Административный надзор при особо опасном рецидиве
Подборка наиболее важных документов по запросу Административный надзор при особо опасном рецидиве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 314.1 "Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений" УК РФ"То обстоятельство, что субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 314.1 УК РФ, может быть только лицо, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" установлен административный надзор, и основанием для установления административного надзора является неснятая и непогашенная судимость за совершение преступления при опасном и особо опасном рецидиве, не исключает применение положений ч. 2 ст. 68 УК РФ, носящих императивный характер и предусматривающих необходимость назначения наказания не менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, которым в санкции ч. 2 ст. 314.1 УК РФ является лишение свободы."
Апелляционное определение Московского областного суда от 22.09.2025 N 33а-34020/2025 (УИД 50RS0021-01-2025-009106-50)
Категория спора: Административный надзор.
Требования: О досрочном прекращении административного надзора.
Обстоятельства: Истец занимается ведением личного подсобного хозяйства, которое расположено на значительном удалении от места жительства, в связи с чем запрет на пребывание истца вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, с 22:00 до 06:00 часов ограничивает права истца.
Решение: Удовлетворено в части.Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что у суда отсутствуют основания полагать, что цели и задачи административного надзора, установленного в отношении Ф.Н. как лица, совершившего тяжкое и особо тяжкое преступление при опасном рецидиве преступлений, достигнуты за истекший период административного надзора. Соблюдение Ф.Н. возложенных решением суда административных ограничений не свидетельствует об исключительности его поведения, являются его обязанностью в силу закона, то обстоятельство, что Ф.Н. положительно характеризуется по месту жительства и месту работы, не допускает нарушений административного и уголовного законодательства, не свидетельствует о безусловной необходимости досрочного прекращения административного надзора, поскольку досрочное прекращение административного надзора является правом, а не обязанностью суда.
Категория спора: Административный надзор.
Требования: О досрочном прекращении административного надзора.
Обстоятельства: Истец занимается ведением личного подсобного хозяйства, которое расположено на значительном удалении от места жительства, в связи с чем запрет на пребывание истца вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, с 22:00 до 06:00 часов ограничивает права истца.
Решение: Удовлетворено в части.Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что у суда отсутствуют основания полагать, что цели и задачи административного надзора, установленного в отношении Ф.Н. как лица, совершившего тяжкое и особо тяжкое преступление при опасном рецидиве преступлений, достигнуты за истекший период административного надзора. Соблюдение Ф.Н. возложенных решением суда административных ограничений не свидетельствует об исключительности его поведения, являются его обязанностью в силу закона, то обстоятельство, что Ф.Н. положительно характеризуется по месту жительства и месту работы, не допускает нарушений административного и уголовного законодательства, не свидетельствует о безусловной необходимости досрочного прекращения административного надзора, поскольку досрочное прекращение административного надзора является правом, а не обязанностью суда.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия вышеуказанных оснований. Принимая решение об установлении постпенитенциарного контроля, суд указывает срок и одновременно устанавливает административные ограничения. Как показывает практика, в течение срока административных ограничений возможны различные варианты изменения ситуации, связанные с поведением поднадзорного лица. С учетом этого законодательством предусматривается порядок коррекции административных ограничений. Так, согласно ч. 3 ст. 4 ФЗ "Об административном надзоре" суд в течение срока постпенитенциарного контроля на основании заявления ОВД или поднадзорного лица, либо его представителя, с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления ОВД может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения. При этом суд с учетом конкретных обстоятельств дела по своему усмотрению вправе установить ограничения, на применение которых не указано в заявлении органа внутренних дел, а также принять решение об отмене административных ограничений, о снятии которых не ходатайствует заявитель.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия вышеуказанных оснований. Принимая решение об установлении постпенитенциарного контроля, суд указывает срок и одновременно устанавливает административные ограничения. Как показывает практика, в течение срока административных ограничений возможны различные варианты изменения ситуации, связанные с поведением поднадзорного лица. С учетом этого законодательством предусматривается порядок коррекции административных ограничений. Так, согласно ч. 3 ст. 4 ФЗ "Об административном надзоре" суд в течение срока постпенитенциарного контроля на основании заявления ОВД или поднадзорного лица, либо его представителя, с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления ОВД может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения. При этом суд с учетом конкретных обстоятельств дела по своему усмотрению вправе установить ограничения, на применение которых не указано в заявлении органа внутренних дел, а также принять решение об отмене административных ограничений, о снятии которых не ходатайствует заявитель.
