Административные наказания, их цели и виды
Подборка наиболее важных документов по запросу Административные наказания, их цели и виды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность арбитражного управляющего
(КонсультантПлюс, 2025)...доводы о невозможности применения... положений статьи 2.9 КоАП РФ отклоняются судом... в связи с тем, что наказание в виде дисквалификации по смыслу статьи 3.11 КоАП РФ применяется как крайняя мера для достижения цели принудительного прекращения противоправной деятельности лица; указанное предопределяет применение дисквалификации только в случаях, когда другие виды наказаний не могут обеспечить цели административной ответственности... Дисквалификация в профессиональной деятельности является исключительной мерой административного наказания и в отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств не подлежит применению..."
(КонсультантПлюс, 2025)...доводы о невозможности применения... положений статьи 2.9 КоАП РФ отклоняются судом... в связи с тем, что наказание в виде дисквалификации по смыслу статьи 3.11 КоАП РФ применяется как крайняя мера для достижения цели принудительного прекращения противоправной деятельности лица; указанное предопределяет применение дисквалификации только в случаях, когда другие виды наказаний не могут обеспечить цели административной ответственности... Дисквалификация в профессиональной деятельности является исключительной мерой административного наказания и в отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств не подлежит применению..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3.11 "Дисквалификация" КоАП РФ"Приводимые в жалобе Николаева С.В. доводы о невозможности применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ отклоняются судом кассационной инстанции в связи с тем, что наказание в виде дисквалификации по смыслу статьи 3.11 КоАП РФ применяется как крайняя мера для достижения цели принудительного прекращения противоправной деятельности лица; указанное предопределяет применение дисквалификации только в случаях, когда другие виды наказаний не могут обеспечить цели административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2017 N 1167-О). Дисквалификация в профессиональной деятельности является исключительной мерой административного наказания и в отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств не подлежит применению."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сравнительно-правовой анализ института административного наказания в действующем Кодексе об административных правонарушениях и в Проекте нового Кодекса об административных правонарушениях
(Чернышенко И.Г., Киселев А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Претерпела изменения и рубрикация административно-правовых норм в части института административного наказания. Так, объединены в отдельной главе и детально урегулированы случаи освобождения от административной ответственности и от административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки и приостановления исполнения административного наказания, вопросы видов и порядка применения административных наказаний относительно несовершеннолетних изложены в специально отведенной главе кодекса. Несоизмеримо важным является введение специальных мер административной ответственности к несовершеннолетним по аналогии с мерами воспитательного воздействия к несовершеннолетним в уголовном праве, например, ограничение досуга или же установление особых требований к несовершеннолетнему. Изменения в рубрикации (изложении) административно-правовых норм в части административного наказания позволят стабилизировать правовое регулирование данного института, а также конкретизировать (урегулировать) дополнительный перечень административных правоотношений, связанных с применением административного наказания. Отметим, что остается общим в действующем и новом административном законодательстве оставление 10 видов административных наказаний, изложение содержания института административных наказаний по видам, целям и порядку их применения, по разновидностям на основные и дополнительные.
(Чернышенко И.Г., Киселев А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Претерпела изменения и рубрикация административно-правовых норм в части института административного наказания. Так, объединены в отдельной главе и детально урегулированы случаи освобождения от административной ответственности и от административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки и приостановления исполнения административного наказания, вопросы видов и порядка применения административных наказаний относительно несовершеннолетних изложены в специально отведенной главе кодекса. Несоизмеримо важным является введение специальных мер административной ответственности к несовершеннолетним по аналогии с мерами воспитательного воздействия к несовершеннолетним в уголовном праве, например, ограничение досуга или же установление особых требований к несовершеннолетнему. Изменения в рубрикации (изложении) административно-правовых норм в части административного наказания позволят стабилизировать правовое регулирование данного института, а также конкретизировать (урегулировать) дополнительный перечень административных правоотношений, связанных с применением административного наказания. Отметим, что остается общим в действующем и новом административном законодательстве оставление 10 видов административных наказаний, изложение содержания института административных наказаний по видам, целям и порядку их применения, по разновидностям на основные и дополнительные.
Статья: К вопросу о системности и системе административных наказаний, месте и роли в ней административного штрафа
(Шубин И.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)К важной составляющей материально-правового института административной ответственности относится совокупность норм Общей и Особенной частей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2> (далее - КоАП РФ), определяющих цели и виды административных наказаний, их размеры (сроки), а также правила назначения этих наказаний.
(Шубин И.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)К важной составляющей материально-правового института административной ответственности относится совокупность норм Общей и Особенной частей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2> (далее - КоАП РФ), определяющих цели и виды административных наказаний, их размеры (сроки), а также правила назначения этих наказаний.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведет список лиц, которым назначен указанный в части 1 настоящей статьи вид административного наказания, в целях обеспечения исполнения постановления об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (далее - список лиц).
