Административный штраф за нецелевое использование
Подборка наиболее важных документов по запросу Административный штраф за нецелевое использование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 3.5 "Административный штраф" КоАП РФ"Положения статьи 3.5 КоАП РФ предусматривают возможность установления в КоАП РФ фиксированной суммы штрафа, а также возможность определения в соответствии с КоАП РФ суммы штрафа в каждом конкретном случае - от суммы выручки, суммы неуплаченных и подлежащих уплате налогов, сборов или таможенных пошлин, суммы незаконной валютной операции, суммы неуплаченного административного штрафа, суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению, либо иных денежных сумм.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Денежное содержание госслужащих
(КонсультантПлюс, 2025)"...Проверкой выявлено, что... инспекция допустила нецелевое использование бюджетных средств... израсходовав средства краевого бюджета на выплату премии работникам, не имевшим правовых оснований для ее получения.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Проверкой выявлено, что... инспекция допустила нецелевое использование бюджетных средств... израсходовав средства краевого бюджета на выплату премии работникам, не имевшим правовых оснований для ее получения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности применения административной ответственности в финансово-бюджетной сфере и ее совершенствование
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Ключевые слова: государственный финансовый контроль, производство по делам об административных правонарушениях, административное расследование, нецелевое использование бюджетных средств, административный штраф.
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Ключевые слова: государственный финансовый контроль, производство по делам об административных правонарушениях, административное расследование, нецелевое использование бюджетных средств, административный штраф.
Готовое решение: Как новый собственник здания может использовать земельный участок под ним, если он принадлежит другому лицу
(КонсультантПлюс, 2025)За нарушение этих и других обязанностей вас могут привлечь к ответственности. Например, если вы будете использовать землю не по целевому назначению, на вас могут наложить административный штраф (ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)За нарушение этих и других обязанностей вас могут привлечь к ответственности. Например, если вы будете использовать землю не по целевому назначению, на вас могут наложить административный штраф (ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусматривает, что использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусматривает, что использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа.
Постановление Конституционного Суда РФ от 16.10.2020 N 42-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки М.Г. Анциновой"1. Часть 1 статьи 8.8 КоАП Российской Федерации закрепляет, что использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки М.Г. Анциновой"1. Часть 1 статьи 8.8 КоАП Российской Федерации закрепляет, что использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Готовое решение: Как сформировать государственное (муниципальное) задание для учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Если нарушить порядок формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания (если не допущено нецелевое использование этих средств), то должностных лиц могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. (ст. 15.15.15 КоАП РФ, Классификатор нарушений (рисков), утвержденный Казначейством России 19.12.2017).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Если нарушить порядок формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания (если не допущено нецелевое использование этих средств), то должностных лиц могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. (ст. 15.15.15 КоАП РФ, Классификатор нарушений (рисков), утвержденный Казначейством России 19.12.2017).
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Административная ответственность за нарушения бюджетного законодательства установлена КоАП РФ. В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств - использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридические лица - от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Административная ответственность за нарушения бюджетного законодательства установлена КоАП РФ. В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств - использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридические лица - от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.
Справка: Порядок предоставления и использования бюджетных инвестиций и субсидий на капвложения
(КонсультантПлюс, 2025)административная ответственность: должностному лицу могут назначить штраф в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, юрлицу - штраф в размере от 5 до 25% суммы средств, использованных не по целевому назначению (ст. 15.14 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)административная ответственность: должностному лицу могут назначить штраф в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, юрлицу - штраф в размере от 5 до 25% суммы средств, использованных не по целевому назначению (ст. 15.14 КоАП РФ);
Статья: Перспективы применения нового порядка формирования источников финансирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Отсутствие регламентации в бюджетном законодательстве порядка распределения указанных средств может послужить серьезным препятствием при практической реализации нового порядка ликвидации накопленного вреда и не позволит устранить "нецелевое и неэффективное использование средств, поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещения вреда, причиненного окружающей среде, административных штрафов и других экологических платежей" <16>, составляющие "внутренние вызовы экологической безопасности" <17> государства.
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Отсутствие регламентации в бюджетном законодательстве порядка распределения указанных средств может послужить серьезным препятствием при практической реализации нового порядка ликвидации накопленного вреда и не позволит устранить "нецелевое и неэффективное использование средств, поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещения вреда, причиненного окружающей среде, административных штрафов и других экологических платежей" <16>, составляющие "внутренние вызовы экологической безопасности" <17> государства.
