Аффилированность 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Аффилированность 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Обоснование цены контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта... коммерческие предложения получены Б. от аффилированного заинтересованного круга лиц.
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта... коммерческие предложения получены Б. от аффилированного заинтересованного круга лиц.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Гарантийное письмо
(КонсультантПлюс, 2025)Указанное письмо не освобождает Администрацию, не являющуюся субъектом предпринимательской деятельности, от необходимости соблюдения бюджетного законодательства и установленной Законом N 44-ФЗ процедуры проведения конкурентной процедуры для заключения контракта на поставку товаров. Несоблюдение положений Закона N 44-ФЗ и поставка товара в обход конкурентной процедуры определения поставщика исключает действительность каких-либо заверений или гарантий..."
(КонсультантПлюс, 2025)Указанное письмо не освобождает Администрацию, не являющуюся субъектом предпринимательской деятельности, от необходимости соблюдения бюджетного законодательства и установленной Законом N 44-ФЗ процедуры проведения конкурентной процедуры для заключения контракта на поставку товаров. Несоблюдение положений Закона N 44-ФЗ и поставка товара в обход конкурентной процедуры определения поставщика исключает действительность каких-либо заверений или гарантий..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Участие в закупках аффилированных с заказчиком лиц Законом N 44-ФЗ прямо не запрещено. Однако необходимо учитывать, в частности, указанные выше ограничения, касающиеся состава комиссии, требования к участникам закупки об отсутствии конфликта интересов.
(КонсультантПлюс, 2025)Участие в закупках аффилированных с заказчиком лиц Законом N 44-ФЗ прямо не запрещено. Однако необходимо учитывать, в частности, указанные выше ограничения, касающиеся состава комиссии, требования к участникам закупки об отсутствии конфликта интересов.
Вопрос: Об участии аффилированного с заказчиком лица в закупке товаров, работ, услуг.
(Письмо Минэкономразвития России от 21.10.2015 N ОГ-Д28-13720)Часть 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ устанавливает единые требования, предъявляемые заказчиком к участникам закупки. При этом указанные требования не устанавливают ограничений для аффилированных лиц.
(Письмо Минэкономразвития России от 21.10.2015 N ОГ-Д28-13720)Часть 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ устанавливает единые требования, предъявляемые заказчиком к участникам закупки. При этом указанные требования не устанавливают ограничений для аффилированных лиц.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)Частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ установлены запреты на осуществление организатором закупки или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе на координацию деятельности участников закупки, создание преимущественных условий участия в закупке для отдельных ее участников (в том числе путем открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя закупки. По смыслу указанных норм не допускаются к участию в аукционе лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. Аналогичный запрет установлен частью 1 статьи 1, частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)Частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ установлены запреты на осуществление организатором закупки или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе на координацию деятельности участников закупки, создание преимущественных условий участия в закупке для отдельных ее участников (в том числе путем открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя закупки. По смыслу указанных норм не допускаются к участию в аукционе лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. Аналогичный запрет установлен частью 1 статьи 1, частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ.
Готовое решение: В каком порядке провести открытый электронный аукцион по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)участником закупки является юрлицо, зарегистрированное на территории государства - члена ЕАЭС, или гражданин такого государства и до даты подведения итогов рассмотрения заявок на необходимый счет не поступили средства для обеспечения заявки. В такой ситуации заявка отклоняется в порядке, который установлен для случая, предусмотренного п. 7 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ (пп. "в" п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.04.2023 N 579);
(КонсультантПлюс, 2025)участником закупки является юрлицо, зарегистрированное на территории государства - члена ЕАЭС, или гражданин такого государства и до даты подведения итогов рассмотрения заявок на необходимый счет не поступили средства для обеспечения заявки. В такой ситуации заявка отклоняется в порядке, который установлен для случая, предусмотренного п. 7 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ (пп. "в" п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.04.2023 N 579);
Вопрос: Вправе ли заказчик использовать для обоснования НМЦК коммерческие предложения, полученные от аффилированных лиц?
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 8)Таким образом, формально Законом N 44-ФЗ не установлен запрет на использование информации, полученной от аффилированных лиц. Данный вывод в том числе подтверждается позицией Минфина России, изложенной в письмах от 12.12.2017 N 24-01-09/82766, от 18.05.2020 N 24-03-08/40635.
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 8)Таким образом, формально Законом N 44-ФЗ не установлен запрет на использование информации, полученной от аффилированных лиц. Данный вывод в том числе подтверждается позицией Минфина России, изложенной в письмах от 12.12.2017 N 24-01-09/82766, от 18.05.2020 N 24-03-08/40635.
