, например, предоставления возможности самозанятым и платформенным занятым объединяться в профессиональные союзы системы Федерации независимых профсоюзов России. Сказанное относится не только к водителям такси, заключившим трудовой договор с перевозчиком, но и к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки посредством такси самостоятельно при наличии соответствующего разрешения, и к физическим лицам, имеющим соответствующее разрешение и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", хотя последние и осуществляют деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании гражданско-правового договора с агрегатором такси.