Административный истец прокурор
Подборка наиболее важных документов по запросу Административный истец прокурор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Оспаривание решений и действий (бездействия) органов власти: Административный истец не согласен с непринятием мер по благоустройству (ремонту) дороги
(КонсультантПлюс, 2025)Административный истец (прокурор, гражданин - собственник дома, к которому примыкает дорога, и т.п.) считает, что Орган власти (администрация, исполнительный комитет и т.п.) ненадлежащим образом исполняет свои обязанности в области дорожной деятельности. Ссылается на ненадлежащее состояние дорожного покрытия, отсутствие дорожных знаков и т.д.
(КонсультантПлюс, 2025)Административный истец (прокурор, гражданин - собственник дома, к которому примыкает дорога, и т.п.) считает, что Орган власти (администрация, исполнительный комитет и т.п.) ненадлежащим образом исполняет свои обязанности в области дорожной деятельности. Ссылается на ненадлежащее состояние дорожного покрытия, отсутствие дорожных знаков и т.д.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Ознакомление с материалами прокурорской проверки
(КонсультантПлюс, 2025)...учитывая, что... представление об устранении нарушений закона... содержит сведения о фактах совершения Д. коррупционного правонарушения... установив, что фактически прокурором проведена проверка в отношении единственного сотрудника Управления Д., а обращение административного истца к прокурору направлено на реализацию его права на получение информации, непосредственно касающейся его прав и обязанностей, суд... верно пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным отказа прокурора в ознакомлении Д. с материалами проверки...
(КонсультантПлюс, 2025)...учитывая, что... представление об устранении нарушений закона... содержит сведения о фактах совершения Д. коррупционного правонарушения... установив, что фактически прокурором проведена проверка в отношении единственного сотрудника Управления Д., а обращение административного истца к прокурору направлено на реализацию его права на получение информации, непосредственно касающейся его прав и обязанностей, суд... верно пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным отказа прокурора в ознакомлении Д. с материалами проверки...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как подать административное исковое заявление
(КонсультантПлюс, 2025)В некоторых случаях административный иск в интересах административного истца подает прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, должностное лицо или гражданин. Также прокурор и некоторые иные лица вправе подавать административный иск в пользу неопределенного круга лиц (ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 39, ст. 40 КАС РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В некоторых случаях административный иск в интересах административного истца подает прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, должностное лицо или гражданин. Также прокурор и некоторые иные лица вправе подавать административный иск в пользу неопределенного круга лиц (ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 39, ст. 40 КАС РФ).
Статья: Бремя доказывания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:
(ред. от 31.07.2025)2. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания"Вместе с тем административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 КАС РФ).
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания"Вместе с тем административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 КАС РФ).
Статья: Характерные особенности доказывания по судебным административным делам в условиях состязательности участников разрешаемого дела
(Зюзин В.А., Федорова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Основанием для принятия административного иска будет также наличие доказательств о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) уже нарушены или гипотетически могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца. Очень часто прокурор, обратившись с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, обязан доказать, что возникла реальная угроза нарушения прав, свобод и законных интересов. По некоторым административным делам зачастую требуется подтвердить иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований. Таким образом, мы видим, что спектр доказательств разнороден и достаточно массивен. Действия судьи в процессе доказывания по административным делам не носят моногамный характер, что присуще, например, гражданскому процессу. Активная роль суда в состязательном административном судопроизводстве может приобретать комплексный характер и полиморфность.
(Зюзин В.А., Федорова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Основанием для принятия административного иска будет также наличие доказательств о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) уже нарушены или гипотетически могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца. Очень часто прокурор, обратившись с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, обязан доказать, что возникла реальная угроза нарушения прав, свобод и законных интересов. По некоторым административным делам зачастую требуется подтвердить иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований. Таким образом, мы видим, что спектр доказательств разнороден и достаточно массивен. Действия судьи в процессе доказывания по административным делам не носят моногамный характер, что присуще, например, гражданскому процессу. Активная роль суда в состязательном административном судопроизводстве может приобретать комплексный характер и полиморфность.