Готовое решение: Как обосновать начальную максимальную цену контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Вправе ли заказчик использовать для обоснования НМЦК коммерческие предложения, полученные от аффилированных лиц
(КонсультантПлюс, 2025)Вправе ли заказчик использовать для обоснования НМЦК коммерческие предложения, полученные от аффилированных лиц
Готовое решение: Как провести открытый электронный конкурс по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)независимая гарантия не соответствует требованиям ч. 2, 3, 8.2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ;
(КонсультантПлюс, 2025)независимая гарантия не соответствует требованиям ч. 2, 3, 8.2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ;
Готовое решение: Как рассчитать и обосновать цену контракта с единственным поставщиком
(КонсультантПлюс, 2025)Использование коммерческих предложений, поступивших на электронную почту в отсканированном виде или по факсу, Законом N 44-ФЗ не запрещено (Письмо Минфина России от 25.02.2020 N 24-01-08/13316).
(КонсультантПлюс, 2025)Использование коммерческих предложений, поступивших на электронную почту в отсканированном виде или по факсу, Законом N 44-ФЗ не запрещено (Письмо Минфина России от 25.02.2020 N 24-01-08/13316).
Статья: О закупках услуг по осуществлению строительного контроля
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 5)Согласно п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ одним из обязательных требований к участнику закупки является отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ. Следовательно, в случае установления конкурсной комиссией признаков аффилированности участника конкурса с подрядчиком заявка такого участника должна быть отклонена.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 5)Согласно п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ одним из обязательных требований к участнику закупки является отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ. Следовательно, в случае установления конкурсной комиссией признаков аффилированности участника конкурса с подрядчиком заявка такого участника должна быть отклонена.
Готовое решение: Неэффективное использование бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)приобретены товары (работы, услуги) по завышенным ценам или ненадлежащего качества. В основном это связано с нарушением положений Закона N 44-ФЗ, в котором также закреплен принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок (ст. 6, ч. 1 ст. 12 Закона N 44-ФЗ). Например, проверяющими может быть выявлено следующее:
(КонсультантПлюс, 2025)приобретены товары (работы, услуги) по завышенным ценам или ненадлежащего качества. В основном это связано с нарушением положений Закона N 44-ФЗ, в котором также закреплен принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок (ст. 6, ч. 1 ст. 12 Закона N 44-ФЗ). Например, проверяющими может быть выявлено следующее:
Статья: Диалог с участниками рынка: переговоры или сговор в корпоративных закупках?
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Метод сопоставимых рыночных цен предполагает не только работу с коммерческими предложениями потенциальных поставщиков, но и анализ любой общедоступной информации (ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ), только так можно купировать риски искажения начальной цены контракта. Причем не исключается использование сведений об уже исполненных контрактах, а также сбор ценовой информации от аффилированных лиц (с заказчиком или между собой). Хотя формального запрета действительно не существует, искажающий эффект от таких ценовых предложений налицо. Однако следует признать, что и введение запрета результативным не будет: у заказчиков просто отсутствуют ресурсы для проверки такой информации, аффилированность может быть только предположительной.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Метод сопоставимых рыночных цен предполагает не только работу с коммерческими предложениями потенциальных поставщиков, но и анализ любой общедоступной информации (ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ), только так можно купировать риски искажения начальной цены контракта. Причем не исключается использование сведений об уже исполненных контрактах, а также сбор ценовой информации от аффилированных лиц (с заказчиком или между собой). Хотя формального запрета действительно не существует, искажающий эффект от таких ценовых предложений налицо. Однако следует признать, что и введение запрета результативным не будет: у заказчиков просто отсутствуют ресурсы для проверки такой информации, аффилированность может быть только предположительной.
Статья: К вопросу об источниках бюджетной неэффективности государственных закупок (на примере закупок кирпича)
(Ионкина К.А., Матвеев Е.О., Плеханова Л.С.)
("Закон", 2023, N 2)В частности, Законом N 44-ФЗ никак не регламентируется круг контрагентов, от которых можно получить информацию о ценах на товары. Таким образом, заказчик имеет возможность формировать НМЦК на основе завышенных цен от дружественных или аффилированных поставщиков.
(Ионкина К.А., Матвеев Е.О., Плеханова Л.С.)
("Закон", 2023, N 2)В частности, Законом N 44-ФЗ никак не регламентируется круг контрагентов, от которых можно получить информацию о ценах на товары. Таким образом, заказчик имеет возможность формировать НМЦК на основе завышенных цен от дружественных или аффилированных поставщиков.
Статья: Практика признания сделок раздробленными и применения последствий признания таких сделок недействительными
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Правовая оценка суда: спорные договоры заключены с разными лицами, аффилированность которых не доказана, относятся к разным видам договоров (подряд и поставка), имеют неидентичный предмет и различные сроки исполнения обязательств. По спорным договорам работы выполнены (товар поставлен) в соответствии с их условиями, стоимость договоров не превышает ограничений, установленных п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Правовая оценка суда: спорные договоры заключены с разными лицами, аффилированность которых не доказана, относятся к разным видам договоров (подряд и поставка), имеют неидентичный предмет и различные сроки исполнения обязательств. По спорным договорам работы выполнены (товар поставлен) в соответствии с их условиями, стоимость договоров не превышает ограничений, установленных п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.