Администратор доходов это
Подборка наиболее важных документов по запросу Администратор доходов это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 6 "Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе" БК РФ"Исходя из положений статей 6, 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговый орган является администратором доходов бюджета, но не обладает полномочиями главного распорядителя средств соответствующего бюджета, не является финансовым органом. В силу этого Инспекция не может быть собственником денежных средств, взысканных в счет погашения соответствующих обязательств должника, если только эти денежные средства не взыскивались налоговым органом как юридическим лицом по гражданско-правовым или трудовым взаимоотношениям."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;
(ред. от 31.07.2025)администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;
<Письмо> Минфина России от 13.04.2023 N 23-01-09/33239
<О разъяснении понятий "бюджетные полномочия" и "администраторы доходов федерального бюджета">Администратором доходов бюджета является орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним. являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено БК РФ.
<О разъяснении понятий "бюджетные полномочия" и "администраторы доходов федерального бюджета">Администратором доходов бюджета является орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним. являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено БК РФ.
Статья: Сложности администрирования неналоговых доходов в мировой и отечественной практике
(Дадаев З.А.)
("Современное право", 2024, N 10)Доходами бюджета являются денежные средства, формирующие его доходную часть, за исключением тех, что финансируют дефицит бюджета [1]; администраторы доходов бюджета - это органы или учреждения (структуры), наделенные определенными функциями. Функции администраторов доходов бюджета: контроль за правильностью исчисления доходов; полнота и своевременность уплаты; исчисление, учет, взыскание платежей; принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, относящихся к доходам бюджетов государства [1; 6].
(Дадаев З.А.)
("Современное право", 2024, N 10)Доходами бюджета являются денежные средства, формирующие его доходную часть, за исключением тех, что финансируют дефицит бюджета [1]; администраторы доходов бюджета - это органы или учреждения (структуры), наделенные определенными функциями. Функции администраторов доходов бюджета: контроль за правильностью исчисления доходов; полнота и своевременность уплаты; исчисление, учет, взыскание платежей; принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, относящихся к доходам бюджетов государства [1; 6].
Статья: Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)По нашему мнению, необходимо отметить еще одно немаловажное обстоятельство, подталкивающее налоговые органы к достижению договоренностей с налогоплательщиком не по результатам камеральной или выездной проверки, а по результатам предпроверочного анализа. Согласно положениям бюджетного законодательства ФНС России и ее территориальные налоговые органы являются основными среди всех администраторов доходов федерального бюджета <25>. Это означает, что именно налоговые органы ответственны за исполнение плана поступлений доходов в федеральный, региональный и местный бюджеты <26>. Если оценка текущих поступлений в бюджет территориальным налоговым органом как администратором конкретных налогов на той или иной территории показывает, к примеру, недостаточность поступлений от какого-либо налога (например, НДС или налога на прибыль организаций) по отношению к плановым показателям, то какие законодательные механизмы есть у налогового органа для исправления ситуаций? Что в этом случае делать налоговому органу, если подача деклараций по итогам квартала или календарного года еще в самом начале, а проведение выездной налоговой проверки требует тщательной подготовки и значительных затрат? Конечно, налоговым органам нужен какой-то еще более оперативный инструмент для пополнения доходов бюджета, позволяющий без значительных затрат воздействовать на мотивацию налогоплательщика к уплате дополнительных платежей, например, на основании уточненной декларации, и предпроверочный анализ в его современной интерпретации без должной правовой регламентации очень подходит для этих целей.
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)По нашему мнению, необходимо отметить еще одно немаловажное обстоятельство, подталкивающее налоговые органы к достижению договоренностей с налогоплательщиком не по результатам камеральной или выездной проверки, а по результатам предпроверочного анализа. Согласно положениям бюджетного законодательства ФНС России и ее территориальные налоговые органы являются основными среди всех администраторов доходов федерального бюджета <25>. Это означает, что именно налоговые органы ответственны за исполнение плана поступлений доходов в федеральный, региональный и местный бюджеты <26>. Если оценка текущих поступлений в бюджет территориальным налоговым органом как администратором конкретных налогов на той или иной территории показывает, к примеру, недостаточность поступлений от какого-либо налога (например, НДС или налога на прибыль организаций) по отношению к плановым показателям, то какие законодательные механизмы есть у налогового органа для исправления ситуаций? Что в этом случае делать налоговому органу, если подача деклараций по итогам квартала или календарного года еще в самом начале, а проведение выездной налоговой проверки требует тщательной подготовки и значительных затрат? Конечно, налоговым органам нужен какой-то еще более оперативный инструмент для пополнения доходов бюджета, позволяющий без значительных затрат воздействовать на мотивацию налогоплательщика к уплате дополнительных платежей, например, на основании уточненной декларации, и предпроверочный анализ в его современной интерпретации без должной правовой регламентации очень подходит для этих целей.