Статья: Критерий процессуальной инициативы как основание классификации дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства
(Павленко К.А., Олийнык И.Л.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)В частности, из положений ч. 2 ст. 62 КАС РФ следует, что доказыванию при рассмотрении подобных дел подлежат: законность оспариваемых актов, действий (бездействия) и решений (а равно их противоречие конкретным нормам закона), возможность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц либо возникновение реальной угрозы их нарушения; наконец, факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
(Павленко К.А., Олийнык И.Л.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)В частности, из положений ч. 2 ст. 62 КАС РФ следует, что доказыванию при рассмотрении подобных дел подлежат: законность оспариваемых актов, действий (бездействия) и решений (а равно их противоречие конкретным нормам закона), возможность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц либо возникновение реальной угрозы их нарушения; наконец, факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Обращение медицинской организации с административным исковым заявлением с нарушением требований, предъявляемых к форме и содержанию заявления и (или) приложенных к нему документов, не должно повлечь оставление административного искового заявления без движения или его возвращение, а также не должно является основанием для отказа в удовлетворении. В этом случае суду необходимо оказать содействие административному истцу и направить необходимые документы и материалы прокурору, органу опеки и попечительства, другим заинтересованным лицам. Имеющиеся недостатки административного искового заявления могут быть устранены в процессе подготовки дела к судебному разбирательству.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Обращение медицинской организации с административным исковым заявлением с нарушением требований, предъявляемых к форме и содержанию заявления и (или) приложенных к нему документов, не должно повлечь оставление административного искового заявления без движения или его возвращение, а также не должно является основанием для отказа в удовлетворении. В этом случае суду необходимо оказать содействие административному истцу и направить необходимые документы и материалы прокурору, органу опеки и попечительства, другим заинтересованным лицам. Имеющиеся недостатки административного искового заявления могут быть устранены в процессе подготовки дела к судебному разбирательству.
Статья: Реализация концепции единства цивилистического процесса в современном законодательстве
(Фокина М.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)Перераспределение бремени доказывания по административным делам касается только фактов незаконности оспариваемых нормативно-правовых актов, решений, действий (бездействия). Административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не освобождены от обязанности доказывания иных фактов.
(Фокина М.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)Перераспределение бремени доказывания по административным делам касается только фактов незаконности оспариваемых нормативно-правовых актов, решений, действий (бездействия). Административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не освобождены от обязанности доказывания иных фактов.
Статья: Особенности предмета и основания административного иска по законодательству Российской Федерации
(Гвоздев Д.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Согласно ч. 2 рассматриваемой статьи административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых... решений, действий (бездействия), но обязаны:
(Гвоздев Д.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Согласно ч. 2 рассматриваемой статьи административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых... решений, действий (бездействия), но обязаны:
Статья: Изменение бремени доказывания в административном судопроизводстве Китайской Народной Республики и России
(Халатов С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 8)Российский Кодекс административного судопроизводства не содержит аналогичной нормы. Действующее правовое регулирование рассмотрения административных дел основывается на обязанности административного истца, прокурора, органов, организаций и граждан подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, за исключением обязанности доказывать незаконность оспариваемых актов.
(Халатов С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 8)Российский Кодекс административного судопроизводства не содержит аналогичной нормы. Действующее правовое регулирование рассмотрения административных дел основывается на обязанности административного истца, прокурора, органов, организаций и граждан подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, за исключением обязанности доказывать незаконность оспариваемых актов.
Ситуация: Кто и в каком порядке может обратиться в суд с административным исковым заявлением о прекращении действия права управления транспортными средствами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Прокурор при этом пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца, за исключением, в частности, обязанности по уплате судебных расходов (ч. 4 ст. 39 КАС РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Прокурор при этом пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца, за исключением, в частности, обязанности по уплате судебных расходов (ч. 4 ст. 39 КАС РФ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. Согласно ст. 37 КАС РФ прокурор отнесен к лицам, участвующим в деле. При этом прокурор в административном судебном процессе может выступать в качестве стороны (административного истца) в рамках административного судопроизводства (ч. 2 ст. 38 КАС РФ), а также давать заключение по административному делу. При этом следует отметить, что по смыслу ч. 2 ст. 38 КАС РФ в случае, если прокурором подано административное исковое заявление в интересах другого лица, административным истцом выступает лицо, в интересах которого подано заявление прокурором. В качестве административного истца прокурор выступает в случае, если он обратился в суд для реализации возложенных на него публичных функций.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. Согласно ст. 37 КАС РФ прокурор отнесен к лицам, участвующим в деле. При этом прокурор в административном судебном процессе может выступать в качестве стороны (административного истца) в рамках административного судопроизводства (ч. 2 ст. 38 КАС РФ), а также давать заключение по административному делу. При этом следует отметить, что по смыслу ч. 2 ст. 38 КАС РФ в случае, если прокурором подано административное исковое заявление в интересах другого лица, административным истцом выступает лицо, в интересах которого подано заявление прокурором. В качестве административного истца прокурор выступает в случае, если он обратился в суд для реализации возложенных на него публичных функций.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)4) административного истца и административного ответчика, заинтересованных лиц, прокурора, органы, организации и лиц, обращающихся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц;
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)4) административного истца и административного ответчика, заинтересованных лиц, прокурора, органы, организации и лиц, обращающихся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц;