Администратор страховых взносов в ПФР
Подборка наиболее важных документов по запросу Администратор страховых взносов в ПФР (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2023 N 13АП-5679/2023 по делу N А56-92547/2022
Категория спора: 1) Пенсионные взносы; 2) Взносы на ОМС, страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Требования плательщика страховых взносов: О зачете излишне уплаченных страховых взносов.
Обстоятельства: Заявителем пропущен трехлетний срок, в течение которого он мог обратиться с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов.
Решение: Отказано.Отсутствие в Федеральном законе N 250-ФЗ положений, предусматривающих зачет переплаты страховых взносов, образовавшихся до 1 января 2017 в счет предстоящих платежей последующего периода, не может быть восполнено аналогией права, с применением положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих зачет в счет предстоящих платежей излишне уплаченного налога, поскольку ФНС России не является администратором доходов, поступавших от страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации до 1 января 2017. Более того, порядок возврата такой переплаты регламентирован статьей 21 Федерального закона N 250-ФЗ, которым плательщик страховых взносов не лишен права воспользоваться для возврата излишне уплаченных страховых взносов за период до 1 января 2017.
Категория спора: 1) Пенсионные взносы; 2) Взносы на ОМС, страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Требования плательщика страховых взносов: О зачете излишне уплаченных страховых взносов.
Обстоятельства: Заявителем пропущен трехлетний срок, в течение которого он мог обратиться с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов.
Решение: Отказано.Отсутствие в Федеральном законе N 250-ФЗ положений, предусматривающих зачет переплаты страховых взносов, образовавшихся до 1 января 2017 в счет предстоящих платежей последующего периода, не может быть восполнено аналогией права, с применением положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих зачет в счет предстоящих платежей излишне уплаченного налога, поскольку ФНС России не является администратором доходов, поступавших от страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации до 1 января 2017. Более того, порядок возврата такой переплаты регламентирован статьей 21 Федерального закона N 250-ФЗ, которым плательщик страховых взносов не лишен права воспользоваться для возврата излишне уплаченных страховых взносов за период до 1 января 2017.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 02.02.2023 по делу N 88-799/2023 (УИД 61RS0004-01-2022-001621-94)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О взыскании пенсии; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что у ответчика не было оснований для удержания с истца денежных средств.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Судебной коллегией апелляционного суда были отклонены доводы апелляционной жалобы о том, что до 01 января 2017 года страховые взносы начислялись и контролировались пенсионным фондом и пенсионный фонд ежемесячно удерживал страховые взносы из пенсии И.Л.Н., поскольку никакими объективными доказательствами по делу данные обстоятельства не подтверждаются. При этом, начиная с 01 января 2017 года, налоговый орган стал администратором страховых платежей. Пенсионным фондом, в том числе переданы налоговой инспекции требования на уплату страховых платежей, выставленные до 01 января 2017 года.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О взыскании пенсии; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что у ответчика не было оснований для удержания с истца денежных средств.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Судебной коллегией апелляционного суда были отклонены доводы апелляционной жалобы о том, что до 01 января 2017 года страховые взносы начислялись и контролировались пенсионным фондом и пенсионный фонд ежемесячно удерживал страховые взносы из пенсии И.Л.Н., поскольку никакими объективными доказательствами по делу данные обстоятельства не подтверждаются. При этом, начиная с 01 января 2017 года, налоговый орган стал администратором страховых платежей. Пенсионным фондом, в том числе переданы налоговой инспекции требования на уплату страховых платежей, выставленные до 01 января 2017 года.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1.5. Полномочие по возврату страховых взносов страхователю закреплено в комментируемом Законе в связи с тем, что ПФР производит персонифицированный учет страховых взносов, которые поступают на личные индивидуальные счета застрахованных лиц. Таким образом, при невозможности определить, за какое конкретно застрахованное лицо в бюджет ПФР уплачены пенсионные взносы, данные средства подлежат возврату страхователю. Однако комментируемым Законом не установлены ни порядок возврата страховых взносов страхователям, ни порядок зачета (возврата) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаты процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также источники уплаты этих процентов. Не регламентирован и порядок уточнения платежа в бюджет ПФР при обнаружении плательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление этого платежа. Вследствие отсутствия соответствующих положений можно руководствоваться Разъяснениями Минфина РФ в Письме от 12.05.2008 N 03-02-07/2-87 о том, что налоговые органы как администраторы доходов бюджета ПФР по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в ПФР вправе принять решение о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, об уточнении соответствующих платежей в порядке, установленном п. 7 ст. 45, ст. ст. 78 и 79 НК.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1.5. Полномочие по возврату страховых взносов страхователю закреплено в комментируемом Законе в связи с тем, что ПФР производит персонифицированный учет страховых взносов, которые поступают на личные индивидуальные счета застрахованных лиц. Таким образом, при невозможности определить, за какое конкретно застрахованное лицо в бюджет ПФР уплачены пенсионные взносы, данные средства подлежат возврату страхователю. Однако комментируемым Законом не установлены ни порядок возврата страховых взносов страхователям, ни порядок зачета (возврата) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаты процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также источники уплаты этих процентов. Не регламентирован и порядок уточнения платежа в бюджет ПФР при обнаружении плательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление этого платежа. Вследствие отсутствия соответствующих положений можно руководствоваться Разъяснениями Минфина РФ в Письме от 12.05.2008 N 03-02-07/2-87 о том, что налоговые органы как администраторы доходов бюджета ПФР по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в ПФР вправе принять решение о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, об уточнении соответствующих платежей в порядке, установленном п. 7 ст. 45, ст. ст. 78 и 79 НК.
