Администрирование доходов в 2020 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Администрирование доходов в 2020 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Коррупция в таможенных органах России: противодействие в современных реалиях
(Федоренко Д.Н.)
("Таможенное дело", 2021, N 4)Хотелось бы отметить, что за первое полугодие 2021 г. в период, когда пандемия стала оказывать меньше влияния на экономику и иные сферы деятельности, произошел рост выявленных коррупционных преступлений в целом по стране на 16% <14>, в том числе выявленных подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов на 55,6% <15>. Притом по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. сумма доходов федерального бюджета, администрируемых ФТС России, увеличилась на 45,0% <16>.
(Федоренко Д.Н.)
("Таможенное дело", 2021, N 4)Хотелось бы отметить, что за первое полугодие 2021 г. в период, когда пандемия стала оказывать меньше влияния на экономику и иные сферы деятельности, произошел рост выявленных коррупционных преступлений в целом по стране на 16% <14>, в том числе выявленных подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов на 55,6% <15>. Притом по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. сумма доходов федерального бюджета, администрируемых ФТС России, увеличилась на 45,0% <16>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"8) администрирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от денежных взысканий (штрафов), поступающих в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, осуществляется администратором доходов бюджета, которым ведется учет указанной задолженности.
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"8) администрирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от денежных взысканий (штрафов), поступающих в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, осуществляется администратором доходов бюджета, которым ведется учет указанной задолженности.
Приказ Минфина России от 26.04.2022 N 62н
(ред. от 17.12.2024)
"Об определении требований к лицам, осуществляющим доставку товаров для личного пользования в качестве экспресс-грузов и декларирование товаров для личного пользования, доставляемых в адрес физических лиц в качестве экспресс-грузов, и порядка совершения таможенных операций в отношении таких товаров, включая операции по уплате таможенных пошлин, налогов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.09.2022 N 69906)7) не иметь невыполненной обязанности по уплате административного штрафа, назначенного юридическому лицу на основании вступивших в законную силу одного и более постановлений по делам об административных правонарушениях, производство по которым осуществлялось таможенными органами Российской Федерации, и администрирование доходов бюджетной системы Российской Федерации по которому отнесено к компетенции таможенных органов, за исключением случаев, если срок исполнения постановления о наложении административного штрафа, установленный частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2020, N 26, ст. 4001), не истек;
(ред. от 17.12.2024)
"Об определении требований к лицам, осуществляющим доставку товаров для личного пользования в качестве экспресс-грузов и декларирование товаров для личного пользования, доставляемых в адрес физических лиц в качестве экспресс-грузов, и порядка совершения таможенных операций в отношении таких товаров, включая операции по уплате таможенных пошлин, налогов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.09.2022 N 69906)7) не иметь невыполненной обязанности по уплате административного штрафа, назначенного юридическому лицу на основании вступивших в законную силу одного и более постановлений по делам об административных правонарушениях, производство по которым осуществлялось таможенными органами Российской Федерации, и администрирование доходов бюджетной системы Российской Федерации по которому отнесено к компетенции таможенных органов, за исключением случаев, если срок исполнения постановления о наложении административного штрафа, установленный частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2020, N 26, ст. 4001), не истек;
Статья: Бюджетное администрирование как правовая категория
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2022, N 5)8. Журавлева О.Р. О некоторых вопросах, возникающих в практике арбитражных судов в связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование налоговым органам с 1 января 2017 года / О.Р. Журавлева // Арбитражные споры. 2020. N 1 (89). С. 17 - 27.
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2022, N 5)8. Журавлева О.Р. О некоторых вопросах, возникающих в практике арбитражных судов в связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование налоговым органам с 1 января 2017 года / О.Р. Журавлева // Арбитражные споры. 2020. N 1 (89). С. 17 - 27.
Статья: Пути повышения эффективности расходования бюджетных средств в таможенных органах на примере центрального таможенного управления
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)3. Мохнаткина Л.Б. Совершенствование подходов к классификации и группировке расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации / Л.Б. Мохнаткина // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. N 4 (33). С. 245 - 248. DOI: 10.26140/anie-2020-0904-0057. EDN: LLACXS.
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)3. Мохнаткина Л.Б. Совершенствование подходов к классификации и группировке расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации / Л.Б. Мохнаткина // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. N 4 (33). С. 245 - 248. DOI: 10.26140/anie-2020-0904-0057. EDN: LLACXS.
Статья: Повышение качества таможенного администрирования: правовой аспект
(Мильшина И.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)<6> Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г." (ред. от 21.07.2020) // СЗ РФ. 2018. N 20. Ст. 2817; 2020. N 30. Ст. 4848.
(Мильшина И.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)<6> Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г." (ред. от 21.07.2020) // СЗ РФ. 2018. N 20. Ст. 2817; 2020. N 30. Ст. 4848.
