Административные регламенты снижают коррупционные риски за счет
Подборка наиболее важных документов по запросу Административные регламенты снижают коррупционные риски за счет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Публичные услуги в контексте российской конституционализации
(Крусс В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2014, N 5)Затем появляется Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" <56>. "Синтезируя" типы властно-общественной коммуникации, этот акт уточняет: государственные функции исполняются, государственные услуги - предоставляются, но для тех и других должны быть разработаны свои административные регламенты. В такой связке понятие регламентов оказывается онтологически не выверенным по предметной направленности и специфике нормативного воздействия. Как документ, упорядочивающий внутриорганизационные отношения, управленческие процедуры <57>, призванный оптимизировать публичные функции и снизить коррупционные риски <58>, административный регламент может и облегчить получение публичных услуг, прежде всего - в части информирования граждан об установленном порядке их предоставления <59>. Однако это не значит, что исполнительная власть обладает правоустановительной компетенцией ко всем отношениям, связанным с получением публичных услуг. Утвержденные Правительством РФ правила регламентирования оставляют вопросы на этот счет.
(Крусс В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2014, N 5)Затем появляется Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" <56>. "Синтезируя" типы властно-общественной коммуникации, этот акт уточняет: государственные функции исполняются, государственные услуги - предоставляются, но для тех и других должны быть разработаны свои административные регламенты. В такой связке понятие регламентов оказывается онтологически не выверенным по предметной направленности и специфике нормативного воздействия. Как документ, упорядочивающий внутриорганизационные отношения, управленческие процедуры <57>, призванный оптимизировать публичные функции и снизить коррупционные риски <58>, административный регламент может и облегчить получение публичных услуг, прежде всего - в части информирования граждан об установленном порядке их предоставления <59>. Однако это не значит, что исполнительная власть обладает правоустановительной компетенцией ко всем отношениям, связанным с получением публичных услуг. Утвержденные Правительством РФ правила регламентирования оставляют вопросы на этот счет.
"Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции"
(постатейный)
(Талапина Э.В.)
("Волтерс Клувер", 2010)Отсутствие административных процедур - нормативно установленных порядка и сроков осуществления действий органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - как снижает эффективность порядка принятия решений в целом, так и повышает коррупционные риски. В условиях нечеткой процедурной регламентации проще оказывать предпочтение одним субъектам за счет других.
(постатейный)
(Талапина Э.В.)
("Волтерс Клувер", 2010)Отсутствие административных процедур - нормативно установленных порядка и сроков осуществления действий органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - как снижает эффективность порядка принятия решений в целом, так и повышает коррупционные риски. В условиях нечеткой процедурной регламентации проще оказывать предпочтение одним субъектам за счет других.
Нормативные акты
Приказ Росфиннадзора от 27.04.2007 N 60
"О мерах по обеспечению проведения административной реформы в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора в 2007 году"Основной целью ведомственной антикоррупционной программы является повышение эффективности функционирования Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов за счет снижения рисков проявления коррупции.
"О мерах по обеспечению проведения административной реформы в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора в 2007 году"Основной целью ведомственной антикоррупционной программы является повышение эффективности функционирования Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов за счет снижения рисков проявления коррупции.
Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов как средство снижения коррупционных рисков
(Хазанов С.Д., Бахтина М.С.)
("Российский юридический журнал", 2016, N 3)В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <1> антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов (далее - антикоррупционная экспертиза) отнесена к одной из мер по профилактике коррупции. Это означает, что при проведении антикоррупционной экспертизы перед специалистом не ставятся задачи по выявлению конкретных фактов коррупционных правонарушений, установлению лиц, совершивших коррупционные деяния, пресечению тех или иных коррупционных действий. Основное предназначение антикоррупционной экспертизы - обеспечение такой нормативно-правовой основы деятельности государственных и муниципальных служащих, процедур реализации гражданами и организациями своих прав и обязанностей, которая лишала бы должностных лиц возможности злоупотреблять своими полномочиями, значительно усложняла бы условия вступления в коррупционные отношения и тем самым снижала бы риски совершения коррупционных правонарушений. Следовательно, антикоррупционная экспертиза способствует повышению качества правотворческой деятельности, что в конечном счете может оказать положительное влияние на качество правоприменительной деятельности.
(Хазанов С.Д., Бахтина М.С.)
