Аффилированность при госзакупках
Подборка наиболее важных документов по запросу Аффилированность при госзакупках (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Обоснование цены контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо заказчика могут привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, если при обосновании цены контракта с единственным поставщиком методом сопоставимых рыночных цен использованы ценовые предложения аффилированных лиц
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо заказчика могут привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, если при обосновании цены контракта с единственным поставщиком методом сопоставимых рыночных цен использованы ценовые предложения аффилированных лиц
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дисциплинарная ответственность за неурегулирование конфликта интересов при осуществлении государственных (муниципальных) закупок
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Анализ коррупционных практик в сфере государственных (муниципальных) закупок показывает, что большинство коррупционных схем построены на аффилированности служащих органа публичной власти субъекта РФ с физическими или юридическими лицами, участвующими в закупках. Наличие скрытой аффилированности обусловливает использование должностных полномочий в личных интересах для создания преференций собственному бизнесу или преимуществ для предпринимательской деятельности третьих лиц.
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Анализ коррупционных практик в сфере государственных (муниципальных) закупок показывает, что большинство коррупционных схем построены на аффилированности служащих органа публичной власти субъекта РФ с физическими или юридическими лицами, участвующими в закупках. Наличие скрытой аффилированности обусловливает использование должностных полномочий в личных интересах для создания преференций собственному бизнесу или преимуществ для предпринимательской деятельности третьих лиц.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;
Статья: Использование информационных ресурсов сети Интернет при проведении прокурорских проверок
(Шакирьянов М.М., Гудков М.С.)
("Законность", 2023, N 4)Например, интерфейс позволяет построить список исполнителей по муниципальным контрактам и по названию компании-исполнителя установить связи этой компании, в том числе осуществить проверки на аффилированность с контрагентами (выявление конфликта интересов).
(Шакирьянов М.М., Гудков М.С.)
("Законность", 2023, N 4)Например, интерфейс позволяет построить список исполнителей по муниципальным контрактам и по названию компании-исполнителя установить связи этой компании, в том числе осуществить проверки на аффилированность с контрагентами (выявление конфликта интересов).
Статья: Выгода посредника при осуществлении закупок жилых помещений для государственных нужд: прибыль от предпринимательской деятельности или причиненный преступлением ущерб?
(Россоха А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Так, в Алтайском крае при рассмотрении заявок о поставке жилых помещений выявлялось их несоответствие требованиям закона и аукционной документации, например неуказание страны происхождения товара либо отсутствие части страниц уставных документов. При этом виновное должностное лицо - член комиссии по осуществлению государственных закупок, несмотря на возражения иных членов комиссии, при обнаружении нарушений в заявке добросовестного поставщика использовало их в качестве основания для недопуска конкурента к участию в аукционе, но игнорировало точно такие же нарушения в случае обнаружения в заявке аффилированной организации.
(Россоха А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Так, в Алтайском крае при рассмотрении заявок о поставке жилых помещений выявлялось их несоответствие требованиям закона и аукционной документации, например неуказание страны происхождения товара либо отсутствие части страниц уставных документов. При этом виновное должностное лицо - член комиссии по осуществлению государственных закупок, несмотря на возражения иных членов комиссии, при обнаружении нарушений в заявке добросовестного поставщика использовало их в качестве основания для недопуска конкурента к участию в аукционе, но игнорировало точно такие же нарушения в случае обнаружения в заявке аффилированной организации.
Статья: Эстонское законодательство об уголовной ответственности юридических лиц
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2020, N 12)Одним из наиболее известных уголовных дел в отношении юридических лиц, расследовавшихся в Эстонии, стало так называемое "Дело об обмене земельными участками" в отношении строительной компании "АС Мерко Эхитус" о даче взятки эстонскому министру по охране окружающей среды и генеральному директору Земельного совета. Используя сложную коррупционную схему, указанная компания незаконно приобрела 37 земельных участков, находившихся в государственной собственности, общей стоимостью 12 млн евро и намеревалась незаконно приобрести еще 9 участков стоимостью 7,2 млн евро. На эту компанию было наложено денежное взыскание в размере 798 000 евро. В рамках этого же дела на аффилированное лицо компании "АС Мерко Эхитус" за дачу взятки эстонскому министру в целях получения преимущества при участии в государственных закупках для нового офисного здания министерства было наложено денежное взыскание в размере 127 823 евро <37>.
