Административный прецедент
Подборка наиболее важных документов по запросу Административный прецедент (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: От устоявшихся концепций к современным новациям в работах по систематизации законодательства
(Лазарев В.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Следует поменять вектор и заняться проблемой систематизации источников права. Это требует отхода от устоявшегося бренда, когда привычно известную работу сводили к учету и обработке законодательных и подзаконных актов. Не случайно головной институт имеет ориентирующее название - Институт законодательства. К сожалению, не все исследователи доходят до разведения права и закона. Официальная власть под разными предлогами не замечала иных источников права или прямо отвергала их. Более всего это касается такого источника права, как прецедент. Кто может назвать отечественные исследования по систематизации прецедентов? Даже судебных, не говоря об административных. Прецеденты Европейского суда по правам человека мы признаем (с той оговоркой, если они не противоречат Конституции РФ), более того, пока ставились вопросы по их имплементации в российское законодательство, признавалась возможность вхождения в российскую правовую систему. Но их местоположение в ней точно не указывалось, т.е. не реализовывалось одно из основных требований систематизации права.
(Лазарев В.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Следует поменять вектор и заняться проблемой систематизации источников права. Это требует отхода от устоявшегося бренда, когда привычно известную работу сводили к учету и обработке законодательных и подзаконных актов. Не случайно головной институт имеет ориентирующее название - Институт законодательства. К сожалению, не все исследователи доходят до разведения права и закона. Официальная власть под разными предлогами не замечала иных источников права или прямо отвергала их. Более всего это касается такого источника права, как прецедент. Кто может назвать отечественные исследования по систематизации прецедентов? Даже судебных, не говоря об административных. Прецеденты Европейского суда по правам человека мы признаем (с той оговоркой, если они не противоречат Конституции РФ), более того, пока ставились вопросы по их имплементации в российское законодательство, признавалась возможность вхождения в российскую правовую систему. Но их местоположение в ней точно не указывалось, т.е. не реализовывалось одно из основных требований систематизации права.
Статья: У истоков национальной модели прецедентных начал, судебного правотворчества и судебного права (в свете Великой судебной реформы 1864 года)
(Бондарь Н.С., Краковский К.П.)
("Закон", 2025, N 4)Поэтому, даже признав судебные решения (имеются в виду решения разных инстанций по частным делам) древним источником законодательства, и в этом случае - как бы мы их ни назвали, пусть даже "прецедентами", "судебно-административными прецедентами", как это иногда встречается в исторической литературе, - они имеют иную юридическую природу в соотношении с "классическими судебными прецедентами".
(Бондарь Н.С., Краковский К.П.)
("Закон", 2025, N 4)Поэтому, даже признав судебные решения (имеются в виду решения разных инстанций по частным делам) древним источником законодательства, и в этом случае - как бы мы их ни назвали, пусть даже "прецедентами", "судебно-административными прецедентами", как это иногда встречается в исторической литературе, - они имеют иную юридическую природу в соотношении с "классическими судебными прецедентами".
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)- в нормативно-правовых актах, нормативных договорах, судебных и административных прецедентах, признаваемых государством обычаях;
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)- в нормативно-правовых актах, нормативных договорах, судебных и административных прецедентах, признаваемых государством обычаях;
Статья: Суд о бесчестии - правовая основа сословной стратификации средневекового русского общества XIV - XVII вв.
(Воронин И.К.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)1. Регулирование местнических отношений основывалось не на общем законодательстве, которое базировалось на Судебниках 1497, 1550 гг., Соборном уложении 1649 г., а на традиции, судебных и административных прецедентах.
