Административный надзор лицо без гражданства
Подборка наиболее важных документов по запросу Административный надзор лицо без гражданства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 29.05.2023 по делу N 33а-9885/2023
Категория: Споры с МВД России.
Требования уполномоченного органа: О помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение до исполнения решения о депортации.
Обстоятельства: Иностранный гражданин освобожден из места лишения свободы по отбытии наказания, документов, подтверждающих законные основания для пребывания на территории Российской Федерации, не имеет, необходимо оформить документы для возвращения в страну гражданской принадлежности.
Решение: Удовлетворено.Судебная коллегия отмечает, что в соответствии с положениями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор применим к иностранным гражданам или лицам без гражданства до помещения на основании решения суда в специальное учреждение, и не является препятствием к помещению Б. в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по городу Екатеринбургу.
Категория: Споры с МВД России.
Требования уполномоченного органа: О помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение до исполнения решения о депортации.
Обстоятельства: Иностранный гражданин освобожден из места лишения свободы по отбытии наказания, документов, подтверждающих законные основания для пребывания на территории Российской Федерации, не имеет, необходимо оформить документы для возвращения в страну гражданской принадлежности.
Решение: Удовлетворено.Судебная коллегия отмечает, что в соответствии с положениями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор применим к иностранным гражданам или лицам без гражданства до помещения на основании решения суда в специальное учреждение, и не является препятствием к помещению Б. в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по городу Екатеринбургу.
Апелляционное определение Ярославского областного суда от 01.12.2023 N 33а-8719/2023 (УИД 76RS0011-01-2023-001389-60)
Приговор: По п. "г" ч. 3 ст. 158 УК РФ (кража).
Определение: Приговор оставлен без изменения.То обстоятельство, что Д. является лицом без гражданства, само по себе не исключает установление административного надзора. Суд обоснованно руководствовался Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (пункт 8), согласно которому административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение. Также суд правильно исходил из того, что решение о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации в установленном законом порядке в отношении Д. не выносилось.
Приговор: По п. "г" ч. 3 ст. 158 УК РФ (кража).
Определение: Приговор оставлен без изменения.То обстоятельство, что Д. является лицом без гражданства, само по себе не исключает установление административного надзора. Суд обоснованно руководствовался Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (пункт 8), согласно которому административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение. Также суд правильно исходил из того, что решение о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации в установленном законом порядке в отношении Д. не выносилось.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Влияние глобализации на формирование механизмов публично-правового регулирования миграции в Российской Федерации
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Ранее эта проблема неоднократно обсуждалась в научных кругах в контексте необходимости разработки федерального закона "О противодействии незаконной миграции" <20>. В настоящее время данная инициатива нашла свое отражение в обнародованном проекте федерального закона "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства". В главе 19 "Административный надзор за законностью пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан" раздела "Обеспечение безопасности и правопорядка в сфере миграции" российским законодателем предложен новый для миграционной деятельности государства институт - административный надзор за законностью пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан, осуществляемый органами внутренних дел (полицией) в целях обеспечения законности и правопорядка посредством выявления иностранных граждан, не имеющих или утративших законные основания для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации и осуществления на ее территории отдельных видов деятельности, и применения к ним, а также к иным лицам, допустившим нарушение федерального законодательства, юридических мер воздействия.
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Ранее эта проблема неоднократно обсуждалась в научных кругах в контексте необходимости разработки федерального закона "О противодействии незаконной миграции" <20>. В настоящее время данная инициатива нашла свое отражение в обнародованном проекте федерального закона "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства". В главе 19 "Административный надзор за законностью пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан" раздела "Обеспечение безопасности и правопорядка в сфере миграции" российским законодателем предложен новый для миграционной деятельности государства институт - административный надзор за законностью пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан, осуществляемый органами внутренних дел (полицией) в целях обеспечения законности и правопорядка посредством выявления иностранных граждан, не имеющих или утративших законные основания для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации и осуществления на ее территории отдельных видов деятельности, и применения к ним, а также к иным лицам, допустившим нарушение федерального законодательства, юридических мер воздействия.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Сотрудники исправительного учреждения готовят за шесть месяцев до предполагаемой даты освобождения осужденного иностранного гражданина или лица без гражданства необходимый пакет документов о нежелательности (пребывания) его на территории Российской Федерации. Учитывая, что в настоящее время еще недостаточно эффективно работает механизм депортации иностранных граждан или лиц без гражданства, находящихся незаконно на территории нашей страны, постпенитенциарный контроль за данными лицами дал бы положительный результат в минимизации рецидивной преступности. На данный момент иностранные граждане и лица и лица без гражданства "выпадают" из правового поля постпенитенциарного контроля, что во многом предопределяет повторное совершение данными гражданами новых преступлений. В этой связи представляется целесообразным дополнить законодательство, регламентирующее порядок осуществления административного надзора, особенности осуществления административного надзора в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Сотрудники исправительного учреждения готовят за шесть месяцев до предполагаемой даты освобождения осужденного иностранного гражданина или лица без гражданства необходимый пакет документов о нежелательности (пребывания) его на территории Российской Федерации. Учитывая, что в настоящее время еще недостаточно эффективно работает механизм депортации иностранных граждан или лиц без гражданства, находящихся незаконно на территории нашей страны, постпенитенциарный контроль за данными лицами дал бы положительный результат в минимизации рецидивной преступности. На данный момент иностранные граждане и лица и лица без гражданства "выпадают" из правового поля постпенитенциарного контроля, что во многом предопределяет повторное совершение данными гражданами новых преступлений. В этой связи представляется целесообразным дополнить законодательство, регламентирующее порядок осуществления административного надзора, особенности осуществления административного надзора в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"8. Административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"8. Административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.