Статья: Место страховых взносов в налоговой системе Российской Федерации
(Князева Е.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 1)За ПФР РФ закреплены функции по ведению индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а ФСС РФ остается администратором страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в системе обязательного социального страхования. За ФСС РФ сохранены полномочия по проведению проверок правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и сообщению об итогах данных проверок в налоговые органы.
(Князева Е.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 1)За ПФР РФ закреплены функции по ведению индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а ФСС РФ остается администратором страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в системе обязательного социального страхования. За ФСС РФ сохранены полномочия по проведению проверок правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и сообщению об итогах данных проверок в налоговые органы.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлено, что НПФ направляет информацию о софинансируемых взносах администратору софинансирования до 1 февраля текущего года, при этом установлены дополнительные требования к указанной информации. Кроме того, такая информация теперь должна содержать указание на отчетный год, дается определение отчетного года.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлено, что НПФ направляет информацию о софинансируемых взносах администратору софинансирования до 1 февраля текущего года, при этом установлены дополнительные требования к указанной информации. Кроме того, такая информация теперь должна содержать указание на отчетный год, дается определение отчетного года.
Федеральный закон от 25.12.2023 N 632-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"договор об оказании услуг администратора софинансирования - договор, заключенный между администратором софинансирования и фондом и регулирующий их отношения при оказании услуг администратором софинансирования по расчету размера дополнительных стимулирующих взносов по договорам долгосрочных сбережений.";
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"договор об оказании услуг администратора софинансирования - договор, заключенный между администратором софинансирования и фондом и регулирующий их отношения при оказании услуг администратором софинансирования по расчету размера дополнительных стимулирующих взносов по договорам долгосрочных сбережений.";
Вопрос: О вычете по НДФЛ на долгосрочные сбережения граждан при уплате сберегательных взносов по договору долгосрочных сбережений, заключенному с НПФ.
(Письмо Минфина России от 23.05.2025 N 03-04-06/50704)Таким образом, налогоплательщик при выполнении установленных Кодексом условий вправе претендовать на получение налогового вычета на долгосрочные сбережения граждан, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.2 Кодекса, если налогоплательщиком в установленном порядке уплачены сберегательные взносы по договору (договорам) долгосрочных сбережений, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом.
(Письмо Минфина России от 23.05.2025 N 03-04-06/50704)Таким образом, налогоплательщик при выполнении установленных Кодексом условий вправе претендовать на получение налогового вычета на долгосрочные сбережения граждан, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.2 Кодекса, если налогоплательщиком в установленном порядке уплачены сберегательные взносы по договору (договорам) долгосрочных сбережений, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом.
Статья: КБК-2023: сюрпризы от Минфина (комментарий к Приказу Минфина от 17.05.2022 N 75н (в ред. Приказа Минфина от 22.11.2022 N 177н))
(Овсянникова А.В.)
("Главная книга", 2023, N 1)В связи с объединением ПФР и ФСС изменился код администратора доходов и потребовалось обновление кода бюджетной классификации и для взносов на травматизм. Уплачивать эти взносы нужно будет на КБК 797 1 02 12000 06 1000 160.
(Овсянникова А.В.)
("Главная книга", 2023, N 1)В связи с объединением ПФР и ФСС изменился код администратора доходов и потребовалось обновление кода бюджетной классификации и для взносов на травматизм. Уплачивать эти взносы нужно будет на КБК 797 1 02 12000 06 1000 160.