Готовое решение: Какие КБК установлены для налогов, страховых взносов, сборов, пеней и штрафов по ним
(КонсультантПлюс, 2025)разряды 1 - 3 - это код главного администратора дохода бюджета;
(КонсультантПлюс, 2025)разряды 1 - 3 - это код главного администратора дохода бюджета;
Готовое решение: Как учреждению заполнить ведомость начисления доходов бюджета (ф. 0510837)
(КонсультантПлюс, 2025)Оформляющую часть ведомости (ф. 0510837) подписывает квалифицированной ЭП ответственный исполнитель администратора доходов бюджета. При этом нужно указать должность, расшифровку подписи, номер контактного телефона (при наличии), адрес электронной почты (при наличии) и дату подписания (п. 59 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 15.04.2021 N 61н, Методические рекомендации, доведенные Письмом Минфина России от 30.11.2023 N 02-06-07/115365).
(КонсультантПлюс, 2025)Оформляющую часть ведомости (ф. 0510837) подписывает квалифицированной ЭП ответственный исполнитель администратора доходов бюджета. При этом нужно указать должность, расшифровку подписи, номер контактного телефона (при наличии), адрес электронной почты (при наличии) и дату подписания (п. 59 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 15.04.2021 N 61н, Методические рекомендации, доведенные Письмом Минфина России от 30.11.2023 N 02-06-07/115365).
Готовое решение: Как учреждению учитывать операции на счете 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам"
(КонсультантПлюс, 2025)Счет 206 54 применяют участники бюджетного процесса (чаще всего ГРБС и администраторы доходов бюджета). На этом счете они, как правило, отражают расчеты по авансовым перечислениям по предоставлению субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов капитального характера другим бюджетам бюджетной системы РФ, которые относятся на подстатью 254 КОСГУ (п. 204 Инструкции N 157н, п. 80 Инструкции N 162н, п. 10.5.4 Порядка N 209н).
(КонсультантПлюс, 2025)Счет 206 54 применяют участники бюджетного процесса (чаще всего ГРБС и администраторы доходов бюджета). На этом счете они, как правило, отражают расчеты по авансовым перечислениям по предоставлению субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов капитального характера другим бюджетам бюджетной системы РФ, которые относятся на подстатью 254 КОСГУ (п. 204 Инструкции N 157н, п. 80 Инструкции N 162н, п. 10.5.4 Порядка N 209н).
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете казенного учреждения (администратора доходов бюджета) уточнение суммы невыясненных поступлений?..
(Консультация эксперта, 2025)Начисление сумм доходов, требующих уточнения их вида и принадлежности, производится администратором доходов бюджета при их поступлении на основании первичных документов, согласно которым отражены операции на лицевом счете администратора, и Выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531761). В бюджетном учете эта операция отражается записью по дебету счета 1 210 02 181 и кредиту счета 1 205 81 660 (п. п. 78, 90 Инструкции N 162н) <*>.
(Консультация эксперта, 2025)Начисление сумм доходов, требующих уточнения их вида и принадлежности, производится администратором доходов бюджета при их поступлении на основании первичных документов, согласно которым отражены операции на лицевом счете администратора, и Выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531761). В бюджетном учете эта операция отражается записью по дебету счета 1 210 02 181 и кредиту счета 1 205 81 660 (п. п. 78, 90 Инструкции N 162н) <*>.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В связи с изложенным можно заключить, что главный администратор (администратор) доходов бюджета - это основной участник бюджетного процесса, на котором лежит ответственность по поступлению денежных средств в бюджет на всех уровнях бюджетов бюджетной системы РФ. Например, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации является главным администратором доходов бюджета в части доходов от распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, находящимися в собственности Российской Федерации, Федеральная налоговая служба является главным администратором доходов бюджета в части налогов и сборов, взимаемых на территории РФ.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В связи с изложенным можно заключить, что главный администратор (администратор) доходов бюджета - это основной участник бюджетного процесса, на котором лежит ответственность по поступлению денежных средств в бюджет на всех уровнях бюджетов бюджетной системы РФ. Например, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации является главным администратором доходов бюджета в части доходов от распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, находящимися в собственности Российской Федерации, Федеральная налоговая служба является главным администратором доходов бюджета в части налогов и сборов, взимаемых на территории РФ.
Готовое решение: Кто и в каких случаях заполняет реестр администрируемых доходов (ф. 0531975)
(КонсультантПлюс, 2025)При закрытии лицевого счета администратора доходов бюджета ГАДБ направляет в ТОФК реестр, содержащий соответствующие изменения. В этом случае реестр представить нужно не позднее 5-го рабочего дня после внесения изменений в Сводный реестр по исключению бюджетных полномочий АДБ. При закрытии этого лицевого счета ТОФК не применяет коды бюджетной классификации, которые указаны в реестре администрируемых доходов по данному АДБ, со дня, следующего за днем закрытия лицевого счета (п. 70 Порядка открытия и ведения лицевых счетов, п. 18 Порядка казначейского обслуживания).
(КонсультантПлюс, 2025)При закрытии лицевого счета администратора доходов бюджета ГАДБ направляет в ТОФК реестр, содержащий соответствующие изменения. В этом случае реестр представить нужно не позднее 5-го рабочего дня после внесения изменений в Сводный реестр по исключению бюджетных полномочий АДБ. При закрытии этого лицевого счета ТОФК не применяет коды бюджетной классификации, которые указаны в реестре администрируемых доходов по данному АДБ, со дня, следующего за днем закрытия лицевого счета (п. 70 Порядка открытия и ведения лицевых счетов, п. 18 Порядка казначейского обслуживания).