Готовое решение: Что такое целевое назначение нежилого помещения и как его изменить
(КонсультантПлюс, 2025)Так, если использование нежилого помещения не соответствует целевому назначению не самого помещения, а земельного участка под зданием, в котором находится помещение, то ответственность может наступить за нецелевое использование земельного участка. Например, по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ - в виде административного штрафа. В судебной практике можно встретить позицию, что здание, частью которого является помещение, прочно связано с землей. А нормы земельного законодательства обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок (п. 1 ст. 130 ГК РФ, Определение Верховного Суда РФ от 21.10.2019 N 308-ЭС19-10562).
(КонсультантПлюс, 2025)Так, если использование нежилого помещения не соответствует целевому назначению не самого помещения, а земельного участка под зданием, в котором находится помещение, то ответственность может наступить за нецелевое использование земельного участка. Например, по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ - в виде административного штрафа. В судебной практике можно встретить позицию, что здание, частью которого является помещение, прочно связано с землей. А нормы земельного законодательства обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок (п. 1 ст. 130 ГК РФ, Определение Верховного Суда РФ от 21.10.2019 N 308-ЭС19-10562).
Статья: Привлечение к административной ответственности за нецелевое использование земельного участка при невнесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о фактическом разрешенном использовании
(Савкунова А.Э.)
("Арбитражные споры", 2021, N 1)Постановлением уполномоченного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю гражданка М.Г. Анцинова признана виновной в совершении административного правонарушения за нецелевое использование земельных участков (часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде штрафа.
(Савкунова А.Э.)
("Арбитражные споры", 2021, N 1)Постановлением уполномоченного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю гражданка М.Г. Анцинова признана виновной в совершении административного правонарушения за нецелевое использование земельных участков (часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде штрафа.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Постановлением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23 июля 2021 г. N 16-3525/2021 <3> оставлено в силе Решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 26 ноября 2020 г. об отмене постановления заместителя главного государственного инспектора Волгоградской области по использованию и охране земель от 30 июля 2020 г., которым гражданин Х. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Постановлением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23 июля 2021 г. N 16-3525/2021 <3> оставлено в силе Решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 26 ноября 2020 г. об отмене постановления заместителя главного государственного инспектора Волгоградской области по использованию и охране земель от 30 июля 2020 г., которым гражданин Х. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Вопрос: Может ли юридическое лицо сдать свое нежилое административное здание в аренду для хостела?
(Консультация эксперта, 2024)Ответственность за нецелевое использование земельных участков установлена в ч. 3 ст. 3.5, ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые предусматривают штраф применительно к любым лицам, допустившим нарушение.
(Консультация эксперта, 2024)Ответственность за нецелевое использование земельных участков установлена в ч. 3 ст. 3.5, ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые предусматривают штраф применительно к любым лицам, допустившим нарушение.
"Правовое обеспечение экологической безопасности Российской Федерации: состояние и перспективы развития: монография"
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022)В России к внутренним вызовам экологической безопасности относятся: наличие густонаселенных территорий, характеризующихся высокой степенью загрязнения окружающей среды и деградацией природных объектов; загрязнение атмосферного воздуха и водных объектов вследствие трансграничного переноса загрязняющих, в том числе токсичных и радиоактивных, веществ с территорий других государств; высокая степень загрязнения и низкое качество воды значительной части водных объектов, деградация экосистем малых рек, техногенное загрязнение подземных вод в районах размещения крупных промышленных предприятий; увеличение объема образования отходов производства и потребления при низком уровне их утилизации; наличие значительного количества объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению; усиление деградации земель и почв, сокращение количества видов растений; сокращение видового разнообразия животного мира и численности популяций редких видов животных; высокая степень износа основных фондов опасных производственных объектов и низкие темпы технологической модернизации экономики; низкий уровень разработки и внедрения экологически чистых технологий; существенная криминализация и наличие теневого рынка в сфере природопользования; недостаточное финансирование государством и хозяйствующими субъектами мероприятий по охране окружающей среды; нецелевое и неэффективное использование средств, поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещения вреда, причиненного окружающей среде, административных штрафов и других экологических платежей и налогов; низкий уровень экологического образования и экологической культуры населения. Внешними угрозами экологической безопасности являются трансграничные загрязнение атмосферного воздуха, лесные пожары, перераспределение стока трансграничных водотоков, создание препятствий для миграции животных, в том числе водных, несанкционированная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, отстрел мигрирующих видов животных, перемещение на территорию Российской Федерации зараженных организмов, способных вызвать эпидемии (эпизоотии, эпифитотии) различного масштаба.
