Аффилированность лиц закупки 44 ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Аффилированность лиц закупки 44 ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Участие в закупках аффилированных с заказчиком лиц Законом N 44-ФЗ прямо не запрещено. Однако необходимо учитывать, в частности, указанные выше ограничения, касающиеся состава комиссии, требования к участникам закупки об отсутствии конфликта интересов.
(КонсультантПлюс, 2025)Участие в закупках аффилированных с заказчиком лиц Законом N 44-ФЗ прямо не запрещено. Однако необходимо учитывать, в частности, указанные выше ограничения, касающиеся состава комиссии, требования к участникам закупки об отсутствии конфликта интересов.
Вопрос: Об участии аффилированного с заказчиком лица в закупке товаров, работ, услуг.
(Письмо Минэкономразвития России от 21.10.2015 N ОГ-Д28-13720)Часть 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ устанавливает единые требования, предъявляемые заказчиком к участникам закупки. При этом указанные требования не устанавливают ограничений для аффилированных лиц.
(Письмо Минэкономразвития России от 21.10.2015 N ОГ-Д28-13720)Часть 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ устанавливает единые требования, предъявляемые заказчиком к участникам закупки. При этом указанные требования не устанавливают ограничений для аффилированных лиц.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)Частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ установлены запреты на осуществление организатором закупки или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе на координацию деятельности участников закупки, создание преимущественных условий участия в закупке для отдельных ее участников (в том числе путем открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя закупки. По смыслу указанных норм не допускаются к участию в аукционе лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. Аналогичный запрет установлен частью 1 статьи 1, частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)Частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ установлены запреты на осуществление организатором закупки или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе на координацию деятельности участников закупки, создание преимущественных условий участия в закупке для отдельных ее участников (в том числе путем открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя закупки. По смыслу указанных норм не допускаются к участию в аукционе лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. Аналогичный запрет установлен частью 1 статьи 1, частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ.
Статья: Практика признания сделок раздробленными и применения последствий признания таких сделок недействительными
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Извлечение. В целях упрощения закупочной деятельности заказчиков и устранения противоречивой правоприменительной практики проектируются положения, допускающие осуществление нескольких закупок одноименных товаров, работ, услуг в пределах установленных п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ ограничений сумм закупок и годовых объемов закупок.
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Извлечение. В целях упрощения закупочной деятельности заказчиков и устранения противоречивой правоприменительной практики проектируются положения, допускающие осуществление нескольких закупок одноименных товаров, работ, услуг в пределах установленных п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ ограничений сумм закупок и годовых объемов закупок.
Готовое решение: Что нужно знать участникам закупок о реестре недобросовестных поставщиков по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)номер реестровой записи в едином реестре участников закупок (при проведении электронной закупки, в том числе закрытой).
(КонсультантПлюс, 2025)номер реестровой записи в едином реестре участников закупок (при проведении электронной закупки, в том числе закрытой).
Вопрос: Вправе ли заказчик использовать для обоснования НМЦК коммерческие предложения, полученные от аффилированных лиц?
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 8)Таким образом, формально Законом N 44-ФЗ не установлен запрет на использование информации, полученной от аффилированных лиц. Данный вывод в том числе подтверждается позицией Минфина России, изложенной в письмах от 12.12.2017 N 24-01-09/82766, от 18.05.2020 N 24-03-08/40635.
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 8)Таким образом, формально Законом N 44-ФЗ не установлен запрет на использование информации, полученной от аффилированных лиц. Данный вывод в том числе подтверждается позицией Минфина России, изложенной в письмах от 12.12.2017 N 24-01-09/82766, от 18.05.2020 N 24-03-08/40635.
Готовое решение: Неэффективное использование бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)приобретены товары (работы, услуги) по завышенным ценам или ненадлежащего качества. В основном это связано с нарушением положений Закона N 44-ФЗ, в котором также закреплен принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок (ст. 6, ч. 1 ст. 12 Закона N 44-ФЗ). Например, проверяющими может быть выявлено следующее:
(КонсультантПлюс, 2025)приобретены товары (работы, услуги) по завышенным ценам или ненадлежащего качества. В основном это связано с нарушением положений Закона N 44-ФЗ, в котором также закреплен принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок (ст. 6, ч. 1 ст. 12 Закона N 44-ФЗ). Например, проверяющими может быть выявлено следующее:
Статья: Пределы личного исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 3)С учетом изложенного при наличии любого из вышеназванных исключений - способа закупки и личности субподрядчика, связанного с подрядчиком отношениями "дочерности", - требование личного исполнения, предусмотренное ч. 2 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ, применению не подлежит.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 3)С учетом изложенного при наличии любого из вышеназванных исключений - способа закупки и личности субподрядчика, связанного с подрядчиком отношениями "дочерности", - требование личного исполнения, предусмотренное ч. 2 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ, применению не подлежит.
Статья: Требование об отсутствии конфликта интересов между должностными лицами заказчика и участниками закупок
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)В п. 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ <14>, Верховный Суд РФ отметил, что конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей, указанных в данной норме, но и в отношении должностных лиц (в частности, их заместителей), непосредственно участвующих в осуществлении закупки и полномочия которых являются тождественными по функциональным обязанностям полномочиям руководителя, позволяют влиять на процедуру закупки и результат ее проведения.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)В п. 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ <14>, Верховный Суд РФ отметил, что конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей, указанных в данной норме, но и в отношении должностных лиц (в частности, их заместителей), непосредственно участвующих в осуществлении закупки и полномочия которых являются тождественными по функциональным обязанностям полномочиям руководителя, позволяют влиять на процедуру закупки и результат ее проведения.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Как быть, если с участником закупки аффилирован работник заказчика, не имеющий отношения к закупочному процессу?
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Как быть, если с участником закупки аффилирован работник заказчика, не имеющий отношения к закупочному процессу?