Статья: Правовые средства совершенствования федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 11)В проекте федерального закона "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства", разработанном МВД России <15>, призванном в значительной мере систематизировать правовое регулирование в сфере миграции, понятие "федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции" не используется. Вместо этого предлагается ввести понятие "административный надзор за законностью пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан" <16>. Планируется, что содержание административного надзора за законностью пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан будут составлять: предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в сфере миграции; принятие соответствующих мер принуждения и мер профилактического характера; установление режима контролируемого пребывания; проведение дактилоскопической регистрации и идентификации иностранных граждан; ведение реестра недобросовестных приглашающих лиц и реестра недобросовестных работодателей и др.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 11)В проекте федерального закона "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства", разработанном МВД России <15>, призванном в значительной мере систематизировать правовое регулирование в сфере миграции, понятие "федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции" не используется. Вместо этого предлагается ввести понятие "административный надзор за законностью пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан" <16>. Планируется, что содержание административного надзора за законностью пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан будут составлять: предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в сфере миграции; принятие соответствующих мер принуждения и мер профилактического характера; установление режима контролируемого пребывания; проведение дактилоскопической регистрации и идентификации иностранных граждан; ведение реестра недобросовестных приглашающих лиц и реестра недобросовестных работодателей и др.
Статья: О реализации территориальными органами полиции на районном уровне правоохранительной функции (на примере сферы миграции)
(Быков К.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Кроме того, предлагаются положения, направленные на улучшение государственного регулирования вопросов, связанных с миграционными процессами. В качестве направлений, проводимых в рамках административно-правового контроля (надзора) в сфере миграции, следует определить следующие:
(Быков К.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Кроме того, предлагаются положения, направленные на улучшение государственного регулирования вопросов, связанных с миграционными процессами. В качестве направлений, проводимых в рамках административно-правового контроля (надзора) в сфере миграции, следует определить следующие:
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)6) основы административно-правового статуса граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)6) основы административно-правового статуса граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В качестве примера уклонения от общих требований Закона N 248-ФЗ необходимо привести предусматриваемый проектом федерального закона "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства" <1> новый вид контроля (надзора) - административный надзор за пребыванием (проживанием) в Российской Федерации иностранных граждан. Использование нового термина обеспечивает автоматическое исключение этого вида контрольно-надзорной деятельности из предмета регулирования Закона N 248-ФЗ без дополнительного обоснования. Вместе с тем по смыслу законопроекта административный надзор за пребыванием (проживанием) иностранных граждан объединяет два упомянутых в Законе <2> существующих вида государственного контроля (надзора): федеральный государственный контроль (надзор) за проживанием, временным пребыванием в Российской Федерации, транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан и федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников. До 31 декабря 2024 г. эти виды контроля осуществляются в соответствии с положениями Закона N 294-ФЗ с особенностями организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, установленными Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В качестве примера уклонения от общих требований Закона N 248-ФЗ необходимо привести предусматриваемый проектом федерального закона "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства" <1> новый вид контроля (надзора) - административный надзор за пребыванием (проживанием) в Российской Федерации иностранных граждан. Использование нового термина обеспечивает автоматическое исключение этого вида контрольно-надзорной деятельности из предмета регулирования Закона N 248-ФЗ без дополнительного обоснования. Вместе с тем по смыслу законопроекта административный надзор за пребыванием (проживанием) иностранных граждан объединяет два упомянутых в Законе <2> существующих вида государственного контроля (надзора): федеральный государственный контроль (надзор) за проживанием, временным пребыванием в Российской Федерации, транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан и федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников. До 31 декабря 2024 г. эти виды контроля осуществляются в соответствии с положениями Закона N 294-ФЗ с особенностями организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, установленными Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
Статья: О критериях разграничения административного и гражданского судопроизводств: вопросы теории и практики
(Михайлова Е.В.)