(ред. от 04.11.2025)2. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведет список лиц, которым назначен указанный в части 1 настоящей статьи вид административного наказания, в целях обеспечения исполнения постановления об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (далее - список лиц).
Статья: Проблемные вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) в практике Верховного Суда Российской Федерации
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)При этом согласно пояснительной записке к проекту Закона N 70-ФЗ в настоящее время КоАП РФ предусматривает 1 280 составов административных правонарушений для юридических лиц, а также 327 составов, в которых индивидуальные предприниматели выделены как отдельный субъект. Поэтому для целей назначения административного наказания в виде штрафа недостаточно только приравнять социально ориентированные некоммерческие организации и субъекты малого и среднего предпринимательства, относящиеся к категориям микро- и малых предприятий, к индивидуальным предпринимателям. Необходимо предусмотреть и иные правовые механизмы, позволяющие снизить административную нагрузку на указанные выше субъекты. В связи с этим проектируемой статьей 4.1.2 КоАП РФ предлагается ограничить размер подлежащего уплате юридическими лицами - социально ориентированными некоммерческими организациями, а также малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, административного штрафа, предусмотренного санкциями соответствующих статей (частей статей) раздела II КоАП РФ (закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях), размером административного штрафа, который установлен в таких санкциях для индивидуальных предпринимателей, а если для индивидуальных предпринимателей в этих санкциях назначение административного наказания в виде административного штрафа не предусмотрено - размером штрафа, который не может составлять более 1/2 максимального размера и менее 1/2 минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридического лица (при наличии в санкции штрафа для должностного лица - не менее минимального размера штрафа для такого лица).
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)При этом согласно пояснительной записке к проекту Закона N 70-ФЗ в настоящее время КоАП РФ предусматривает 1 280 составов административных правонарушений для юридических лиц, а также 327 составов, в которых индивидуальные предприниматели выделены как отдельный субъект. Поэтому для целей назначения административного наказания в виде штрафа недостаточно только приравнять социально ориентированные некоммерческие организации и субъекты малого и среднего предпринимательства, относящиеся к категориям микро- и малых предприятий, к индивидуальным предпринимателям. Необходимо предусмотреть и иные правовые механизмы, позволяющие снизить административную нагрузку на указанные выше субъекты. В связи с этим проектируемой статьей 4.1.2 КоАП РФ предлагается ограничить размер подлежащего уплате юридическими лицами - социально ориентированными некоммерческими организациями, а также малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, административного штрафа, предусмотренного санкциями соответствующих статей (частей статей) раздела II КоАП РФ (закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях), размером административного штрафа, который установлен в таких санкциях для индивидуальных предпринимателей, а если для индивидуальных предпринимателей в этих санкциях назначение административного наказания в виде административного штрафа не предусмотрено - размером штрафа, который не может составлять более 1/2 максимального размера и менее 1/2 минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридического лица (при наличии в санкции штрафа для должностного лица - не менее минимального размера штрафа для такого лица).
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Административное приостановление деятельности назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Административное приостановление деятельности назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Статья: О практике исполнения наказания в виде административного приостановления деятельности
(Гусаков С.Ю.)
("Вестник исполнительного производства", 2022, N 1-2)Административное приостановление деятельности является одним из наиболее строгих видов наказания, предусмотренных КоАП РФ, и назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части указанного Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
(Гусаков С.Ю.)
("Вестник исполнительного производства", 2022, N 1-2)Административное приостановление деятельности является одним из наиболее строгих видов наказания, предусмотренных КоАП РФ, и назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части указанного Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Административная ответственность за указанные правонарушения установлена в ч. 2 - 4 ст. 8.42 КоАП РФ, санкции которых предусматривают применение в качестве альтернативного штрафу наказания в виде административного приостановления деятельности за соответствующие нарушения при использовании территорий первого и второго поясов зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Указанный вид наказания относится к числу наиболее существенных по своему правоограничительному эффекту административных наказаний, предусмотренных КоАП РФ, что предполагает его применение в случаях, когда другие виды наказаний не могут обеспечить цели административных наказаний. Административное наказание данного вида назначается судьей и носит срочный характер - назначается на срок до 90 суток.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Административная ответственность за указанные правонарушения установлена в ч. 2 - 4 ст. 8.42 КоАП РФ, санкции которых предусматривают применение в качестве альтернативного штрафу наказания в виде административного приостановления деятельности за соответствующие нарушения при использовании территорий первого и второго поясов зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Указанный вид наказания относится к числу наиболее существенных по своему правоограничительному эффекту административных наказаний, предусмотренных КоАП РФ, что предполагает его применение в случаях, когда другие виды наказаний не могут обеспечить цели административных наказаний. Административное наказание данного вида назначается судьей и носит срочный характер - назначается на срок до 90 суток.