("Российский юридический журнал", 2016, N 3)В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <1> антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов (далее - антикоррупционная экспертиза) отнесена к одной из мер по профилактике коррупции. Это означает, что при проведении антикоррупционной экспертизы перед специалистом не ставятся задачи по выявлению конкретных фактов коррупционных правонарушений, установлению лиц, совершивших коррупционные деяния, пресечению тех или иных коррупционных действий. Основное предназначение антикоррупционной экспертизы - обеспечение такой нормативно-правовой основы деятельности государственных и муниципальных служащих, процедур реализации гражданами и организациями своих прав и обязанностей, которая лишала бы должностных лиц возможности злоупотреблять своими полномочиями, значительно усложняла бы условия вступления в коррупционные отношения и тем самым снижала бы риски совершения коррупционных правонарушений. Следовательно, антикоррупционная экспертиза способствует повышению качества правотворческой деятельности, что в конечном счете может оказать положительное влияние на качество правоприменительной деятельности.
Статья: Система антикоррупционного комплаенса и контроль его соблюдения
(Шалимова М.А.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2014, N 2)Российской Федерацией выполнены рекомендации международных экспертов, а также требования международных конвенций; при федеральных органах исполнительной власти, иных государственных органах созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Деятельность комиссий направлена на обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также на осуществление в государственном органе мер по предупреждению коррупции <1>. Частично усовершенствована система государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". На законодательном уровне урегулирован процесс осуществления контрольно-надзорных функций, предусматривающий единую процедуру контроля (надзора) для большинства видов проверок и жесткую ответственность контролирующих органов за нарушение процедуры (введены штрафные санкции). Улучшилось качество предоставления отдельных государственных услуг в рамках административной реформы. Принят ряд эффективных административных регламентов, предусмотренных Концепцией административной реформы в качестве меры по совершенствованию государственного управления и по снижению коррупции в органах власти. Появилась возможность получения ряда государственных услуг в электронном виде <2>.
(Шалимова М.А.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2014, N 2)Российской Федерацией выполнены рекомендации международных экспертов, а также требования международных конвенций; при федеральных органах исполнительной власти, иных государственных органах созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Деятельность комиссий направлена на обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также на осуществление в государственном органе мер по предупреждению коррупции <1>. Частично усовершенствована система государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". На законодательном уровне урегулирован процесс осуществления контрольно-надзорных функций, предусматривающий единую процедуру контроля (надзора) для большинства видов проверок и жесткую ответственность контролирующих органов за нарушение процедуры (введены штрафные санкции). Улучшилось качество предоставления отдельных государственных услуг в рамках административной реформы. Принят ряд эффективных административных регламентов, предусмотренных Концепцией административной реформы в качестве меры по совершенствованию государственного управления и по снижению коррупции в органах власти. Появилась возможность получения ряда государственных услуг в электронном виде <2>.
Статья: Правовой статус Министерства юстиции Российской Федерации как субъекта публично-правового регулирования нотариальной деятельности
(Кулишова Р.Т.)
("Нотариус", 2018, N 8)В целях реализации положений данного Закона принят Приказ Минюста России от 28 декабря 2016 г. N 324, в соответствии с которым разработанный Порядок позволяет органам, предоставляющим государственные и муниципальные услуги и исполняющим государственные и муниципальные функции, в связи с предоставлением ими услуг и исполнением функций, подтвердить содержание нотариально удостоверенного документа, что снизит риск совершения мошеннических действий, позволит повысить прозрачность и чистоту сделок, совершаемых с использованием нотариально удостоверенных документов.
(Кулишова Р.Т.)
("Нотариус", 2018, N 8)В целях реализации положений данного Закона принят Приказ Минюста России от 28 декабря 2016 г. N 324, в соответствии с которым разработанный Порядок позволяет органам, предоставляющим государственные и муниципальные услуги и исполняющим государственные и муниципальные функции, в связи с предоставлением ими услуг и исполнением функций, подтвердить содержание нотариально удостоверенного документа, что снизит риск совершения мошеннических действий, позволит повысить прозрачность и чистоту сделок, совершаемых с использованием нотариально удостоверенных документов.