("Администратор суда", 2021, N 3)ГПК РФ 2002 года содержал подраздел 3 "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений", который утратил силу 15 сентября 2015 года в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства. Согласно статье 245 указанного подраздела 3, суд рассматривал следующие дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; по заявлениям о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемого Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение; по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений; иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда <8>.
(Михайлова Е.В.)
("Администратор суда", 2021, N 3)ГПК РФ 2002 года содержал подраздел 3 "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений", который утратил силу 15 сентября 2015 года в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства. Согласно статье 245 указанного подраздела 3, суд рассматривал следующие дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; по заявлениям о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемого Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение; по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений; иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда <8>.
Статья: Некоторые аспекты контроля (надзора) в сфере миграции, осуществляемого в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства
(Паукова Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)В разработанном в 2021 г. фундаментальном в сфере миграции проекте федерального закона "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства" <17> (далее - законопроект) предлагается вместо вышеприведенных и используемых в настоящее время терминов введение нового понятия: "административный надзор за законностью пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства". В этой связи С.М. Зырянов отметил, что термину "государственный контроль (надзор)" "законодатель ищет альтернативные категории" <18>. Т.А. Прудникова и Р.А. Брунер поддерживают упразднение государственного контроля (надзора) и введение нового института - "административного надзора за пребыванием (проживанием) в Российской Федерации иностранных граждан" <19>.
(Паукова Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)В разработанном в 2021 г. фундаментальном в сфере миграции проекте федерального закона "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства" <17> (далее - законопроект) предлагается вместо вышеприведенных и используемых в настоящее время терминов введение нового понятия: "административный надзор за законностью пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства". В этой связи С.М. Зырянов отметил, что термину "государственный контроль (надзор)" "законодатель ищет альтернативные категории" <18>. Т.А. Прудникова и Р.А. Брунер поддерживают упразднение государственного контроля (надзора) и введение нового института - "административного надзора за пребыванием (проживанием) в Российской Федерации иностранных граждан" <19>.
Статья: Федеральный государственный пожарный надзор: проблемы привлечения к административной ответственности физических лиц в связи с изменением законодательства
(Винокуров В.А., Шманцарь Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Статья посвящена проблемам, связанными с привлечением к административной ответственности физических лиц (граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства), не относящихся к категории контролируемых лиц, за нарушение требований пожарной безопасности.
(Винокуров В.А., Шманцарь Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Статья посвящена проблемам, связанными с привлечением к административной ответственности физических лиц (граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства), не относящихся к категории контролируемых лиц, за нарушение требований пожарной безопасности.
Статья: Правовой режим выяснения обстоятельств, связанных с безвестным исчезновением людей
(Бажанов С.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 1)Как видим, в означенных нормах под вывеской "розыска" позиционируются крайне обтекаемые словообразования "устанавливает" и "обеспечивает", легализованные в федеральном законодательстве в пику иностранным гражданам и лицам без гражданства, а параллельно - в развитие административных полномочий (юрисдикции) представителей органов исполнительной власти.
(Бажанов С.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 1)Как видим, в означенных нормах под вывеской "розыска" позиционируются крайне обтекаемые словообразования "устанавливает" и "обеспечивает", легализованные в федеральном законодательстве в пику иностранным гражданам и лицам без гражданства, а параллельно - в развитие административных полномочий (юрисдикции) представителей органов исполнительной власти.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов Федеральной службы безопасности РФ законов, а также соблюдением законных прав и установленных гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"; за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан и юридических лиц, в том числе иностранных и лиц без гражданства, допустивших нарушения режима Государственной границы РФ, пограничного режима в пограничной зоне, пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также правил добычи, пользования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, иные административные правонарушения, отнесенные к компетенции ФСБ России;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов Федеральной службы безопасности РФ законов, а также соблюдением законных прав и установленных гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"; за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан и юридических лиц, в том числе иностранных и лиц без гражданства, допустивших нарушения режима Государственной границы РФ, пограничного режима в пограничной зоне, пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также правил добычи, пользования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, иные административные правонарушения, отнесенные к компетенции ФСБ России;