Статья: Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отсутствие в приговоре прямого указания на вид рецидива не влияет на возможность установления административного надзора за таким лицом, поскольку закон связывает назначение такого надзора с фактом наличия у лица неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений. В этом случае суд устанавливает административный надзор, исходя из вида рецидива, с учетом содержания приговора (включая сведения о сроке, о виде наказания, о виде исправительного учреждения) и (или) иных судебных решений по уголовному делу (в том числе судебных актов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций) (п. 24 Постановления Пленума N 15).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отсутствие в приговоре прямого указания на вид рецидива не влияет на возможность установления административного надзора за таким лицом, поскольку закон связывает назначение такого надзора с фактом наличия у лица неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений. В этом случае суд устанавливает административный надзор, исходя из вида рецидива, с учетом содержания приговора (включая сведения о сроке, о виде наказания, о виде исправительного учреждения) и (или) иных судебных решений по уголовному делу (в том числе судебных актов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций) (п. 24 Постановления Пленума N 15).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"24. Согласно пункту 2 части 2 статьи 3 Закона установление административного надзора за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, является обязательным.
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"24. Согласно пункту 2 части 2 статьи 3 Закона установление административного надзора за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, является обязательным.
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)1. В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 210.1, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
(ред. от 07.04.2025)1. В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 210.1, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
Статья: Рецидив преступлений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, женщинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива, следует отбывать наказание в исправительных колониях общего режима (п. "б" ч. 1 ст. 58 УК РФ); мужчинам при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, - в исправительных колониях строгого режима (п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ); мужчинам при особо опасном рецидиве преступлений - в исправительных колониях особого режима (п. "г" ч. 1 ст. 58 УК РФ), с возможностью отбывания части срока наказания в тюрьме (ч. 2 ст. 58 УК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, женщинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива, следует отбывать наказание в исправительных колониях общего режима (п. "б" ч. 1 ст. 58 УК РФ); мужчинам при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, - в исправительных колониях строгого режима (п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ); мужчинам при особо опасном рецидиве преступлений - в исправительных колониях особого режима (п. "г" ч. 1 ст. 58 УК РФ), с возможностью отбывания части срока наказания в тюрьме (ч. 2 ст. 58 УК РФ).
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Из задач административного надзора можно сделать вывод, что его установление в отношении соответствующих лиц является обязательным, равно как обязательно и его прекращение при отпадении на то оснований, а потому в делах данной категории нет места диспозитивности. Однако Верховный Суд РФ разъяснил, что такое диспозитивное правомочие административного истца, как отказ от иска, может быть реализовано и в этих делах, и указал, что суд может принять отказ исправительного учреждения, органа внутренних дел или поднадзорного лица от административного иска либо его признание (ст. 157 КАС РФ). При решении вопроса о принятии названных выше распорядительных действий суду следует выяснить мотивы, по которым административный истец пришел к выводу о необходимости их совершения, не противоречат ли такие действия закону и не нарушаются ли при этом права и свободы неопределенного круга лиц, а также поднадзорного лица. Исходя из положений ч. 2 и 2.1 ст. 3 указанного Закона судом не может быть принят отказ от иска о назначении надзора за совершеннолетним лицом, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, в том числе за лицом, совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, а также за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, если на момент рассмотрения дела не истекли сроки, установленные п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 5 этого Закона (п. 16 Постановления N 15).