Статья: Особенности законодательного обеспечения противодействия коррупции в субъектах РФ (на примере Забайкальского края, Республики Бурятия, Иркутской области)
(Жукова А.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2013, N 10)6) в совершенствовании организации органов местного самоуправления и осуществления функций муниципального управления (определение полномочий по исполнению муниципального управления, а также функций муниципального контроля; выявление структурных подразделений и должностных лиц, несущих коррупционные риски; оптимизация управления в данной сфере; формирование реестра муниципальных услуг; подготовка и утверждение административных регламентов структурных подразделений; порядок взаимодействия в сфере оказания бюджетных и муниципальных услуг; подготовка методических рекомендаций по анализу функций органов местного самоуправления поселений; совершенствование практики работы контрольных органов администрации района; участие в работе коллегиальных органов администрации представителей общественности и бизнеса; ведение регулярного приема граждан должностными лицами администрации; совершенствование работы с обращениями граждан, поступившими по телефону "горячей линии", в интернет-приемную, в письменном и устном виде);
(Жукова А.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2013, N 10)6) в совершенствовании организации органов местного самоуправления и осуществления функций муниципального управления (определение полномочий по исполнению муниципального управления, а также функций муниципального контроля; выявление структурных подразделений и должностных лиц, несущих коррупционные риски; оптимизация управления в данной сфере; формирование реестра муниципальных услуг; подготовка и утверждение административных регламентов структурных подразделений; порядок взаимодействия в сфере оказания бюджетных и муниципальных услуг; подготовка методических рекомендаций по анализу функций органов местного самоуправления поселений; совершенствование практики работы контрольных органов администрации района; участие в работе коллегиальных органов администрации представителей общественности и бизнеса; ведение регулярного приема граждан должностными лицами администрации; совершенствование работы с обращениями граждан, поступившими по телефону "горячей линии", в интернет-приемную, в письменном и устном виде);
Статья: Правовые иллюзии и реалии Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
(Спектор Е.И.)
("Законодательство и экономика", 2011, N 7)Существующий механизм лицензирования отдельных видов деятельности постоянно подвергается критике ввиду его очевидных недостатков. Тенденцией последних лет является сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию, и повышение значения саморегулируемых организаций за счет передачи им функций по контролю качества предоставляемых услуг (выполняемых работ) в определенных сферах деятельности. Основной целью реформ в данной области являются снижение риска коррупции и снятие избыточных административных барьеров. С этих позиций кандидат юридических наук, и. о. заведующей отделом бюджетного и налогового законодательства Е.И. Спектор подвергает критическому анализу проект новой редакции Закона о лицензировании.
(Спектор Е.И.)
("Законодательство и экономика", 2011, N 7)Существующий механизм лицензирования отдельных видов деятельности постоянно подвергается критике ввиду его очевидных недостатков. Тенденцией последних лет является сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию, и повышение значения саморегулируемых организаций за счет передачи им функций по контролю качества предоставляемых услуг (выполняемых работ) в определенных сферах деятельности. Основной целью реформ в данной области являются снижение риска коррупции и снятие избыточных административных барьеров. С этих позиций кандидат юридических наук, и. о. заведующей отделом бюджетного и налогового законодательства Е.И. Спектор подвергает критическому анализу проект новой редакции Закона о лицензировании.
"Правовое регулирование оценочной деятельности в сфере недвижимости: Лекция"
(Бурмакина Н.И.)
("РГУП", 2017)Цель использования административных регламентов - решение определенных общих задач: детальная регламентация деятельности государственных служащих; обеспечение открытости деятельности органов исполнительной власти; противодействие коррупции, снижение коррупциогенных факторов; оптимизация деятельности органов исполнительной власти, повышение ее эффективности.
(Бурмакина Н.И.)
("РГУП", 2017)Цель использования административных регламентов - решение определенных общих задач: детальная регламентация деятельности государственных служащих; обеспечение открытости деятельности органов исполнительной власти; противодействие коррупции, снижение коррупциогенных факторов; оптимизация деятельности органов исполнительной власти, повышение ее эффективности.
Статья: Прошлое, настоящее и будущее совместных торгов
(Пластинина Е.А., Лобанова О.Л.)
("Прогосзаказ.рф", 2019, N 2)Проведение совместных торгов существует в практике закупок более десяти лет и в последние годы приобретает все большую и большую популярность. Это связано как с возможностью повышения эффективности закупки за счет большего объема закупаемой продукции, так и с необходимостью снижения коррупционных рисков: совместные торги исключают возможность заказчика "заточить" условия закупки под конкретного поставщика.
(Пластинина Е.А., Лобанова О.Л.)
("Прогосзаказ.рф", 2019, N 2)Проведение совместных торгов существует в практике закупок более десяти лет и в последние годы приобретает все большую и большую популярность. Это связано как с возможностью повышения эффективности закупки за счет большего объема закупаемой продукции, так и с необходимостью снижения коррупционных рисков: совместные торги исключают возможность заказчика "заточить" условия закупки под конкретного поставщика.
Статья: Контрактная система: 2018, октябрь
(Гусев М.Г.)
