Административное производство коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Административное производство коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" КоАП РФВ этой связи, непрохождение лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР несмотря на получение в дальнейшем отрицательного ПЦР-теста, являлось правовым основанием для возбуждения в отношении С.Е.НА. производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 09.03.2023 по делу N 66а-390/2023 (УИД 70OS0000-01-2022-000191-31)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
Решение: Отказано.Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что приостановление производства по административному делу (4 месяца 1 день) в связи с эпидемиологической обстановкой, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции - COVID-19, не свидетельствует о допущенном со стороны суда бездействии, не указывает на неэффективность принимаемых судом мер в целях надлежащего рассмотрения дела по существу, поскольку было направлено на реализацию прав лиц, участвующих в деле, на участие в судебном заседании, относится к числу уважительных причин и не может рассматриваться как затягивание судебного разбирательства.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
Решение: Отказано.Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что приостановление производства по административному делу (4 месяца 1 день) в связи с эпидемиологической обстановкой, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции - COVID-19, не свидетельствует о допущенном со стороны суда бездействии, не указывает на неэффективность принимаемых судом мер в целях надлежащего рассмотрения дела по существу, поскольку было направлено на реализацию прав лиц, участвующих в деле, на участие в судебном заседании, относится к числу уважительных причин и не может рассматриваться как затягивание судебного разбирательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ПРОИЗВОДСТВЕ
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ПРОИЗВОДСТВЕ
Статья: О некоторых вопросах, возникающих в связи с рассмотрением судами административных дел о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)<4> Алексеева Е. COVID-19 заслонил палочку Коха // Здоровье. 2020. 22 сентября.
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)<4> Алексеева Е. COVID-19 заслонил палочку Коха // Здоровье. 2020. 22 сентября.
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Вопрос 26: Является ли основанием к отложению рассмотрения дела об административном правонарушении ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью участия в судебном заседании его защитника, к которому применены индивидуальные меры санитарно-эпидемиологического характера, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - индивидуальные меры)?
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Вопрос 26: Является ли основанием к отложению рассмотрения дела об административном правонарушении ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью участия в судебном заседании его защитника, к которому применены индивидуальные меры санитарно-эпидемиологического характера, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - индивидуальные меры)?
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Так, например, по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ подлежат квалификации действия физического лица, прибывшего на территорию Российской Федерации и нарушившего требования по изоляции в домашних условиях (подпункт 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019").
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Так, например, по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ подлежат квалификации действия физического лица, прибывшего на территорию Российской Федерации и нарушившего требования по изоляции в домашних условиях (подпункт 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019").
Статья: Проблемы правовой регламентации порядка привлечения к административной ответственности за нарушение режима повышенной готовности в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Никулин М.И., Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии негативных тенденций в развитии законодательства об административных правонарушениях в условиях противостояния новому глобальному вызову - пандемии COVID-19.
(Никулин М.И., Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии негативных тенденций в развитии законодательства об административных правонарушениях в условиях противостояния новому глобальному вызову - пандемии COVID-19.
Статья: Актуальные вопросы приоритета специальных норм в административно-деликтном и уголовном законах
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2021, N 2)Квалификацию несоблюдения масочного режима по ст. 20.6.1 КоАП некоторые суды <2> обосновывают со ссылкой на Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 <3>, игнорируя тот факт, что в нем приводятся лишь частные случаи нарушений.
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2021, N 2)Квалификацию несоблюдения масочного режима по ст. 20.6.1 КоАП некоторые суды <2> обосновывают со ссылкой на Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 <3>, игнорируя тот факт, что в нем приводятся лишь частные случаи нарушений.
Статья: Процессуальная форма судебного контроля за законностью локальных нормативных правовых актов
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 8)Вместе с тем в ряде случаев дела, связанные с оспариванием локальных нормативных предписаний, рассматриваются судами в порядке гл. 22 КАС РФ по правилам производства по административным делам об оспаривании индивидуальных (ненормативных) актов.
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 8)Вместе с тем в ряде случаев дела, связанные с оспариванием локальных нормативных предписаний, рассматриваются судами в порядке гл. 22 КАС РФ по правилам производства по административным делам об оспаривании индивидуальных (ненормативных) актов.
