Администратор неналоговых доходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Администратор неналоговых доходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Возврат административного штрафа (практика арбитражных судов)
(КонсультантПлюс, 2025)Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд... пришел к выводу о том, что административные штрафы относятся к неналоговым доходам бюджетов, в связи с чем положения ст. ст. 78, 79 НК РФ в рассматриваемом случае не могут быть применены, так как спорный вопрос регулируется бюджетным законодательством. Поскольку апелляционным судом установлено, что общество обращалось с заявлениями, отвечающими требованиям ст. 160.1 БК РФ, в то время как штраф не был возвращен, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований общества непосредственно к инспекции... как к администратору доходов, которым осуществлялось ведение соответствующей КРСБ по отмененному административному штрафу.
(КонсультантПлюс, 2025)Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд... пришел к выводу о том, что административные штрафы относятся к неналоговым доходам бюджетов, в связи с чем положения ст. ст. 78, 79 НК РФ в рассматриваемом случае не могут быть применены, так как спорный вопрос регулируется бюджетным законодательством. Поскольку апелляционным судом установлено, что общество обращалось с заявлениями, отвечающими требованиям ст. 160.1 БК РФ, в то время как штраф не был возвращен, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований общества непосредственно к инспекции... как к администратору доходов, которым осуществлялось ведение соответствующей КРСБ по отмененному административному штрафу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сложности администрирования неналоговых доходов в мировой и отечественной практике
(Дадаев З.А.)
("Современное право", 2024, N 10)4. Ограничения в формальных полномочиях. Прежде всего это касается России, где не все ключевые администраторы неналоговых доходов наделены предписанными им формальными полномочиями, что значительно усложняет процесс администрирования, повышает вероятность ошибок и случаи злоупотребления положением.
(Дадаев З.А.)
("Современное право", 2024, N 10)4. Ограничения в формальных полномочиях. Прежде всего это касается России, где не все ключевые администраторы неналоговых доходов наделены предписанными им формальными полномочиями, что значительно усложняет процесс администрирования, повышает вероятность ошибок и случаи злоупотребления положением.
Статья: Правовое регулирование администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Четвертый этап администрирования доходов характеризуется использованием финансовых инструментов, направленных на финансовый анализ и сравнение поступившей доходозначимой информации в целях реализации бюджетно-контрольных функций соответствующих администраторов доходов по выявлению дебиторской задолженности и последующего принятия решения по ее взысканию. Например, федеральными законами <18> предусмотрена реализация механизмов возврата неналоговых платежей (по аналогии с налоговыми и таможенными платежами) и формирования информации в перечне источников доходов РФ и реестре источников доходов бюджета, исключение необходимости планирования/прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета от возврата средств федерального бюджета, ранее размещенных на депозитах, и возврата средств по договорам РЕПО и, наконец, возможность уточнения нормативов зачисления сумм штрафов, неустоек, пеней в рамках госконтрактов, заключенных государственной корпорацией, публично-правовой компанией, а также сумм штрафов за правонарушения, выявленные контрольно-счетными органами субъектов РФ.
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Четвертый этап администрирования доходов характеризуется использованием финансовых инструментов, направленных на финансовый анализ и сравнение поступившей доходозначимой информации в целях реализации бюджетно-контрольных функций соответствующих администраторов доходов по выявлению дебиторской задолженности и последующего принятия решения по ее взысканию. Например, федеральными законами <18> предусмотрена реализация механизмов возврата неналоговых платежей (по аналогии с налоговыми и таможенными платежами) и формирования информации в перечне источников доходов РФ и реестре источников доходов бюджета, исключение необходимости планирования/прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета от возврата средств федерального бюджета, ранее размещенных на депозитах, и возврата средств по договорам РЕПО и, наконец, возможность уточнения нормативов зачисления сумм штрафов, неустоек, пеней в рамках госконтрактов, заключенных государственной корпорацией, публично-правовой компанией, а также сумм штрафов за правонарушения, выявленные контрольно-счетными органами субъектов РФ.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 15.11.2024 N 172н
(ред. от 06.08.2025)
"Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2024 N 80841)если в реквизитах распоряжения указано значение "ИНН" налогового органа и администрируемый им код бюджетной классификации неналоговых доходов бюджета, средства учитываются по коду бюджетной классификации неналоговых доходов бюджета, указанному в распоряжении;
(ред. от 06.08.2025)
"Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2024 N 80841)если в реквизитах распоряжения указано значение "ИНН" налогового органа и администрируемый им код бюджетной классификации неналоговых доходов бюджета, средства учитываются по коду бюджетной классификации неналоговых доходов бюджета, указанному в распоряжении;
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18.12.2018 N АПЛ18-558
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 26.09.2018 N АКПИ18-710, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими изменений, которые вносятся в ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2017 N 1690>Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства. Из содержания статьи 51 данного кодекса следует, что к неналоговым доходам федерального бюджета относятся как плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, так и плата за негативное воздействие на окружающую среду.
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 26.09.2018 N АКПИ18-710, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими изменений, которые вносятся в ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2017 N 1690>Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства. Из содержания статьи 51 данного кодекса следует, что к неналоговым доходам федерального бюджета относятся как плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, так и плата за негативное воздействие на окружающую среду.
