Административное усмотрение
Подборка наиболее важных документов по запросу Административное усмотрение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Прием на работу иностранца с патентом
(КонсультантПлюс, 2025)Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что... ООО... направило в адрес Управления по вопросам миграции... уведомление о заключении трудового договора с гражданином Республики Узбекистан...
(КонсультантПлюс, 2025)Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что... ООО... направило в адрес Управления по вопросам миграции... уведомление о заключении трудового договора с гражданином Республики Узбекистан...
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за обращение контрафактных и недоброкачественных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных БАД
(КонсультантПлюс, 2025)"...административный орган усмотрел объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.33 КоАП РФ, в розничной продаже в магазине, принадлежащем предпринимателю, лекарственного препарата "Фармацевтический антисептический раствор для приготовления лекарственных форм 95%" (МНН: Этанол)... без специального разрешения (лицензии) на фармацевтическую деятельность, в то время как осуществление фармацевтической деятельности в соответствии со статьей 52 Закона N 61-ФЗ подлежит лицензированию.
(КонсультантПлюс, 2025)"...административный орган усмотрел объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.33 КоАП РФ, в розничной продаже в магазине, принадлежащем предпринимателю, лекарственного препарата "Фармацевтический антисептический раствор для приготовления лекарственных форм 95%" (МНН: Этанол)... без специального разрешения (лицензии) на фармацевтическую деятельность, в то время как осуществление фармацевтической деятельности в соответствии со статьей 52 Закона N 61-ФЗ подлежит лицензированию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административное усмотрение
(Сухачевская В.Д.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)"Административное право и процесс", 2024, N 5
(Сухачевская В.Д.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)"Административное право и процесс", 2024, N 5
Статья: Административное усмотрение, вопросы доктрины и проблемы реализации
(Саидов З.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)"Административное право и процесс", 2025, N 3
(Саидов З.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)"Административное право и процесс", 2025, N 3
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2022 года"Как отметил Конституционный Суд, используемое в оспариваемых положениях понятие "сведения о полученных разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов" - и по своему буквальному смыслу, и в системе правового регулирования - не может пониматься иначе как включающее в свой объем актуальные сведения о полученных разрешениях, т.е. с учетом внесенных в них установленным порядком изменений (при наличии таковых). При этом вытекающая из данного положения обязанность представлять в налоговый орган сведения обо всех вносимых в разрешение изменениях - а не только, например, касающихся изменения квоты добычи - призвана, с одной стороны, свести к минимуму какое-либо административное усмотрение налоговых органов и их должностных лиц в вопросе о перечне таких сведений, а с другой стороны, позволить указанным органам дать самостоятельную правовую оценку тому, как внесение каждого из таких изменений влияет на размер фискальной обязанности плательщика сбора.
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Часть 2 статьи 14.32 и примечание 4 к статье 14.31 КоАП РФ (в редакциях, действовавших как до вступления в силу Закона N 70-ФЗ, так и позже) используют сходную терминологию - "минимальный размер административного штрафа" и "максимальный размер административного штрафа" - как элемент для итогового расчета величины административного штрафа, но не для того, чтобы указать на пределы усмотрения административного органа (суда) при назначении штрафа.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Часть 2 статьи 14.32 и примечание 4 к статье 14.31 КоАП РФ (в редакциях, действовавших как до вступления в силу Закона N 70-ФЗ, так и позже) используют сходную терминологию - "минимальный размер административного штрафа" и "максимальный размер административного штрафа" - как элемент для итогового расчета величины административного штрафа, но не для того, чтобы указать на пределы усмотрения административного органа (суда) при назначении штрафа.
Статья: Административное усмотрение при применении мер принуждения органами исполнительной власти
(Головина (Гапон) Ю.П.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)"Административное право и процесс", 2022, N 6
(Головина (Гапон) Ю.П.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)"Административное право и процесс", 2022, N 6
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Обязательные требования имеют общий характер и распространяются на широкий круг контролируемых лиц, применяются к конкретным ситуациям. На практике в силу разнообразия ситуаций, требующих регулятивного вмешательства, абстрактный характер обязательных требований обусловливает неустранимость административного усмотрения должностных лиц при учете существенных объективно обусловленных обстоятельств.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Обязательные требования имеют общий характер и распространяются на широкий круг контролируемых лиц, применяются к конкретным ситуациям. На практике в силу разнообразия ситуаций, требующих регулятивного вмешательства, абстрактный характер обязательных требований обусловливает неустранимость административного усмотрения должностных лиц при учете существенных объективно обусловленных обстоятельств.
Статья: К вопросу о признаках административного усмотрения
(Оносов Ю.В.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)"Российская юстиция", 2021, N 3
(Оносов Ю.В.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)"Российская юстиция", 2021, N 3
Статья: Административное усмотрение - не "свое мнение", а правовое решение!
(Старилов Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)"Административное право и процесс", 2024, N 12
(Старилов Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)"Административное право и процесс", 2024, N 12
Статья: Законность дискреционного административного акта: проблема подконтрольности
(Шерстобоев О.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Современная административно-правовая доктрина отрицает свободное административное усмотрение, т.е. такое усмотрение, которое не подлежит судебному контролю. Выделяются два критерия оценки правомерности таких актов - это законная цель и пределы полномочий. В статье используется метод сравнительного правоведения, анализируются доктрины России, Германии, Франции, Соединенного Королевства. Российская теория административного усмотрения является частью континентальной традиции, об этом свидетельствуют академические работы и отчасти существующая практика. Правда, требуется дальнейшее исследование каждого из критериев, наполнение их содержанием, позволяющим сформулировать единый метод проверки каждого дискреционного административного акта.
(Шерстобоев О.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Современная административно-правовая доктрина отрицает свободное административное усмотрение, т.е. такое усмотрение, которое не подлежит судебному контролю. Выделяются два критерия оценки правомерности таких актов - это законная цель и пределы полномочий. В статье используется метод сравнительного правоведения, анализируются доктрины России, Германии, Франции, Соединенного Королевства. Российская теория административного усмотрения является частью континентальной традиции, об этом свидетельствуют академические работы и отчасти существующая практика. Правда, требуется дальнейшее исследование каждого из критериев, наполнение их содержанием, позволяющим сформулировать единый метод проверки каждого дискреционного административного акта.
Статья: Взгляды В.М. Манохина на развитие институтов административного усмотрения и государственной службы
(Мильшин Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)"Административное право и процесс", 2023, N 11
(Мильшин Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)"Административное право и процесс", 2023, N 11
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<445> Рассуждая о роли Минфина и Правительства РФ на стадии составления проектов бюджетов, некоторые авторы приходят к выводу о наличии в действиях указанных органов высокой степени административного усмотрения. Подробнее об этом см.: Шорин С.А. Управленческая деятельность государства как элемент механизма осуществления бюджетных расходов (финансово-правовой анализ) // Финансовое право. 2019. N 2. С. 42 - 46.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<445> Рассуждая о роли Минфина и Правительства РФ на стадии составления проектов бюджетов, некоторые авторы приходят к выводу о наличии в действиях указанных органов высокой степени административного усмотрения. Подробнее об этом см.: Шорин С.А. Управленческая деятельность государства как элемент механизма осуществления бюджетных расходов (финансово-правовой анализ) // Финансовое право. 2019. N 2. С. 42 - 46.