Статья: Размышления о состоянии современной гражданской процессуальной формы
(Артебякина Н.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 6)Угроза распространения новой коронавирусной инфекции обозначила ряд проблем в части соблюдения судами гражданской процессуальной формы. Рассмотрение гражданских дел весной - в начале лета 2020 г. стало откладываться, производство по делам - приостанавливаться по несуществующим в федеральном законе основаниям <16>, при этом уголовные дела и производства по делам об административных правонарушениях рассматривались и велись "по графику". Введение судебной практикой понятия "дела безотлагательного характера" также вызывает вопросы <17>. Это скорее "правило об отсутствии правил, чем регламент или порядок" <18>. На сегодняшний день (1 марта 2021 г.) уже практически год (начиная со второй половины марта 2020 г.), как "временно ограничен в здание суда доступ граждан, не являющихся участниками процесса" <19>, т.е., по сути, вопреки основополагающим принципам судопроизводства судебные заседания проходят в закрытом режиме; до настоящего времени приостановлен личный прием граждан в судах, документы рекомендовано подавать в электронном виде <20>. Здесь в качестве примера можно привести комичные случаи. Один из соответчиков обратился к суду с просьбой о разъяснении судебного акта - решения Заволжского районного суда г. Ульяновска от 18 января 2021 г. (мотивированное решение изготовлено 25 января 2021 г.) по делу N 2-4287/2020 (2-58/2021), направив соответствующее заявление электронной почтой (в целях его скорейшего получения судом) и продублировав почтовым отправлением. Определением от 8 февраля 2021 г. "о возвращении искового заявления" (вопрос "лоскутных" судебных актов) заявление о разъяснении судебного акта возвращено по причине отсутствия электронной подписи заявителя жалобы; суд пояснил, что документы необходимо подавать через интернет-портал ГАС "Правосудие". При этом все отзывы и возражения в ходе рассмотрения дела, направленные посредством электронной почты, до этого момента этим же судьей по этому же делу принимались. На заявление, полученное чуть позже почтой, суд отреагировал определением об оставлении заявления без движения от 8 февраля 2021 г., указав, что в представленных документах отсутствуют доказательства направления указанного заявления в адрес других лиц, участвующих в деле (хотя закон не устанавливает такой обязанности). Срок, установленный судом для устранения замечаний, - до 24 февраля 2021 г., определение об оставлении заявления без движения от 8 февраля 2021 г. было получено соответчиком 26 февраля 2021 г. Очевидно, что заявление о разъяснении судебного акта к моменту "устранения недостатков" будет уже отправлено назад заявителю. Никаких разъяснений заявитель так и не получил. "Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно" <21>.
(Артебякина Н.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 6)Угроза распространения новой коронавирусной инфекции обозначила ряд проблем в части соблюдения судами гражданской процессуальной формы. Рассмотрение гражданских дел весной - в начале лета 2020 г. стало откладываться, производство по делам - приостанавливаться по несуществующим в федеральном законе основаниям <16>, при этом уголовные дела и производства по делам об административных правонарушениях рассматривались и велись "по графику". Введение судебной практикой понятия "дела безотлагательного характера" также вызывает вопросы <17>. Это скорее "правило об отсутствии правил, чем регламент или порядок" <18>. На сегодняшний день (1 марта 2021 г.) уже практически год (начиная со второй половины марта 2020 г.), как "временно ограничен в здание суда доступ граждан, не являющихся участниками процесса" <19>, т.е., по сути, вопреки основополагающим принципам судопроизводства судебные заседания проходят в закрытом режиме; до настоящего времени приостановлен личный прием граждан в судах, документы рекомендовано подавать в электронном виде <20>. Здесь в качестве примера можно привести комичные случаи. Один из соответчиков обратился к суду с просьбой о разъяснении судебного акта - решения Заволжского районного суда г. Ульяновска от 18 января 2021 г. (мотивированное решение изготовлено 25 января 2021 г.) по делу N 2-4287/2020 (2-58/2021), направив соответствующее заявление электронной почтой (в целях его скорейшего получения судом) и продублировав почтовым отправлением. Определением от 8 февраля 2021 г. "о возвращении искового заявления" (вопрос "лоскутных" судебных актов) заявление о разъяснении судебного акта возвращено по причине отсутствия электронной подписи заявителя жалобы; суд пояснил, что документы необходимо подавать через интернет-портал ГАС "Правосудие". При этом все отзывы и возражения в ходе рассмотрения дела, направленные посредством электронной почты, до этого момента этим же судьей по этому же делу принимались. На заявление, полученное чуть позже почтой, суд отреагировал определением об оставлении заявления без движения от 8 февраля 2021 г., указав, что в представленных документах отсутствуют доказательства направления указанного заявления в адрес других лиц, участвующих в деле (хотя закон не устанавливает такой обязанности). Срок, установленный судом для устранения замечаний, - до 24 февраля 2021 г., определение об оставлении заявления без движения от 8 февраля 2021 г. было получено соответчиком 26 февраля 2021 г. Очевидно, что заявление о разъяснении судебного акта к моменту "устранения недостатков" будет уже отправлено назад заявителю. Никаких разъяснений заявитель так и не получил. "Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно" <21>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Исполнение государственных обязанностей также возможно как на краткий срок (например, участие в работе органов дознания или предварительного следствия в качестве понятого, занятость в суде в качестве эксперта или переводчика, в качестве свидетеля по делу о налоговом правонарушении и т.п.), так и на более длительный (к примеру, призыв на военные сборы, назначение членом избирательной комиссии, участие в работе суда в качестве присяжного заседателя). Представляется очевидным, что приостановление производства по административному делу является целесообразным лишь в том случае, когда срок занятости заранее не известен либо превышает разумный срок, на который может быть отложено судебное разбирательство, поскольку о новом судебном заседании после возобновления производства по административному делу необходимо будет известить лиц, участвующих в деле, заблаговременно (см. комментарий к гл. 9 Кодекса).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Исполнение государственных обязанностей также возможно как на краткий срок (например, участие в работе органов дознания или предварительного следствия в качестве понятого, занятость в суде в качестве эксперта или переводчика, в качестве свидетеля по делу о налоговом правонарушении и т.п.), так и на более длительный (к примеру, призыв на военные сборы, назначение членом избирательной комиссии, участие в работе суда в качестве присяжного заседателя). Представляется очевидным, что приостановление производства по административному делу является целесообразным лишь в том случае, когда срок занятости заранее не известен либо превышает разумный срок, на который может быть отложено судебное разбирательство, поскольку о новом судебном заседании после возобновления производства по административному делу необходимо будет известить лиц, участвующих в деле, заблаговременно (см. комментарий к гл. 9 Кодекса).