(Воронин И.К.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)1. Регулирование местнических отношений основывалось не на общем законодательстве, которое базировалось на Судебниках 1497, 1550 гг., Соборном уложении 1649 г., а на традиции, судебных и административных прецедентах.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Отдельные авторы относят к источникам административного права также административные прецеденты, правовые обычаи и административно-правовую науку (доктрину) <1>. Современный исследователь теории источников административного права О.Н. Ордина выделяет следующие их особенности: 1) регулируют общественные отношения, возникающие в административно-публичной сфере; 2) содержат, изменяют или отменяют нормы административного права; 3) большая их часть является подзаконными нормативными правовыми актами; 4) основная их масса создается в рамках осуществления административно-нормотворческой деятельности; 5) являются формой выражения, изменения или отмены административно-правовых норм. Данный автор классифицирует все источники административного права в зависимости от способа их признания государством на следующие группы: 1) формальные, де-юре признаваемые государством (нормативный правовой акт, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, административные нормативные правовые договоры); 2) фактические, де-факто признаваемые государством, используемые в практике государственных органов (судебные решения, доктрина административного права) <2>.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Отдельные авторы относят к источникам административного права также административные прецеденты, правовые обычаи и административно-правовую науку (доктрину) <1>. Современный исследователь теории источников административного права О.Н. Ордина выделяет следующие их особенности: 1) регулируют общественные отношения, возникающие в административно-публичной сфере; 2) содержат, изменяют или отменяют нормы административного права; 3) большая их часть является подзаконными нормативными правовыми актами; 4) основная их масса создается в рамках осуществления административно-нормотворческой деятельности; 5) являются формой выражения, изменения или отмены административно-правовых норм. Данный автор классифицирует все источники административного права в зависимости от способа их признания государством на следующие группы: 1) формальные, де-юре признаваемые государством (нормативный правовой акт, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, административные нормативные правовые договоры); 2) фактические, де-факто признаваемые государством, используемые в практике государственных органов (судебные решения, доктрина административного права) <2>.
Статья: Запрос о разъяснении и (или) документации в корпоративных закупках
(Беляева О.А.)
("Цивилист", 2024, N 3)Однако представляется, что корпоративным заказчикам следует быть осторожными и не придерживаться подобной позиции. Подобное ограничение может быть расценено как дискриминация участников закупки. В целом представляется ненужным следовать такого рода "административным прецедентам", ведь какой-либо ответственности за не вполне верное разъяснение орган власти не несет (один закон не запрещает, однако это не исключает вероятности нарушения другого закона), все последствия ложатся бременем на частных лиц. Административные прецеденты, буквально наводнившие современную закупочную практику, по сути, есть не что иное, как нарушение принципа защиты законных ожиданий (его европейский аналог - концепция правомерных ожиданий) <15>.
(Беляева О.А.)
("Цивилист", 2024, N 3)Однако представляется, что корпоративным заказчикам следует быть осторожными и не придерживаться подобной позиции. Подобное ограничение может быть расценено как дискриминация участников закупки. В целом представляется ненужным следовать такого рода "административным прецедентам", ведь какой-либо ответственности за не вполне верное разъяснение орган власти не несет (один закон не запрещает, однако это не исключает вероятности нарушения другого закона), все последствия ложатся бременем на частных лиц. Административные прецеденты, буквально наводнившие современную закупочную практику, по сути, есть не что иное, как нарушение принципа защиты законных ожиданий (его европейский аналог - концепция правомерных ожиданий) <15>.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Таким образом, следует признать самостоятельную регулирующую роль не только административной практики (административного прецедента), но и судебной практики (судебного прецедента). Обе разновидности прецедента являются нормативными формами права, выработанными исполнительной и судебной ветвями государственной власти, и могут применяться в качестве нормативного средства регулирования общественных отношений, если не противоречат законодательным положениям.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Таким образом, следует признать самостоятельную регулирующую роль не только административной практики (административного прецедента), но и судебной практики (судебного прецедента). Обе разновидности прецедента являются нормативными формами права, выработанными исполнительной и судебной ветвями государственной власти, и могут применяться в качестве нормативного средства регулирования общественных отношений, если не противоречат законодательным положениям.