Статья: Применение риск-ориентированного подхода при контроле таможенной стоимости товаров
(Сидорова Е.Ю., Хусаинова В.Ю.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)10. Немирова Г.И. Анализ контроля таможенной стоимости товаров в системе администрирования таможенных доходов / Г.И. Немирова, А.М. Иванова // Экономические отношения. 2022. N 3. С. 451 - 472.
(Сидорова Е.Ю., Хусаинова В.Ю.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)10. Немирова Г.И. Анализ контроля таможенной стоимости товаров в системе администрирования таможенных доходов / Г.И. Немирова, А.М. Иванова // Экономические отношения. 2022. N 3. С. 451 - 472.
Статья: Включение дивидендов в таможенную стоимость товаров: аспекты судебной практики
(Марков Д.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)Объем поступлений сумм таможенных платежей в федеральный бюджет является стабильно высоким, что отражает важное фискальное значение данной категории обязательных платежей. Так, сумма доходов бюджета, администрируемых ФТС России, за 2022 г. составила 6,2 трлн рублей <2>. Представляется очевидным, что полнота и своевременность перечисления средств в бюджет зависит от правильности исчисления сумм данных платежей, в том числе от определения базы таможенного обложения.
(Марков Д.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)Объем поступлений сумм таможенных платежей в федеральный бюджет является стабильно высоким, что отражает важное фискальное значение данной категории обязательных платежей. Так, сумма доходов бюджета, администрируемых ФТС России, за 2022 г. составила 6,2 трлн рублей <2>. Представляется очевидным, что полнота и своевременность перечисления средств в бюджет зависит от правильности исчисления сумм данных платежей, в том числе от определения базы таможенного обложения.
Статья: Исследование теоретико-правовых основ порядка проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров
(Скудалова Т.В., Арабян М.С., Безрукова Д.Ю.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Объекты контроля таможенной стоимости - это представляемые таможенным органам при декларировании документы, в том числе таможенная декларация, и ее составная часть: декларация таможенной стоимости; документы, указываемые в графе 44 таможенной декларации; документы, запрашиваемые в связи с проведением контроля таможенной стоимости; содержащиеся в таких документах сведения, которые либо непосредственно относятся к таможенной стоимости, либо могут быть использованы для подтверждения достоверности и полноты таких сведений <5>; пояснения декларанта <6>. Субъектами контрольного мероприятия выступают уполномоченные должностные лица таможенных органов, на которых возложены функции по осуществлению данного направления деятельности <7>, или должностные лица специализированных подразделений таможенных органов <8>. В сферу контроля таможенной стоимости входят: таможенно-тарифное регулирование; осуществляемое таможенными органами нетарифное регулирование, меры которого базируются на использовании таможенной стоимости; валютное регулирование; контроль за совершением внешнеторговых бартерных сделок; направление по выявлению, предупреждению и пресечению некоторых административных правонарушений; статистика. Нормативно-правовая база включает акты, регламентирующие те или иные аспекты данного контрольного механизма на уровне международного права (Соглашение о применении ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГААТ) 1994 г., ГААТ, Киотская конвенция или Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973), права ЕАЭС (ТК ЕАЭС, решения Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 N 42, от 16.10.2018 N 160, от 10.12.2013 N 289) и национального законодательства Российской Федерации (преимущественно по вопросам, касающимся вывоза) (Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ, Приказы Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2020 N 175н и от 24.08.2020 N 173н и ФТС России от 21.05.2021 N 436 (далее - Приказ ФТС России N 436), от 13.10.2017 N 1627, от 27.01.2011 N 152, от 25.08.2009 N 1560). Цели контроля таможенной стоимости предполагают: объективную оценку товаров в стоимостном выражении; обеспечение поступления в бюджет государства администрируемых таможенными органами доходов в полном объеме и своевременно; эффективное и результативное применение определенных мер нетарифного регулирования; ведение статистики (специальной таможенной статистики и таможенной статистики ВЭД) <9>; реализация других мер государственного регулирования; профилактика административных правонарушений (а именно классифицируемых по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Основная задача контрольного мероприятия состоит в установлении факта соответствия нормам таможенного права величины таможенной стоимости и ее заявления декларантом <10>. Такая задача включает подзадачи или операции по проверке: правильности выбора метода определения таможенной стоимости и его применения согласно нормам; верности и обоснованности указанной структуры таможенной стоимости для расчета ее величины; наличия всех документов, достаточных для того, чтобы доказать достоверность заявленных соответствующих сведений; соблюдения правил отложенного определения стоимости в таможенных целях <11>. Должностные лица таможенных органов обязаны придерживаться принципов контроля таможенной стоимости. К ним относятся следующие принципы: законности <12>, обязательности, применения