("Руководитель бюджетной организации", 2018, N 11)Установление типовых технических заданий, универсальных для всех заказчиков, типовых контрактов. Это будет способствовать решению проблемы правильного описания объекта закупки заказчиком. Будут обозначены технические характеристики и показатели, соответствующие требованиям законодательства РФ. Выполнение данной рекомендации позволит исключить вольную трактовку ГОСТа, разное описание одной и той же продукции, установление избыточных требований и ограничение количества участников закупки путем формирования техзадания под конкретного поставщика, а также снизит коррупционные риски.
(Гусев М.Г.)
("Руководитель бюджетной организации", 2018, N 11)Установление типовых технических заданий, универсальных для всех заказчиков, типовых контрактов. Это будет способствовать решению проблемы правильного описания объекта закупки заказчиком. Будут обозначены технические характеристики и показатели, соответствующие требованиям законодательства РФ. Выполнение данной рекомендации позволит исключить вольную трактовку ГОСТа, разное описание одной и той же продукции, установление избыточных требований и ограничение количества участников закупки путем формирования техзадания под конкретного поставщика, а также снизит коррупционные риски.
Статья: Коррупционные риски правового регулирования: опыт позитивного анализа
(Липатов Э.Г.)
("Административное право и процесс", 2017, N 2)Вместе с тем изучение фактов коррупционного поведения в различные исторические периоды и при разных социально-экономических условиях ставит под сомнение объясняющую способность данного подхода. Плотный слой административных регламентов, масса запретов и ограничений не обеспечивают сколько-нибудь заметной динамики в снижении коррупции, а порой и являются питательной средой для вымогательства чиновников.
(Липатов Э.Г.)
("Административное право и процесс", 2017, N 2)Вместе с тем изучение фактов коррупционного поведения в различные исторические периоды и при разных социально-экономических условиях ставит под сомнение объясняющую способность данного подхода. Плотный слой административных регламентов, масса запретов и ограничений не обеспечивают сколько-нибудь заметной динамики в снижении коррупции, а порой и являются питательной средой для вымогательства чиновников.
"Актуальные вопросы современного конкурентного права. Сборник научных трудов"
(выпуск 1)
(отв. ред. М.А. Егорова)
("Юстицинформ", 2017)В частности, в соответствии с п. 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок-220), товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место, а также если такая информация не представлена хозяйствующим субъектом. В соответствии с другой нормой - п. 4.4 Порядка-220 - если в связи с приобретением товара, поставляемого с каких-либо территорий (от продавцов, расположенных на каких-либо территориях), приобретатель несет значительные издержки, превышающие, как правило, 10% от средневзвешенной цены товара, доступного приобретателю (приобретателям) в пределах предварительно определенных географических границ рассматриваемого товарного рынка, то такие территории (продавцы) должны относиться к другим товарным рынкам. "Критическое значение" в 10% здесь - не только способ облегчить применение нормы и обеспечить единообразие правоприменения, но и способ снизить коррупционные риски за счет минимизации возможностей дискреционного поведения правоприменителя. Необходимо отметить, что аналогичные критические значения в настоящий момент отсутствуют как в тексте американского Руководства по горизонтальным слияниям (U.S. Doj, FTC, 2010) (содержащего описание методов анализа товарного рынка), так и в европейском методическом документе, относящемся к определению границ рынка (ЕС, 1997).
(выпуск 1)
(отв. ред. М.А. Егорова)
("Юстицинформ", 2017)В частности, в соответствии с п. 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок-220), товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место, а также если такая информация не представлена хозяйствующим субъектом. В соответствии с другой нормой - п. 4.4 Порядка-220 - если в связи с приобретением товара, поставляемого с каких-либо территорий (от продавцов, расположенных на каких-либо территориях), приобретатель несет значительные издержки, превышающие, как правило, 10% от средневзвешенной цены товара, доступного приобретателю (приобретателям) в пределах предварительно определенных географических границ рассматриваемого товарного рынка, то такие территории (продавцы) должны относиться к другим товарным рынкам. "Критическое значение" в 10% здесь - не только способ облегчить применение нормы и обеспечить единообразие правоприменения, но и способ снизить коррупционные риски за счет минимизации возможностей дискреционного поведения правоприменителя. Необходимо отметить, что аналогичные критические значения в настоящий момент отсутствуют как в тексте американского Руководства по горизонтальным слияниям (U.S. Doj, FTC, 2010) (содержащего описание методов анализа товарного рынка), так и в европейском методическом документе, относящемся к определению границ рынка (ЕС, 1997).