Администрирование страховых взносов ПФР
Подборка наиболее важных документов по запросу Администрирование страховых взносов ПФР (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Индивидуальный предприниматель за 2016 год уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, превышающем установленный законом, в связи с чем в 2019 году обратился в Пенсионный фонд РФ с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм. Фонд отказал в возврате излишне уплаченных взносов, указав на наличие у плательщика ряда задолженностей. Также Фонд указал, что не может быть ответчиком по заявленному требованию, поскольку с 01.01.2017 администрирование страховых взносов передано от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в Федеральную налоговую службу и соответствующие территориальные налоговые органы. Суд обязал Фонд вынести решение о начислении и выплате предпринимателю процентов на сумму несвоевременно возвращенных излишне уплаченных страховых взносов и направить указанное решение на исполнение в налоговый орган по месту учета предпринимателя. Поскольку речь идет о возврате переплаты по страховым взносам, возникшей до 01.01.2017, органом, полномочным принимать решения о ее возврате и о начислении процентов на сумму несвоевременно возвращенных взносов и пеней, является именно Фонд, а органом, обязанным исполнять указанное решение, после 01.01.2017 является налоговая инспекция по месту учета налогоплательщика. Суд отметил, что плательщик, осуществляя спорные платежи, четко указал их назначение - в оплату за 2016 год, в связи с чем у Фонда не имелось законных оснований зачесть платежи в счет других обязательств за периоды 2013, 2014, 2015 годов. Кроме того, Фонд не представил документального подтверждения образования недоимки за периоды, в счет которых проведен зачет, расчет недоимки, доказательств выставления требований по уплате указанной недоимки, взыскания этой недоимки во внесудебном или судебном порядке.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Индивидуальный предприниматель за 2016 год уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, превышающем установленный законом, в связи с чем в 2019 году обратился в Пенсионный фонд РФ с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм. Фонд отказал в возврате излишне уплаченных взносов, указав на наличие у плательщика ряда задолженностей. Также Фонд указал, что не может быть ответчиком по заявленному требованию, поскольку с 01.01.2017 администрирование страховых взносов передано от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в Федеральную налоговую службу и соответствующие территориальные налоговые органы. Суд обязал Фонд вынести решение о начислении и выплате предпринимателю процентов на сумму несвоевременно возвращенных излишне уплаченных страховых взносов и направить указанное решение на исполнение в налоговый орган по месту учета предпринимателя. Поскольку речь идет о возврате переплаты по страховым взносам, возникшей до 01.01.2017, органом, полномочным принимать решения о ее возврате и о начислении процентов на сумму несвоевременно возвращенных взносов и пеней, является именно Фонд, а органом, обязанным исполнять указанное решение, после 01.01.2017 является налоговая инспекция по месту учета налогоплательщика. Суд отметил, что плательщик, осуществляя спорные платежи, четко указал их назначение - в оплату за 2016 год, в связи с чем у Фонда не имелось законных оснований зачесть платежи в счет других обязательств за периоды 2013, 2014, 2015 годов. Кроме того, Фонд не представил документального подтверждения образования недоимки за периоды, в счет которых проведен зачет, расчет недоимки, доказательств выставления требований по уплате указанной недоимки, взыскания этой недоимки во внесудебном или судебном порядке.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 59 "Признание задолженности безнадежной к взысканию и ее списание" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию заявителя неправомерной, оспариваемая в рамках настоящего дела задолженность образовалась в связи с подачей расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. Меры по ее взысканию принимались ПФР, а впоследствии права администрирования были переданы налоговому органу, в связи с чем у налогового органа отсутствует право по повторному применению мер принудительного взыскания.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию заявителя неправомерной, оспариваемая в рамках настоящего дела задолженность образовалась в связи с подачей расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. Меры по ее взысканию принимались ПФР, а впоследствии права администрирования были переданы налоговому органу, в связи с чем у налогового органа отсутствует право по повторному применению мер принудительного взыскания.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Индивидуальный предприниматель"
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Администрирование страховых взносов уже давно было передано от ПФР и ФСС РФ в налоговую службу. Это означает, что функции по контролю уплаты страховых взносов осуществляет ФНС России.