СУР, сотрудничества <13>, выборочности <14>, принцип презумпции достоверности заявляемых сведений и документов <15>, а также принципы определения таможенной стоимости. Особое внимание следует уделить принципу использования информации, отвечающей критериям достоверности, количественной определенности и документального подтверждения <16>. Нормативных определений данных терминов не выработано. Согласно специальным источникам и правовой базе информация признается достоверной в том случае, если она соответствует действительности, количественно определенной - если в документах на товары содержатся данные, позволяющие установить денежное выражение таможенной стоимости, документально подтвержденной - если декларант располагает всеми документами, на основании данных которых осуществлялось определение размера таможенной стоимости <17>. С принципом использования декларантом при декларировании произвольной или фиктивной таможенной стоимости возникают те же трудности применения <18>. Основные применяемые формы контроля таможенной стоимости - это как проверка таможенных и иных документов и/или сведений, так и таможенная проверка. В ТК ЕАЭС закреплены шесть методов определения таможенной стоимости: по стоимости сделки с товарами; по стоимости сделки с идентичными товарами; по стоимости сделки с однородными товарами; вычитания; сложения; резервный <19>. Для вывозимых товаров Правительством Российской Федерации <20> определены такие же методы, кроме четвертого <21>. Для всех методов закрепляются условия их применения, в том числе условия и обстоятельства сделки, критерии времени, пространства, количества и стоимости. Выбор метода связан еще и с видом сделки <22>.
(Скудалова Т.В., Арабян М.С., Безрукова Д.Ю.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Объекты контроля таможенной стоимости - это представляемые таможенным органам при декларировании документы, в том числе таможенная декларация, и ее составная часть: декларация таможенной стоимости; документы, указываемые в графе 44 таможенной декларации; документы, запрашиваемые в связи с проведением контроля таможенной стоимости; содержащиеся в таких документах сведения, которые либо непосредственно относятся к таможенной стоимости, либо могут быть использованы для подтверждения достоверности и полноты таких сведений <5>; пояснения декларанта <6>. Субъектами контрольного мероприятия выступают уполномоченные должностные лица таможенных органов, на которых возложены функции по осуществлению данного направления деятельности <7>, или должностные лица специализированных подразделений таможенных органов <8>. В сферу контроля таможенной стоимости входят: таможенно-тарифное регулирование; осуществляемое таможенными органами нетарифное регулирование, меры которого базируются на использовании таможенной стоимости; валютное регулирование; контроль за совершением внешнеторговых бартерных сделок; направление по выявлению, предупреждению и пресечению некоторых административных правонарушений; статистика. Нормативно-правовая база включает акты, регламентирующие те или иные аспекты данного контрольного механизма на уровне международного права (Соглашение о применении ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГААТ) 1994 г., ГААТ, Киотская конвенция или Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973), права ЕАЭС (ТК ЕАЭС, решения Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 N 42, от 16.10.2018 N 160, от 10.12.2013 N 289) и национального законодательства Российской Федерации (преимущественно по вопросам, касающимся вывоза) (Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ, Приказы Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2020 N 175н и от 24.08.2020 N 173н и ФТС России от 21.05.2021 N 436 (далее - Приказ ФТС России N 436), от 13.10.2017 N 1627, от 27.01.2011 N 152, от 25.08.2009 N 1560). Цели контроля таможенной стоимости предполагают: объективную оценку товаров в стоимостном выражении; обеспечение поступления в бюджет государства администрируемых таможенными органами доходов в полном объеме и своевременно; эффективное и результативное применение определенных мер нетарифного регулирования; ведение статистики (специальной таможенной статистики и таможенной статистики ВЭД) <9>; реализация других мер государственного регулирования; профилактика административных правонарушений (а именно классифицируемых по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Основная задача контрольного мероприятия состоит в установлении факта соответствия нормам таможенного права величины таможенной стоимости и ее заявления декларантом <10>. Такая задача включает подзадачи или операции по проверке: правильности выбора метода определения таможенной стоимости и его применения согласно нормам; верности и обоснованности указанной структуры таможенной стоимости для расчета ее величины; наличия всех документов, достаточных для того, чтобы доказать достоверность заявленных соответствующих сведений; соблюдения правил отложенного определения стоимости в таможенных целях <11>. Должностные лица таможенных органов обязаны придерживаться принципов контроля таможенной стоимости. К ним относятся следующие принципы: законности <12>, обязательности, применения СУР, сотрудничества <13>, выборочности <14>, принцип презумпции достоверности заявляемых сведений и документов <15>, а также принципы определения таможенной стоимости. Особое внимание следует уделить принципу использования информации, отвечающей критериям