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Из задач административного надзора можно сделать вывод, что его установление в отношении соответствующих лиц является обязательным, равно как обязательно и его прекращение при отпадении на то оснований, а потому в делах данной категории нет места диспозитивности. Однако Верховный Суд РФ разъяснил, что такое диспозитивное правомочие административного истца, как отказ от иска, может быть реализовано и в этих делах, и указал, что суд может принять отказ исправительного учреждения, органа внутренних дел или поднадзорного лица от административного иска либо его признание (ст. 157 КАС РФ). При решении вопроса о принятии названных выше распорядительных действий суду следует выяснить мотивы, по которым административный истец пришел к выводу о необходимости их совершения, не противоречат ли такие действия закону и не нарушаются ли при этом права и свободы неопределенного круга лиц, а также поднадзорного лица. Исходя из положений ч. 2 и 2.1 ст. 3 указанного Закона судом не может быть принят отказ от иска о назначении надзора за совершеннолетним лицом, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, в том числе за лицом, совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, а также за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, если на момент рассмотрения дела не истекли сроки, установленные п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 5 этого Закона (п. 16 Постановления N 15).
Статья: Особенности квалификации деяния и назначения наказания при совершении преступлений, предусмотренных ст. 314.1 УК
(Ким Д.Ю.)
("Законность", 2022, N 5)Согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры РФ за 2020 г. около 30% преступивших уголовный закон ранее судимы (255,3 тыс.), действия каждого пятого признаны рецидивом, в том числе опасным или особо опасным (137,2 тыс.) <5>.
(Ким Д.Ю.)
("Законность", 2022, N 5)Согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры РФ за 2020 г. около 30% преступивших уголовный закон ранее судимы (255,3 тыс.), действия каждого пятого признаны рецидивом, в том числе опасным или особо опасным (137,2 тыс.) <5>.
Вопрос: На какой срок устанавливается административный надзор в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15) установление административного надзора за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, является обязательным; отсутствие в приговоре прямого указания на вид рецидива не влияет на возможность установления административного надзора за таким лицом, поскольку закон связывает назначение такого надзора с фактом наличия у лица неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15) установление административного надзора за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, является обязательным; отсутствие в приговоре прямого указания на вид рецидива не влияет на возможность установления административного надзора за таким лицом, поскольку закон связывает назначение такого надзора с фактом наличия у лица неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Статья: Деликтизация нарушения лицом ограничений и невыполнения обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре
(Лесик В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)а) законодатель закрепил связь между основаниями установления административного надзора и различными видами преступлений и административных правонарушений, которые совершаются лицом повторно (неоднократно) (например, преступлений при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, двух и более преступлений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ; повторного в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) посягающих на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 КоАП РФ);
(Лесик В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)а) законодатель закрепил связь между основаниями установления административного надзора и различными видами преступлений и административных правонарушений, которые совершаются лицом повторно (неоднократно) (например, преступлений при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, двух и более преступлений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ; повторного в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) посягающих на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 КоАП РФ);
Статья: Основные направления совместных научных исследований МВД России и ФСИН России в сфере оперативно-розыскной деятельности
(Маслов А.А., Бабушкин А.А., Белых-Силаев Д.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)Так, в 2020 г. под административным надзором находилось 116 120 ранее судимых лиц, из которых 54 463 ранее совершили преступления при опасном и особо опасном рецидиве, что составляет почти половину от всех поднадзорных лиц (46%).
(Маслов А.А., Бабушкин А.А., Белых-Силаев Д.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)Так, в 2020 г. под административным надзором находилось 116 120 ранее судимых лиц, из которых 54 463 ранее совершили преступления при опасном и особо опасном рецидиве, что составляет почти половину от всех поднадзорных лиц (46%).
Статья: Уголовно-правовые основы оперативно-разыскного контроля органов внутренних дел за лицами, склонными к совершению преступлений
(Бабушкин А.А.)
("Российский следователь", 2024, N 10)На наш взгляд, следует ужесточить ответственность отдельных категорий поднадзорных лиц за деяния, предусмотренные ст. 314.1 УК РФ (Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений). К таковым, в частности, следует отнести лиц, судимых за совершение преступлений при опасном или особо опасном рецидиве.
(Бабушкин А.А.)
("Российский следователь", 2024, N 10)На наш взгляд, следует ужесточить ответственность отдельных категорий поднадзорных лиц за деяния, предусмотренные ст. 314.1 УК РФ (Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений). К таковым, в частности, следует отнести лиц, судимых за совершение преступлений при опасном или особо опасном рецидиве.