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Администрирование страховых взносов уже давно было передано от ПФР и ФСС РФ в налоговую службу. Это означает, что функции по контролю уплаты страховых взносов осуществляет ФНС России.
Статья: Место страховых взносов в налоговой системе Российской Федерации
(Князева Е.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 1)Администрирование уплаты страховых взносов перешло в ведение ПФР и ФОСС. Необходимо отметить, что Фонд обязательного медицинского страхования с самого начала его создания не обладал контрольными полномочиями по уплате страховых взносов. Его контрольные полномочия находились у ФОСС.
(Князева Е.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 1)Администрирование уплаты страховых взносов перешло в ведение ПФР и ФОСС. Необходимо отметить, что Фонд обязательного медицинского страхования с самого начала его создания не обладал контрольными полномочиями по уплате страховых взносов. Его контрольные полномочия находились у ФОСС.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 15.01.2016 N 13
"О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования"по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
"О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования"по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Распоряжение Правительства РФ от 04.07.2017 N 1418-р
(ред. от 22.11.2022)
<Об утверждении Концепции формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации>
(вместе с "Планом мероприятий ("дорожной картой") по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации")В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования" Федеральной налоговой службе переданы функции по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, что позволяет налоговым органам осуществлять контроль начисления и уплаты всех видов налогов и сборов физическими лицами, а также обеспечить возможность перехода на расчет сумм налогового платежа на доходы физических лиц налоговыми органами на основе предоставляемых организациями-работодателями сведений о начислении заработной платы.
(ред. от 22.11.2022)
<Об утверждении Концепции формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации>
(вместе с "Планом мероприятий ("дорожной картой") по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации")В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования" Федеральной налоговой службе переданы функции по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, что позволяет налоговым органам осуществлять контроль начисления и уплаты всех видов налогов и сборов физическими лицами, а также обеспечить возможность перехода на расчет сумм налогового платежа на доходы физических лиц налоговыми органами на основе предоставляемых организациями-работодателями сведений о начислении заработной платы.
Статья: Принципы и модели организации пенсионной системы государства
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)В течение восьми с половиной лет существования ЕСН установилось и функционировало в стационарном режиме финансовое и информационное взаимодействие между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом РФ, позволявшее финансировать пенсии, вести персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц и решать вопросы задолженности по страховым взносам. Но на протяжении этих лет решение о ЕСН подвергалось критике и корректировке. Причем критика сводилась в основном к терминологическим вопросам (страховые взносы не могут быть налогом потому, что они являются отложенной заработной платой и т.п.), поскольку с финансовой точки зрения обе схемы тождественны. В то же время переход от страховых взносов к ЕСН не сопровождался ни методическими разработками, ни организационно-экономическими мерами, видимо, в Правительстве посчитали, что раз закон принят, то остальное само собой образуется. Ухудшение положения с бюджетами внебюджетных социальных фондов после введения ЕСН было отмечено аудиторской проверкой Счетной палаты РФ в 2005 г. <13> В 2009 г. ЕСН был отменен: был принят Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, согласно которому администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) было возложено на Пенсионный фонд РФ.
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)В течение восьми с половиной лет существования ЕСН установилось и функционировало в стационарном режиме финансовое и информационное взаимодействие между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом РФ, позволявшее финансировать пенсии, вести персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц и решать вопросы задолженности по страховым взносам. Но на протяжении этих лет решение о ЕСН подвергалось критике и корректировке. Причем критика сводилась в основном к терминологическим вопросам (страховые взносы не могут быть налогом потому, что они являются отложенной заработной платой и т.п.), поскольку с финансовой точки зрения обе схемы тождественны. В то же время переход от страховых взносов к ЕСН не сопровождался ни методическими разработками, ни организационно-экономическими мерами, видимо, в Правительстве посчитали, что раз закон принят, то остальное само собой образуется. Ухудшение положения с бюджетами внебюджетных социальных фондов после введения ЕСН было отмечено аудиторской проверкой Счетной палаты РФ в 2005 г. <13> В 2009 г. ЕСН был отменен: был принят Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, согласно которому администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) было возложено на Пенсионный фонд РФ.