достоверности, количественной определенности и документального подтверждения <16>. Нормативных определений данных терминов не выработано. Согласно специальным источникам и правовой базе информация признается достоверной в том случае, если она соответствует действительности, количественно определенной - если в документах на товары содержатся данные, позволяющие установить денежное выражение таможенной стоимости, документально подтвержденной - если декларант располагает всеми документами, на основании данных которых осуществлялось определение размера таможенной стоимости <17>. С принципом использования декларантом при декларировании произвольной или фиктивной таможенной стоимости возникают те же трудности применения <18>. Основные применяемые формы контроля таможенной стоимости - это как проверка таможенных и иных документов и/или сведений, так и таможенная проверка. В ТК ЕАЭС закреплены шесть методов определения таможенной стоимости: по стоимости сделки с товарами; по стоимости сделки с идентичными товарами; по стоимости сделки с однородными товарами; вычитания; сложения; резервный <19>. Для вывозимых товаров Правительством Российской Федерации <20> определены такие же методы, кроме четвертого <21>. Для всех методов закрепляются условия их применения, в том числе условия и обстоятельства сделки, критерии времени, пространства, количества и стоимости. Выбор метода связан еще и с видом сделки <22>.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Доля экспортной составляющей в общем объеме доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, на протяжении последних лет поэтапно снижается, и по итогам 2021 г. она составила 24,5%. Общая сумма платежей, взимаемых при экспорте товаров, за 2021 г. составила 906,1 млрд рублей.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Доля экспортной составляющей в общем объеме доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, на протяжении последних лет поэтапно снижается, и по итогам 2021 г. она составила 24,5%. Общая сумма платежей, взимаемых при экспорте товаров, за 2021 г. составила 906,1 млрд рублей.
Статья: Блокчейн в налоговом администрировании: возможности, риски, перспективы
(Бакаева О.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)<8> См.: Талапина Э.В. Блокчейн в деятельности органов государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. N 11.
(Бакаева О.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)<8> См.: Талапина Э.В. Блокчейн в деятельности органов государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. N 11.
Статья: Эволюция российской судебной практики по арбитражу ad hoc
(Морозов М.Э.)
("Третейский суд", 2021, N 1)В 2019 г. дела, рассмотренные в порядке арбитража ad hoc, в судебной статистике занимали более 30%. Таким образом, можно смело утверждать, что они стали заметным самостоятельным явлением в арбитражной практике. При этом специфические основания для отказа в выдаче исполнительного листа, такие как признаки скрытого администрирования, стали только появляться. Из специальных оснований, которые ранее почти не использовались, можно назвать такое основание, как "сторонами не согласован арбитр ad hoc". Впрочем, это можно рассматривать как реакцию судебной системы на проявление скрытого администрирования.
(Морозов М.Э.)
("Третейский суд", 2021, N 1)В 2019 г. дела, рассмотренные в порядке арбитража ad hoc, в судебной статистике занимали более 30%. Таким образом, можно смело утверждать, что они стали заметным самостоятельным явлением в арбитражной практике. При этом специфические основания для отказа в выдаче исполнительного листа, такие как признаки скрытого администрирования, стали только появляться. Из специальных оснований, которые ранее почти не использовались, можно назвать такое основание, как "сторонами не согласован арбитр ad hoc". Впрочем, это можно рассматривать как реакцию судебной системы на проявление скрытого администрирования.
Статья: Теоретические, правовые и информационно-технические аспекты деятельности таможенных органов по администрированию таможенных платежей
(Сокольникова О.Б., Фаррахова А.Р.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)Поэтому направление деятельности ФТС России, связанное с наполнением федерального бюджета, представляется достаточно актуальным. За 2021 год сумма доходов федерального бюджета, администрируемых ТО, составила 7 156,9 млрд руб., что на 50,6% больше, чем в 2020 г. (рис. 2). По сравнению с отчислениями за допандемийный, 2019 г., показатель 2021 г. также вырос на 24,9%. В 2022 году, по данным ФТС, перечисления в федеральный бюджет сократились на 13,5% по сравнению с предшествующим годом <5>. Динамика перечислений за период с 2012 по 2022 г. не имеет единого положительного или отрицательного тренда.
(Сокольникова О.Б., Фаррахова А.Р.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)Поэтому направление деятельности ФТС России, связанное с наполнением федерального бюджета, представляется достаточно актуальным. За 2021 год сумма доходов федерального бюджета, администрируемых ТО, составила 7 156,9 млрд руб., что на 50,6% больше, чем в 2020 г. (рис. 2). По сравнению с отчислениями за допандемийный, 2019 г., показатель 2021 г. также вырос на 24,9%. В 2022 году, по данным ФТС, перечисления в федеральный бюджет сократились на 13,5% по сравнению с предшествующим годом <5>. Динамика перечислений за период с 2012 по 2022 г. не имеет единого положительного или отрицательного тренда.