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022)В России к внутренним вызовам экологической безопасности относятся: наличие густонаселенных территорий, характеризующихся высокой степенью загрязнения окружающей среды и деградацией природных объектов; загрязнение атмосферного воздуха и водных объектов вследствие трансграничного переноса загрязняющих, в том числе токсичных и радиоактивных, веществ с территорий других государств; высокая степень загрязнения и низкое качество воды значительной части водных объектов, деградация экосистем малых рек, техногенное загрязнение подземных вод в районах размещения крупных промышленных предприятий; увеличение объема образования отходов производства и потребления при низком уровне их утилизации; наличие значительного количества объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению; усиление деградации земель и почв, сокращение количества видов растений; сокращение видового разнообразия животного мира и численности популяций редких видов животных; высокая степень износа основных фондов опасных производственных объектов и низкие темпы технологической модернизации экономики; низкий уровень разработки и внедрения экологически чистых технологий; существенная криминализация и наличие теневого рынка в сфере природопользования; недостаточное финансирование государством и хозяйствующими субъектами мероприятий по охране окружающей среды; нецелевое и неэффективное использование средств, поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещения вреда, причиненного окружающей среде, административных штрафов и других экологических платежей и налогов; низкий уровень экологического образования и экологической культуры населения. Внешними угрозами экологической безопасности являются трансграничные загрязнение атмосферного воздуха, лесные пожары, перераспределение стока трансграничных водотоков, создание препятствий для миграции животных, в том числе водных, несанкционированная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, отстрел мигрирующих видов животных, перемещение на территорию Российской Федерации зараженных организмов, способных вызвать эпидемии (эпизоотии, эпифитотии) различного масштаба.
Статья: Размещение бюджетных средств на банковских депозитах: некоторые проблемы регулирования
(Кукушкин В.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 5)В статье 236 Бюджетного кодекса нет прямого ответа на эти вопросы. Нет его и в статье 15.15.12 "Нарушение запрета на размещение бюджетных средств" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Более того, с 2013 года серьезно изменилась формулировка состава правонарушения, предусматривающего ответственность за незаконное размещение бюджетных средств на банковском депозите. Так, если статьей 302 Бюджетного кодекса до изменений, внесенных Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные и законодательные акты Российской Федерации", было предусмотрено, что размещение бюджетных средств на банковских депозитах с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, а также сугубо финансово-правовые санкции в виде изъятия в бесспорном порядке размещенных (переданных) бюджетных средств и вынесения предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, то в настоящее время статьей 15.15.12 КоАП РФ (сейчас в Бюджетном кодексе вообще за это не установлена ответственность, имеются лишь меры принуждения за нецелевое использование) предусматривается, что нарушение запрета на размещение и (или) порядок размещения бюджетных средств на банковских депозитах влечет наложение административного штрафа на должностных лиц. Как видно, если ранее субъект правонарушения был точно поименован, то сейчас этого нет, что оставляет открытым вопрос о возможных субъектах ответственности при нарушении статьи 236 Бюджетного кодекса.
(Кукушкин В.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 5)В статье 236 Бюджетного кодекса нет прямого ответа на эти вопросы. Нет его и в статье 15.15.12 "Нарушение запрета на размещение бюджетных средств" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Более того, с 2013 года серьезно изменилась формулировка состава правонарушения, предусматривающего ответственность за незаконное размещение бюджетных средств на банковском депозите. Так, если статьей 302 Бюджетного кодекса до изменений, внесенных Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные и законодательные акты Российской Федерации", было предусмотрено, что размещение бюджетных средств на банковских депозитах с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, а также сугубо финансово-правовые санкции в виде изъятия в бесспорном порядке размещенных (переданных) бюджетных средств и вынесения предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, то в настоящее время статьей 15.15.12 КоАП РФ (сейчас в Бюджетном кодексе вообще за это не установлена ответственность, имеются лишь меры принуждения за нецелевое использование) предусматривается, что нарушение запрета на размещение и (или) порядок размещения бюджетных средств на банковских депозитах влечет наложение административного штрафа на должностных лиц. Как видно, если ранее субъект правонарушения был точно поименован, то сейчас этого нет, что оставляет открытым вопрос о возможных субъектах ответственности при нарушении статьи 236 Бюджетного кодекса.