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2020, N 12)Одним из наиболее известных уголовных дел в отношении юридических лиц, расследовавшихся в Эстонии, стало так называемое "Дело об обмене земельными участками" в отношении строительной компании "АС Мерко Эхитус" о даче взятки эстонскому министру по охране окружающей среды и генеральному директору Земельного совета. Используя сложную коррупционную схему, указанная компания незаконно приобрела 37 земельных участков, находившихся в государственной собственности, общей стоимостью 12 млн евро и намеревалась незаконно приобрести еще 9 участков стоимостью 7,2 млн евро. На эту компанию было наложено денежное взыскание в размере 798 000 евро. В рамках этого же дела на аффилированное лицо компании "АС Мерко Эхитус" за дачу взятки эстонскому министру в целях получения преимущества при участии в государственных закупках для нового офисного здания министерства было наложено денежное взыскание в размере 127 823 евро <37>.
Статья: Проблемы правового и организационного обеспечения антикоррупционной политики в организациях детского отдыха и оздоровления
(Ваймер Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)Достаточно вспомнить событие, происшедшее в 2016 г. с отдыхающими подростками в парк-отеле "Сямозеро". Тогда жертвами преступного поведения должностных лиц стали четырнадцать детей, а причиной трагедии стала пронизывающая всю систему детского отдыха коррупция. Начиная от образования частного детского лагеря со множественными нарушениями санитарно-эпидемиологических норм, правил безопасности и заканчивая участием в государственных закупках, подходящих под полное описание объекта закупки с альтернативой аффилированного лица, и, как следствие, заключением государственных контрактов и их исполнением с грубейшими нарушениями.
(Ваймер Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)Достаточно вспомнить событие, происшедшее в 2016 г. с отдыхающими подростками в парк-отеле "Сямозеро". Тогда жертвами преступного поведения должностных лиц стали четырнадцать детей, а причиной трагедии стала пронизывающая всю систему детского отдыха коррупция. Начиная от образования частного детского лагеря со множественными нарушениями санитарно-эпидемиологических норм, правил безопасности и заканчивая участием в государственных закупках, подходящих под полное описание объекта закупки с альтернативой аффилированного лица, и, как следствие, заключением государственных контрактов и их исполнением с грубейшими нарушениями.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)При продаже предприятия должника - стратегической организации, предназначенной для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ, Российская Федерация имеет право преимущественного приобретения этого предприятия. К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)При продаже предприятия должника - стратегической организации, предназначенной для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ, Российская Федерация имеет право преимущественного приобретения этого предприятия. К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)С целью повышения и автоматизации внутреннего финансового контроля, обеспечения устойчивости, прозрачности финансовой системы государства, доступа к информации о состоянии общественных финансов внедрена информационно-аналитическая система Федерального казначейства. Данная система состоит из: информационно-аналитической системы мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (КПЭ), системы мониторинга и анализа государственных и муниципальных закупок, витрины данных и мобильного решения. Внедрение информационной системы Федеральным казначейством решает две глобальные задачи публичного финансового контроля: повышение оперативности и эффективности принятия управленческих решений и мониторинга и контроля за реализацией таких решений, что также способствует рациональному использованию бюджетных средств и обеспечению удовлетворения публичного интереса при реализации стоящих перед государством, субъектами РФ и муниципальными образованиями задач; с другой стороны, осуществляется общественный публичный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в связи с прозрачностью их деятельности. Системы КПЭ позволяют в автоматизированном режиме анализировать на предмет эффективности расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы при размещении и исполнении государственного и муниципального заказа. КПЭ, реализуя бюджетный мониторинг и аудит эффективности проведения закупок, позволяет на стадии предварительного внутреннего финансового (бюджетного) контроля обеспечить обоснованный прогноз закупок, эффективнее их спланировать. Инновационные технологии дают возможность осуществлять комплексный подход при проведении бюджетного мониторинга, более эффективно исполнять бюджетные обязательства, предупреждать совершение сделок с аффилированными и заинтересованными лицами, сделать выбор контрагентов более прозрачным и объективным при заключении государственных контрактов. Автоматизация аналитических и статистических отчетов позволяет получать объективную информацию и своевременно реагировать путем проведения проверок для предотвращения нецелевого использования бюджетных средств.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)С целью повышения и автоматизации внутреннего финансового контроля, обеспечения устойчивости, прозрачности финансовой системы государства, доступа к информации о состоянии общественных финансов внедрена информационно-аналитическая система Федерального казначейства. Данная система состоит из: информационно-аналитической системы мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (КПЭ), системы мониторинга и анализа государственных и муниципальных закупок, витрины данных и мобильного решения. Внедрение информационной системы Федеральным казначейством решает две глобальные задачи публичного финансового контроля: повышение оперативности и эффективности принятия управленческих решений и мониторинга и контроля за реализацией таких решений, что также способствует рациональному использованию бюджетных средств и обеспечению удовлетворения публичного интереса при реализации стоящих перед государством, субъектами РФ и муниципальными образованиями задач; с другой стороны, осуществляется общественный публичный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в связи с прозрачностью их деятельности. Системы КПЭ позволяют в автоматизированном режиме анализировать на предмет эффективности расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы при размещении и исполнении государственного и муниципального заказа. КПЭ, реализуя бюджетный мониторинг и аудит эффективности проведения закупок, позволяет на стадии предварительного внутреннего финансового (бюджетного) контроля обеспечить обоснованный прогноз закупок, эффективнее их спланировать. Инновационные технологии дают возможность осуществлять комплексный подход при проведении бюджетного мониторинга, более эффективно исполнять бюджетные обязательства, предупреждать совершение сделок с аффилированными и заинтересованными лицами, сделать выбор контрагентов более прозрачным и объективным при заключении государственных контрактов. Автоматизация аналитических и статистических отчетов позволяет получать объективную информацию и своевременно реагировать путем проведения проверок для предотвращения нецелевого использования бюджетных средств.
