Агенты валютного контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Агенты валютного контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики: Руководитель организации (иное лицо) привлекается к ответственности за совершение валютных операций по переводу денежных средств нерезиденту с использованием подложных документов (ст. 193.1 УК РФ)
(КонсультантПлюс, 2025)при переводе средств на счета нерезидента агенту валютного контроля (банку) предоставлены документы, содержащие недостоверные сведения об основаниях, целях, назначении перевода
(КонсультантПлюс, 2025)при переводе средств на счета нерезидента агенту валютного контроля (банку) предоставлены документы, содержащие недостоверные сведения об основаниях, целях, назначении перевода
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 24 "Права и обязанности резидентов и нерезидентов" Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле""Исходя из положений части 5 статьи 23, пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона N 173-ФЗ, резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы, связанные с проведением валютных операций, которые должны содержать достоверную информацию и быть действительными.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций
(КонсультантПлюс, 2025)К агентам валютного контроля относятся (ч. 3 ст. 22 Закона о валютном регулировании):
(КонсультантПлюс, 2025)К агентам валютного контроля относятся (ч. 3 ст. 22 Закона о валютном регулировании):
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ".
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ".
Энциклопедия спорных ситуаций по НДС.
Освобождаются ли от НДС операции банка, выполняемые в рамках валютного контроля
(КонсультантПлюс, 2025)Разъяснено, что услуги банка по выполнению функции агента валютного контроля, оформлению паспортов сделок по внешнеэкономическим операциям и предоставлению справок об отсутствии ссудной задолженности облагаются НДС.
Освобождаются ли от НДС операции банка, выполняемые в рамках валютного контроля
(КонсультантПлюс, 2025)Разъяснено, что услуги банка по выполнению функции агента валютного контроля, оформлению паспортов сделок по внешнеэкономическим операциям и предоставлению справок об отсутствии ссудной задолженности облагаются НДС.
Вопрос: Организация на УСН ("доходы минус расходы") с 2025 г. применяет ставку НДС 20%. При проведении валютного платежа банк списал вознаграждение с НДС за выполнение функций агента валютного контроля, но счет-фактуру не выставил. Можно ли учесть НДС в расходах?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация на УСН ("доходы минус расходы") с 2025 г. применяет ставку НДС 20%. При проведении валютного платежа банк списал вознаграждение с НДС за выполнение функций агента валютного контроля, но счет-фактуру не выставил. Можно ли учесть НДС в расходах?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация на УСН ("доходы минус расходы") с 2025 г. применяет ставку НДС 20%. При проведении валютного платежа банк списал вознаграждение с НДС за выполнение функций агента валютного контроля, но счет-фактуру не выставил. Можно ли учесть НДС в расходах?
Статья: Основания и порядок производства выемки. Комментарий к ст. 183 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)За разглашение банковской тайны Центральный банк РФ, руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), руководители государственных корпораций, публично-правовых компаний, руководители Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, орган валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ, и агенты валютного контроля, а также должностные лица и работники указанных органов и организаций несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)За разглашение банковской тайны Центральный банк РФ, руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), руководители государственных корпораций, публично-правовых компаний, руководители Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, орган валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ, и агенты валютного контроля, а также должностные лица и работники указанных органов и организаций несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.
Статья: Валютное регулирование как инструмент обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации в условиях глобальных вызовов
(Омельченко А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Полагаем, что валютное регулирование можно определить как комплекс мер правового, экономического и иного характера, направленных на защиту российской валюты (рубля) и обеспечение устойчивости денежного обращения Российской Федерации в целом. Собственно правовая составляющая валютного регулирования заключается в закреплении правил совершения валютных операций между резидентами и/или нерезидентами; определении особенностей учета и отчетности в отношении валютных операций; установлении ограничений по проведению валютных операций (валютных ограничений); проведении контроля со стороны органов и агентов валютного контроля, направленного на определение полноты выполнения возложенных на резидентов и нерезидентов обязательств в отношении государства, а также применении к лицам, допустившим нарушения в рассматриваемой области, мер принуждения.
(Омельченко А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Полагаем, что валютное регулирование можно определить как комплекс мер правового, экономического и иного характера, направленных на защиту российской валюты (рубля) и обеспечение устойчивости денежного обращения Российской Федерации в целом. Собственно правовая составляющая валютного регулирования заключается в закреплении правил совершения валютных операций между резидентами и/или нерезидентами; определении особенностей учета и отчетности в отношении валютных операций; установлении ограничений по проведению валютных операций (валютных ограничений); проведении контроля со стороны органов и агентов валютного контроля, направленного на определение полноты выполнения возложенных на резидентов и нерезидентов обязательств в отношении государства, а также применении к лицам, допустившим нарушения в рассматриваемой области, мер принуждения.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Соответствующим актом является Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", который согласно его ст. 2 (в ред. Федерального закона от 11 марта 2024 г. N 45-ФЗ <241>) устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в России, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой России, внутренними ценными бумагами за пределами территории России, цифровыми правами на территории России, валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, цифровыми правами, не являющимися валютными ценностями, на территории России, валютой России, внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Соответствующим актом является Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", который согласно его ст. 2 (в ред. Федерального закона от 11 марта 2024 г. N 45-ФЗ <241>) устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в России, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой России, внутренними ценными бумагами за пределами территории России, цифровыми правами на территории России, валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, цифровыми правами, не являющимися валютными ценностями, на территории России, валютой России, внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Статья: Правовой статус банков как субъектов таможенных отношений
(Агамагомедова С.А.)