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Администраторы доходов бюджета (в том числе учреждения, на которые возложены соответствующие полномочия главными администраторами доходов бюджета) на счете 205 00 отражают расчеты [2, ст. 41, ст. 160.1]:
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Администраторы доходов бюджета (в том числе учреждения, на которые возложены соответствующие полномочия главными администраторами доходов бюджета) на счете 205 00 отражают расчеты [2, ст. 41, ст. 160.1]:
Статья: Неналоговые платежи бюджетной системы Российской Федерации
(Таирова С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)Шестая функция, характерная только для неналоговых платежей, - это административная функция. Поступление неналоговых доходов во многом зависит от грамотного использования имущества органа государственной власти, от информированности потребителя об оказываемых государственных услугах, от организации вынесения штрафных санкций, их учета и обеспечения поступлений. По уровню поступления неналоговых доходов можно судить об исполнении возложенных на орган государственной власти функций, также возможно оценить исполнение различных полномочий, в том числе главного администратора (администратора) доходов и полномочий собственника имущества.
(Таирова С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)Шестая функция, характерная только для неналоговых платежей, - это административная функция. Поступление неналоговых доходов во многом зависит от грамотного использования имущества органа государственной власти, от информированности потребителя об оказываемых государственных услугах, от организации вынесения штрафных санкций, их учета и обеспечения поступлений. По уровню поступления неналоговых доходов можно судить об исполнении возложенных на орган государственной власти функций, также возможно оценить исполнение различных полномочий, в том числе главного администратора (администратора) доходов и полномочий собственника имущества.
Статья: Госкорпорации и публично-правовые компании как субъекты финансового права
(Карасева (Сенцова) М.В.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Нельзя не учесть, что финансово-правовые отношения возникают и тогда, когда госкорпорация вступает в отношения с подчиненными ей унитарными предприятиями и учреждениями, входящими в ее состав в качестве главного администратора, администратора доходов бюджета, главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств.
(Карасева (Сенцова) М.В.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Нельзя не учесть, что финансово-правовые отношения возникают и тогда, когда госкорпорация вступает в отношения с подчиненными ей унитарными предприятиями и учреждениями, входящими в ее состав в качестве главного администратора, администратора доходов бюджета, главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)К доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)К доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Статья: Рекомендации Минфина по проведению проверок администрируемых доходов
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 2)3) при проведении проверок, обследований при администрировании главными администраторами (администраторами) доходов бюджета следующих установленных ст. 41 БК РФ видов доходов бюджетов:
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 2)3) при проведении проверок, обследований при администрировании главными администраторами (администраторами) доходов бюджета следующих установленных ст. 41 БК РФ видов доходов бюджетов:
Статья: Неопределенности бюджетного законодательства
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)В соответствии с БК РФ администраторы доходов не определены субъектами бюджетного правонарушения, за нарушение вышеуказанных бюджетных полномочий в части четвертой не предусмотрены статьи, закрепляющие ответственность за нарушение порядка формирования неналоговых платежей.
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)В соответствии с БК РФ администраторы доходов не определены субъектами бюджетного правонарушения, за нарушение вышеуказанных бюджетных полномочий в части четвертой не предусмотрены статьи, закрепляющие ответственность за нарушение порядка формирования неналоговых платежей.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)из кода главного администратора доходов бюджетов;
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)из кода главного администратора доходов бюджетов;
Готовое решение: Как казенному учреждению отразить в бюджетном учете расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба на счете 0 205 40 000
(КонсультантПлюс, 2025)Штрафы, пени, неустойки, возмещение ущерба и иные суммы принудительного изъятия в соответствии с законодательством РФ относятся к неналоговым доходам бюджета (п. 3 ст. 41 БК РФ, п. 32 СГС "Доходы").
(КонсультантПлюс, 2025)Штрафы, пени, неустойки, возмещение ущерба и иные суммы принудительного изъятия в соответствии с законодательством РФ относятся к неналоговым доходам бюджета (п. 3 ст. 41 БК РФ, п. 32 СГС "Доходы").
Ситуация: Как и в какой срок можно обратиться за возвратом переплаты по штрафу за нарушение ПДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных в бюджет платежей, в том числе административных штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата наделены администраторы доходов бюджета (п. 2 ст. 160.1 БК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных в бюджет платежей, в том числе административных штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата наделены администраторы доходов бюджета (п. 2 ст. 160.1 БК РФ).
Готовое решение: Как казенному, бюджетному, автономному учреждению отразить расчеты по доходам (счет 0 205 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)Невыясненные поступления прошлых лет по истечении трех лет с даты их зачисления на единый счет соответствующего бюджета подлежат списанию с забалансового счета 19 (п. 3 ст. 40 БК РФ, п. 478 Инструкции N 157н). Отметим, что в настоящее время вопрос отражения в бюджетном учете операций по списанию со счета 1 205 81 000 администратором дохода бюджета сумм кредиторской задолженности по доходам в виде платежей, требующих уточнения, не урегулирован действующим законодательством.
(КонсультантПлюс, 2025)Невыясненные поступления прошлых лет по истечении трех лет с даты их зачисления на единый счет соответствующего бюджета подлежат списанию с забалансового счета 19 (п. 3 ст. 40 БК РФ, п. 478 Инструкции N 157н). Отметим, что в настоящее время вопрос отражения в бюджетном учете операций по списанию со счета 1 205 81 000 администратором дохода бюджета сумм кредиторской задолженности по доходам в виде платежей, требующих уточнения, не урегулирован действующим законодательством.