Вопрос: Какие предусмотрены основания для отложения рассмотрения дела об административном правонарушении?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ответе на вопрос 26 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), N 3 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021) разъяснено, что при разрешении ходатайства об отложении рассмотрения дела следует принимать во внимание факты недобросовестного пользования участниками производства по делу об административном правонарушении своими процессуальными правами.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ответе на вопрос 26 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), N 3 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021) разъяснено, что при разрешении ходатайства об отложении рассмотрения дела следует принимать во внимание факты недобросовестного пользования участниками производства по делу об административном правонарушении своими процессуальными правами.
Статья: Практика применения коллективных административных исков
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 5)И наконец, четвертым основанием для принятия судом коллективного административного иска к производству является использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 5)И наконец, четвертым основанием для принятия судом коллективного административного иска к производству является использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.
Статья: Перспективы цифровизации юридической функции в сфере ТЭК
(Мартемьянов В.В.)
("Право и бизнес", 2022, N 2)Мартемьянов Вячеслав Валентинович, начальник отдела правового обеспечения административного производства и урегулирования внутригрупповых споров ПАО "ЛУКОЙЛ", кандидат юридических наук.
(Мартемьянов В.В.)
("Право и бизнес", 2022, N 2)Мартемьянов Вячеслав Валентинович, начальник отдела правового обеспечения административного производства и урегулирования внутригрупповых споров ПАО "ЛУКОЙЛ", кандидат юридических наук.
Статья: Судебный приказ в гражданском и административном процессе: некоторые проблемные вопросы
(Ярошенко Т.В.)
("Мировой судья", 2021, N 1)Целью исследования является рассмотрение проблематики приказного производства в гражданском и административном процессе. Для этого целесообразно рассмотреть такие проблемные вопросы, как исторические аспекты развития института приказного производства, определение понятия и сущности судебного приказа, анализ особенностей приказного производства в гражданском и административном процессе (общее и отличия), внесение некоторых предложений по совершенствованию законодательства по исследованным вопросам.
(Ярошенко Т.В.)
("Мировой судья", 2021, N 1)Целью исследования является рассмотрение проблематики приказного производства в гражданском и административном процессе. Для этого целесообразно рассмотреть такие проблемные вопросы, как исторические аспекты развития института приказного производства, определение понятия и сущности судебного приказа, анализ особенностей приказного производства в гражданском и административном процессе (общее и отличия), внесение некоторых предложений по совершенствованию законодательства по исследованным вопросам.
Статья: Виды, характер и дефекты системных связей норм законодательства об административных правонарушениях
(Малахов С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)Региональное законотворчество в административно-деликтной сфере приводит к включению в структуру законодательства об административных правонарушениях норм, которые прямо нарушают целостность института административной ответственности. Так, пункт 1.1 ст. 16.6 КоАП г. Москвы и статья 16.6 КоАП Московской области устанавливают порядок производства по делам об административных правонарушениях для некоторых категорий дел об административных правонарушениях, что прямо противоречит п. 4 ч. 1 ст. 1.3 и п. 2 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ, согласно которым Российская Федерация устанавливает порядок производства по делам об административных правонарушениях, а субъекты Российской Федерации его организовывают <14>.
(Малахов С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)Региональное законотворчество в административно-деликтной сфере приводит к включению в структуру законодательства об административных правонарушениях норм, которые прямо нарушают целостность института административной ответственности. Так, пункт 1.1 ст. 16.6 КоАП г. Москвы и статья 16.6 КоАП Московской области устанавливают порядок производства по делам об административных правонарушениях для некоторых категорий дел об административных правонарушениях, что прямо противоречит п. 4 ч. 1 ст. 1.3 и п. 2 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ, согласно которым Российская Федерация устанавливает порядок производства по делам об административных правонарушениях, а субъекты Российской Федерации его организовывают <14>.