"Актуальные проблемы правового регулирования труда в государственных корпорациях и корпоративных объединениях: монография"
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)Тем не менее промышленные предприятия в России в настоящее время на постоянной основе сталкиваются с нехваткой кадров, что негативно отражается на выполнении производственного плана, особенно связанного с выполнением государственного оборонного заказа. В оборонной промышленности России широкий масштаб приобрела практика командирования работников от одного предприятия другому в целях недопущения срыва производственного плана. При этом целевое назначение указанного института совсем другое. Он предназначен лишь для выполнения служебного задания работодателя вне места постоянной работы, но не для выполнения трудовой функции в интересах лица, отличного от работодателя, а также под его контролем.
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)Тем не менее промышленные предприятия в России в настоящее время на постоянной основе сталкиваются с нехваткой кадров, что негативно отражается на выполнении производственного плана, особенно связанного с выполнением государственного оборонного заказа. В оборонной промышленности России широкий масштаб приобрела практика командирования работников от одного предприятия другому в целях недопущения срыва производственного плана. При этом целевое назначение указанного института совсем другое. Он предназначен лишь для выполнения служебного задания работодателя вне места постоянной работы, но не для выполнения трудовой функции в интересах лица, отличного от работодателя, а также под его контролем.
Статья: Финансовый мониторинг в сфере государственного оборонного заказа
(Фартунов Е.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)Так, Росфинмониторингом анализируются конечные получатели денежных средств, их бенефициарные владельцы и возможная связь с должностными лицами, использующими аффилированных подрядчиков в целях извлечения прибыли путем вывода денежных средств из легального оборота.
(Фартунов Е.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)Так, Росфинмониторингом анализируются конечные получатели денежных средств, их бенефициарные владельцы и возможная связь с должностными лицами, использующими аффилированных подрядчиков в целях извлечения прибыли путем вывода денежных средств из легального оборота.
Статья: Правовое регулирование системы государственных закупок как инструмента воздействия на внутреннюю экономику
(Боровик Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 12)3) также необходимо отметить, что значительные объемы финансовых средств, расходуемых в системе государственных закупок, и недостатки в правовой регламентации данной деятельности создают условия для возникновения недобросовестной конкуренции, сговора ее субъектов (заказчиков и поставщиков) и аффилированных с ними физических и юридических лиц, коррупции и других негативных явлений рыночной экономики, в совокупности повышающих экономические риски и снижающих привлекательность и эффективность функционирования данной системы;
(Боровик Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 12)3) также необходимо отметить, что значительные объемы финансовых средств, расходуемых в системе государственных закупок, и недостатки в правовой регламентации данной деятельности создают условия для возникновения недобросовестной конкуренции, сговора ее субъектов (заказчиков и поставщиков) и аффилированных с ними физических и юридических лиц, коррупции и других негативных явлений рыночной экономики, в совокупности повышающих экономические риски и снижающих привлекательность и эффективность функционирования данной системы;
Статья: Коррупционные правонарушения в сфере государственных (муниципальных) закупок
(Рерих Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)К административным коррупционным правонарушениям в сфере государственных (муниципальных) закупок зачастую относятся следующие составы: несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 7.29 КоАП РФ), нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст. 7.30 КоАП РФ), нарушение порядка заключения, изменения контракта (7.32 КоАП РФ) и др.
(Рерих Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)К административным коррупционным правонарушениям в сфере государственных (муниципальных) закупок зачастую относятся следующие составы: несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 7.29 КоАП РФ), нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст. 7.30 КоАП РФ), нарушение порядка заключения, изменения контракта (7.32 КоАП РФ) и др.