("Банковское право", 2023, N 3)В рамках первого уровня действует целый ряд нормативно-правовых и иных актов, среди которых выделим Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 1459 "О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары" <15>; Постановление Правительства РФ от 11 сентября 2006 г. N 560 "Об утверждении Правил по обеспечению взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля, таможенных и налоговых органов как уполномоченных Правительством Российской Федерации органов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации" <16>; Положение Банка России от 30 ноября 2020 г. N 741-П "О порядке направления таможенным органом в банк отдельных документов таможенного органа в виде электронных документов, направления банком в таможенный орган сообщений, содержащих сведения об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банке и сведения об остатках электронных денежных средств, а также об установлении даты получения банком отдельных решений таможенного органа" <17>; Приказ ФТС России от 25 октября 2021 г. N 928 "Об утверждении форматов и структур отдельных документов таможенного органа в виде электронных документов, сведений об остатках денежных средств (драгоценных металлов)" <18> и другие.
(Агамагомедова С.А.)
("Банковское право", 2023, N 3)В рамках первого уровня действует целый ряд нормативно-правовых и иных актов, среди которых выделим Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 1459 "О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары" <15>; Постановление Правительства РФ от 11 сентября 2006 г. N 560 "Об утверждении Правил по обеспечению взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля, таможенных и налоговых органов как уполномоченных Правительством Российской Федерации органов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации" <16>; Положение Банка России от 30 ноября 2020 г. N 741-П "О порядке направления таможенным органом в банк отдельных документов таможенного органа в виде электронных документов, направления банком в таможенный орган сообщений, содержащих сведения об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банке и сведения об остатках электронных денежных средств, а также об установлении даты получения банком отдельных решений таможенного органа" <17>; Приказ ФТС России от 25 октября 2021 г. N 928 "Об утверждении форматов и структур отдельных документов таможенного органа в виде электронных документов, сведений об остатках денежных средств (драгоценных металлов)" <18> и другие.
Статья: Разграничение единой продолжаемой преступной деятельности и реальной совокупности преступлений, предусмотренных ст. 193.1 УК РФ: общетеоретический и практико-прикладной аспекты
(Василькова Е.В.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 2)К примеру, в одном из случаев судом как совокупность преступлений (по п. "а" ч. 2 ст. 193.1 УК РФ и по п. "а" ч. 3 ст. 193.1 УК РФ) квалифицированы действия А.А. Курленко, который в период с 13 февраля по 14 марта 2014 г., находясь на территории Санкт-Петербурга, умышленно совершил незаконные валютные операции по переводу денежных средств в рублях Российской Федерации на банковский счет компании-нерезидента "ЛАМАСКО", зарегистрированной на территории Эстонии, с предоставлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля и обслуживающей расчетный счет ООО "Трамал" (филиалу "Санкт-Петербургский" ОАО "Альфа-Банк"), документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода, в общей сумме 16 210 395 руб. (в виде оплаты оборудования суммами, не превышающими 50 000 долл. США по курсу ЦБ РФ по отношению к рублю на день осуществления валютных операций, что не требовало открытия паспорта сделки), т.е. в крупном размере.
(Василькова Е.В.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 2)К примеру, в одном из случаев судом как совокупность преступлений (по п. "а" ч. 2 ст. 193.1 УК РФ и по п. "а" ч. 3 ст. 193.1 УК РФ) квалифицированы действия А.А. Курленко, который в период с 13 февраля по 14 марта 2014 г., находясь на территории Санкт-Петербурга, умышленно совершил незаконные валютные операции по переводу денежных средств в рублях Российской Федерации на банковский счет компании-нерезидента "ЛАМАСКО", зарегистрированной на территории Эстонии, с предоставлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля и обслуживающей расчетный счет ООО "Трамал" (филиалу "Санкт-Петербургский" ОАО "Альфа-Банк"), документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода, в общей сумме 16 210 395 руб. (в виде оплаты оборудования суммами, не превышающими 50 000 долл. США по курсу ЦБ РФ по отношению к рублю на день осуществления валютных операций, что не требовало открытия паспорта сделки), т.е. в крупном размере.
Статья: Таможенный юридический комплаенс: направления развития
(Манохин В.С.)
("Таможенное дело", 2023, N 3)- банковский комплаенс. Контроль над участниками ВЭД при осуществлении банковских операций. Введенные санкции затруднили переводы иностранным контрагентам и вынудили искать иные пути для перевода или получения денежных средств. Некоторые авторы данную разновидность называют валютным комплаенсом, так как банки выступают как агенты валютного контроля и информируют уполномоченные органы в случае нарушения законодательства.
(Манохин В.С.)
("Таможенное дело", 2023, N 3)- банковский комплаенс. Контроль над участниками ВЭД при осуществлении банковских операций. Введенные санкции затруднили переводы иностранным контрагентам и вынудили искать иные пути для перевода или получения денежных средств. Некоторые авторы данную разновидность называют валютным комплаенсом, так как банки выступают как агенты валютного контроля и информируют уполномоченные органы в случае нарушения законодательства.
Статья: Подотчетное лицо - иностранный сотрудник
(Каравайкина Е.Е.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)- органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
(Каравайкина Е.Е.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)- органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
"Упрощенка: доходы минус расходы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)- плата за осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц по их банковским счетам, а также расходы в виде платы уполномоченному банку за осуществление им функций агента валютного контроля при проведении сделок по внешнеторговым контрактам (Письма Минфина России от 21.04.2014 N 03-11-06/2/18229, от 31.07.2008 N 03-11-04/2/117);
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)- плата за осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц по их банковским счетам, а также расходы в виде платы уполномоченному банку за осуществление им функций агента валютного контроля при проведении сделок по внешнеторговым контрактам (Письма Минфина России от 21.04.2014 N 03-11-06/2/18229, от 31.07.2008 N 03-11-04/2/117);